РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика» на 2011-2015 учебный год
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
на 2011-2015 учебный год (+ ТП)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика» на 2011-2015 учебный год | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол №1 от __ августа 2011 года
| СОГЛАСОВАНО на заседании школьного методического объединения протокол №1 от ____августа 2011 года _________ /С.В. Гудовская/ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________Г.В. Витман ____ августа 2011 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
на 2011-2015 учебный год
Составители: Клименкова Е.И - учитель начальных классов, Вейбер Т.В. - учитель начальных классов, Радцева И.Н- учитель начальных классов, Хамчукова Н.В.- учитель начальных классов, |
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Моя математика» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для обучающихся первого уровня обучения составлена на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрированный номер 17785;
- Приказа Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый приказом приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г, регистрационный номер 19707;
- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
- Приказа Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012г.№1060. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый приказом приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373» (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2013г, регистрационный номер 26993;
- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012г № 1067 Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РЙФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», САПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых санитарным врачом РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- Примерной основной образовательной программы НОО;
Примерная программа по математике разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символистического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации(фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- Освоение начальных математических знаний- понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий.
Развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 540 часов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе
( хронологии событий, протяжённость во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.)
- Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета(явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией ». Новый раздел «Работа с информацией » изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Примерная программа по математике позволяет структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 40 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия с числами как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т.е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ребёнка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира. Этому также способствуют разные формы организации обучения (парные, групповые), которые позволяют каждому ученику осваивать нормы конструктивного коллективного сотрудничества. На уроках математики младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, осуществлять поиск решения текстовых задач, проводить анализ информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретают уверенность в при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности.
Содержание примерной программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
Основное содержание примерной программы представлено в двух частях: собственно содержание курса математики начальной школы и основные виды учебной деятельности школьника. Преломление видов деятельности в предметном содержании отражено в тематических планированиях в графе «Характеристика деятельности учащихся».
6. Содержание учебного предмета, курса
Числа и величины (70 ч)
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерения величин; Сравнение и упорядочение однородных величин.
Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Выпускник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять
- последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким
основаниям, объяснять свои действия; - выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия (190 ч)
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами нуль и единица. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Умножение и деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий в вычислениях(перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами (110 ч)
Выпускник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (50 ч)
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.)
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание, называние, установление сходства и различия между ними: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины (40 ч)
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Выпускник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
- Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией (40 ч)
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических выражений с помощью логических связок и слов ( «…и/или…», «…если…, то…», «…верно/неверно, что..», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/ невер
но, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); - составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать
и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
Числа и величины (70 ч) | 22 | 27 | 11 | 10 | ||
Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; Сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Вместимости (литр). времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Доля величин (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная) | Числа. Счет предметов. Порядок следования чисел при счете. Число «нуль». Классы и разряды. Образование многозначных чисел. Запись и чтение чисел от 1 до 1000000. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте, с помощью действий вычитания, деления). Сравнение многозначных чисел. Группировка чисел. Упорядочение чисел. Знаки сравнения. Составление числовых последовательностей. Величины. Различные способы измерения величин. Сравнение и упорядочение величин по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Единица вместимости: литр. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Стоимость. Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Упорядочения величин. Доля величин. Нахождение доли величины. | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам разрядам. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. | ||||
Арифметические действия (190 ч) | 66 | 30 | 43+20 | 61 | ||
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Арифметические действия с числами нуль и единица. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычисления перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Умножение и деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности прикидка результата, вычисления на калькуляторе). | Сложение и вычитание. Сложение. Слагаемые, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулем. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел. Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля. Взаимосвязь сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в пределах ста (и в случаях, сводимых к выполнению действий в пределах ста, в том числе с 0 и 1). Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единиц разряда) больше или меньше данного. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Умножение и деление. Умножение. Множители, произведение. Знак умножения. Таблица умножения. Перестановка множителей в произведении двух чисел. Перестановка и группировка множителей в произведении нескольких чисел. Внетабличное умножение в пределах ста. Умножение на нуль, умножение нуля. Деление. Делимое, делитель, частное. Знак деления. Деление в пределах таблицы умножения. Внетабличное деление в пределах ста. Деление нуля. Деление с остатком, проверка правильности выполнения действия. Связь между умножением и делением, Нахождение неизвестного компонента умножения, деления. Устное умножение и деление в пределах ста (и в случаях сводимых к выполнению действий в пределах ста). Умножение и деление суммы на число. Отношения «больше в… раза», «меньше в … раза». Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное, двузначное, трехзначное число. Числовые выражения. Чтение и запись числового выражения. Скобки. Проверка правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения, относительно вычитания. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений ( алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисления на калькуляторе). | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). Моделировать изученные арифметические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. При записи числового выражения, нахождении значения числового и т.д.). Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения. | ||||
Работа с текстовыми задачами (110 ч) | 20 | 37 | 26 | 27 | ||
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы. Купли продажи и др. скорость, время, путь; (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена товара, количество, общая стоимость). Задачи, на нахождение доли целого и целого по его доле. | Задача. Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Представление текста задачи с помощью таблицы, схемы, диаграммы, краткой записи или другой модели. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач. Использование геометрических образов для решения задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Понятия «увеличить на (в)», «уменьшить на (в)»; сравнение величин. Задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, пройденный путь). Работы (производительность труда, время, объем всей работы). Изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Расчета (цена товара, количество, общая стоимость). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Примеры задач, решаемых разными способами. Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.); задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения. | Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.) Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельному составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса). | ||||
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (50 ч) | 12 | 14 | 12 | 12 | ||
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.) Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. построение окружности с помощью циркуля. Распознавание называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус | Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок. Ломаная (замкнутая и незамкнутая). Угол (прямой, острый, тупой). Многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Выделение фигур на чертеже. Классификация геометрических фигур. Изображение фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника) на нелинованной бумаге и на бумаге в клетку. Построение окружности с помощью циркуля. Использование свойств прямоугольника и квадрата для решения задач. Соотнесение реальных предметов с моделями рассматриваемых геометрических тел. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур Сравнивать геометрические фигуры по форме. | ||||
Геометрические величины (40 ч) | 10 | 13 | 13 | 14 | ||
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерения площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин; фиксирование результатов. Чтение и заполнения таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. | Длина. Отрезка. Периметр. Измерение длины отрезка. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр; соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим. Длина ломаной. Периметр. Измерение и вычисление периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, произвольного многоугольника. Площадь. Представление о площади геометрической фигуры. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар; соотношения между ними. Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры (в том числе с помощью палетки). Вычисление площади прямоугольника, квадрата. Выбор единицы измерения для нахождения длины, периметра, площади геометрической фигуры. Оценка размеров геометрических объектов, расстояний приближённо (на глаз) | Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, размётка) Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять группы) геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений | ||||
Работа с информацией (40 ч) | 2 | 15 | 11 | 12 | ||
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы. Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, линейной, круговой. | проблемы для поиска информации, Формулирование составление простейшего алгоритма (или плана) поиска, отбор источников информации, выбор способа представления результатов. Сбор информации. Поиск информации в математических текстах, содержащих рисунки, таблицы, схемы. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации. Логические выражения, содержащие связки «..и…», «…если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»: чтение, понимание, составление. Проверка истинности утверждения. Упорядочение математических объектов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий. Выявление соотношений между значениями величин в таблице. Заполнения таблицы по тексту, текста по таблице. Диаграмма. Чтение и составление столбчатой диаграммы. Представление информации в таблице, на диаграмме. | Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и др. и самостоятельно); использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации; интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы). Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема, диаграмма и др.). Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей. Строить и объяснять простейшие логические выражения. Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур, числовых выражений и пр., проверять его выполнение для каждого объекта группы. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы | ||||
Резерв (40 ч) |
Тематическое планирование по предмету математика
№ | Содержательные линии | 1 класс (количество часов) | 2 класс (количество часов) | 3 класс (количество часов) | 4 класс (количество часов) | Всего часов |
1 | Числа и величины (70ч) | 22 | 27 | 11 | 10 | 70 |
2 | Арифметические действия (190ч) | 66 | 30 | 43+20 | 61 | 220 |
3 | Работа с текстовыми задачами (110ч) | 20 | 37 | 26 | 27 | 110 |
4 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (50ч) | 12 | 14 | 12 | 12 | 50 |
5 | Геометрические величины (40ч) | 10 | 13 | 13 | 14 | 50 |
6. | Работа с информацией (40ч) | 2 | 15 | 11 | 12 | 40 |
Всего | 132 | 136 | 136 | 136 | 540 |
8.Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) 2. Методические пособия для учителя | Библиотечный фонд |
1. Демонстрационный материал (карточки предметные, таблицы Тематическое планирование по предмету математика ) в соответствии с основными темами программы обучения. 2. Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов | |
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц | |
2. Экспозиционный экран | |
3. Персональный компьютер | |
4. Мультимедийный проектор | |
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1. | Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. "Моя математика" Учебник в 3-х ч. ,1 кл. – М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100») | «Моя математика» | Учебник для 1 класса |
2. | Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. "Моя математика" Учебник в 3-х ч. ,2 кл. – М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100») | «Моя математика» | Учебник для 2 класса |
3. | Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П "Моя математика" Учебник в 3-х ч., 3 кл. – М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100») | «Моя математика» | Учебник для 3 класса |
4. | Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П "Моя математика" Учебник в 3-х ч., 4 кл. – М.: Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100») | «Моя математика» | Учебник для 4 класса |
5. | Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику "Математика", 1-4 кл. – М.: Баласс, 2011. | Самостоятельные и контрольные работы | Пособие по математике |
6. | Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Рабочая тетрадь» к учебнику "Математика", 1 кл. – М.: Баласс, 2011. | Рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика» | Рабочая тетрадь по математике |
7. | С.А. Козлова, В.Н. Гераськин и В. Кузнецова «Дидактический материал», 1-4 кл. – М.: Баласс, 2011 | Дидактический материал | Пособие по математике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмет математика, 4 класс, автор курса И. И. Аргинская
Планирование уроков математики, 4 класс, автор учебника И. И. Аргинская (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа предмета «Математика» 3 класс (УМК "Школа России)
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, С. И. Волковой "Математика"....
Рабочая программа предмета «Математика» 3 класс "Школа России"
Рабочая программа предмета "Математика" для 3 класс УМК "Школа России" соответствует ФГОС. Представлена пояснительная записка и календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа предмета «Математика» 4 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6319059","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 124px; height: 112px; float: left;"}}]] Рабочая программа предмета «Математика»...
Рабочая программа предмета «Математика» для 4-х классов, в параллели 4-А, 4-Б классы на 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка I. Нормативно-правовые документы. Тип программы: образовательная программа общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интелл...
Рабочая программа предмета «Математика» для 3 А класса на 2018-2019 учебный
Пояснительная запискаОбразовательная программа по курсу « Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...