Урок математики по теме "Проверка сложения вычитанием". 2-й класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
- расширить знания учащихся о приеме проверки сложения вычитанием через знание компонентов сложения;
- учить применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях (решение текстовых задач, задач в стихотворной форме);
- развивать познавательную активность детей, интерес к предмету посредством игры, нестандартных заданий;
- воспитывать активную личность, умеющую работать в коллективе и самостоятельно.
- Оборудование: опорные слова: слагаемое, сумма; проверка; карта этапов урока; сигнальные карточки; карточки с математическими заданиями (примеры и задачи).
Структура урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Разъяснение нового материала.
- Домашнее задание.
- Первичное усвоение нового материала.
- Физ. минутка.
- Выработка умений, навыков в решении стандартных и нестандартных задач.
- Итог урока.
- Закрепление усвоенного материала. Самостоятельная работа.
- Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_po_teme_proverka.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме "Проверка сложения вычитанием". 2-й класс
Тип урока: изучение нового материала.
Учащиеся знают:
- название и последовательность чисел от 1 до 100;
- название компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; внетабличные случаи сложения и вычитания.
Учащиеся умеют:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Задачи:
- расширить знания учащихся о приеме проверки сложения вычитанием через знание компонентов сложения;
- учить применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях (решение текстовых задач, задач в стихотворной форме);
- развивать познавательную активность детей, интерес к предмету посредством игры, нестандартных заданий;
- воспитывать активную личность, умеющую работать в коллективе и самостоятельно.
- Оборудование: опорные слова: слагаемое, сумма; проверка; карта этапов урока; сигнальные карточки; карточки с математическими заданиями (примеры и задачи).
Структура урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Разъяснение нового материала.
- Домашнее задание.
- Первичное усвоение нового материала.
- Физ. минутка.
- Выработка умений, навыков в решении стандартных и нестандартных задач.
- Итог урока.
- Закрепление усвоенного материала. Самостоятельная работа.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические задания и упражнения мы умеем выполнять? (ответы учащихся: решаем задачи, сравниваем, решаем примеры) слайд 1
Ни к чему стоять на месте,
От безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Под таким девизом и проведём этот урок
- У нас урок нового материала.
Слайд 2Тема нашего урока «Проверка сложения вычитанием».
Тему новую будем изучать.
Знайка Математик готов нам рассказать,
Как значения выражений
При сложении проверять. 1 мин
Слайд 3
Задачи урока: научиться проверять сложение вычитанием; будем учиться применять полученные знания при решении примеров и задач; развивать интерес к математике.
- А поможет нам в этом карта Путешествий.
-Начиная с горы Секретов, мы, преодолевая препятствия, должны дойти до страны Математики.
2. Актуализация знаний. Устный счет
Слайд 4 сова
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет!
Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Слайд 5
- На доске зашифровано слово. Расшифруйте его. Для этого вставьте буквы в соответствии с ответами в таблице.
8 | 8 | 5 | 9 | 7 |
х + | е + | п + | с + | у + |
4 | 8 | 9 | 2 | 6 |
13 | 11 | 14 | 16 | 12 |
у | с | п | е | х |
(Один ученик выходит к доске и вставляет буквы в таблицу ответов).
- Какое слово получилось?
-Я желаю вам успеха на уроке в преодолении препятствий.
- Итак, поднимаемся на гору секретов. Слайд 6 гора
Из разных цифр сложили бусы,
А в тех кружках, где чисел нет
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
- Выполнять это задание будет (Кошкаров Денис) на карточке, а остальные работают со мной.
- 50 уменьши на 10.
- 43 увеличь на 7.
- Найди разность чисел 75 и 70.
- Найдите сумму чисел 21 и 20.
- Какое число надо увеличить на 30, чтобы получить 60?
- От какого числа надо отнять 13, чтобы получить 20?
- Назовите самое маленькое двузначное число?
- Назовите предшествующее число 10?
- Назовите последующее число 10?
- Сравните эти 2 числа.
- Используя эти 2 числа, составьте пример на сложение и найдите значение выражения.
- Назовите компоненты сложения.
Слайд 7 Гора Секретов покорена, отправляемся дальше покорять гору Рассуждений 5 мин
3. Разъяснение нового материала.
Слайд 8
- А теперь найдите значение выражения 4+3. щелкнуть
- Чему равно значение выражения? щелкнуть
- Назовите компоненты сложения. щелкнуть
- Используя данные компоненты, составьте примеры на вычитание. щелкнуть
- Чем является число 7 в записи?
- Что такое число 4?
- Что такое число 3?
- Какой вывод можно сделать?
- Ребята, эти два примера на вычитание являются проверочными, к примеру на сложение.
- Опираясь на опорные слова, проговорите правило. Слайд 9 вывод
- Откройте учебник на странице 84 и проверим, верны ли наши выводы.
4. Домашнее задание. Слайд 10
- Аналогичное задание вы будете выполнять дома. Откройте дневники и запишите стр. 84 №2, №3. 1 мин
5. Первичное усвоение нового материала.
- На доске записаны примеры:
39 + 1
60 + 4
23 + 30
60 + 20
- Сейчас, опираясь на правило, объясните решение данных примеров.
(Дети объясняют: 39 + 1 = 40. Выполню проверку. Сложение проверяю вычитанием: из суммы 40 вычту первое слагаемое 39, получаю 1; из суммы 40 вычитаю второе слагаемое 1, получаю 39. Значит, сложение выполнено верно. Аналогично объясняют второй пример.)
3 пример - 1 вариант объясняет второму;
4 пример - 2 вариант объясняет первому.
Слайд 11
- Чему учились на горе Рассуждений?
- Итак, гора Рассуждений покорена. Прикрепляю флажок. 5 мин
слайд12
6. Физ. минутка.
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Слайд 13
7. Выработка умений, навыков при решении стандартных и нестандартных задач.
- Продолжаем работу. Следующая гора – Задач. Открываем учебник на стр. 85 №5.
- Прочитайте про себя задачу.
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Как узнать, сколько мандаринов переложили в пакет?
(Один ребенок выходит к доске и записывает решение без краткой записи, а остальные у себя в тетради).
25-5=20
- Составьте новую задачу, обратную данной.
Сформулируйте условие новой задачи.
- Как узнать, сколько мандаринов осталось в корзине?
- Каким действием?
25-20=5
Составьте новую задачу
- Как узнать, сколько мандаринов было в корзине?
- Каким действием находим?
20+5=25
- Обратите внимание на запись:
25-5=20(м.)
25-20=5(м.)
20+5=25(м.)
- На какое правило выполнено решение?
- Проговорите еще раз это правило.
- Где применяется это правило? При решении выражений и задач 10 мин
Физминутка для глаз слайд 14
- А сейчас, на партах у вас лежат карточки. Ф.И. будут решать задачу на доске, а остальные у себя в тетради. Слайд 15 (У детей, которые решают задачу самостоятельно, я проверяю и ставлю знак «+»). Проверка решенной задачи, записанной на доске.
Девочки посадили 18 деревьев, мальчики 30 берез, а потом ещё 10 тополей. Сколько всего деревьев посадили дети?
- Проверяем решение. (Я читаю текст задачи вслух, а ребята проверяют решение сигнальными карточками).
- Что вы нашли 1 действием?
- Что нашли 2 действием?
- А теперь запишите это решение выражением.
(30 + 10) + 18 = 58(д.)
- Какие компоненты сложения использовали?
- Сколько слагаемых использовали для решения этой задачи?
- А есть еще задачи, в которых бывает 4,5 и более слагаемых.
- Вот послушайте.
1). Как-то раз в лесу густом,
Под березовым кустом,
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай:
5 груздей и 5 волнушек, 5 лисичек, 5 горькушек.
Кто ответить нам готов,
Сколько же всего грибов?
(Дети в это время на досках выполняют решение и показывают).
- Сколько же грибов?
- Как узнали?
Я записываю: 5 + 5 + 5 + 5 = 20
- А вот еще одна:
Как-то раз в лесу густом
Еж построил себе дом
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей,
2зайчонка, 2 лисенка,
3 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть тебе пора.
- Сколько гостей пригласил к себе еж?
- Как узнали?
Я записываю: 2 + 2 + 3 + 2 + 2 = 11
- Обратите внимание на запись
30 + 10 + 18 = 58
5 + 5 + 5 + 5 = 20
2 + 2 + 3 + 2 + 2 = 11
- На нахождение суммы используют несколько слагаемых.
Их может быть 2, 3, 4,.. и т. д.
- Как вы думаете, подойдет изученный нами прием проверки сложения вычитанием для случая из нескольких слагаемых?
- Сейчас попробуем это проверить.
- Итак, составьте новую задачу, обратную данной. Сформулируйте условие новой задачи.
1.Всего было 58 деревьев. Девочки посадили 18 деревьев, мальчики 30 берез. Сколько тополей посадили?
2. Всего было 58 деревьев. Девочки посадили 18 деревьев, мальчики - 10 тополей. Сколько берез посадили мальчики?
1). 58-18-30=10(т.) 2). 58-18-10=30(6.)
- Какой вывод можно сделать?
- Успешно справились и на этой горе Задач. Прикрепляю флажок. 5 мин
слайд 16,17
9. Итог урока.
- Вспомним, какие задачи были поставлены в начале урока?
- Поняли ли вы, что сложение можно проверить действием вычитания?
- Вам интересно было на уроке? 2 мин
10. Закрепление усвоенного материала. Самостоятельная работа.
Слайд18
- Ребята, нам осталось покорить еще одну гору - гору Счета.
- предлагаю выполнить самостоятельно задание выбираете по силам
1 группа.
54 + 4
36 + 4
62 + 5
71 + 4
2 группа.
54 + 4 =.. | 36 + 4 =... | 62 + 5 =... | 71 + 4 =... |
…-…=.. | …-…=… | …-…=… | …-…=… |
…-…=… | …-…=… | ..-…=… | …-..=… |
3 группа.
54 + 4=... | 36 + 4=... | 62 + 5=... | 71 + 4=... |
58-...=... | 40-...=... | 67-...=... | 75-...=... |
58-…=…. | 40-…=… | 67-..=… | 75-…=… |
- Теперь проверим (результат работ на доске). Слайд 19
54 + 4 = 58 | 36 + 4 = 40 | 62 + 5 = 67 | 71 + 4 = 75 |
58 – 4 = 54 | 40 – 4 = 36 | 67 – 5 = 62 | 75 – 4 = 71 |
58 – 54 = 4 | 40 – 36 = 4 | 67 – 62 = 5 | 75 – 71 = 4 |
- Около каждого примера, который вы решили правильно поставьте знак «+».
- Поднимите руки, у кого 4 плюса за примеры.
- Какой прием использовали при решении примеров?
- И эту гору покорили. Прикрепляю флажок. 3 мин
- Вот мы с вами и попали в сказочную страну Математики, удивительно-интересную, с большим количеством тайн и загадок, лабиринтов и труднопроходимых чащоб. И я хочу сказать, что все эти сложные задачи мы с вами успешно раскрыли.
10. Рефлексия. 3 мин оцените себя на горе успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: " Сложение одинаковых чисел" 2 класс
Урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока математики по теме "Сложение трехзначных чисел" 3 класс
Технологическая карта урока математики по теме "Сложение трехзначных чисел" 3 класс...
Презентация к уроку математики по теме "Способ вычитания столбиком" 2 класс ПНШ
Презентация к уроку математики по теме "Способ вычитания столбиком" 2 класс ПНШ...
Урок математики "Знакомство со сложением двузначных чисел", 2 класс
Знакомство со сложением двузначных чисел. Поиск способов определения значения таких сумм. Использование сочетательного закона сложения при сложении двузначных чисел без перехода через разряд....
Конспект урока математики по теме "Сложение двузначных чисел". 3 класс
Конспект урока математики по теме "Сложение двузначных чисел". 4 класс...
Конспект урока математики на тему "Способ вычитания столбиком" ( 2 класс)
УМК: Перспективная начальная школаТип урока: урок «открытия» новых знанийЦель: создание условий для формирования у учащихся умения выполнять письменное вычитание столбиком.Задачи:...
Конспект урока математики, тема: «Алгоритм сложения трехзначных чисел», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка сложения чисел в пределах 1000.Планируемые результатыПредметные: - Знать алгоритм письменного сложения в пределах 1000; - Уметь выполнять сложе...