Урок по математике «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз»
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Быстрова Светлана Валиевна

Урок по математике «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок по математике

 «Увеличение и уменьшение

 числа в несколько раз»

Учитель начальных классов: Быстрова С.В.

Нижнекамск 2012г.

Предмет: Математика.
Тема: Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Класс: 2
Программа: «ХХ1 век».
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

  • Раскрыть смысл слов «больше в 2 (3, 4…) раза, «меньше» в 2 (3, 4…) раза.
  • Познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
  • Закрепить знание таблицы умножения и деления.
  • Развивать математическую речь, мыслительные операции.
  • Формировать познавательный интерес.
  • Способствовать здоровьесбережению детей.
  • Соблюдать гигиенические требования к уроку.

В ходе урока реализуются дидактические принципы:

  • деятельности;
  • непрерывности;
  • целостного восприятия о мире;
  • минимакса;
  • психологической комфортности;
  • вариативности;
  • творчества.

На данном уроке можно выделить этапы урока:

  • Самоопределение к учебной деятельности.
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  • Постановка проблемы.
  • Открытие новых знаний.
  • Первичное закрепление.
  • Самостоятельная работа.
  • Итог урока.

Ход  урока.

Доброе утро нам,
Доброе утро Вам,
Доброе утро всем!

Вот опять звенит звонок,
приглашает на урок.
Много надо нам узнать,
чтобы знающими стать!

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

(СЛАЙД № 1)

        Математика - удивительная и загадочная страна, которая хранит в своих недрах великое множество неизведанного и неразгаданного. На этом уроке мы отправляемся путешествовать по Морю Математических Знаний на корабле “Отважный”

(СЛАЙД № 2)

Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок. Наша экспедиция побывает в бухте «Копилка знаний», остановится на «Острове сокровищ», где отыщет новые знания в области математики, бросит якорь на пристани «Проверь себя», посетит порт «Вопрос – ответ».

        Я сказала, что мы отправляемся в экспедицию. А кто знает, что обозначает слово “экспедиция” (карточка со словом появляется на доске)?

- Экспедиция – (лат.) это отправка вдаль, сама поездка с целью получения новых сведений. (Даль В. И. Толковый словарь русского языка.)

         Путешествие далёкое, интересное, а для того, чтобы путешествие было удачным, следует соблюдать следующие правила:

  • быть очень внимательным, находчивым и сообразительным;
  • правильно выполнять задания;
  • не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
  • помогать и уважать друг друга;
  • регулярно выполнять физминутки.

 (СЛАЙД № 3-4)

         Ну что ж, все готовы, и мы отправляемся в великое плавание за новыми открытиями. Нам необходимо посетить бухту “Копилка знаний”. Здесь мы должны захватить те знания, без которых мы не сможем проводить экспедицию.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(СЛАЙД № 5)

Математический диктант

  • Увеличь 7 на 4.
  • Уменьши 36 на 20.
  • Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получилось 22.
  • Уменьши 80 на 2.
  • На сколько 7 меньше 40?
  • Во сколько раз 21 больше 7?
  • К какому числу прибавили 4, чтобы получилось 30?
  • Найди произведение 4 и 6.
  • Делимое 49, делитель 7. Найди частное.

(СЛАЙД № 6)

11, 16, 30, 78, 33, 3, 26, 24, 7.

* Назовите ответы в порядке возрастания

* Назовите число, в котором 2 дес. и 6 ед.

* Назовите число, в котором количество десятков и единиц одинаковое.

(СЛАЙД № 7)

Вы хотите посмотреть на жителей морских глубин? Тогда сделаем остановку. Но покажутся они нам после выполнения следующего задания.

(СЛАЙД № 8-9)

А мы возьмем с собой в путешествие вот такого котенка. Из каких геометрических фигур он состоит? Какая фигура лишняя?

(СЛАЙД № 10-11)

Галстучек котенка имеет форму квадрата со стороной 5 см. Сколько сторон у квадрата? А почему нам дали длину только одной стороны? Надо найти Р =? и S =?

(СЛАЙД № 12)

А вот кто спрятался от нас на дне моря. У осьминога 8 ног – щупалец. А тело осьминога называют мантией. Сколько щупалец будет у 3 осьминогов? 5?

III. Постановка проблемы и открытие новых знаний.

 (СЛАЙД № 13)

        Все знание из бухты «Копилка знаний» мы возьмём с собой и продолжим нашу экспедицию. 

Физминутка «Рыбки плавали, ныряли в чистой свеженькой воде. То сожмутся – разожмутся, то зароются в песке». Посмотрели вдаль на остров, а теперь на кончик носа. Вдаль – на кончик носа. Вправо. Влево, вверх, вниз и вокруг.

(СЛАЙД № 14)

Мы подплыли к “Острову Сокровищ”. Здесь мы должны отыскать новые знания в области математики.

(СЛАЙД № 15)

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Научимся решать задачи на увеличение или уменьшение числа  в несколько раз. Чтобы этому научиться, давайте вспомним, как мы уже умеем увеличивать или уменьшать числа.

(СЛАЙД № 16)

На острове растут красивые пальмы, а у нас в Татарстане красивые елочки, особенно они красивы зимой. Здесь растут 4 зеленые елочки, а голубых на 2 больше. Объясните, как можно сосчитать, сколько растет голубых елочек? (4 и еще 2)

(СЛАЙД № 17)

В другом парке растет тоже 4 зеленые елочки, а вот голубых в 2 раза больше. Как теперь можно сосчитать елочки голубого цвета? (по 4 взяли 2 раза, нужно взять по 4 два раза)

(СЛАЙД № 18)

Сделаем вывод:  Больше на … (+ сложить)

                             Больше в … раз (х умножить)

(СЛАЙД № 19)

У нас на борту 6 ноутбуков, а компьютеров на 2 меньше. Как узнать, сколько компьютеров на борту нашего корабля? (6 без 2х)

(СЛАЙД № 20)

У нас на борту 6 ноутбуков, а компьютеров в 2 раза меньше. Сколько компьютеров на корабле? (т.к. компьютеров в 2 раза меньше – значит, на каждый компьютер приходится 2 ноутбука. 6 : 2 = 3)

(СЛАЙД № 21)

Для кота приготовили на обед 8 рыбок, а на ужин в 2 раза меньше. Сколько рыбок приготовили на ужин? (на каждую  рыбку для ужина приходится по 2 для обеда)

(СЛАЙД № 22-23)

Сделаем вывод:  Меньше на … (- вычесть)

                            Меньше в … раз (: разделить)

(СЛАЙД № 24)

Физминутка «Море волнуется – раз, море…». Игра на внимание «Небо, земля, вода»

IV. Первичное закрепление.

(СЛАЙД № 25, 26)

- Пора бросить якорь в гавани “Проверь себя”.

(СЛАЙД № 27)

Найдите выражение к данным высказываниям.

а х 2, в - 2, с + 2, d : 2

а - 2, в : 2, к + 2, с : 2

(СЛАЙД № 28)

Сокровище мы заберем собой и будем ими пользоваться на уроках математике.

V. Самостоятельная работа.

(СЛАЙД № 29-30)

Нас ждет порт «Вопрос – ответ»

(СЛАЙД № 31)

Реши задачу (по вариантам)

Для салата повар взял  4 помидора, а огурцов в 2 раза больше. Сколько огурцов  взял кок для салата?

Для приготовления компота повар взял 12 стаканов смородины, а малины в 3 раза меньше. Сколько стаканов малины приготовил кок для компота?

- Чем похожи задачи? (Вопросами.)
- Чем они различаются?
(Условиями.)
- Решение запишите самостоятельно:
(Проверка у доски.)

(СЛАЙД № 32)

VI. Итог урока.

Мы вернулись в свою школу не с пустыми руками, а с новым багажом знаний.

- Что нового узнали на уроке?

(СЛАЙД № 33-36)

VII. Домашнее задание.

Значение слов “бухта”, “порт”, “остров” вы можете узнать из толкового словаря В. И. Даля. А много интересного и полезного об обитателях моря и не только о них вы можете узнать из “Энциклопедии для маленьких. Мир животных”

Список используемой литературы:

  1. Методическое пособие «Математика в начальной школе»

  В. Н. Рудницкая

  1. Учебник «Математика 2 класс»

В.Н. Рудницкая

  1. «Открытые уроки» Т.В. Титкова
  2. Толковый словарь В. Даля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике"Увеличение и уменьшение чисел"

I. Организация.II. Сообщение темы и целей урока. - Здравствуйте, ребята!   Прозвенел, друзья, звонокНачинается урок. - Какой у нас урок?На этом уроке мы с вами совершим путешествие...

Технологическая карта урока математики "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц". Презентация к уроку.

Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" с описанием ууд.УМК " Начальная школа 21 века"...

Математика: Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц

Тема урока Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Цели урока: Образовательные : закрепить навык и умение увеличивать и уменьшать число на несколько единиц в ходе решения примеров...

Презентация к уроку математики "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Увлекательное морское путешествие увлечет детей в страну Знаний. Цели:Раскрыть смысл слов «больше в 2 (3, 4…) раза, «меньше» в 2 (3, 4…) раза.Познакомить с решением простых задач на увеличение числа в...

Урок математики "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц"

Конспект урока составлен по  УМК "Перспектива" по учебнику Л.Г. Петерсон "Учусь учиться" 2 класс.  Тип урока - рефлексия....

Конспект урока по математике "Увеличение на несколько единиц"

Закрепить математические понятия «увеличение  числа  на несколько единиц»...

Презентация к уроку математики "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" в 4 классе

Презентация к уроку математики "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" в 4 классе...