Урок математики в 3 классе по теме "Площадь"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Шамшиева Жанна Валентиновна

Цели: Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem._ploshchad-3kl.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ.
ТЕМА:   ПЛОЩАДЬ. СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ФИГУР ПО ПЛОЩАДИ.

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Площадь, сравнение площадей разных фигур способом «наложение»

             Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

I. Мотивация

Эмоциональная, психологичес-кая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронталь-ная, индивиду-альная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

Фронталь-ная, индивиду-альная

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (геометрическая фигура); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы;

извлекают необходимую информацию
из текстов; использу-

Устные ответы,
наблюдения учителя, выполненные задания

2. Целеполагание.

– Определите тему, цель урока, разгадав ребус.

Определяют тему, цель урока.

 

3. Устный счет

– Назовите числа от 7 до 63, которые
делятся на 7 без остатка.

Выполняют задания

ют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – контролируют
учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – умеют слушать друг друга, строить
понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи

– Назовите числа от 24 до 54, которые делятся на 6 без остатка.

– Вычислите и найдите «лишнее»
выражение:

49 : 7 =                 70 : 10 =

28 : 4 =                 56 : 8 =

42 : 6 =                 63 : 9 =

35 : 5 =                 54 : 6 =

– Заполните пропуски:

19 = … · 3 + …        28 = … · 6 + …

… · 4 – … = 20        8 · … – … = 37

III. Изуче-ние нового материала

1. Ознакомление
со способами сравнения фигур.

– Посмотрите на фигуры, прикрепленные к доске:

         

           

 

– Скажите, какая из них занимает больше всех места на доске?

– Квадрат АМKD занимает места больше, чем другие фигуры.

с усилиями, трудо-
любием

– В этом случае говорят, что площадь квадрата больше, чем площадь каждого треугольника и квадрата СDМВ.
Сравните площадь треугольника
АВС и квадрата АМKD.

– Площадь треугольника меньше, чем площадь квадрата.

– Можно сравнить эти фигуры наложением: треугольник занимает только часть квадрата, значит, действительно, площадь его меньше площади квадрата. Сравните на глаз площадь треугольника АВС и площадь треугольника DОЕ.

– Площади одинаковые, они занимают одинаковое место на доске,
хотя расположены
по-разному.

– Проверьте наложением.

Аналогично сравниваются по площади другие фигуры, а также предметы окружающей обстановки.

Пытаются сравнить эти фигуры на глаз,
а также путем наложения. Однако оба способа не помогают детям
ответить на вопрос
убедительно.

– Однако не всегда так легко установить, какая из двух фигур имеет бо́льшую (ме́ньшую) площадь или они одинаковы по площади.

 

– Сравните вырезанные из бумаги прямоугольник и квадрат (незначительно отличающиеся по площади, размер квадрата 4 × 4 дм, прямоугольника
5
× 3 дм, фигуры с обратной стороны разбиты на квадратные дециметры).

Дети устанавливают, площадь какой фигуры больше, а какой –
меньше.

Выслушав различные предположения, учитель поворачивает фигуры той стороной, на которой сделана разбивка на квадраты.

– Сосчитайте, сколько одинаковых
квадратов содержит каждая фигура.

Аналогичные упражнения на сравнение площадей фигур, составленных
из одинаковых квадратов, выполняются по учебнику, а также по чертежам, данным на доске.

Дети убеждаются
в том, что если фигуры состоят из одинаковых квадратов, то площадь той фигуры больше
(меньше), которая содержит больше (меньше) квадратов.

2. Работа
с вводной статьей
учебника

– Откройте вводную статью учебника
на с. 56, прочитайте

Читают статью.

Доказывают, что площади фигур равны

IV. Закрепление изученного

Решение
задач.

№ 1.

– Каким образом можно доказать,
что площади фигур равны?

Выполняют задание.

– Нужно подсчитать
квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура,

 мате-
риала

и сравнить полученные числа.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение задач.

№ 4.

Вместе с учащимися записывает
кратко условие задачи
.

Фронталь-ная, индивиду-альная

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение,
сериацию, классифи-кацию; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов
(схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно
и произвольно строят речевые высказы-
вания.

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку, волевую
саморегуляцию
при возникновении затруднений.

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

– Можно сразу ответить на вопрос
задачи? Почему?

– Можно это найти? Каким действием?

– Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

– Нет. Неизвестно, сколько метров осталось.

– Вычитанием.

– Надо из большего числа вычесть меньшее.

Учащиеся записывают
решение и ответ само-стоятельно:

1) 8 – 2 = 6 (м) – осталось.

2) 6 : 2 = 3 (раза).

Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть доски, чем отпиленная.

2.Самостоятельная работа

– Самостоятельно выполните задание № 5.

Решают уравнения.

 

К – формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют
в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование

3. Работа
в тетради
на печатной основе.

– В рабочей тетради выполните задания № 80, 83 на с. 34

Выполняют задания

4*. Задания
из электронного приложения
к учебнику

VI. Итоги урока. Рефлек-сия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

– А как можно сравнить площади
фигур?

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность
на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронталь-ная, индивиду-альная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VII. Домаш-нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 57, № 2.

Рабочая тетрадь, с. 35, № 86

Задают уточняющие
вопросы

Фронталь-ная, индивиду-альная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...