Занимательная математика
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Дах Екатерина Николаевна

"Занимательная математика". Занятие по математике в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matem-ka_4_kl_2011.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

"Занимательная математика"

для учащихся 4 класса

Учитель: Дах Екатерина Николаевна

Тема: «Занимательная математика».

Цели:

- формирование интереса учащихся к предмету;

- развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие);

- воспитание культуры личности.

Задачи:

- способствовать поиску новой информации;

- стимулировать интерес учащихся через решение нестандартных задач, математических фокусов;

- создать сплоченный коллектив.

Оборудование: доска с начерченной таблицей, карточки с нарисованными четырехугольниками, карточки с ребусами, карточки с заданиями на смекалку.

Форма: игровая

Этапы:

 1. Подготовительный.

 2. Игровой.

 3. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Приветствие

   С древних времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.

   Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.

  Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам особый мир чисел и цифр; она поможет вам проверить в свои силы и никогда не останавливаться на достигнутом.

II. Театрализованная сказка «Родственники» (Полезная сказка о геометрических фигурах).

  Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.

 

 Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:

 – Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны, углы прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один на другой точь-в-точь накладываются. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравнятся. Захочу перегнуться по любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются, Красивее меня нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите меня, то большим, то маленьким: я по размеру сторон могу быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.

 – Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.

 – А зовут меня просто … Назовите эту фигуру, ребята? (Квадрат)

    Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и хорошей компании не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.

 – Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, – думал Квадрат, – Ведь он на меня должен быть чем-то похож. Однажды он встречает на пути вот такую фигуру.

   Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И спросил он тогда:  как зовут тебя, приятель?

– Называют меня… Назовите, ребята, вторую фигуру?  (Прямоугольник)

 – А мы не родственники ли с тобой? – продолжал спрашивать Квадрат.

 – Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по отношению моих смежных сторон я могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре неизменных признака, значит, мы с тобой из одного рода и у нас имеется общее название, – отвечает Прямоугольник.

  Стали они искать и обнаружили эти признаки сходства.

 – Какие признаки сходства у квадрата и прямоугольника, ребята? Какое общее название у этих фигур?

    Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга, Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе и веселиться, вместе по белу свету шагать.

   Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой.

   

   Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и с облегчением говорит:

 – Долго я искала представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас встретила, разыскала своих родственников.

 – А зовут тебя как? – с удивлением спросили новую фигуру.

 – Зовут меня… Как же называют эту фигуру, ребята? (Трапеция)

 – Но как ты докажешь, что мы родственники?

 – Очень просто. Мы все имеем общие признаки. (Ребята, назовите  признаки, по которым эти фигуры имеют сходство)

   Так встретились и стали вместе жить  три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом – четырехугольники.

Есть другие родственники четырёхугольников –

  • параллелограмм (стороны попарно параллельны),
  • ромб (стороны равны)
  • дельтоид (2 пары смежных сторон равны)

Четырёхугольники бывают:

  • скрещенные
  • вогнутые
  • выпуклые

III. Соревнование «Математические гонки»

1. Ребусы

  Каждая команда получает  поочередно три ребуса.  На разгадку каждого ребуса дается 2 минуты. За каждый правильно разгаданный ребус, команда получает по 1 очку.

1-я команда                                                      2-я команда

 минус                                                                 точка        

 10                                                                        64

 задача                                                                 знак

2. Загадки

   Ведущий зачитывает загадки обеим командам. Та команда, которая первая поднимет руку и даст правильный ответ получает 1 очко.

На лестнице-стремянке

 Развешаны баранки.

 Щелк да щелк – пять на пять –

 Так мы учимся считать. (Счеты)

Белка с рынка возвращалась

И с лисою повстречалась.

– Что ты, белочка, несешь? –

Задала лиса вопрос.

– Я несу своим детишкам

Два ореха и три шишки.

Ты, лиса, мне подскажи:

Сколько будет два плюс три?

Лиса быстро сосчитала,

Ровно десять насчитала.

Ах ты, рыжая плутовка,

Обманула белку ловко!

Вы, ребята ей не верьте

И ответ ее проверьте. (Пять)

Отгадайте-ка, ребятки,

 Что за цифра-акробатка?

 Если на голову встанет

 Ровно на три больше станет. (Шесть)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.(Цифры)

Пять котят песок копают,

Три на солнце загорают,

Два купаются в золе.

Сколько всех? Скажите мне. (Десять)

Восемь пар танцуют польку,

А всех танцоров сколько? (Шестнадцать)

Число, получаемое при сложении. (Сумма)

   3. Математический фокус «Чудесная таблица». С помощью этой чудесной таблицы, я могу узнать любое число, задуманное вами. Но задуманное число не должно быть более 31.

   Итак, каждый задумайте число. Посмотрите внимательно на эту таблицу и заметьте, в каких из пяти столбцов находится задуманное число. Скажите мне об этом. Предположим, число находится в первом, третьем и пятом столбцах. Значит, задуманное число 21.

                I       II       III    IV    V

                3            3         5         9          17

                5            6         6        10          18

                7            7            7        11          19

9             10           12        12          20

11            11           13        13          21

13            14           14        14          22

15            15           15        15          23

17            18           20        24          24

19            19           21        25          25

21             22           22        26          26

23             23           23        27          27

25             26           28        28          28

27             27           29        29          29

29             30           30        30          30

31             31           31        31          31

   

     4. Игра «Кто больше?»  Цифры в пословицах и поговорках.

Один

 + Один за всех и все за одного.

 + Один в поле не воин.

 + В страду одна забота – не стояла бы работа.

 + От великого до смешного – один шаг.

Два

 + За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

 + Два сапога – пара.

 + Одна голова – хорошо, а две лучше.

 + Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.

 + Убить двух зайцев.

Три

+  Бог любит троицу.

 + У мужика в августе три заботы – и косить, и пахать, и сеять.

 + Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

 + Из третьих рук.

 + Обещанного три года ждут.

Четыре

+ Изба без четырех углов не ставится.

 + Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

 + Жить в четырех стенах.

Пять

 + Знать, как свои пять пальцев.

 + Рассказывать с пятого на десятое.

 + Быть как пятое колесо в телеге.

Шесть

 + Шесть дён лайся, седьмой кайся.

 + Беда шестериком правит.

Семь

 + Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 + Семеро одного не ждут.

 + У беспокойной хозяйки семь пятниц на неделе.

 + Тайна за семью печатями.

 + Семеро с ложкой один с плошкой.

Восемь

 + Весна да осень – на дню погод восемь.

 + Восьмое чудо света.

Девять

 + За тридевять земель, в тридевятом царстве.

 + Девятый вал.

Десять

 + В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

 + Не трусливого десятка.

 + Рассказывать с пятого на десятое.

   Первой начинает команда, у которой меньше очков. Это команда… Побеждает та команда, которая назовет последней поговорку или пословицу. Команда победитель получает – 3  балла.

IV. Подведение итогов

   -  Наши конкурсы подошли к концу. Сейчас мы попросим жюри подвести итоги и назвать команду победителя. Слово предоставляется жюри. (Все участники награждаются сладкими призами)

 – Вы были эмоциональны, быстры и сообразительны. Надеемся, что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...