рабочая программа по математике 4 класс" Начальная школа 21 век"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Раьочая программа по математике для УМК " Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Заринского района по образованию и делам молодёжи
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яновская основная общеобразовательная школа»
« Утверждена» приказом
от «___» ____________2013г. №___
Директор школы_______________
А.В.Жданов
Рабочая программа
учебного курса
« Математика» - 4 класс
(образовательная область - « Математика и информатика»)
Учитель: Ворошилова Т.Н.
Разработана на основе
авторской программы «Математика.1-4классы»
В. Н. Рудницкой – М.: Вентана-Граф, 2012.
136 часов, 4 часа в неделю.
Яново – 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу математики для учащихся 4-го класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;
- рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального образования;
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ « Яновская основная общеобразовательная школа»
- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы В.Н. Рудницкая « Математика 1-4» – 2-е изд., исправленное – М.: Вентана-Граф, 2012).
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Данный курс входит в состав образовательной программы «Начальная школа 21 век», следовательно, обучение учащихся изучивших в 1-3 классах «Математику» по программе «Начальная школа 21 века» в объеме 136 часов считается объективно оправданным и целесообразным.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом
«Начальная школа XXI века»:
Перечень учебно-методических средств обучения:
- Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 4 кл. в 2 частях – М.: Вента-Граф, 2013.
- Рудницкая В. Н. Рабочие тетради «Математика» № 1, 2. 4кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литература основная:
- Рудницкая В.Н « Математика 1-4» программа – 2-е изд., исправленное – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: Методика обучения. - М.: Вентана-Графф, 2013.
- Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: Дидактические материалы. – В 2 ч. - М.: Вентана-Графф, 2011.
- Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие. – М.: Вентана-Графф, 2011.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Для реализации целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что в этот период у учащихся формируются элементы учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности
( рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
- возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
- развитие интереса к занятиям математикой.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики :
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов , процессов и явлений , происходящих в природе и в обществе ( хронология событий , протяженность по времени , образование целого из частей , изменение формы , размера и т.д.) ;
- математические представления о числах , величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры , сокровища искусства и культуры , объекты природы) ;
- владение математическим языком , алгоритмами , элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения . строить логические цепочки рассуждений ; опровергать или подтверждать истинность предположения ).
Основные виды учебной деятельности
- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
- Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования компьютера).
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
В Федеральном базисном общеобразовательном плане на изучение математики в каждом классе отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
Программа рассчитана на 136 часов — 4часа в неделю
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения вели чин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
К концу обучения в четвёртом классе обучающиеся научатся:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и обратном порядке;
- классы и разряды многозначных чисел;
- единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
- пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели ( многогранник, прямоугольный параллепипед ( куб), пирамида, конус, цилиндр);
различать:
- цилиндр и конус, прямоугольный параллепипед и пирамиду;
- значения величин, выраженных в одинаковых;
сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах:;
читать:
- любое многозначное число;
- значения величин;
- информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
- устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
- письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
- способы вычислений неизвестных компонентов арифметических действий ( слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, множителя, делимого и делителя)
- способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
- разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях ;
упорядочивать:
- многозначные числа, располагая их в порядке увеличения ( уменьшения);
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
- структуру составного числового выражения;
- характер движения, представленный в тексте арифметической задачи;
классифицировать:
- числа в пределах 1000 ( однозначные. двузначные, трёхзначные);
конструировать :
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
- составные высказывания с помощью логических слов – связок « и», « или», « если….то…», « неверно, что…»;
контролировать :
- свою деятельность : проверять правильность вычислений с многозначными числами используя изученные приёмы;
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
- решать арифметические задачи, связанные с движением ( в том числе задачи на совместное движение двух тел);
- формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
- вычислять неизвестные компоненты арифметических действий
К концу обучения в 4 классе ученик может научиться:
называть:
- координаты точек, отмеченных в координатном углу;
читать:
- информацию, представленную на графике;
различать:
- числовые и буквенные равенства;
- виды углов и виды треугольников;
- понятия « несколько решений», « несколько способов решения»;
воспроизводить:
- способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
приводить примеры:
- истинных и ложных высказываний;
оценивать:
- точность измерений ;
исследовать:
- задачу ( наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
решать учебные и практические задачи:
- вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
- исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
- прогнозировать результаты вычислений;
- читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
- измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
- сравнивать углы способом наложения, используя модели;
Форма организации учебного процесса в 4 классе - урочная
Вид (тип) урока: комбинированный урок, урок практического применения знаний, урок закрепления знаний, умений
Виды и формы контроля: текущий, самостоятельная работа, итоговый.
Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа, тест, оценка знаний 4класс
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана авторами: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва в книге « Оценка знаний» по математике, где представлены контрольные работы, итоговые работы, самостоятельные работы, тесты.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Число контрольных работ за год – 13
Число самостоятельных работ за год -9
В авторскую программу внесены изменения: 5часа из резерва взяты на контрольные работы, остальные 5 часов – на повторение в конце года
Тематическое планирование
4 класс (4 ч в неделю, всего 136 ч)
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Число и счёт | Целые неотрицательные числа Счёт сотнями. Многозначное число. Классы и разряды многозначного числа. Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов. Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, С, D, М. Римская система записи чисел. Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами. Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения | Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды. Называть следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке. Использовать принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Читать числа, записанные римскими цифрами. Различать римские цифры. Конструировать из римских цифр записи данных чисел. Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения |
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства | Сложение и вычитание Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора) | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами |
Умножение и деление Несложные устные вычисления с многозначными числами. Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число. Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора) | Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами | |
Свойства арифметических действий Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв) | Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях | |
Числовые выражения Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них). Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями | Анализировать составное выражение, выделять в нём структурные части, вычислять значение выражения, используя знание порядка выполнения действий. Конструировать числовое выражение по заданным условиям | |
Равенства с буквой Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15, 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах. Составление буквенных равенств. Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные | Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву. Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления. Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями. Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи | |
Величины | Масса. Скорость Единицы массы: тонна, центнер. Обозначения: т, ц. Соотношения: 1 т = 10 ц, 1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. Обозначения: км/ч, м/мин, м/с. Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S : t, S = v · t, t = S : v | Называть единицы массы. Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах. Вычислять массу предметов при решении учебных задач. Называть единицы скорости. Вычислять скорость, путь, время по формулам |
Измерения с указанной точностью Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью | Различать понятия «точное» и «приближённое» значение величины. Читать записи, содержащие знак. Оценивать точность измерений. Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения | |
Масштаб. План Масштабы географических карт. Решение задач | Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе. Различать масштабы вида 1 : 10 и 10 : 1. Выполнять расчёты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической карты | |
Работа с текстовыми задачами | Арифметические текстовые задачи Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела. Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение. Понятие о скорости сближения (удаления). Задачи на совместную работу и их решение. Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара. Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения | Выбирать формулу для решения задачи на движение. Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого. Моделировать каждый вид движения Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях. Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи. Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения. Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений). Искать и находить несколько вариантов решения задачи |
Геометрические понятия | Геометрические фигуры Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины). Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки | Различать и называть виды углов, виды треугольников. Сравнивать углы способом наложения. Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла. Выполнять классификацию треугольников. Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение. Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения. Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части. Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки |
Пространственные фигуры Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани. Прямоугольный параллелепипед. Куб как прямоугольный параллелепипед. Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда. Пирамида, цилиндр, конус. Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.). Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды. Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса. Изображение пространственных фигур на чертежах | Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус) на пространственных моделях. Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду (название, число вершин, граней, рёбер), конус (название, вершина, основание), цилиндр (название основания, боковая поверхность). Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду. Называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже | |
Логико-математическая подготовка | Логические понятия Высказывание и его значения (истина, ложь). Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность. Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов | Приводить примеры истинных и ложных высказываний. Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность. Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи |
Работа с информацией | Представление и сбор информации Координатный угол: оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2, 3). Простейшие графики. Таблицы с двумя входами. Столбчатые диаграммы. Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам | Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм. Заполнять данной информацией несложные таблицы. Строить простейшие графики и диаграммы. Сравнивать данные, представленные Устанавливать закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей. Конструировать последовательности по указанным правилам |
Тематическое планирование – 136часов
№п/п | тема | Кол-во часов |
1 | Число и счет | 9 |
2 | Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 54+(3( из резерва) |
3 | Геометрические понятия | 22 |
4 | Величины | 13 +(1 из резерва) |
5 | Работа с текстовыми задачами | 13 |
6 | Работа с информацией | 4+(1 из резерва) |
7 | Логико – математическая подготовка | 11 |
8 | Повторение изученного в 4 классе | 5ч ( из резерва) |
итого | 136часов |
Поурочное планирование- 136часов
+1- часы из резерва
N п/п | № урока раздела | Тема урока | К-во часов | |||
К.р.и с/р | Пр.р | |||||
Тема 1. Число и счет | 9 | 1 | ||||
1 | 1.1 | Десятичная система счисления. | ||||
2 | 1.2 | Представление 3- х числа в виде суммы разрядных слагаемых. | ||||
3 | 1.3 | Римские цифры. Правила записи чисел в римской системе Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиарда. | ||||
4 | 1.4 | Чтение многозначных чисел в пределах миллиона | ||||
5 | 1.5 | Разряды и классы многозначных чисел в пределах миллиона | ||||
6 | 1.6 | Запись многозначных чисел. | ||||
7 | 1.7 | Поразрядное сравнение многозначных чисел. | ||||
8 | 1.8 | Поразрядное сравнение многозначных чисел. Запись результатов сравнения | ||||
9 | 1.9 | Поразрядное сравнение многозначных чисел. Запись результатов сравнения. Самостоятельная работа по теме « Нумерация многозначных чисел» | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 6+1 | 1 | ||||
10 | 2.1 | Сложение многозначных чисел. Устные приёмы сложения многозначных чисел. | ||||
11 | 2.2 | Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. | ||||
12 | 2.3 | Письменные приёмы сложения многозначных чисел. | ||||
13 | 2.4 | Вычитание многозначных чисел. Устные приёмы вычитания многозначных чисел. | ||||
14 | 2.5 | Письменные приёмы вычитания многозначных чисел. | ||||
15 | 2.6 | Приём поразрядного вычитания многозначных чисел. | ||||
16 | 2.7 | Входная контрольная работа №1 по теме « Изученное во 2 классе» | ||||
Тема 3. « Геометрические понятия» | 2 | 1 | ||||
17 | 3.1 | Построение прямоугольников на нелинованной бумаге | ||||
18 | 3.2 | Построение прямоугольников и квадратов с данной длиной на нелинованной бумаге. Контрольный устный счет № 1 | ||||
Тема 4. « Величины» | 3 | |||||
19 | 4.1 | Понятие скорости. Единицы измерения скорости: км/ч, м/мин, м/с, км/мин | ||||
20 | 4.2 | Решение простых задач на нахождение скорости | ||||
21 | 4.3 | Упражнение в решении задач на нахождение скорости | ||||
Тема 5 « Работа с текстовыми задачами» | 3 | 1 | ||||
22 | 5.1 | Задачи на движение. Правила для нахождения скорости. Нахождение скорости. | ||||
23 | 5.2 | Задачи на движение. Нахождение расстояния. Правила для нахождения пути | ||||
24 | 5.3 | Задачи на движение. Нахождение времени. Правила для нахождения времени | ||||
25 | 5.4 | Упражнения в решении задач на движение. Контрольная работа№2 по теме: « Письменные приемы сложения и вычитания. Задачи на движение» стр. 211 («Оценка знаний» 2008г.) | ||||
Тема 6 «Работа с информацией » | 4+1 | 2 | ||||
26 | 6.1 | Координатный угол, координаты точки. | ||||
27 | 6.2 | Графики, диаграммы, таблицы. Чтение и построение точки с заданными координатами | ||||
28 | 6.3 | Чтение графиков, диаграмм, таблиц | ||||
29 | 6.4 | Построение простейших графиков, таблиц. Контрольный устный счет № 2 | ||||
30 | 6.5 | Итоговая контрольная работа № 3 за 1четверть | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 4 | |||||
31 | 2.8 | Переместительное свойство сложения. Запись свойства с помощью букв | ||||
32 | 2.9 | Переместительное свойство умножения. Запись свойства с помощью букв | ||||
33 | 2.10 | Сочетательное свойство сложения и умножения. | ||||
34 | 2.11 | Сочетательное свойство сложения и умножения. Их использование при выполнении вычислений. | ||||
Тема 4. « Величины» | 2 | |||||
35 | 4.4 | План и масштаб. Понятие о масштабе вида: 1:10, 10:1.Определение масштаба данного вида. | ||||
36 | 4.5 | План и масштаб. Построение отрезков в заданном масштабе. | ||||
Тема 3. « Геометрические понятия» | 2 | |||||
37 | 3.3 | Понятие о многогранниках: грани, вершины, рёбра. | ||||
38 | 3.4 | Обозначение многогранника латинскими буквами. Модели различных видов многогранника. | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 4+1 | 1 | ||||
39 | 2.12 | Распределительное свойство умножения относительно сложения. | ||||
40 | 2.13 | Распределительное свойство умножения относительно вычитания. | ||||
41 | 2.14 | Приемы умножение на 1000, 10 000, 100 000.. | ||||
42 | 2.15 | Упражнения в умножении на 1000, 10 000, 100 000… Решение задач. | ||||
43 | 2.16 | Контрольная работа № 4 по теме: «Свойства арифметических действий. Умножение на 1000, 10 000, 100 000…» | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 2 | |||||
44 | 3.5 | Прямоугольный параллелепипед. Грани, вершины, рёбра; изображение на чертеже, развертка | ||||
45 | 3.6 | Куб - как прямоугольный параллелепипед. Грани, вершины, рёбра; изображение на чертеже, развертка | ||||
Тема 4. « Величины» | 2 | |||||
46 | 4.6 | Единицы массы: тонна, центнер. Обозначение: т, ц. | ||||
47 | 4.7 | Соотношение единиц массы | ||||
Тема 5 « Работа с текстовыми задачами» | 3 | |||||
48 | 5.5 | Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки, из двух точек. | ||||
49 | 5.6 | Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях. Понятие скорости удаления. | ||||
50 | 5.7 | Задачи на встречное движение в противоположных направлениях | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 2 | |||||
51 | 3.7 | Понятие о пирамиде как о пространственной фигуре. Вершина, основание, грани и ребра пирамиды. Изображение пирамиды на чертеже. | ||||
52 | 3.8 | Пирамида. Изображение пирамиды на чертеже. | ||||
Тема 5 « Работа с текстовыми задачами» | 3 | 1 | ||||
53 | 5.7 | Упражнение в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях | ||||
54 | 5.8 | Упражнение в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях движение. | ||||
55 | 5.9 | Решение задач на встречное движение. Самостоятельная работа по теме: «Решение задач на движение» | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 15 | 3 | ||||
56 | 2.17 | Умножение многозначного на однозначное число. Письменный алгоритм умножения | ||||
57 | 2.18 | Умножение вида 404 х 7, 480 х 9. | ||||
58 | 2.19 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число. Контрольный устный счет № 4 | ||||
59 | 2.20 | Итоговая контрольная работа № 5 за 2 четверть по теме: « Решение задач. Свойства умножения и сложения» | ||||
60 | 2.21 | Умножение многозначного числа на двузначное | ||||
61 | 2.22 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на двузначное | ||||
62 | 2.23 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на двузначное | ||||
63 | 2.24 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на двузначное | ||||
64 | 2.25 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на двузначное | ||||
65 | 2.26 | Умножение многозначного числа на трехзначное | ||||
66 | 2.27 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное число | ||||
67 | 2.28 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное число | ||||
68 | 2.29 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное число | ||||
69 | 2.30 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное число | ||||
70 | 2.31 | Умножение многозначного числа на трехзначное. Контрольная работа № 6 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 2 | |||||
71 | 3.9 | Работа над ошибками. Понятие о конусе как о пространственной фигуре, его отличие от пирамиды. Вершина, основание и боковая поверхность конуса. | ||||
72 | 3.10 | Конус. Изображение на чертеже. Развёртка. | ||||
Тема 5 « Работа с текстовыми задачами» | 4 | 1 | ||||
73 | 5.10 | Задачи на движение в одном направлении: 1) из одной точки | ||||
74 | 5.11 | Задачи на движение в одном направлении: 1) из двух точки | ||||
75 | 5.12 | Решение задач на движение в одном направлении | ||||
76 | 5.13 | Решение задач на движение в одном направлении. Самостоятельная работа по теме: « Решение задач на движение в одном направлении» | ||||
Тема № 7 « Логико – математическая подготовка» | 11 | 1 | ||||
77 | 7.1 | Ознакомление с истинными и ложными высказываниями. Значение высказываний: И- истина, Л- ложь | ||||
78 | 7.2 | Образование составного высказывания с помощью логической связки: «неверно, что..» и определение его истинности | ||||
79 | 7.3 | Образование составного высказывания с помощью логической связки: «неверно, что..» и определение его истинности | ||||
80 | 7.4 | Составные высказывания | ||||
81 | 7.5 | Образование составного высказывания с помощью логической связки: «и..» , «или», « если…, то…» и определение их истинности | ||||
82 | 7.6 | Образование составного высказывания с помощью логической связки: «и..» , «или», « если…, то…» и определение их истинности | ||||
83 | 7.7 | Образование составного высказывания с помощью логической связки: «и..» , «или», « если…, то…» и определение их истинности Контрольный устный счет №5 | ||||
84 | 7.8 | Контрольная работа № 7 по теме « Высказывания» | ||||
85 | 7.9 | Задачи на перебор вариантов. Решение способом перебора возможных вариантов расстановки или расположения предметов в соответствии с условиями задач. | ||||
86 | 7.10 | Решение задач способом перебора возможных вариантов расстановки или расположения предметов в соответствии с условиями задач и составлением таблиц. | ||||
87 | 7.11 | Решение задач составлением таблиц. | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 5 | 1 | ||||
88 | 2.32 | Правило деления суммы на число. Решение задач | ||||
89 | 2.33 | Деление суммы на число: закрепление | ||||
90 | 2.34 | Деление на 1000, 10000, 100000 | ||||
91 | 2.35 | Деление на 1000, 10000, 100000. Упрощение вычислений в случаях вида: 6000:1200 на основе использования приёма деления чисел, запись которых оканчивается одним или несколькими нулями | ||||
92 | 2.36 | Контрольная работа №8 по теме : Деление на 1000, 10000, 100000 | ||||
Тема 4. « Величины» | 2 | |||||
93 | 4.8 | Карта. Масштабы географических карт | ||||
94 | 4.9 | Решение задач, связанных с масштабом. | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 2 | |||||
95 | 3.11 | Понятие о цилиндре как о пространственной фигуре: основания и боковая поверхность цилиндра. | ||||
96 | 3.12 | Изображение цилиндра на плоскости | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 12+1 | 5 | ||||
97 | 2.37 | Деление на однозначное число. Письменный алгоритм деления на однозначное число | ||||
98 | 2.38 | Деление на однозначное число. Письменный алгоритм деления | ||||
99 | 2.39 | Деление на однозначное число. Самостоятельная работа по теме : «Деление на однозначное число» | ||||
100 | 2.40 | Итоговая контрольная работа № 9за 3 четверть по теме « Решение задач, высказывания, деление » | ||||
101 | 2.41 | Работа над ошибками. Деление на двузначное число | ||||
102 | 2.42 | Деление на двузначное число. Алгоритм. Контрольный устный счет №6 | ||||
103 | 2.43 | Деление на двузначное число. Алгоритм. | ||||
104 | 2.44 | Деление на двузначное число. Самостоятельная работа по теме : «Деление на двузначное число» | ||||
105 | 2.45 | Деление на трехзначное число | ||||
106 | 2.46 | Деление на трехзначное число: алгоритм действия | ||||
107 | 2.47 | Деление на трехзначное число: алгоритм действия | ||||
108 | 2.48 | Деление на трехзначное число. Периметр прямоугольника | ||||
109 | 2.49 | Деление на трехзначное число. Площадь прямоугольника Самостоятельная работа по теме : «Деление на трехзначное число» | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 2 | |||||
110 | 3.13 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки | ||||
111 | 3.14 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 4 | 1 | ||||
112 | 2.50 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5=7 | ||||
113 | 2.51 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х· 5=5 | ||||
114 | 2.52 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х – 5=7 | ||||
115 | 2.53 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х : 5=15. Самостоятельная работа по теме « Решение уравнений» | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 4 | 1 | ||||
116 | 3.15 | Угол и его обозначение латинскими буквами. Чтение углов. Вершины, стороны угла. Контрольный устный счет №7 | ||||
117 | 3.16 | Угол и его обозначение. Градус. | ||||
118 | 3.17 | Виды углов. Транспортир. | ||||
119 | 3.18 | Классификация углов: острый, прямой, тупой. Контрольная работа №10по теме « Угол и его величина в градусах» | ||||
Тема 2 « Арифметические действия с многозначными числами и их свойства» | 4 | 1 | ||||
120 | 2.54 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16 | ||||
121 | 2.55 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 · х=16 | ||||
122 | 2.56 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 - х =2 | ||||
123 | 2.57 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 : х=2. Самостоятельная работа по теме « Решение уравнений» | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 2 | 1 | ||||
124 | 3.19 | Виды треугольников: 1) по видам углов ( остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) | ||||
125 | 3.20 | Виды треугольников: 2) по длинам сторон ( разносторонний, равносторонний, равнобедренный). Самостоятельная работа по теме « Виды углов и треугольников» | ||||
Тема 4. « Величины» | 3+1 | 1 | ||||
126 | 4.10 | Точное и приближённое измерение величин. Источники ошибок при измерении величин | ||||
127 | 4.11 | Понятие о приближенных значениях величины ( с недостатком, с избытком) | ||||
128 | 4.12 | Выполнение записи приближенного значения величины с использованием знака | ||||
129 | 4.13 | Контрольная работа № 11 по теме « Письменные приёмы вычислений» | ||||
Тема 3.Геометрические понятия | 2 | |||||
130 | 3.21 | Построение отрезка, равному данному, с помощью циркуля и линейки ( без использования шкалы). Проверка правильности построения фигур измерением длины отрезка и величины угла | ||||
131 | 3.22 | Задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника | ||||
Тема 8 « Повторение изученного в 4 классе» | 5 | 2 | ||||
132 | 8.1 | Повторение решения задач изученных видов | ||||
133 | 8.2 | Контрольная работа № 12 по теме « Решение задач» | ||||
134 | 8.3 | Контрольная работа № 13по теме « Оценка достижений результатов обучения в 4 классе» | ||||
135 | 8.4 | Анализ контрольных работ | ||||
136 | 8.5 | Повторение по теме « Геометрические понятия» | ||||
Итого:136часов | 13к/р. 9 с/р |
Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса по предмету « Математика»
В.Н.Рудницкая « Математика. Программа» - 1-4классы». – 2-е изд., исправелнное. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Математика:4 класс: Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Юдачёва Т.В., - М.: Вентана-Граф, 2012.
Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.. Математика: 4класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. - М.: Вентана-Граф, 2013
Математика:3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. - М.: Вентана-Граф, 2013
Оценка знаний. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. - М.: Вентана- Граф, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы:
Современная мультимедиа – энциклопедия. «Математика- 4класс, ч.1, ч.2» Кирилла и Мефодия.
Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )
Интернет – ресурсы.
Математика: тематическое планирование: 1-4 классы- М: Вентана – Граф. 2012
Оборудование:
- Учебные столы.
- Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Экран
- Весы
- часы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100", автор Л.Г.Петерсон
Рабочая программа на первой ступни обучения по математике УМК "Школа 2100", автор Л.Г.Петерсон. К каждому классу предложено развёрнутое планирование....

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»
Рабочая программапо математике УМК «Школа 21 века» 3 класск учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика» Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе ...