Интересные приёмы быстрого счёта
учебно-методический материал по математике на тему
Данный материал знакомит с упрощенными приёмами арифметических действий, которые может использовать учитель начальных классов на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interesnye_priyomy_bystrogo_schyota.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Интересные приёмы быстрого счёта
на уроках математики в начальной школе
Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Особенно большое значение имеют устные вычисления для сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий.
Существует определенный набор простейших арифметических правил и закономерностей, которые не только нужно знать для устного счета, но и постоянно держать в голове, чтобы в нужный момент оперативно применить самый эффективный алгоритм. Для этого необходимо довести их использование до автоматизма, закрепить в машинальной памяти, чтобы от решения самых простых примеров успешно перейти к более сложным арифметическим действиям.
Вот основные алгоритмы, которые нужно знать, помнить и применять мгновенно, автоматически:
Вычитание 7, 8, 9.
Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть 8 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3.
Например, 24 – 9 = (24 – 10) + 1 = 15
Сложение 7,8, 9.
Чтобы прибавить 9 к любому числу, нужно прибавить к нему 10 и вычесть 1. Чтобы прибавить 8 - нужно прибавить к нему 10 и отнять 2. и т. д.
Например, 56 + 8 = (56 + 10) – 2 = 64
Данные алгоритмы можно использовать при сложении и вычитании двузначных чисел.
Например, 34 + 48 = (34 + 50) – 2 = 8
Вычитание из 100, 1000 и т.д.
Чтобы выполнить вычитание из 100, 1000, можете пользоваться этим простым правилом: Отнимите от 9 все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от 10:
Например, 1000-648
Шаг1: от 9 отнимите 6 = 3
Шаг2: от 9 отнимите 4 = 5
Шаг3: от 10 отнимите 8 = 2
Ответ: 352
Некоторые примеры из таблицы умножения можно легко посчитать, используя пальцы, «природные счеты человека». И это касается не только самых простых произведений, но и, к примеру, умножения на 9.
Умножение на 9.
Кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.
Умножение на 2.
Для умножения на 2 некруглых чисел пробуйте округлять их до ближайших более удобных.
Так 139 · 2 проще считать, если сначала умножить 140 на 2 (140 · 2 = 280), а потом вычесть 1·2 = 2 (именно 1 нужно прибавить к 139, чтобы получить 140).
Итого: 140 · 2- 1·2 = 280 – 2 = 278.
Деление на 2.
В сложных случаях так же пытайтесь округлять числа.
Например, чтобы разделить 198 на 2, нужно сначала разделить 200 (это 198+2) на 2 и отнять 1 (1 мы получили, разделив прибавленные 2 на 2). Итого: 198 : 2 = 200 : 2 – 2 : 2 = 100 - 1= 99.
Умножение на 5
Для умножения на «5» достаточно число умножить на «10» и взять от результата половину.
Например, 36 · 5 = 36 ·10 : 2 = 360 : 2 = 180
Умножение на 9.
Быстро умножить любое число на 9 можно следующим образом: сначала умножьте это число на 10 (просто добавьте ноль в конце), а затем вычтите из результата само число.
Например: 89 · 9=890-89=801.
Умножение на 11.
Закономерность здесь такая:
Например, 53 · 11
Шаг 1 — Складываем две цифры двузначного числа: 5 + 3 = 8
Шаг 2 — Помещаем результат между двумя числами двузначного числа: 583
Если сумма чисел в центре дает результат больше 10, тогда добавляем единицу к первой цифре, а вместо второй цифры пишем сумму цифр умножаемого числа минус 10.
Например: 29 ·11 = 2 (2+9) 9 = 2 (11) 9 = 319.
Умножение чисел от 10 до 20
К одному из чисел прибавляем количество единиц другого, сумму умножаем на 10 и прибавляем произведение единиц чисел.
Например:
15 · 17 = (15 + 7) · 10 + 5 · 7 = 220 + 35 = 255
Умножение на 25.
Умножение на 25 соответствует делению на 4 (с последующим умножением на 100).
Так 120·25 = 120 : 4 ·100=30 ·100=3000.
Умножение однозначного или двузначного числа на 37.
Запомни!
37 · 2 = 74 37 · 3 = 111 37 · 3 = 111
37 · 6 = 37 · 3 · 2 = 111· 2 = 222 37 · 6 = 222
37 · 8 = 37 · (6 + 2) = 222 + 74 = 296 37 · 9 = 333
37 · 18 = 37 · 3 · 6 = 111·6 = 666 37 · 12= 444
37 · 15 = 555 и т.д.
Этот прием поможет быстро возвести в квадрат двузначное число, которое заканчивается на 5.
Например, 85 · 85
Шаг 1 — Умножаем первую цифру первого множителя на первую цифру второго множителя, увеличенную на единицу: 8 · (8 + 1) = 72
Шаг 2 — Дописываем к получившемуся результату число25. Итог - 7225
Умножение двузначного числа на 101
Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение закончено.
Например: 57 · 101 = 5757
Умножение на число, состоящее только из цифр 9
Допустим, нужно умножить 154 на 999 (99, 9999 или любое другое число из девяток). Вычисляем так:
154 · 999 = 154 · (1000 - 1) = 154000 - 154 = 153999 - 153 = 153846
Используя некоторые из этих приемов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении этой школьной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По теме: «Приёмы устного счёта как средство повышения познавательного интереса на уроках математики в начальных классах»
Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению ко...
"Быстрый счёт"
Карточки для проверки навыков счёта для 2 класса....
Интересные приёмы работы с текстом
Данная технология направлена на формирование критического мышления ученика при работе с информацией. Учит активно читать текст, делая пометки. Способствует формированию умения вчитываться, выделять гл...
Задания для школьного этапа математического конкурса "Быстрый счёт" 4 класс
Задания для проведения математического конкурса в школе...
Методическая разработка по математике 2 класс. Урок-путешествие. Закрепление по теме: Приёмы устного счёта в пределах 100
Методическая разработка по математике 2 класс. Урок-путешествие. Закрепление по теме: Приёмы устного счёта в пределах 100...
мастер-класс на тему "Приёмы устного счёта на уроках математики в 1 классе"
Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям, именно с математикой человек встречается каждый день.Устная работ...
Игры - тренажёры для быстрого счёта. Математические настольные игры для первоклассников
Настольные игры – тренажеры для быстрого счёта. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математик...