Занимательная математика
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему
"Занимательная математика". Занятие по математике в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matem-ka_4_kl_2011.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
"Занимательная математика"
для учащихся 4 класса
Учитель: Дах Екатерина Николаевна
Тема: «Занимательная математика».
Цели:
- формирование интереса учащихся к предмету;
- развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие);
- воспитание культуры личности.
Задачи:
- способствовать поиску новой информации;
- стимулировать интерес учащихся через решение нестандартных задач, математических фокусов;
- создать сплоченный коллектив.
Оборудование: доска с начерченной таблицей, карточки с нарисованными четырехугольниками, карточки с ребусами, карточки с заданиями на смекалку.
Форма: игровая
Этапы:
1. Подготовительный.
2. Игровой.
3. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Приветствие
С древних времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.
Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам особый мир чисел и цифр; она поможет вам проверить в свои силы и никогда не останавливаться на достигнутом.
II. Театрализованная сказка «Родственники» (Полезная сказка о геометрических фигурах).
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:
– Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны, углы прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один на другой точь-в-точь накладываются. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравнятся. Захочу перегнуться по любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются, Красивее меня нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите меня, то большим, то маленьким: я по размеру сторон могу быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.
– Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные.
– А зовут меня просто … Назовите эту фигуру, ребята? (Квадрат)
Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и хорошей компании не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.
– Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, – думал Квадрат, – Ведь он на меня должен быть чем-то похож. Однажды он встречает на пути вот такую фигуру.
Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И спросил он тогда: как зовут тебя, приятель?
– Называют меня… Назовите, ребята, вторую фигуру? (Прямоугольник)
– А мы не родственники ли с тобой? – продолжал спрашивать Квадрат.
– Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по отношению моих смежных сторон я могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре неизменных признака, значит, мы с тобой из одного рода и у нас имеется общее название, – отвечает Прямоугольник.
Стали они искать и обнаружили эти признаки сходства.
– Какие признаки сходства у квадрата и прямоугольника, ребята? Какое общее название у этих фигур?
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга, Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе и веселиться, вместе по белу свету шагать.
Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой.
Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и с облегчением говорит:
– Долго я искала представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас встретила, разыскала своих родственников.
– А зовут тебя как? – с удивлением спросили новую фигуру.
– Зовут меня… Как же называют эту фигуру, ребята? (Трапеция)
– Но как ты докажешь, что мы родственники?
– Очень просто. Мы все имеем общие признаки. (Ребята, назовите признаки, по которым эти фигуры имеют сходство)
Так встретились и стали вместе жить три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом – четырехугольники.
Есть другие родственники четырёхугольников –
- параллелограмм (стороны попарно параллельны),
- ромб (стороны равны)
- дельтоид (2 пары смежных сторон равны)
Четырёхугольники бывают:
III. Соревнование «Математические гонки»
1. Ребусы
Каждая команда получает поочередно три ребуса. На разгадку каждого ребуса дается 2 минуты. За каждый правильно разгаданный ребус, команда получает по 1 очку.
1-я команда 2-я команда
минус точка
10 64
задача знак
2. Загадки
Ведущий зачитывает загадки обеим командам. Та команда, которая первая поднимет руку и даст правильный ответ получает 1 очко.
На лестнице-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк – пять на пять –
Так мы учимся считать. (Счеты)
Белка с рынка возвращалась
И с лисою повстречалась.
– Что ты, белочка, несешь? –
Задала лиса вопрос.
– Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки.
Ты, лиса, мне подскажи:
Сколько будет два плюс три?
Лиса быстро сосчитала,
Ровно десять насчитала.
Ах ты, рыжая плутовка,
Обманула белку ловко!
Вы, ребята ей не верьте
И ответ ее проверьте. (Пять)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет
Ровно на три больше станет. (Шесть)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.(Цифры)
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне. (Десять)
Восемь пар танцуют польку,
А всех танцоров сколько? (Шестнадцать)
Число, получаемое при сложении. (Сумма)
3. Математический фокус «Чудесная таблица». С помощью этой чудесной таблицы, я могу узнать любое число, задуманное вами. Но задуманное число не должно быть более 31.
Итак, каждый задумайте число. Посмотрите внимательно на эту таблицу и заметьте, в каких из пяти столбцов находится задуманное число. Скажите мне об этом. Предположим, число находится в первом, третьем и пятом столбцах. Значит, задуманное число 21.
I II III IV V
3 3 5 9 17
5 6 6 10 18
7 7 7 11 19
9 10 12 12 20
11 11 13 13 21
13 14 14 14 22
15 15 15 15 23
17 18 20 24 24
19 19 21 25 25
21 22 22 26 26
23 23 23 27 27
25 26 28 28 28
27 27 29 29 29
29 30 30 30 30
31 31 31 31 31
4. Игра «Кто больше?» Цифры в пословицах и поговорках.
Один
+ Один за всех и все за одного.
+ Один в поле не воин.
+ В страду одна забота – не стояла бы работа.
+ От великого до смешного – один шаг.
Два
+ За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
+ Два сапога – пара.
+ Одна голова – хорошо, а две лучше.
+ Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.
+ Убить двух зайцев.
Три
+ Бог любит троицу.
+ У мужика в августе три заботы – и косить, и пахать, и сеять.
+ Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
+ Из третьих рук.
+ Обещанного три года ждут.
Четыре
+ Изба без четырех углов не ставится.
+ Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
+ Жить в четырех стенах.
Пять
+ Знать, как свои пять пальцев.
+ Рассказывать с пятого на десятое.
+ Быть как пятое колесо в телеге.
Шесть
+ Шесть дён лайся, седьмой кайся.
+ Беда шестериком правит.
Семь
+ Семь раз отмерь, один раз отрежь.
+ Семеро одного не ждут.
+ У беспокойной хозяйки семь пятниц на неделе.
+ Тайна за семью печатями.
+ Семеро с ложкой один с плошкой.
Восемь
+ Весна да осень – на дню погод восемь.
+ Восьмое чудо света.
Девять
+ За тридевять земель, в тридевятом царстве.
+ Девятый вал.
Десять
+ В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
+ Не трусливого десятка.
+ Рассказывать с пятого на десятое.
Первой начинает команда, у которой меньше очков. Это команда… Побеждает та команда, которая назовет последней поговорку или пословицу. Команда победитель получает – 3 балла.
IV. Подведение итогов
- Наши конкурсы подошли к концу. Сейчас мы попросим жюри подвести итоги и назвать команду победителя. Слово предоставляется жюри. (Все участники награждаются сладкими призами)
– Вы были эмоциональны, быстры и сообразительны. Надеемся, что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...