Урок математики в 1 классе по теме "Симметрия"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Третьякова Ирина Ивановна

Цель: создать условия для осознанного понимания симметрии как явления.

 

Задачи урока:

обучающие:

- формировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение распознавать симметричные фигуры среди других;

- формировать представление о симметрии в окружающем мире;

развивающие:

- развивать внимание и наблюдательность, умения анализировать и сравнивать предметы;

- развивать воображение, математическую речь;

воспитывающие:

- воспитывать интерес к предмету, восприятие прекрасного, общей культуры;

- воспитывать умения работать в парах, в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simmetriya.doc493.5 КБ

Предварительный просмотр:

Третьякова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

МБОШИ «Гимназия-интернат №34»

города Нижнекамска

 Республики Татарстан

Тема: Симметрия в чувашских узорах.

Цель: создать условия для осознанного понимания симметрии как явления.

Задачи урока:

обучающие:

- формировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение распознавать симметричные фигуры среди других;

- формировать представление о симметрии в окружающем мире;

развивающие:

- развивать внимание и наблюдательность, умения анализировать и сравнивать предметы;

- развивать воображение, математическую речь;

воспитывающие:

- воспитывать интерес к предмету, восприятие прекрасного, общей культуры;

- воспитывать умения работать в парах, в группах.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный);

у каждого ученика: раздаточный материал, включающий рабочий лист (Приложение 1), набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный); цветная бумага, ножницы, зеркало прямоугольной формы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации обучения: фронтальная, работа в парах, в группах.

Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

План:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.

III. Постановка цели урока.

IY.  «Открытие» детьми нового.

Y.Первичное закрепление.  

YI. Повторение изученного.

YII.Итог урока. Рефлексия.

YIII. Домашнее задание.

                                  Ход урока.

I. Организационный момент.

                       Громко прозвенел урок

                       Начинается урок.

                       Наши ушки на макушке,

                       Глазки широко открыты.

                       Слушаем, запоминаем,

                       Ни минутки не теряем.

II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.

1) - Мы с вами сегодня  опять попадём в страну Познаний, в Математический дом. В этом доме живут и работают цифры, числа и математические знаки. На первом этаже у каждой цифры есть отдельная комната, в которой они могут отдохнуть после напряжённого рабочего дня. Посмотрите, цифры уже проснулись и бегают. Надо их расставить в порядке возрастания. (3, 1,2,4, 8, 6,5,7).

-Какое число в этом ряду наибольшее? Какое наименьшее?

-На сколько 8 больше 1? Н сколько1 меньше 8?

-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого числа?

-Молодцы, цифрам понравилось, как вы работаете.

2) -Чтобы попасть в дом, вы должны написать одну цифру, которая является ключом к замку. Запись цифры 8.

3 )  Самостоятельная  работа по вариантам. Раскрасить  пары чисел, составляющие 8, одинаковым цветом.  

- Расскажите, что вы знаете о числе 8.    

    - Хотите узнать ещё что-то новое?

    - У вас все получится.

3 ученика работают у доски.

Задание № 1. Повторение состава чисел. Предлагаю вам нарядить математическую елочку.

    Задание № 2. Выполни действия на числовом отрезке и запиши ответ.

          5 + 2 – 3 = 4

   

            1           2                       4                       6         7                            

     Задание № 3  Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке убывания.

Е   7 – 5 =  2           Ц    8 – 7 = 1        Д  5 – 2 = 3

Л   4 + 1 = 5            О   3 + 3 = 6      

М  5 + 2 = 7            О   7 – 3 = 4

7

6

5

4

3

2

1

М

О

Л

О

Д

Е

     

     Ц

 Задание № 4. Фронтальная работа для класса.

                                                  8

     На доске:

                                 2                        ?

     -Ребята, придумайте задачу по данной схеме. («Во дворе играли 8 ребят.  Двое ушли домой. Сколько ребят осталось во дворе?

    -Как найти часть? (Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть).

Решение: 8 - 2  = 6 (р.)                

                                                         ?  

     На доске:

                                        3                            5

    -  Как решить эту задачу? Как найти целое? (Чтобы найти целое, нужно  две части соединить).

 («Во дворе играл и 3 мальчика и  5 девочек. Сколько  ребят  играло во дворе?»)

       Решение: 3 + 5 = 8(р.)

   

    -Молодцы, ребята! А теперь проверим ответы ребят по эталону.

    Задание №1 ( слайд №2).

                                   

   Задание №2 (слайд №3).

                             

Задание №3 (слайд №4).

                             

Задание № 5.

-По какому признаку можно сгруппировать фигуры?

 

Запищите равенства в тетради.

3 + 5 = 8

5 + 3 = 8

8 – 3 = 5

8 – 5 = 3

-Чем являются числа 3 и 5 ? Число 8?

- Части подчёркиваем одной чертой, целое обведем кружочком.

- Как найти целое?

- Как называются числа при сложении?

- Что означают первые два равенства? (От перестановки слагаемых сумма не меняется).

   - Прочитайте равенства по-разному. (Первое слагаемое  3, второе слагаемое  5, сумма 8. Сумма чисел  3 и 5 равно 8).

    - Как связано с ними третье и четвертое равенства? (Если из целого вычесть одну часть,  то получится другая часть).

-Как называются числа при вычитании?

   

  - Прочитайте равенства по-разному. (Уменьшаемое 8, вычитаемое 3, разность 5. Разность чисел 8 и 3 равно 5).

                     

III. Постановка цели урока.

- Есть ли общее свойство у этих фигур? (Они все геометрические фигуры).

– Есть ли общее свойство у цифры 8? Я вам дам одну маленькую подсказку.

– Вы что-нибудь увидели? Что? (Линейка разделила  изображения на две одинаковых половинки).

       (Слайд 8)

- Есть ли общее свойство у фигур на слайде? Какое? (Состоят из двух одинаковых половинок).

- Кто знает, как называются в геометрии фигуры, обладающие таким свойством? (В геометрии фигуры, обладающие таким свойством называются симметричными).  

    Тема нашего урока  «Симметрия»  (Слайд 10)

   - Сформулируйте цель урока. ( Сегодня на уроке мы научимся видеть симметричные фигуры в окружающем мире и отличать их от несимметричных).

                                         

IV.  «Открытие» детьми нового.                                  

 -С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке.

- Какие симметричные предметы встречались вам в природе?

Приведите примеры.   (Слайд 10).

-Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. (Слайд 11)

-Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность и красоту.  

 

-Симметричны практически все транспортные средства.  (Слайд 12)  

-Симметричны предметы домашнего обихода (мебель, посуда),

 некоторые музыкальные инструменты  (Слайд 13)

- Что такое симметрия? Какие предметы называются симметричными? Из Толкового словаря прочитает Алина (Ученик читает. Симметричный – обладающий симметрией. Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости). (14 слайд)

- Симметрия – это уравновешенность. Пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, середине.

    16 слайд

- Возьмите лист клена и согните пополам, чтобы все края совпали. Разверните. Что заметили? (Линия сгиба делит лист пополам).

- Как можно назвать линию сгиба, чем она является? (Осью симметрии).

- А сам лист? (симметричным).

- Попробуйте согнуть листик еще как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали (Не получается).

- Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (Одну).

1. Практическая работа в группах. Объяснение приёмов работы.

 - Сегодня мы с вами станем на время исследователями. Каждый из вас проведет свой мини эксперимент.  

–  У вас на столах лежат коробочки с различными фигурами.

17 слайд

- Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (Да).

- Докажите! (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут.)

- Сколько осей симметрии у квадрата? (Четыре).

- Теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да).

- Сколько осей симметрии у прямоугольника? (Две).

18 слайд

- А теперь исследуем треугольники.

- Проверьте, симметричен ли зеленый треугольник? (Да).

- Почему вы так считаете? (Если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут). Сколько осей симметрии у этого треугольника? (Одна).

- А теперь проверим оранжевый треугольник. Симметричен ли он? (Нет).

- Почему? (При перегибании половинки не совпадают).

  19 слайд

- Определите, является ли круг симметричной фигурой.

- А сколько у него осей симметрии? (Много).

- Еще в Древней Греции круг считался венцом совершенства. И не случайно. У него больше всего осей симметрии.

 Вывод.

- Какие фигуры мы называем симметричными? (Фигуры совпадающие при перегибании плоскости по прямой; фигуры, имеющие ось симметрии).

- Что такое ось симметрии? (прямая линия, которая делит фигуру на две одинаковые части).

- Как проверить, симметрична фигура или нет? (Перегибанием).

                                   

 (Физминутка). 19 слайд

V.Первичное закрепление.

1. Работа в парах. «Зашифрованные пословицы»  Слайд 21, 22

-Зная такое свойство предметов, как симметрия, попробуйте прочитать зашифрованное послание, находящееся в конверте.

рис.1

(Один ум хорошо, а два лучше).

(Один за всех и все за одного).

2.Работа сигнальными карточками. 

- Имеют ли оси симметрии изображения данных предметов? (Слайд 23)

(Дети с помощью сигнальных кругов зеленого и красного цвета показывают ответ).

VI. Повторение изученного. Обобщение и систематизация знаний.

                         -Симметрия есть в цифрах, буквах, словах и в чувашских узорах. (Слайд 24 - 30)

  1. Проектная работа

   Глядя на чувашские узоры, мы постигаем законы симметрии не только разумом, но и чувством. Но чаще всего в ней встречается красный цвет –  цвет жизни. А самым красивым чуваши считали желтый – цвет солнца.

- А сейчас мы попробуем сами сотворить симметричную фигуру в чувашских узорах с помощью клея и цветной бумаги. Выполним проектную работу по группам. лайд 31)

 

VII.Итог урока. Рефлексия.

   

- Вам понравилось в Математическом доме? Что понравилось?

– Чему вы научились. (Мы узнали, что такое симметрия, научились создавать симметричные фигуры)

-  Что такое симметрия? (Пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, середине.

- Отправим письмо его жителям.

«Оранжевое письмо» - радость, восторженность, всё получилось.

«Жёлтое письмо» - я спокоен, понравилось, были единичные ошибки.

«Синее письмо» - усталость, пассивность, грустное настроение, много ошибок.

-Урок окончен. Спасибо за работу.                                              

VIII. Домашнее задание.

Дома по желанию вы можете:

 - составить свой симметричный узор, орнамент   на клетчатой бумаге (I);

-  вышить салфетку или полотенце (II)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...