Рабочая программа по математике УМК "Алгоритм успеха" (1 класс) ,авторы Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Федорова Л.И., Булычев В.А.
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения ООП НОО ГБОУ СОШ №1332 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: «Математика» авторы Минаева С.С.,Рослова Л.О. Рыдзе О.А., Федорова Л.И., Булычёв В.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mat-ke.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1332
с углублённым изучением предметов области знаний «Искусство»
«Утверждаю» Принято на заседании МО
Директор школы учителей начальных классов
____________________(Павлов С.П.) Протокол № ___ от « __»_______20 г.
«___» _________________20__г. Председатель МО ____________________
Рабочая программа
по математике 1 класс
2014-2015 учебный год.
Учитель : Сергеева Н.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской концепции математического образования в начальной школе, отражает современные требования к уровню обучения, развития и воспитания младших школьников средствами математики, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих общих целей:
-подведение учащихся к осознанию взаимосвязи математики с окружающим миром, роли математических знаний и умений в его познании;
- формировании компонентов учебной деятельности( принятие учебной задачи, построение алгоритма действий, осуществление контроля и самоконтроля);
- формирование (начальный этап) центральных математических понятий (число, геометрическая фигура, величина), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; выработка вычислительных умений и обучение решению задач, приобретение опыта геометрической деятельности, связанной с распознанием и изображением геометрических фигур, с нахождением геометрических величин;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, интереса к изучению математики.
Общая характеристика учебного предмета
С помощью математики ребенок познает специфические характеристики и отношения объектов окружающей действительности, знакомиться со способами моделирования чисел и числовых отношений, описания пространственного положения и свойств плоских и пространственных объектов. Школьник учится понимать, что математические характеристики объективны. Содержание учебного курса создает основу для интеграции математических, естественнонаучных знаний, освоения математической информатики.
Место предмета в учебном плане
Курс «Математика» в начальной школе представляет предметную область «Математика и информатика». На изучение математикив 1 классе отводится 5 часов в неделю, всего 365 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В результате изучения математики учащиеся:
- придут к осознанию того, что между объектами окружающего мира существуют математические отношения и зависимости (положение на плоскости и в пространстве, числовые зависимости и отношения и пр.), которые можно обнаружить, сконструировать интерпретировать, объяснять с помощью специальных методов (наблюдение, сравнение, измерение, классификация);
- научатся применять полученные математические знания для решения учебных, практических и житейских задач и проблем;
- придут к осознанию того, что математика – это не только учебный предмет, но и область научного знания; поймут объективность математических отношений. Их независимость от других характеристик объектов действительности и условий существования (часть-целое, больше- меньше, равно-неравно и др.);
- научатся решать учебные и практические задачи, характеризующие интеграцию математики и информатики ( работа с конкретными инструкциями, алгоритмами, таблицами, цепочками и совокупностями объектов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования содержание курса математики способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы. Выделим результаты, которые преимущественно достигаются в процессе изучения курса математики в начальной школе.
Личностными результатами учащихся являются:
- признание учеником взаимосвязи математики с окружающей действительностью, необходимости использовать средства математики для объективной характеристики предметов, явлений и событий (выбор величины для измерения предметов, пространственные и количественные отношения и т.п.)
- использование языковых средств и математической терминологии для описания и характеристики математической сущности рассматриваемого объекта окружающего мира;
- готовность рассматривать разные подходы и способы разрешения одной и той же математической задачи и сотрудничать в поиске и выборе рационального решения (работая в паре, группе), уважительное отношение к иному мнению;
- наличие познавательного интереса к математике как науке и практическая заинтересованность в использовании математических знаний в повседневной жизни (прикидка, оценивание, подсчет, поиск разных решений и выбор оптимального);
- адаптация к изменяющемуся информационному пространству, стремление к поиску новой информации и нового решения учебной проблемы с использованием изученных математических знаний и приемов поиска.
Метапредметные результаты представлены в разделе «Содержание курса и планируемые результаты обучения» в рубрике «Универсальные учебные действия» и конкретизированы в разделе «Тематическое планирование курса» в графе таблицы «Характеристика деятельности обучающихся (универсальные учебные действия)».
Способность участвовать в учебной деятельности – наиболее значимый результат начального обучения. Вклад математики в достижение этого результата может рассматриваться как основа для отбора содержания обучения, структурирования средств и характеристики особенностей методики обучения. Специфика предмета «Математика» предоставляет широкие возможности для создания условий, развивающих такие принципиальные характеристики деятельности ученика, как принятие учебной задачи (условие, вопрос), планирование учебных действий ( при помощи учителя, по инструкции, по алгоритму), поиск доказательств правильности решения и действий, контроль и самоконтроль. Формирование основ умения учиться на уроках математики гарантирует успешный переход выпускника начальной школы на следующую ступень обучения. В связи с этим авторы включили в текст программы по математике, помимо базового содержания, отражающего традиционный и авторский подход к математическому образованию школьников, перечень универсальных учебных действий. Они представлены в каждой содержательной линии курса и меняются и дополняются от класса к классу. Среди универсальных учебных действий особо выделяются и представлены в той или иной степени следующие умения: планирование хода решения математической задачи (от пошагового и инструктивного выполнения к самостоятельному выполнению учебной задачи), контроль и самоконтроль хода работы, проверка и самопроверка результатов учебной деятельности.
Предметные результаты обучения раскрыты в разделе «Содержание курса и планируемые результаты обучения».
Характеристика основных содержательных линий курса
Основные содержательные линии курса: «Числа», «Арифметические действия», «Величины», «Текстовые задачи», «Геометрические фигуры». Принципиально важной для решения поставленных дидактических задач является новая для начальной школы сквозная содержательная линия – «Математика вокруг нас».
Содержательная линия «Числа»- центральный шаг в ознакомлении учащихся с идеей математической абстракции. На уроках в 1 классе актуализируются сведения о числе, которые были получены детьми в дошкольный период, с опорой на их умение выполнить отвлеченный счет или счет конкретных предметов. В фокусе внимания оказываются такие функции числа, как характеристика количества предметов (при ответе на вопрос «Который по счету..?»). Материал, связанный с нумерацией, пополняется по мере расширения знаний учащихся о числе. Сначала внимание акцентируется на чтении и записи чисел первого десятка, х сравнении и упорядочивании, на понимании состава чисел от 2 до 10 ( без обращения к арифметическим операциям). К концу первого полугодия обучающиеся овладевают нумерацией в пределах второго десятка, понимают, что , двузначное число записывается с помощью цифр. Завершается курс составлением таблицы чисел от 1 до 100. Особое внимание уделяется моделированию ситуаций, требующих пересчета , счета, упорядочивания по количеству, что принципиально важно для формирования осознанной, целенаправленной, самостоятельной и произвольной учебной деятельности школьников.
Содержательная линия «Арифметические действия» начинается со второй четверти 1 класса, т.е. после того, как сформировано представление о составе числа. Основная цель обучения на этом этапе – развитие понимания смысла действия сложения как соединения , слияния и т.п. , а вычитания – как действия, обратного сложению. Сначала сложение и вычитание выполняется в пределах 10, используется переместительное свойство сложения, понятное учащимся на интуитивном уровне. Во втором полугодии формируются умения складывать и вычитать числа в пределах 20 (таблица сложения однозначных чисел); делать оценку; больше 10 (20), меньше 10 (20); понимать и использовать взаимосвязь компонентов действия сложения; проверять вычитание сложением. В ознакомительном (пропедевтическом) плане первоклассники знакомятся со смыслом действий умножения и деления. Рассматриваются действия умножения деления на 2 и на 3 (в пределах 20), умножение на 10.
В пропедевтическом плане учащиеся уже знакомы (с 1 класса) с содержательным смыслом действий умножения и деления на 2 и на 3 (в пределах 20), умножения на 10.
В рамках содержательной линии «Величины» учащиеся узнают о единицах измерения встречающихся на практике величин (времени, массы, длины), о соотношениях между различными единицами измерения одной и той же величины. Уже в 1 классе они знакомятся со шкалой линейки, измерением и построением отрезков заданной длины (в сантиметрах). Школьники учатся выполнять практические измерения и находить длину различных реальных предметов. Незнание единицы длины миллиметр вносит пока в эту деятельность определенные ограничения, однако может быть дан приближенный результат с использованием следующих слов и оборотов речи: «около…см», «более…см», «близко к…см», «больше…см, но меньше…см».
Выделение содержательной линии «Текстовые задачи» связано с тем, что этому вопросу в любом курсе математики отводится особое место, поскольку именно решение текстовых задач арифметическими методами в значительной степени влияет на развитие у детей мышления , на умение делать правильные логические выводы на основе анализа данных, приведенных в условии задачи.
Задачные ситуации, предъявляемые в виде рисунка и поясняющего его текста, появляются уже в первом полугодии 1 класса в связи с раскрытием содержательного смысла действий сложения и вычитания. Соответствующие наглядно-предметные действия помогают учащимся в осознанном выборе той или иной арифметической операции. Во втором полугодии предлагается новое математическое задание – решить текстовую задачу, что означает разобраться в её условии, выделить, какие величины известны, какие необходимо найти, как они взаимосвязаны, и на основе этого анализа правильно выбрать арифметическое действие, записать соответствующее ему числовое выражение, найти его значение и записать ответ.
Более глубоко, по сравнению с традиционными подходами, представлена содержательная линия «Геометрические фигуры». Фактически содержание этой линии является первой частью курса наглядной геометрии – того этапа в формировании геометрических представлений учащихся, необходимость которого давно обоснована психологами. Формирующиеся геометрические представления становятся средством развития у детей пространственного мышления и воображения, геометрической интуиции, изобразительно-графических навыков, глазомера, изобретательности и др. Важной особенностью данной методики в начальной школе является то, что процесс изучения геометрических фигур и их свойств строится на основе эмпирических методов (наблюдения, измерения, эксперимента). Значительное место отводится практическим действиям по созданию предметных и графических моделей изучаемых объектов, а использование различных моделей изучаемых объектов позволяет успешно формировать действия в практическом и мысленном планах. Так, учащимся предлагается разнообразная геометрическая деятельность, включающая в себя визуальное изучение фигур и их изображений, манипулирование с предметными моделями, конструирование фигур из бумаги и других материалов, построение графических изображений, измерение.
Большое место в 1 классе отводится изучению таких геометрических фигур, как отрезок (первоклассники строят отрезок с помощью линейки, измеряют длину отрезка в сантиметрах, сравнивают отрезки по длине) и ломаная (изображают ломаные с помощью линейки и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге).
В соответствии с авторской концепцией процесс развития учащихся должен быть непрерывным, равномерным и разнообразным. Поэтому в учебнике изучение геометрического материала чередуется с изучением других линий курса, а геометрические задачи для повторения представлены на каждом уроке. Более того, изучение геометрических объектов происходит в контексте развития вычислительных умений. Например, вычисляя периметр прямоугольника, учащиеся составляют различные числовые выражения.
Содержательная линия «Математика вокруг нас» отражает на доступном для школьников уровне взаимосвязь изучаемых математических понятий и фактов с окружающим миром. Цель введения этой линии многогранна: это и движение мысли от жизненных наблюдений к пониманию сущности математических понятий, и использование математических умений и навыков в повседневной жизни, и накопление конкретного материала как базы для активной мыслительной деятельности.
Особенностью этой содержательной линии является то, что учащимся предлагаются сюжеты из окружающей действительности, цель использования которых – формирование умения видеть в окружающем мире математические объекты, выявлять элементарные закономерности и ситуации, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами , применять полученные математические знания в других ситуациях(житейских, учебных).Важным элементом обучения являются учебные задачи, побуждающие учащихся рассуждать и формулировать выводы. Уроки «Математика вокруг нас» включают систему вопросов и заданий для обучающихся, последовательно усложняющихся как по содержанию, так и по способу их решения.
В рамках этой линии в начале учебного года 1 класса восстанавливаются и систематизируются представления и умения, полученные учащимися в дошкольный период: соотносить количество предметов с числом, сравнивать группы предметов, отвечать на вопросы по рисунку, выполнять заданные графические действия и др. Результатом работы является вычленение в качестве объектов изучения основных математических понятий (числа, геометрической фигуры, величины).
Планируемые результаты основной образовательной программы представлены в разделе «Содержание курса и планируемые результаты обучения» по каждому классу. Они обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Содержание курса и планируемые результаты обучения
Числа
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до десяти. Сравнение чисел, знаки сравнения.
Счет десятками. Чтение и запись двузначных чисел.
Упорядочение чисел. Цепочка (конечная последовательность)чисел.
Универсальные учебные действия(начальный уровень).
Характеризовать(описывать),сравнивать наборы, цепочки предметов, чисел; различать число и цифру. Считать: называть числа по порядку, определять количество. Представлять число разными способами. Читать и записывать наборы, цепочки чисел. Сравнивать числа.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов рассматриваемого действия. Таблица сложения.
Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Переместительное свойство сложения.
Связь между сложением и вычитанием. Проверка результата вычитания сложением. Нахождение неизвестного слагаемого.
Сложение одинаковых слагаемых. Счет по 2, по3, по5.
Умножение и деление на2, на 10. Знаки умножения и деления.
Универсальные учебные действия (начальный уровень).
Составлять предметную модель арифметического действия; обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий, приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия. Записывать и читать числовое выражение. Различать и использовать математические знаки. Иллюстрировать с помощью предметной модели переместительное свойство сложения, способ нахождения неизвестного слагаемого. Проверять правильность вычисления.
Величины
Измерение величин. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), длины (сантиметр, дециметр, метр). Качественное сравнение величин (больше/меньше, около).
Универсальные учебные действия(начальный уровень).
Понимать назначение и необходимость использования величин в жизни. Наблюдать действие измерительных приборов, использовать линейку для измерения.
Текстовые задачи
Текстовая задача как описание реальной ситуации. Моделирование ситуации с использованием счетного материала. Сюжетные задачи, решаемые с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколько осталось»). Условие и вопрос задачи. Решение и ответ задачи. План решения задачи.
Универсальные учебные действия(начальный уровень).
Различать текст и текстовую задачу. Описывать сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче. Моделировать решение задачи с помощью раздаточного материала и пр.
Геометрические фигуры
Пространственные отношения (слева-справа, между, за – перед и т.п.)
Распознавание плоских и пространственных геометрических фигур: куб, шар, квадрат, круг, пирамида, треугольник.
Куб, грани куба. Пирамида, вершина, грани пирамиды.
Отрезок. Построение отрзка с помощью линейки, измерение длины отрезка ( в сантиметрах). Сравнение отрезков по длине.
Ломаная. Изображение ломаных с помощью линейки и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге.
Прямоугольник, квадрат. Измерение сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге с помощью линейки и от руки.
Треугольник. Измерение сторон треугольника. Изображение треугольника с помощью линейки и от руки на клетчатой бумаге.
Универсальные учебные действия(начальный уровень).
Понимать пространственные отношения , описывать положение предмета в пространстве. Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Распознавать изученные геометрические фигуры и обнаруживать х модели в окружающем мире. Анализировать свойства фигур. Копировать изученные фигуры, изображать по инструкции, рисовать от руки.
Математика вокруг нас
Взаимосвязь изучаемых математических понятий и фактов из окружающей действительности. Распознавание в окружающем мире ситуаций. Которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами.
Простейшая таблица (строка, столбец); чтение и заполнение простейших таблиц.
Универсальные учебные действия(начальный уровень).
Наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире. Моделировать математические отношения, свойства действий. Строить высказывания, используя математические понятия и терминологию. Извлекать информацию, представленную в табличной форме.
К концу обучения в 1 классе ученик научиться:
- распознавать и записывать цифры; осуществлять пересчет предметов, записывать их количество числом; читать и записывать числа в пределах 100;
- сравнивать числа в пределах 20; использовать знаки сравнения чисел; преобразовывать наборы путем увеличения, уменьшения и уравнивания количества их элементов;
- устанавливать содержательный смысл действий сложения и вычитания, различать компоненты этих действий ; выполнять арифметические действия в пределах 20;понимать взаимосвязь компонентов действия сложения ; проверять вычитание сложением; использовать при вычислениях переместительное свойство сложения;
- решать текстовые задачи в одно и в два действия с вопросами « На сколько больше/меньше…?», задачи, содержащие отношение «больше/меньше на…»;
- различать геометрические фигуры на плоскости (отрезок, ломаную, круг, прямоугольник (квадрат), треугольник) и в пространстве (куб, шар, пирамиду, цилиндр, конус);
- изображать отрезок, ломаную, квадрат, прямоугольник, треугольник на клетчатой бумаге от руки и с помощью линейки;
- находить длину отрезка, изображать отрезок заданной длины; находить длину ломаной; сравнивать отрезки по длине;
- использовать единицы измерения длин: сантиметр, дециметр.
Первоклассник получит возможность научиться:
- упорядочивать числа в пределах 100;
- характеризовать количество чисел в наборе, порядок чисел в цепочке;
- моделировать ситуации, требующие пересчета, счета, упорядочивания по количеству;
- пояснять прием выполнения арифметического действия;
-исследовать и выявлять свойства геометрических фигур с помощью действий измерения, конструирования, моделирования;
- называть и изображать от руки геометрические фигуры;
- читать несложные таблицы (извлекать информацию).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Программа по математике для четырехлетней начальной школы / С.С. Минаева, Л.О. Рослова , О.А. Рыдзе. – М.: Вентана – Граф,2011.
- Математика : класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / [С.С. Минаева,Л.О.Рослова, О.А. Рыдзе, Л.И. Федорова] ; под ред. В.А. Булычева. – 2-е изд., перераб. – М .6 Вентана – Граф, 2011.
- Разрезной материал к учебнику математики для обучающихся 1 класса (С.С. Минаева,Л.О.Рослова, О.А. Рыдзе, Л.И. Федорова; под ред. В.А. Булычева).
- Математика : 1 класс: рабочая тетрадь №1,2,3 для обучающихся общеобразовательных учреждений / С.С. Минаева,Л.О.Рослова, О.А. Рыдзе, Л.И. Федорова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Что умеет первоклассник : пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений / С.С. Минаева,Л.О.Рослова, О.А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф,2014
- Математика : 1 класс: методическое пособие / С.С. Минаева,Л.О.Рослова, О.А. Рыдзе. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Наборы геометричесих фигур и тел.
- Демонстрационные измерительные приборы.
- Измерительные приборы : линейка, угольник, циркуль.
- Предметные таблицы, картинки, схемы, рекомендуемые для использования в начальной школе.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор
- Сканер, принтер.
- Интерактивная доска.
Тематическое планирование курса математики
Содержание курса | Предметное содержание | Характеристика (универсальные учебные действия) |
1 класс (5 ч в неделю, всего 165 ч) | ||
Числа (24 ч) | ||
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от 0 до 10. Сравнение чисел, знаки сравнения. Счёт десятками. Чтение и запись двузначных чисел. Упорядочение чисел. Цепочка (конечная последовательность) чисел | Количественный и порядковый счёт. Порядок следования чисел при счёте. Называние, различение и запись чисел до 20, до 100. Предметное моделирование чисел. Счёт по одному, по два и т. д. Число и цифра: установление соответствия, написание цифр, запись чисел. Увеличение, уменьшение числа на 1, на 2. Чтение и запись равенства, неравенства. Ответы на вопросы «Сколько ... ?», «Который по счёту ... ?», «На сколько больше ... ?», «На сколько меньше ... ?». Состав чисел до 10, до 20, до 100.Работа по алгоритму: сравнение, упорядочение чисел. Описание цепочки чисел. Составление цепочки чисел. Упорядочение чисел по возрастанию, по убыванию, по заданному или самостоятельно установленному правилу. Десятки и единицы в записи числа. Однозначные и двузначные числа. Чётные и нечётные числа. Таблица чисел. Свойства расположения чисел в таблице | Различать количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), число и цифру. Представлять число словесно и письменно. Формулировать ответы на вопросы «Сколько ... ?», «Который по счёту ... ?», «На сколько больше ... ?», «На сколько меньше ... ?» по образцу и самостоятельно. Сравнивать числа. Читать и записывать наборы (цепочки, совокупности) чисел в заданном и самостоятельно установленном порядке (под руководством и по образцу). Сравнивать поэлементно наборы (цепочки, совокупности) чисел. Словесно описывать набор предметов, цепочку чисел |
Величины (14ч) | ||
Измерение величин. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), длины (сантиметр, дециметр, метр). Качественное сравнение величин («больше/меньше», «около») | Распознавание величин. Знакомство с приборами для измерения величин. Линейка как простейший инструмент измерения длины. Единицы величин (длины, массы, вместимости), соотношение единиц длины. Величина как характеристика геометрической фигуры. Составление алгоритма измерения длины отрезка | Понимать назначение и необходимость использования величин в жизни. Наблюдать действие измерительных приборов. Использовать линейку для измерения длины отрезка. Различать и сравнивать величины (под руководством и самостоятельно) |
Арифметические действия (48 ч) | ||
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов рассматриваемого действия. Таблица сложения. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Переместительное свойство сложения. Связь между сложением и вычитанием. Проверка результата вычитания сложением. Нахождение неизвестного слагаемого. Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. Умножение и деление на 2, на 10. Знаки умножения и деления | Знакомство с арифметическими действиями, предметное моделирование сложения, вычитания, умножения, деления. Называние компонентов арифметических действий. Чтение числовых выражений. Составление числовых выражений по рисунку с помощью заданного алгоритма, по образцу. Нахождение значения суммы и разности на основе состава числа. Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы. Прибавление и вычитание нуля. Выбор, составление сумм, разностей с заданным результатом действия. Сравнение числовых выражений (без вычислений), по результату действия. Сравнение суммы/разности двух чисел с заданным числом. Таблица сложения. Нахождение неизвестного компонента действия сложения, вычитания (на основе состава числа, подбором, с использованием модели). Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Описание алгоритма сложения, вычитания; использование алгоритма для вычисления. Использование разных способов для нахождения суммы, разности чисел (сложение/вычитание по частям, на основе состава числа, прикидки). Вычисление суммы, разности трёх чисел цепочкой. Проверка правильности выполнения действий (состав числа, обратное действие, реальность ответа и др.) | Сравнивать практические (житейские) ситуации, требующие записи одного и того же арифметического действия или разных арифметических действий. Составлять предметную модель арифметического действия. Записывать и читать числовое выражение. Приводить (при помощи учителя или по образцу) примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия. Различать и использовать математические знаки. Иллюстрировать с помощью предметной модели переместительное свойство сложения, способ нахождения неизвестного слагаемого. Выполнять (под руководством) счёт с использованием заданной единицы счёта. Проверять правильность вычисления с использованием раздаточного материала, модели действия, по образцу. Обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами. Сопоставлять сложение и умножение, умножение и деление (под руководством) |
Текстовые задачи (22 ч) | ||
Текстовая задача как описание реальной ситуации. Моделирование ситуации с использованием счётного материала. Сюжетные задачи, решаемые с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколько осталось»). Условие и вопрос задачи. Решение и ответ задачи. План решения задачи | Анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи). Установление зависимости между величинами, представленными в тексте задачи. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста до задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). Составление модели задачи (предметной, условной, схематической и др.). Планирование хода решения задачи в одно-два действия. Решение задачи разными способами. Запись решения задачи: по плану действий; с пояснением действий; с помощью числового выражения (по образцу). Решение задач, характеризующих смысл арифметических действий, отношений («больше/меньше на … »), задач, связанных со сравнением предметов по величине, задач с косвенной формулировкой условия. Выбор плана действий, числового выражения для решения данной задачи | Различать текст и текстовую задачу. Описывать словами и с помощью предметной модели сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в текстовой задаче. Соотносить текст задачи и её модель (модель — текст; текст — решение, вопрос — ответ). Решать текстовую задачу (с помощью раздаточного материала, предметной модели, прикидкой). Выбирать арифметическое действие для ответа на вопрос задачи. Объяснять выбор арифметического действия для решения задачи. Решать задачу в соответствии с заданным планом. Записывать решение задачи в одно-два действия (под руководством учителя и самостоятельно) |
Геометрические фигуры (17 ч) | ||
Распознавание плоских и пространственных геометрических фигур: куб, шар, квадрат, круг, пирамида, цилиндр, конус, треугольник. Куб, грани куба. Пирамида, грани пирамиды. Отрезок. Построение отрезка с помощью линейки, измерение (в сантиметрах) длины отрезка. Сравнение отрезков по длине. Ломаная. Изображение ломаных с помощью линейки и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге. Прямоугольник, квадрат. Треугольник. Измерение длин сторон прямоугольника, квадрата, треугольника. Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника на клетчатой бумаге с помощью линейки, от руки | Распознавание и называние геометрических фигур (куба, шара, пирамиды, цилиндра, конуса, квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, отрезка, ломаной) на основе наблюдения, сравнения. Сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение длин отрезков. Свойства геометрических фигур (прямоугольника и др.). Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры. Составление алгоритма изображения узора, линии (по клеткам). Изображение отрезка, ломаной, квадрата и других фигур от руки и с помощью линейки. Измерение (в сантиметрах) длины отрезка, длины ломаной. Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур. Конструирование с помощью развёртки | Распознавать и называть плоские и пространственные геометрические фигуры, обнаруживать в окружающем мире модели изученных геометрических фигур. Копировать, рисовать фигуры по инструкции. Изображать на клетчатой бумаге квадрат, прямоугольник, треугольник с помощью линейки, от руки. Измерять длины отрезков, ломаных, длины сторон квадратов, прямоугольников, треугольников |
Математика вокруг нас (25 ч) | ||
Взаимосвязь изучаемых математических понятий и фактов из окружающей действительности. Распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами. Простейшая таблица (строка, столбец); чтение и заполнение простейших таблиц. Пространственные отношения (слева — справа, между, за — перед и т. п.) | Рисунки с математической информацией, математическим содержанием. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Сравнение множеств. Геометрические формы в окружающем: распознавание и называние геометрических фигур, их взаимного расположения. Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Направление, маршрут. Таблица как способ представления информации. Чтение таблицы. Заполнение таблицы. Знакомство с логической конструкцией «Если … , то … ». Верно или неверно: формулирование и проверка утверждения. Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр. | Наблюдать математические объекты (числа, величины). Описывать словами наблюдаемые факты. Понимать пространственные отношения. Ориентироваться в учебнике, на странице учебника, использовать изученные термины для описания положения рисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги. Составлять предложения, характеризующие положение одного предмета относительно другого. Моделировать отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения, умножения. Строить математическое высказывание по образцу |
Резерв (15 ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике для 1 класса (автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России"
Рабочая программа по математике для 1 класса на 2011-2012 уч год составлена с учетом требований ФГОС(автор учебника Моро М.И. УМК "Школа России")...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 4 классе , автор М.И.Моро
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-след...
Рабочая программа по математике для 3 класса (автор В.Н. Рудницкая) УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана на основе Примерных программ по математике Федерального государственного стандарта начального общего образования, программы курса «Математика» В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школ...
Рабочая программа по математике для 2 класса (автор В.Н. Рудницкая) УМК "Начальная школа XXI века"
Программа разработана на основе Примерных программ по математике Федерального государственного стандарта начального общего образования, программы курса «Математика» В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школ...
Рабочая программа по математике УМК "Алгоритм успеха" (1 -4 класс) ,авторы Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Федорова Л.И., Булычев В.А.
Рабочая программа с примерным тематическим планированием 1-4 класс...
Технологическая карта урока математики «Геометрические фигуры» (УМК Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. 3 класс)
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: повторение формулы нахождения площади прямоугольника Задачи урокаДидактические:Повторять формулу нахождения площадиУчить использовать формулу нахо...
Комментарии
Рабочая программа по математике
Уважаемая Наталия Александровна, мне очень помогла Ваша программа по математике. Огромное Вам спасибо за этот материал. Я в данный момент составляю рабочую программу 1-4 классы, обязательно с Вами поделюсь!Скажите, Вы первый год работаете по этой программе? Спасибо.
Здравствуйте,Галина
Здравствуйте,Галина Леонидовна! Мне очень приятно, что моя работа оказала Вам помощь. Да, я первый год работаю по данной программе. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.