Урок математики во 2 классе на тему "Обозначение геометрических фигур"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  по УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_29oboznachenie_geometricheskikhfigur.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 29 (1. 25)

Тема: Обозначение геометрических фигур.

Цели:

 1. Учить обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита.

2. Учить узнавать и называть некоторые буквы латинского алфавита.

3. Продолжать работу по классификации геометрических фигур по различным основаниям.

4. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений на основе изучаемых правил.

5. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

6. Продолжать работать над занимательными задачами (высказывания).

Символы:

Н П М

    Этапы урока

                                              Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1.Самоопределение к учебной деятельности.

I I. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Н 1. 2  3. 4.

Здравствуйте, ребята!

- Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

- Сегодня на уроке мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но зато у меня есть знания, которыми я с удовольствием поделюсь с вами.

- Скажите, вам, наверняка, приходилось разгадывать кроссворды. Интересное занятие, не правда ли? Урок мы начнём именно с этого – разгадаем кроссворд.

( А пока мы разгадываем кроссворд Вика и Надя выполнят два интересных задания)- девочки сначала подумайте, в чём смысл вашего задания?  

 А мы приступаем к кроссворду. Слайд 2

1. Что это за фигура: четыре стороны и все равны? (квадрат)

2.  Какой линией можно соединить три точки? (кривой)

3. Как называется линия, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности? (луч)

4. Что получится, если две точки соединить прямой? (отрезок)

5. Объёмный круг – это (шар)

Мы разгадали кроссворд, а девочки выполнили свою работу. Проверим?

Проверка индивидуально работы. Вика. - Я подумала и расставила  числа по буквам. В каком порядке ты Вика расставила числа? А какие это числа? (чётные)

Какое задание выполнила Надя?

Какие у тебя собрались числа? (нечётные)

Девочки оцените свою работу.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты решил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с Надей и Викой учились оценивать свою работу.

МОЛОДЦЫ девочки.

Целеполагание  ВОЗВРАЩАЕМСЯ К КРОССВОРДУ

- Посмотрите внимательно на появившиеся слова.  На слова в задании у девочек.

 Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?  (о геометрических фигурах)

Так кто же поведёт нас в увлекательное путешествие?

-А вы узнали эти геометрические фигуры? А какие фигуры открылись нашим девочкам? Слайд 3-4

-Покажите, какую геометрическую фигуру вы узнали, докажите.

Вызванный ученик выходит к доске показывает геометрическую фигуру, которую узнал и дает ей определение

-Скажите, а какая геометрическая фигура познакомила нас с отрезком, лучом, прямой?  (Они отвечают - точка).

Слайд 5

-Ребята, какие возникли трудности  у нашей точки при общении с гостями?    Когда точка обращается к отрезку, то все отрезки начинают с ней говорить. Когда точка что-то спрашивает у луча, то каждый луч считает, что это говорят с ним. И все лучи начинают говорить.

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках

материалу;

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. – ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. – не бояться собственных ошибок

и участвовать в их обсуждении;

9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

III. Постановка проблемы.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

П. 1. 3. 6

Слайд 6 Задание 1, со стр50.

-Ребята, а мы можем помочь точке? Что нам надо сделать для этого? Давайте все вместе постараемся выделить каким-то образом наши геометрические фигуры, что бы точке было легче общаться. (Дети рассуждают):

-выделить каждую геометрическую фигуру своим цветом; (сколько их?-6)
-пронумеровать;
-дать имена.

Вывод: Молодцы, сколько много советов вы предложили точке в общении с её гостями. Но давайте обратимся к ответу "дать имя”, т.е. обозначить геометрическую фигуру.

Почему точке будет удобней обращаться по имени?

 (Каждый человек имеет свое имя, клички – животные…).

Какие имена мы можем предложить этим геометрическим фигурам?

Можем ли мы их назвать именами людей Маша, Петя и т.д. (Нет, т.к. – это имена людей).

Давайте подумаем, как можно обозначить наши геометрические фигуры?

Дети предлагают свои варианты ответа:

- пронумеровать;
- обозначить словами;
- значками (-, +, =);
- буквами, которые мы знаем и т.д. ….

Вывод:  Молодцы, можно обозначить геометрические фигуры, так как вы предлагали. Но в математике существует общепринятое обозначение – буквенное. Как нам с Вами предлагал Тимофей

3. Постановка цели урока.

Ребята, так чему мы с Вами будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться обозначать геометрические фигуры).

И наша цель? – научиться обозначать геометрические фигуры буквами.

Задачи:

-Узнать с помощью чего обозначают геометрические фигуры.

-Научиться узнавать и называть некоторые буквы латинского алфавита.

-Учиться решать геометрические задачи и примеры.

Что мы составили сейчас? – составили план. (Какое умение формировали?)- умение планировать свою работу.

4. Первичное закрепление нового материала.

Слайд 7

Посмотрите внимательно, что перед вами? Придумайте задание к этой страничке. Можно разбить на группы. (Буквы русского алфавита, английские, римские цифры)

 Раз, два, три, четыре, пять

Вышли точки погулять.

Много их, посмотри: один, два, три ...

Как их нам различать?

Каждой " имя" надо дать.

Слайд 8. (Точки на доске)- дети выходят и обозначают

Слайд 9. Точки на чертеже обозначаются заглавными латинскими буквами: A  B  C   D  E  .  

Слайд 10. Чтобы назвать отрезок, обозначают две точки - его концы. Отрезок AB,  OM .

В многоугольнике обозначают буквами его вершины и называют  квадрат ABCD ,   треугольник ВАС. 

Давайте убедимся, верно ли мы с Вами раскрыли нашу проблему?

Работа в парах. Подвиньтесь поближе, посовещайтесь.

1. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке. СТР. 50

- Как будем работать с таким текстом? (по частям). Давайте, ребята, прочитаем и убедимся в правильности своего выбора.

Знакомы ли Вам эти буквы, которыми обозначены эти геометрические фигуры?

-Предположите их название.

-Проверьте себя.

Вывод: Буквы, которыми мы будем обозначать геометрические фигуры, являются буквами латинского алфавита. А для простоты работы, нам с Вами надо  познакомиться с некоторыми из них.

Слайд 11

(На доске (на экране) ученикам представлена часть латинского алфавита, они вместе с учителем обсуждают правописание печатных букв и их чтение)

Регулятивные

Развиваем умения

1– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

III. Первичное закрепление во внешней речи..

 П  2. 3.  

1.Задание № 2, с. 50 (Фронтально: чтение латинских букв, называние отрезков и фигур).

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем (имитация движения с согнутыми руками)

По тропинкам, по дорожкам.

Видим поле, видим лес, (смотрим из-под руки в разные стороны)

Видим сосны до небес. (тянемся вверх с поднятыми руками)

СЛАЙД 12

  2.Вот волшебный дом.

Много фигур в нём.

Какие фигуры ты заметил, расскажи.

Сколько четырёхугольников

И треугольников, покажи.

У вас на столе у каждого есть  листочек с таким заданием (кто – то пошалил и ваш рисунок отличается от рисунка на доске) В чём разница?

Молодцы, дорисуйте окошко и посчитайте сколько треугольников и четырёхугольников?- Запишите в рамочки.

-Из каких фигур состоит крыша? Треугольник, четырёхугольник. А стены?

-_Ребята, давайте обозначим треугольник (т. е.дадим ему имя)- АБС, четырёхугольник СБДО.

3. Самостоятельная работа и самопроверка.

Коллективная работа учеников.

Запишем в клеточках имена наших геометрических фигур. (Дети работают на листочках).

Наша гостья «Точка» предлагает вам задание:

1.Начерти отрезок, длина которого на 4 см больше длины отрезка АС.

А что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание? (Правильно измерить и …)

Запишем пример. А чтобы начертить отрезок, что нужно сделать? (Верно, поставить точку)- чертят.

V. Включение в систему знаний и повторение.

Н 1. 2. 3.

Итак, первую часть плана выполнили.

3. Следующие задание - это задачи.

Наши гостье «Точке» интересно вы их решать умеете?

А вы умеете, ребята, решать задачи?

А что нужно сделать, чтобы решить задачу?

Разъяснение задания, работа по плану:

1.Читаем задачу

2.Заполняем схему

3.Анализируем

4.Составляем выражения и записываем действия.

Задача №3а, б с. 51 Слайд 14

Слайд 13- схема задач выберите схему к задаче 3-а и решите её.

Индивидуально и у доски (2-3 ученика) выполняют задание.

Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно решить задачу?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты решил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

  3

1.  - Ребята, вам понравилось работать с геометрическими фигурами?

Ребята, что необходимо предложить точке, чтобы не было шума, каждый гость говорил, когда к нему обращаются, слушал других?

-Нужно обозначить, каждую геометрическую фигуру, с помощью букв латинского алфавита.

Ребята, нашей точке пора возвращаться.

2. Слайд 14- Перед нею и нами три дороги.  

Одна дорога – прямая, другая луч, а третья отрезок. До замка нужно идти по самой короткой дороге, в конце нее  находится её дворец.

- Ребята, какую дорогу выбрать?

 (обсуждение - доказательство)

По прямой, по прямой всегда быстрее.

Нет, прямая не имеет ни начала, ни конца, можно идти бесконечно в обе стороны  и никуда не прийти.

Ну, тогда по лучу, вот его начало.

Опять вы ошиблись. Луч имеет начало, а конца, как прямая,  не имеет.

Тогда остается отрезок.

 - Правильно, отрезок. Вот его начало, а в конце стоит замок  (повернуть изображение фигур отрезком в сторону замка).  Идемте, скорее.

В каком же замке живёт наша «Точка»? Слайд 15

-А что же такое геометрия?

- Геометрия - это очень увлекательная наука. Из  геометрических фигур можно создавать различные предметы, картины. Я, например, придумала вот такую гусеницу.  Слайд 16

- А что сможете вы?  

- Дома вы попробуете придумать свои рисунки.

- Если внимательно присмотреться, геометрические фигуры можно обнаружить повсюду. По дороге из школы, дома,  в магазине попробуйте  их отыскать.  

            Разнообразие формы и цвета
           Нам подарила родная планета.
           А геометрия - это
           Наука о форме предмета.

- Надеюсь, вам сегодня было интересно, и приобретённые умения пригодятся вам в дальнейшем не только на уроках математики, но и в жизни.

Чтобы оценить свою работу на уроке я вам предлагаю поиграть в игру «Светофор». Слайд 17

- А какие цвета есть у светофора?

Зелёный цвет  - можно двигаться дальше.

Жёлтый цвет – приготовиться к движению.

Красный цвет – дороги нет. Тогда приготовьте три карандаша.

-Кому всё ясно и понятно берём зелёный карандаш (раскрашиваем)

-Кому лишь кое-что неясно возьмите жёлтый карандаш

-Кому придётся потрудиться возьмите красный карандаш.

Подумайте, а кто из вас больше всех давал правильные ответы?

Мне хотелось бы отметить работу на уроке … (выставляю отметки)

VI.  Домашняя работа (включающая инвариант и вариант).

1.Задания № 4, Вычислить удобным способом.

2.Попробуйте придумать свои рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики тема «Обобщение знаний о геометрических фигурах» 2класс

Урок математики во 2 классе по УМК "Планета знаний" содержит презинтацию....

урок технологии 1 класс "Мозаика из геометрических фигур"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти по новым образовательным стандартам с учетом формирования УУД...

Презентация к уроку математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. "

Презентация к уроку  математики на тему "Правила обозначения геометрических фигур буквами. " ™На данном уроке подробно рассмотрены правила обозначения геометрических фигур буквами. Учащимся ...

Из серии уроков по математике по теме "Пространственные отношения. Геометрические фигуры ".2 класс

В серию уроков входят разработки 3 уроков по темам: 1.Углы.Виды углов.                                    ...

Техкарта урока математики 3 класс Тема: Площадь. Сравнение фигур по площади

Техкарта урока математики 3 класс Тема: Площадь. Сравнение фигур по площади...

«Открытый» урок математики на тему: «Величины и геометрические фигуры» в 3 классе

Задачи:- обучающие: 1.  Формировать представления о плоских геометрических фигурах как части плоскости и обучать видеть внут-реннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади). 2. Продолжить рабо...