Нравственное воспитание обучающихся в процессе решения задач.
статья по математике по теме
В статье описаны приемы, как с помощью решения задач разных видов на уроке математики, можно привить уважительное отношение к различным профессиям людей, чувство патриотизма, гордости за свою страну, культуру поведения, бережное отношение к природе и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennost.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание обучающихся
в процессе решения задач
Содержание многих текстовых задач, включённых в учебники математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания детей, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. В школе мы не только учим, мы готовим детей к самостоятельной жизни, формируем личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Все задачи с целью воспитательной направленности можно разделить на группы:
- задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, уважительное отношение к трудовой деятельности и её результатам, к людям труда,
- задачи, отражающие достижения науки, техники, освоения космоса, трудовую жизнь людей и подготовку к ней подрастающего поколения,
- задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты,
- задачи, прививающие интерес к спорту и воспитывающие волевые качества,
- задачи о связи обучения с жизнью, участии в общественных мероприятиях.
В целях воспитания нравственных качеств можно использовать краткую беседу с целью разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи, а также составление учащимися задачи по определённой теме, связанной с жизнью, или внеклассную работу по математике, предусматривающую развитие творческих способностей учащихся.
Рассмотрим, например, как во время краткой беседы по усвоению содержания текстовых задач можно воспитывать у детей доброжелательное отношение к труду. Задачи типа: “По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать…” – являются основой для психологической подготовки детей к труду. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом. Как писал Сухомлинский В.А. “Труд – корень нравственности. Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива школьников красной нитью проходило уважение к труду, к людям труда, только на этой основе может утвердиться уважение к самому себе”.
Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почв. Им прививается уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу, например: Колхоз пшеницы... На хлебозаводе из 170 кг муки испекли хлеб... и др.
Во время решения таких задач в течение двух - трех минут можно провести беседу о хлебе:
То, что у тебя и других есть сегодня хлеб - результат усилий многих людей. Нелёгок труд
земледельца. Всем каверзам и капризам природы открыто поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Так нужно поступать всем. Учитесь ценить труд хлеборобов. Ведь только благодаря их нелегкому труду крошечное зернышко, пройдя длинный путь, превращается в хлеб. Берегите хлеб!
Такие эмоциональные слова надолго запоминаются. В.Сухомлинский говорил, что слова патриотизм, Родина, гражданин связываются в его представлении с тремя другими понятиями: народ, труд, хлеб. Это и есть три могучих корня гражданственности.
С интересом учащиеся решают задачи, в которых говорится об учении и полезных делах, сверстников, например задачи об оказании помощи ветеранам войны и труда; о сборе лекарственных трав, металлолома и макулатуры.
На одном из уроков, где дети учатся решать задачи на время с помощью часов и табеля-календаря, учитель постарается также сформировать у учеников чувство гордости за свою Родину, имеющую большие достижения в освоении космического пространства. Перед решением таких задач, неплохо провести беседу:
Сейчас вы решите задачу на время. Время не стоит на месте. Бегут секунды и минуты, идут годы, проходят столетия, и в каждый промежуток времени что-то совершается. Время остановить нельзя. Среди прошедших лет, дней, часов, минут есть такие, которые навсегда остаются в памяти человечества, народ их помнит и передает память о них из поколения в поколение. Такие события называют историческими, важными для мира. Это событие произошло в 1961 г.: 12 апреля Юрий Гагарин первым поднялся в космос и облетел Землю за 108 минут. Когда по радио объявили, что Ю. Гагарин в космосе, мир на мгновение замер. Человечество рукоплескало России, Все 108 минут, в течение которых Гагарин летал в космосе, были минутами напряженного ожидания, волнения. Время словно остановилось' Но вот радио сообщило, что Юрий Гагарин благополучно приземлился, Радости и восторгу людей не было предела (демонстрируются слайды). Совершенно незнакомые друг другу люди целовались, обнимались и рукоплескали. Рукоплескали смелому человеку, ученым, конструкторам, рабочим и инженерам, обеспечившим первый полет человека в космос. Эти незабываемые 108 минут явились началом новой эры развития человечества. Они продемонстрировали силу и мощь Российского государства.
Сообщение заняло 2 минуты, но оно помогло учащимся представить себе эти 108 минут в жизни летчика-космонавта, в жизни нашего народа, лучше осознать историческое значение первого космического полета, открывшего человечеству путь в космическое пространство, оно наполнило сердца школьников гордостью за свое Отечество. Содержание такой беседы не может оставить ребенка равнодушным. Насыщенная богатым материалом, сопровождаемая показом слайдов, беседа, становится мудрым помощником учителя в воспитании детей.
В настоящее время в условиях экологического кризиса острой является проблема охраны природы. Поэтому важна воспитательная работа по формированию у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней. Необходимость составления и решения задач такого рода отмечается и в объяснительной записке к программе по математике.
Опытные учителя предлагают учащимся самостоятельно составлять задачи по
рисункам, схемам, кратким записям, выражениям, в которых говорится о бережном отношении к животному и растительному миру. Они способствуют не только осознано хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Кроме того, позволяют ученику в большей степени, чем готовой задаче, проявлять самостоятельность мышления. Активизируя самостоятельную деятельность учащихся, учитель ориентирует их на составление задач по тематике, связанной с профессией их родителей, с материалами из местных газет. Естественно, что в составлении таких задач дома учащимся оказывают помощь родители, участвующие таким образом в процессе нравственного воспитания детей.
Приемы, которые можно использовать, чтобы помочь учащимся составить задачи, разнообразны: это и беседы на соответствующие темы, самостоятельный сбор материала, беседы с родителями об особенности их профессии, экскурсии, посещение выставок и т.д.
Однако таких задач, направленных на воспитание нравственных качеств школьников, в учебниках математики для начальных классов недостаточно, поэтому мы на основе опыта разработали систему направленных на воспитание задач и тексты бесед, которые можно использовать в практической деятельности.
Воспитание гордости за свою Родину
Задача 1. Площадь территории США 9 млн. 4 тыс. км2. На сколько она меньше площади территории России, если площадь России равна 17 млн. км2.
Беседа. Россия — это страна огромных лесов, необъятных лугов и степей, прозрачных рек и озер. Каждый россиянин любит свою родину. Многие поэты и писатели выражали эту любовь в стихах.
Россия - удивительная страна. На её долю выпало много испытаний: 300 лет она была под монголо-татарским игом, в 1812 г. воевала с Наполеоном, тысячу четыреста восемнадцать дней вела битву с фашистами в Великой Отечественной войне. Каждый раз враги опустошали страну, но она, несмотря ни на что, поднималась из руин.
И сейчас мы должны верить в свою страну, в ее народ и в самих себя. Мы можем и должны сделать нашу Родину богатой и процветающей.
Задача 2. Население России 148 млн. человек. Какова численность населения Японии, если там проживает на 26 млн. человек меньше. Сколько человек проживает в этих двух государствах?
Беседа. Япония и Россия — это два соседних государства. Территория Японии примерно в 5 раз меньше территории России. Это очень развитая страна. Ее товары пользуются большим спросом во всем мире. Япония процветает.
Сейчас Россия находится в кризисном состоянии. Но мы должны верить, что страна наша займет достойное место среди таких развитых государств, как Япония, США, Германия, Англия, и др.
Для этого нужно, чтобы каждый человек сделал свой вклад в развитие и процветание России. Ваше главное дело — учеба. Государство только тогда будет сильным и богатым, когда в нем будут жить и работать умные, образованные люди.
Задача 3. Русские составляют 4/5 всего населения России. Какова численность русских и людей других национальностей и народностей, если известно, что численность всего населения России 148 млн. человек?
Беседа. Люди каких национальностей и каких народностей, кроме русских, живут в России? (Буряты, чуваши, украинцы, татары и др.).
— Да, перечислить людей всех национальностей трудно, ведь в России проживает около 100 наций и народностей. Они корнями связаны с русскими землями и с многовековой историей России. Без них не было бы того пути, который прошла Россия от далеких времен до наших дней.
История России начинается с Киевской Руси — первого русского государства. Оно сложилось в IX в. на землях, где издавна жили славяне.
Часто пытались завоевать и поработить Русь, но народ всегда вставал на её защиту. Рядом с русскими были украинцы, белорусы, чуваши. И сейчас мы все должны встать на борьбу с разрухой, потому что только общими усилиями сможем вывести Россию из нищеты, сделать ее цветущей и богатой!
Воспитание уважения к историческому и культурному наследию Родины.
Задача 1. В 1037 г. в Киеве князь Ярослав Мудрый основал первую библиотеку. Сколько лет уже существуют библиотеки?
Беседа. Сейчас есть библиотеки домашние, школьные, городские, сельские, библиотеки при заводах, институтах. В библиотеке есть редкие книги, которых нигде не найдешь. Книгами могут пользоваться тысячи человек.
В Москве находится самая большая библиотека в нашей стране — библиотека Российской академии наук, бывшая библиотека им. В.И. Ленина. В ней собраны практически все выпущенные на разных языках научные труды и очень редкие книги.
А когда-то на Руси не было ни одной библиотеки. Книги были очень дороги и редки, так как писались от руки и их могли иметь только богатые люди.
Князь Ярослав Мудрый, предвидя огромную роль книги в жизни людей, собирал их для первой библиотеки по всей Руси. Он не зря получил прозвище — Мудрый.
Задача 2. А.П. Чехов родился за 40 лет до конца XIX в., а умер через 4 года после наступления XX в. Сколько лет прожил Антон Павлович?
Беседа. Вы помните историю, которая произошла с Каштанкой? Рассказ «Каштанка» написал А.П. Чехов. Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их — «Антоша Чехонте». Сначала он писал только юмористические произведения. Писал кратко, несколькими словами умел сказать о многом.
Сегодня в России Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцен театров, экранизируются, а книги издаются почти на всех языках народов мира.
Об этом мы с вами можем говорить с удвоенной гордостью, ведь Антон Павлович — наш земляк, он, как вы знаете, родился в Таганроге.
Задача 3. Узнайте, сколько лет прожил М.В.Ломоносов, если он родился через 11 лет после начала XVIII в., а умер за 35 лет до его окончания?
Беседа. М.В. Ломоносов родился в Архангельской губернии в крестьянской семье. С детства страстно мечтал учиться. Денег на дорогу не было, и он пешком пошел в Москву.
В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда дороги не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.
Годы упорного труда, стремление к знания и Ломоносов становится крупнейшим учены Ломоносов был поэтом и химиком, физиком художником, астрономом и историком, просветителем и государственным деятелем.
Всю жизнь он неустанно боролся за торжество науки. Он один из крупнейших астрономов своего времени. Он написал первую подлинно научную грамматику русского языка, добился открытия первого в России высшего учебного заведения — университета в Москве, который носит его имя. И мы гордимся великим ученым.
Воспитание чувства гордости за достижения науки и техники.
Задача 1. Первый в мире радиоприемник изобрел в 1895 г. русский физик А. С. Попов. Сколько лет существует радио?
Беседа. Ребята, кто-нибудь из вас знает о жизни А.С. Попова?
В прошлом веке на Урале, в заводском посёлке Туринские Рудники жил мальчик, Саша Попов. Он увлекался техникой, строил модели машин, крошечные насосы, водяные мельницы. Любовь к технике сохранилась у него на всю жизнь.
Изобретение Попова совершило псреворот в мире науки и техники. Оно имело огромное значение для человечества: давало возможность иметь связь людям, находившимся на большом расстоянии друг от друга. Так, зимой 1899-1900 гг. у острова Готланд в Балтийском море потерпел аварию броненосец «Гснерал - адмирал Апраксин». В работах по спасению людей использовались приборы радиосвязи.
7 мая – день изобретения радиосвязи – принято считать Днём радио.
Трудовое воспитание. Воспитание уважительного отношения к людям различных профессий.
Задача 1. В первый день лесорубы с помощью машин повалили 4 т леса, а на следующий день — на 2 т больше. Сколько из этой древесины получится карандашей, если известно, что на изготовление одного карандаша требуется 20 г древесины?
Беседа. В жизни нас окружает мир вещей. Это вещи самые разные, и мы к ним относимся не всегда бережно. А сколько труда стоит создание этих предметов людям, которые заняты их производством: швеям, которые изготавливают одежду, работникам типографии, которые печатают книги, рабочим фабрик, выпускающим ручки, пеналы, карандаши, портфели. Возьмем, например, простой карандаш. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько людей трудились для того, чтобы у вас на партах появились красивые простые карандаши. Это и лесорубы, добывающие лес для корпуса карандаша, и геологи, ищущие графит для стержня, и художники, делающие их яркими и красивыми.
Возьмем любой предмет, и мы увидим, сколько людей вложили свой труд, чтобы он появился в нашем обиходе. И прежде, чем сломать или выбросить вещь, вспомните людей, которые трудились над ее созданием. Подумайте, стоит это делать или нет.
А теперь представьте себе, что мы, лесорубы, валим лес, отправляем его на обработку, где из его древесины будут изготовлять карандаши.
Задача 2. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик — в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они за смену вдвоем?
Беседа. Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий? Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Не всегда все получается и быстро, и хорошо. Нужно сначала приложить достаточно усердия и внимания, а потом уже ждать результата. И чем больше ученик проявит усердия, тем быстрее станет настоящим мастером. Каждый человек должен владеть своим делом в совершенстве.
А сейчас вы ученики и ваш главный труд – учёба в школе. Идя в школу, вы идёте на работу. И свою работу должны выполнять «на совесть». Ведь знания, приобретенные в школе, помогут в любом деле.
Задача 3. Учитель тратит па проверку одной тетради 3 мин. Сколько времени потребуется ему для проверки тетрадей, если в классе 38 учащихся, и каждый сдал учителю по две тетради? Результат вырази в часах.
Беседа. Посмотрите на результат. Каждый день учитель тратит только на проверку тетрадей 228 минут. Еще подготовка к урокам занимает почти в 1,5-2 раза больше времени. Учителю, прежде чем прийти в класс, нужно самому тщательно подготовиться: прочитать книги, найти интересные задания, наглядный материал. Каждый учитель хочет научить своих учеников чему-то новому, нужному и полезному, научить думать, искать и рассуждать. И как бывает ему обидно, когда он не находит понимания, когда его не слушают. Знакомая картина, правда? Постарайтесь представить себя на месте учителя. Ведь каждый из вас требует к себе внимания и уважения, хочет, чтобы его обязательно выслушали, поняли, а учитель имеет на это двойное право: он старше и мудрее вас.
Учитель — это одна из самых трудных, но и самых важных профессий. Ведь учитель учит и воспитывает вас, будущих космонавтов, врачей, инженеров, певцов и спортсменов, тех, кем вы хотите стать.
Воспитание бережного отношения к хлебу.
Задача 1. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?А ведь школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем.
Это не уважение к труду многих людей, к хлебу,потому что хлеб в жизни человека всему голова.Как вы понимаете эту народную мудрость?Правильно! Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться.
Задача 2. Пятачок, Винни Пух и Сова пришли на обед к Кролику. Кролик, как очень экономный хозяин знал, сколько кусочков хлеба может съесть каждый гость. Поэтому он он отрезал для себя и Пятачка по одному кусочку, Сове — 2 кусочка, а Винни Пуху на 2 кусочка больше, чем Сове. Сколько всего кусочков хлеба приготовил Кролик для гостей?
Беседа. — Экономным ли хозяином оказался Кролик? (Да.)
— В чем это проявляется? (Он экономит хлеб, правильно нарезал кусочки для каждого гостя.)
— Правильно ли поступает Кролик? (Да, правильно.)
— А что делать, если кусочки хлеба все же остались? (Их можно использовать для приготовления гренок, пирога.)
- Есть еще много разных блюд, которые вы сами можете приготовить из остатков хлеба. Главное, чтобы не пропал ни один кусочек, ни одна крошка хлеба, который достается людям тяжелым трудом.
Воспитание культуры поведения
Задача. Пока братец Кролик бегал по своим кроличьим делам, на своём пути он встречал Лису, Волка, Лягушку и Черепаху. Каждому из них он при встрече говорил «Здравствуй!» Таких всреч было три. Сколько раз братец Кролик произнес слово «Здравствуй!» пока бегал по делам?
Беседа. — Можете ли вы сосчитать, сколько раз произнесли вы слово здравствуй в течение дня? Кому вы его говорили?
Здравствуй, значит, будь здоров. Все добрые люди этим словом желают друг другу здоровья. Какими словами можно заменить слово здравствуй? Как приветствовал бы Кролик одного и того же знакомого, встречая его в течение дня? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер.)
— Какие еще слова приветствия вы знаете? (Привет, салют.)
— К кому можно обратиться с такими приветствиями? (К друзьям, одноклассникам.)
- Какими словами следует приветствовать родителей, учителей, пожилых людей? (Здравствуйте, добрый день.)
Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи
Задача. Четверо учащихся могут вымыть 16 парт в классе за I ч 20 мин, а если им будут помогать еще 4 человека, то эту же работу они смогут выполнить в 2 раза быстрее. Сколько парт вымоет каждый ученик в обоих случаях? Сколько времени потратят на уборку парт 8 учеников?
Беседа. — Какая знакомая картина! Вам тоже часто приходится, засучив рукава, мыть парты. Почему они бывают грязными? (На них рисуют, их пачкают клеем.)
— Как можно сократить время, затрачиваемое на то, чтобы мыть парты? (Не нужно их пачкать; нужно мыть парты всем классом.)
— Да, все ваши предложения верны, чем меньше вы будете пачкать парты, тем реже их нужно будет мыть, а если делать это всем вместе, дружно, то никакая работа не покажется долгой и скучной.
Воспитание бережного отношения к природе
Задача 1. Школьник собрал в коробку пауков и жуков — всего 8 штук. Если пересчитать, сколько всего лапок в коробке, то окажется 54 лапки. Сколько в коробке пауков и жуков, если известно, что у жука 6, а у паука 8 лапок?
Беседа.Для чего нужны природе насекомые? Правильно. Они опыляют растения, служат пищей для птиц.… Кроме того, насекомые сами поедают мелких вредителей, служат санитарами природы: пауки-короеды спасают деревья от гниения, поэтому исчезновение даже одного вида насекомых может повлечь серьезные изменения в природе. Чтобы этого не случилось, некоторые жуки и пауки занесены в Красную книгу и охраняются человеком.
Задача 2. Лесник на расстоянии 100м увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера прежде, чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25 с, чтобы выстрелить?
Беседа. Кого называют браконьерами? Да, людей, которые незаконно убивают животных.
Они охотятся в местах, где охота запрещена. В основном это заповедники, заказники, где люди охраняют животных, находящихся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему некоторые животные исчезают? Конечно, люди убивают их, они умирают от голода и холода. Убивают зверей и птиц, отравляют рыбу в водоемах. Так не будем уподобляться таким людям, а станем защитниками животного и растительного мира нашей планеты, ведь только благодаря ему мы можем жить!
Задача 3. С одного цветка на другой, расстояние между которыми 30 м, со скоростью 3 м/с летел майский жук. За сколько секунд долетел бы до цветка майский жук, если бы школьник Вася не поймал его для своей коллекции?
Беседа. В жизни нас окружает удивительный мир живой природы. Мы видим вокруг себя чудесные цветы, пестрых бабочек, голосистых птиц, различных зверюшек. Сколько радости дарит нам этот мир — цветы радуют глаз, птицы — слух. Закройте на минутку глаза и представьте себе, что все это исчезнет. Мир станет серым, мрачным, безжизненным. Из мира исчезнут все краски.
А теперь поговорим о задаче. Можно ли лишать насекомых жизни только для того, чтобы они стали украшением коллекции? Представьте себе, что сегодня Вася поймал жука, а завтра каждый его одноклассник поймает жука, сорвет цветок, а послезавтра каждый школьник мира сделает тоже самое. Что будет с нашей планетой, если исчезнут цветы и погибнут насекомые? Зверям и птицам нечем будет питаться. Они тоже погибнут. А если не будет ни растений, ни насекомых, ни птиц, ни зверей — человеку также грозит гибель. Чтобы этой трагедии не случилось, мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает в природе.
Задача 4. Животный и растительный мир Ростовской области насчитывает 100 видов лекарственных растений, 180 видов птиц, рыб на 100 видов меньше, чем птиц, а наземных животных на 20 видов больше, чем рыб. Какова общая численность видов животных и растений в Ростовской области?
Беседа. — Как много, оказывается, видов растений и животных в нашей области. А представьте себе, сколько их на всей планете. Но, к сожалению, как бы ни было велико их число, многие постепенно исчезают. Если раньше те или иные виды растений, птиц, рыб в изобилии водились в разных местах, то сейчас есть такие виды, которых уже не найти на Земле. Почему исчезают растения и животные? (Они погибают от нехватки пищи; человек истребляет их.)
— К чему это может привести? (Это может привести к тому, что на Земле не останется ни одного растения и животного.)
— Может ли человек равнодушно смотреть на исчезновение видов растений и животных? (Нет, он должен оберегать и восстанавливать их.)
— Что же делается для сохранения природы? (Создана Красная книга, куда заносятся исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники, в которых их охраняют и разводят.)
— А чем мы с вами можем помочь? (Мы должны правильно вести себя по отношению к природе и беречь животных и растения.)
Таким образом, недостаток эмоционально-нравственного развития учащихся в какой-то мере может компенсироваться за счет решения задач по математике определенного содержания и проведения по тексту кратких бесед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, т...
«Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения».
Нравственное воспитание в процессе обучения – это целенаправленные, систематически осуществляемые (как непосредственно, так и опосредованно) влияния на формирование морального облика учащихся. Оно пре...
Развитие исследовательских навыков у младших школьников в процессе решения задач дивергентного и конвергентного типа.
Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творч...
Нравственное воспитание учащихся в процессе решения арифметических задач.
Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны. Нравственное воспитание может и должно осуществляться...
Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе.
Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности, причем психологи считают, что именно с него должно начинаться ее формирование, т.к. учебная деятельность является в...
Использование современных образовательных технологий. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе /из опыта работы /
Воспитание самоконтроля включает в себя множество аспектов, необходимых для его формирования. Но, чтоб ученику легче было работать с задачей, ему необходимо дать алгоритм действий, который...
Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ
Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...