Нравственное воспитание учащихся в процессе решения арифметических задач.
учебно-методический материал по математике на тему

Арапова Любовь Николаевна

Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны. Нравственное воспитание может и должно осуществляться на каждом уроке, математика не является исключением. В данном материале показано как можно, решая задачи, одновременно воспитывать детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание учащихся в процессе решения арифметических задач.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 г. Пушкино Московской области  Арапова Л.Н.

   Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.

   С целью воспитательной направленности эти задачи группируются следующим образом:

  - задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность, уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам, к людям труда;

  - задачи, отражающие достижения науки, технике, освоения космоса, трудовую жизнь людей и подготовку к ней подрастающего поколения;

  - задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты;

  - задачи, прививающие интерес к спорту и воспитывающие волевые качества;

  - задачи о связи обучения с жизнью, участии в общественных мероприятиях.

   В целях воспитания нравственных качеств можно использовать краткую беседу с целью разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задачи по определенной теме, связанной с жизнью; внеклассную работу по математике, предусматривающую развитие творческих способностей учащихся.

   Рассмотрим, например, как во время краткой беседы по усвоению содержания текстовых задач можно воспитывать у детей доброжелательное отношение к труду.  Задачи типа: По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать… - является основой для психологической подготовки детей к труду, помогают понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом. «Трудом – корень нравственности, - писал В. Сухомлинский. – Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива школьников красной нитью проходило уважение к труду, к людям труда, только на этой основе может утвердиться уважение к самому себе».

   Решая задачи о сельсхозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почв. Им прививаются уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.

   Во время решения таких задач в течение двух-трех минут можно провести беседу о хлебе:

   То, что у тебя и других есть сегодня хлеб, - результат усилий многих людей. Нелегок труд владельца. Всем каверзам и капризам природы поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросает где попало недоеденный кусок Так нужно поступать всем. Учитесь ценить труд хлебороба. Ведь только благодаря их нелегкому труду вечное зернышко, пройдя длинный путь, превращается в хлеб. Берегите хлеб!

   Такие эмоциональные слова надолго запоминаются. В. Сухомлинский говорил, слова патриотизм, Родина, гражданин связываются в его представлении с тремя этими понятиями:  народ, труд, хлеб. Это есть три могучих корня гражданственности.

   С интересом учащиеся решают задачи, в которых говорится об учении и полезных   своих сверстников, например задачи об оказании помощи ветеранам войны и труда; о лекарственных трав, металлолома и макулатуры.

«Школьники собрали 56 кг макулатуры в первый день, а во второй на 10 кг больше. Сколько кг макулатуры собрали школьники за два дня?»

   Нашу страну называют лесной державой и тем не менее следует разумно использовать ее богатства. Представьте, сколько необходимо древесины, чтобы изготовить столько бумаги. Потому мы должны принимать активное участие в сборе макулатуры. Этим можем сохранить огромные площади древесных насаждений.

   На одном из уроков, где дети учатся решать задачи на время с помощью часов и календаря, учитель постарается также у учеников чувство гордости за свою Родину, имеющую большие достижения в освоении космического пространства. Перед тем как предложить для решать задачу, неплохо провести беседу:

   Сейчас вы решите задачу на время. Время не стоит на месте. Бегут секунды и минуты, идут годы, проходят столетия, и в каждый промежуток времени что – то совершается. Время остановить нельзя. Среди прошедших лет, дней, часов, минут есть такие, которые навсегда остаются в памяти человечества, народ их помнит и передает память о них из поколения в поколение. Такие события называют историческими, важными для мира. Это событие произошло в 1961 г.: 12 апреля Юрий Гагарин первым поднялся в космос и облетел Землю за 108 минут. Когда по радио объявили, что Ю. Гагарин в космосе, мир на мгновение замер. Человечество рукоплескало России. Все 180 минут, в течение которых Гагарин летал в космосе, были минутами напряженного ожидания, волнения. Время словно остановилось! Но вот радио сообщило, что Ю. Гагарин благополучно приземлился. Радости и восторгу людей не было предела (демонстрируются слайды). Совершенно незнакомые друг другу люди целовались, обнимались и рукоплескали. Рукоплескали смелому человеку, ученым, конструкторам, рабочим и инженерам, обеспечившим первый полет человека в космос. Эти незабываемые 108 минут явились началом новой эры развития человечества. Они продемонстрировали силу и мощь Российского государства.

   Сообщение заняло 2 минуты, но оно помогло учащимся представить себе эти 108 минут в жизни летчика – космонавта, в жизни нашего народа, лучше осознать историческое значение первого космического полета, открывшего человечеству путь в космическое пространство, оно наполнило сердца школьников гордостью за свое Отечество.  Содержание такой беседы не может оставить ребенка равнодушным. Насыщенная богатым материалом, сопровождаемая показам слайдов, беседа становится мудрым помощником учителя в воспитании детей.

   В настоящее время в условиях экологического кризиса острой является проблема охрана природы. Поэтому важна воспитательная работа по формированию у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней.

   Опытные учителя предлагают учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям, в которых говорится о бережном отношении к животному и растительному миру. Они способствуют не только осознанию хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Кроме того, позволяют ученику в большей степени, чем в готовой задаче, проявлять самостоятельность мышления. Активизируя самостоятельною деятельность учащихся, учитель ориентирует их на составление задач по тематике, связанной с профессией их родителей, с материалами из местных газет. Естественно, что в составлении таких задач дома учащимся оказывают помощь родители, участвующие таким образом в процессе нравственного воспитания детей.

   Приемы, которые можно использовать, чтобы помочь учащимся составить задачи, разнообразны: Это и беседы на соответствующие темы, самостоятельный сбор материала, беседы с родителями об особенности их профессии, экскурсии, посещение выставок и т.д.

   Однако таких задач, направленных на воспитание нравственных качеств школьников, в учебниках математики для начальных классов недостаточно, поэтому я на основе опыта разработали систему направленных на воспитание задач и тексты бесед, которые можно использовать в практической деятельности.

   Воспитание гордости за свою Родину.

Задача. Площадь США 10 млн. км, а площадь России – на 10 млн. км больше. Какова площадь России?

   Беседа. Россия – это страна огромных лесов, необъятных лугов и степей, прозрачных рек и озер. Каждый россиянин любит свою родину. Многие поэты и писатели выражали эту любовь в стихах.

   Россия – удивительная страна. На ее долю выпало много испытаний: 300 лет она была под монголо – татарским игом, в 1812г. Воевала с Наполеном, тысячу четыреста восемнадцать дней вела битву с фашистами в ВОВ. Каждый раз враги опустошали страну, но она, несмотря ни на что, поднималась из руин.

   И сейчас мы должны верить в свою страну, в её народ и в самих себя. Мы можем и должны сделать нашу Родину богатой и процветающей.

Задача. Население России 148 млн. человек, а в Японии – на 26 млн. человек меньше. Сколько человек проживает в Японии?                                                                

   Беседа. – Люди каких национальностей и каких народностей, кроме русских, живут в России? (Буряты, чуваши, украинцы, татары и др.).

    - Да, перечислить людей всех национальностей трудно, ведь в России проживает около 100 наций и народностей. Они корнями связаны с русскими землями и с многовековой историей России. Без них не было бы того пути, который прошла Россия от далеких времен до наших дней.

   История России начинается с Киевской Руси – первого русского государства. Оно сложилось в IX в. на землях, где издавна жили славяне. Часто пытались завоевать поработить Русь, но народ всегда вставал на её защиту. Рядом с русскими были украинцы, белорусы, чуваши. И сейчас мы все должны встать на борьбу с разрухой, потому что только общими усилиями сможем вывести Россию из нищеты, сделать ее цветущей и богатой!

   Воспитание уважения к историческому и культурному наследию Родины.

Задача. В 1037 г. в Киеве князь Ярослав Мудрый основал первую библиотеку. Сколько лет существует библиотека?

   Беседа. Сейчас есть библиотеки домашние, школьные, городские, сельские, библиотеки при заводах, институтах. В библиотеке есть редкие книги, которых нигде не найдешь. Книгами могут пользоваться тысячи человек.

   В Москве находится самая большая библиотека в нашей стране – библиотека Российской академии наук, бывшая библиотека им. В.И.Ленина. В ней собраны практически все выпущенные на разных языках научные труды и очень редкие книги.

   А когда – то на Руси не было ни  одной библиотеки. Книги были очень дороги и редки, так как писались от руки и их могли иметь только богатые люди.

   Князь Ярослав Мудрый, предвидя огромную роль книгу в жизни людей, собирал их для первой библиотеки по всей Руси. Он не зря получил прозвище – Мудрый.

Задача. А.П.Чехов родился в 1860 году, а умер в 1904 году. Сколько лет прожил великий писатель?

   Беседа. Вы помните историю, которая произошла с Каштанкой? Рассказ написал А.П. Чехов. Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их – « Антоша Чехонте». Сначала он писал только юмористические произведения. Писал кратко, несколькими словами умел сказать о многом.

   Сегодня в России Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцен театров, экранизируются, а книги издаются почти на всех языках народов мира.

   Об этом мы с вами можем говорить с удвоенной гордостью, ведь Антон Павлович – наш земляк, он, как вы знаете. Родился в Таганроге.

Задача. М.В.Ломоносов родился в 1711 году, а умер в 1765 году. Сколько лет прожил великий русский учёный Ломоносов?

   Беседа. М.В. Ломоносов родился в Архангельской губернии крестьянской семье. С детства страстно мечтал учиться. Денег на дорогу не было, и он пешком пошел в Москву.

   В Москве, чтобы поступить в Славяно – греко – латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда дороги не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.

   Годы упорного труда, стремление к знаниям, и Ломоносов становится крупнейшим ученым. Ломоносов был поэтом и химиком, физиком и художником, астрономом и историком, просветителем и государственным деятелем.

   Всю жизнь он неустанно боролся за торжество науки. Он один из крупнейших астрономом своего времени. Он написал первую подлинно научную грамматику русского языка, добился открытия первого в России высшего учебного заведения – университета в Москве, который носит его имя. И мы гордимся великим ученым.

   Воспитание чувства гордости за достижения науки и техники.

Задача. Первый в мире радиоприёмник изобрёл в 1895 году А.С.Попов. Сколько лет существует Радио?

   Беседа. Ребята, кто-нибудь из вас знает о жизни А. С. Попова?

   В прошлом веке на Урале, в заводском поселке Туринские Рудники жил мальчик, Саша Попов. Он увлекался техникой, строил модели машин, крошечные насосы, водяные мельницы. Любовь к технике сохранилась у него на всю жизнь.

   Изобретение Попова совершило переворот в мире науки и техники. Оно имело огромное значение для человечества: давало возможность иметь связь людям, находившимся на большом расстоянии друг от друга. Так, зимой 1899 – 1900 г. у острова Готланд в Балтийском море потерпел аварию броненосец « Генерал – адмирал Апраксин». В работах по спасению людей использовались приборы радиосвязи.

   7 мая – день изобретения радиосвязи – принято считать Днем радио.

   Трудовое воспитание. Воспитание уважительного отношения к людям различных профессий.

Задача. В первый день лесорубы вырубили 4 т леса, во второй день – на 2 т больше. Сколько т леса вырубили лесорубы за два дня?

   Беседа. В жизни нас окружает мир вещей. Это вещи самые разные, и мы к ним относимся  не всегда бережно. А сколько труда стоит создание этих предметов людям, которые заняты их производством: швеям, которые изготавливают одежду, работникам типографии, которые печатают книги, рабочим фабрик, выпускающим ручки, пеналы, карандаши, портфели. Возьмем, например, простой карандаш. Задумывались ли вы когда – нибудь над тем, сколько людей трудились для того, чтобы у вас на партах появились красивые простые карандаши. Это и лесорубы, добывающие лес для корпуса карандаша, и геологи, ищущие графит для стержня, и художники, делающие их яркими и красивыми.

   Возьмем любой предмет и мы увидим, сколько людей вложили свой труд, чтобы он появился в нашем обиходе. И прежде, чем сломать или выбросить вещь, вспомните людей, которые трудились над её созданием. Подумайте, стоит это делать или нет. А теперь представьте себе, что мы, лесорубы, валим лес, отправляем его на обработку, где из его древесины будут изготовлять карандаши.

   Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик – в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они за смену вдвоем?

   Беседа. Как вы думаете почему ученик работает медленнее, чем рабочий? Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужное немало потратить труда и времени. Не всегда все получается и быстро, и времени. Не всегда все получается и быстро, и хорошо. Нужно сначала приложить достаточно усердия и внимания, а потом уже ждать результата. И чем больше ученик проявит  усердия, тем быстрее станет настоящим мастером. Каждый человек должен владеть своим делом в совершенстве.

   А сейчас вы ученики и ваш главный труд – учеба в школе. Идя в школу, вы идете на работу. И свою работу должны выполнять « на совесть». Ведь знания, приобретенные в школе, помогут в любом деле.

Задача. Учитель тратит на проверку одной тетради 3 минуты. Сколько времени он потратит на проверку, если в классе 10 человек? Если каждый ученик сдаст по две тетради?

   Беседа. Посмотрите на результат. Каждый день учитель тратит только на проверку тетрадей 60 минут. Еще подготовка к урокам занимает почти в 1,5-2 раза больше времени. Учителю, прежде чем прийти в класс, нужно самому тщательно подготовиться: прочитать книги, найти интересные задания, наглядный материал. Каждый учитель хочет научить своих учеников чему – то новому, нужному и полезному, научить думать, искать и рассуждать. И как бывает ему обидно, когда он не находит понимания, когда его не слушают. Знакомая картина, правда? Постарайтесь представить себя на месте учителя. Ведь каждый из вас требует к себе внимания и уважения, хочет, чтобы его обязательно выслушали, поняли, а учитель имеет на это двойное право: он старше и мудрее вас.

   Учитель – это одна из самых трудных, но и самых важных профессий. Ведь учитель учит и воспитывает вас, будущих космонавтов, врачей, инженеров, певцов и спортсменов, тех, кем вы хотите стать.

   Воспитание бережного отношения к хлебу.

Задача. За день каждый ученик выкидывает в пищевые отходы 1 кусок хлеба. Сколько хлеба выбрасывается за день, если в школе учится 100 человек?

   Беседа. Погублено столько хлеба! А сколько выбрасывается за неделю?

   А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это не уважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость? Правильно! Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться.

Задача. Пятачок, Вини Пух и Сова пришли на обед к Кролику. Кролик, как экономный хозяин, знал, сколько кусков хлеба может съесть каждый гость. Поэтому он отрезал для себя и Пятачка по одному куску, Сове – 2 куска, а Вини – пуху – 4 куска хлеба. Сколько всего кусков хлеба приготовил Кролик для гостей?

   Беседа. – Экономным ли хозяином оказался Кролик? (да)

 -  В чем это проявляется? ( Он экономит хлеб, правильно нарезал кусочки для каждого гостя.)

 -  Правильно ли поступает (Да, правильно.)

 -  А что делать, если кусочки хлеба все же остались? (Их можно использовать для приготовления гренок, пирога.)

 -  Если еще много разных блюд, которые вы сами можете приготовить из остатков хлеба. Главное, чтобы не пропал ни один кусочек, ни одна крошка хлеба, который достается людям тяжелым трудом.

   Воспитание бережного отношения к книге.

   Задача 1. Ученикам было задано прочитать рассказ из 10 страниц. Маша не смогла прочитать весь рассказ, так как из книги было вырваны 3 страницы. Сколько страниц прочитала Маша?

   Беседа. А в ваших учебниках есть вырванные страницы? Вспомните, вы сами не вырывали страницы? А ведь изготовить книгу очень трудно. Над созданием книг работает много людей. Нужна разная бумага, а это значит, что необходимо валить лес, уменьшать наши природные богатства. Жаль, что не все понимают, что книгу нужно беречь.

   1 сентября вы получили учебники. Какие из них вам приятнее держать в руках – новые чистые или грязные, исписанные? Поэтому подумайте, что в следующем году по вашему учебнику будет заниматься другой мальчик или другая девочка. Им тоже хочется, чтобы их учебники было чистые.

Задача. Книга стоит 15 рублей, а тетрадь того же объёма – в 3 раза дешевле. Сколько стоит книга?

   Беседа. Почему книги дороже тетради, если количество страниц и качество бумаги у них одинаковое? Правильно. Тетрадь изготовить легче, чем книгу, требуется меньше средств и времени. В наше время тетради изготавливает станок – автомат. А для изготовления книги нужен упорный труд многих людей различных профессий: автора, редактора, корректора, художника, наборщика. Только после этого включается печатный станок. Сделать хорошую красивую книгу – настоящее искусство, поэтому книги дорого стоят. Беречь, книги – значит, уважать труд многих людей.

   Воспитание культуры поведения.

Задача. Бабушка убирала кухню 20 минут, а комнату внука, которому 7 лет – на 20 минут дольше. Сколько минут бабушка убирала комнату внука?

   Беседа. Вы согласны с тем, что бабушка убирает комнату внука? (Нет)

 -  Почему? (Внук достаточно взрослый, ему 7 лет; может убирать свою комнату сам.)

 -  Вы правы, он может не только убрать в своей комнате, но и помочь бабушке. А кто убирает вашу комнату? Почему? Что еще вы можете сделать по дому, кроме уборки, оказывая тем самым помощь своим близким?

Задача. Вова с бабушкой шли с рынка. Бабушка несла три сумки, а Вова – ни одной. Сколько всего сумок несли бабушка с Вовой с рынка?

   Беседа. – Все ли в поведении Вовы вам нравится? Что не нравится? (Вова должен был помочь бабушке нести сумки.)

 -  Как при этом чувствовала себя бабушка? (Ей, наверное, было тяжело и обидно за невнимательного внука.)

 -  Как вы думаете, легко ли быть взрослым? Почему? (Ответ детей.)

 -  Да, взрослые могут пойти с тобой в цирк, подарить щенка. Они пекут хлеб, шьют одежду, кормят вас кашей или покупают в школе и вузе.

   Взрослым быть очень трудно: нужно уметь делать всё. Вы это поймете, когда вырастаете. А пока знайте, что взрослые очень нуждаются в вашем внимании и заботе. Но как о них позаботиться? Подумайте, поглядите вокруг добрым и внимательным взглядом. Может быть, надо отыскать потерянные дедушкой очки? Подать бабушке платок или помочь донести сумки? Таких маленьких обычных дел очень много и в каждом из них, словно невидимый огонек, спрятана ваша доброта.

   Задача. Пока братец Кролик бегал по своим кроличьим делам, на своем пути он встречал Лису, Волка, Лягушку, и Черепаху. Каждому из них при встрече он говорил «Здравствуй!». Таких встреч было 3. Сколько раз братец Кролик произнес слово «Здравствуй!» пока бегал по делам?

   Беседа. – Можете ли вы сосчитать, сколько раз произнесли вы слово «здравствуй» в течение дня? Кому вы его говорили?

   Здравствуй, значит, будь здоров. Все добрые люди этим словом желают друг другу здоровья. Какими словами можно заменить слово здравствуй? Как приветствовал бы Кролик одного и того же знакомого, встречая его в течение дня? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

 -  Какие еще слова приветствия вы знаете? (Привет, салют.)

 -  К кому можно обратиться с такими приветствиями? ( К друзьям, одноклассникам.)

 -  Какими словами следует приветствовать родителей, учителей, пожилых людей? ( Здравствуйте, добрый день.)

   Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

Задача. Миша вымыл 5 парт, а Маша – на 3 больше. Сколько всего парт вымыли ученики?

   Беседа. – Какая знакомая картина! Вам тоже часто приходится, засучив рукава, мыть парты. Почему они бывают грязными? (На них рисуют, их пачкают клеем.)

 -  Как можно сократить время, затрачиваемое на то, чтобы мыть парты? (Не нужно их пачкать; нужно мыть парты всем классом.)

 -  Да, все ваши предложения верны, чем меньше вы будете пачкать парты, тем реже их нужно будет мыть, а если делать это всем вместе, дружно, то никакая работа не покажется долгой и скучной.

   Воспитание бережного отношения к природе.

Задача. Школьник собрал в коробку8 жуков. Сколько всего у них лапок, если у одного жука 6 лапок?

   Беседа. Для чего нужны природе насекомые? Правильно. Они опыляют растения, служат пищей для птиц… Кроме того, насекомые сами поедают мелких вредителей, служат санитарами леса: пауки – короеды спасают деревья от повреждения, поэтому исчезновение даже одного вида насекомых может повлечь серьезные изменения природе. Чтобы этого не случилось, некоторые  жуки и пауки занесены в Красную книгу и охраняются человеком.

   Беседа. Кого называют браконьерами? Да, людей, которые незаконно убивают животных.

   Они охотится в местах, где охота запрещена. В основном это заповедники, заказники, где люди охраняют животных, находящихся на грани возобновления. Как вы думаете, почему некоторых животные исчезают? Конечно, люди убивают их, они умирают от голода и холода. Убивают зверей и птиц, отравляют рыбу в водоемах. Так не будем уподобляться таким людям, а станем защитниками животного и растительного мира нашей планеты, ведь только благодаря ему мы будем жить!

Задача. Шмель за день опыляет 20 цветов. Сколько цветов опылил бы шмель за три дня, если бы его не поймал школьник Вася?

   Беседа. В жизни нас окружают удивительный мир живой природы. М видим вокруг себя чудесные цветы, пестрых бабочек, голосистых птиц, различных зверюшек. Сколько радости дарит нам этот мир – цветы радуют глаза, птицы – слух. Закройте на минутку глаза и представьте себе, что все это исчезнет. Мир станет серым, сумрачным, безжизненным. Из мира исчезнут все краски.

   А теперь поговорим о задаче. Можно ли лишать насекомых жизни только для того, чтобы они стали украшением коллекции? Представьте себе, что сегодня Вася поймал жука, а завтра каждый его одноклассник поймает жука, сорвет цветок, а послезавтра каждый школьник мира сделает то же самое. Что будет с нашей планетой, если исчезнет цветы и погибнут насекомые? Зверям и птицам нечем будет ни растений, ни насекомых, ни птиц, ни зверей – человеку также грозит гибель. Чтобы этой трагедии не случилось, мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает в природе.

   Таким образом, недостаток эмоционально – нравственного развития учащихся в какой – то мере может компенсироваться за счет решения задач по математике определенного содержания и проведения по тексту кратких бесед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование познавательного интереса на уроках математики при решении арифметических задач"

Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование акти...

Урок математики в 3 классе по теме «Упражнение в решении арифметических задач»

Урок структуирован по новым требованиям ФГОС НОО,  содержит основные этапы, формирование предметных умений и универсальных учебных действий  на каждом этапе урока. На уроке используется сист...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

           Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...

«Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения».

Нравственное воспитание в процессе обучения – это целенаправленные, систематически осуществляемые (как непосредственно, так и опосредованно) влияния на формирование морального облика учащихся. Оно пре...

Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.

В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы  воспитания младших школьников....

Нравственное воспитание обучающихся в процессе решения задач.

В статье описаны приемы, как с помощью решения задач разных видов на уроке математики, можно привить уважительное отношение к  различным профессиям людей,  чувство патриотизма, гордости за с...