Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Программа по математике разработана в соответствии ФГОС для работы по учебнику Л. Г. Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_3_klass_peterson_l.g.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной образовательной программы и авторской программы по математике Л.Г. Петерсон «Математика» (М.: Ювента, (2010 г.), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Петерсон Л.Г. Математика.3 класс: учебник: в 3 ч. / Л.Г. Петерсон – М.: Ювента, 2013.
2. Петерсон Л.Г. Математика.3 класс: методические рекомендации / Л.Г. Петерсон – М.: Ювента, 2013.
3. Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 1 / Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдинова, Т.Ю. Поникарова. – М.: Ювента, 2013.
4. Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 2 / Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдинова, Т.Ю. Поникарова. – М.: Ювента, 2013.
5.Кузнецова М.И.5000 примеров по математике : внетабличное умножение 3 класс. \М.И.Кузнецова-М.:Издательство «Экзамен»,2013.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса.
Основными целями курса математики для 1-4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.
Задачами данного курса являются:
1. формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2. приобретение опыта самостоятельной математической деятельности;
3. формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4. духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5. формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6. реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;
7. овладение системой математических знаний , умений, и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8. создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №95 на изучение предмета «Математика» в 3клссе выделяется 4 часа в неделю.Итого-140 часов в год.
В том числе, для проведения контрольных работ – 10 часов.
На основании примерных программ Минобразнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по математике, и с учетом стандарта образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики 3 «г» и 3 «д» классов спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), выстроена система учебных занятий (уроков) ,что представлено в табличной форме ниже.
Тема Базисный Рабочая
план программа
- Числа и арифметические 35часов 32
действия с ними
- Работа с текстовыми 40 часов 40 задачами
- Геометрические фигуры 11 часов 10
и величины
- Величины и зависимости
между ними 14 часов 18
- Алгебраические представления 10 часов 11
- Математический язык и элементы
логики 14 часа 12
- Работа с информацией и анализ данных 12 часов 13 часов
-Резервные уроки - 4
Итого 136часов 140
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Результаты изучения учебного предмета
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты.
- Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
- Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
- Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
- Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
- Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты.
- Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
- Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
- Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
- Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умениями готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов.
- Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
- Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении - готовность конструктивно их разрешать.
- Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
- Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Предметные результаты.
- Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Внесённые изменения в примерную и авторскую учебную программу и их обоснование.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности учащихся 3 «г» и 3 «д» классов: в 3 «д» классе___ учащиеся в процессе обучения математике ознакомились с использованием математических знаний для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, со способами рационального мышления, математической речи и аргументации, научились работать в соответствии с заданными алгоритмами. Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам.В этом классе учитель использует часы резервных уроков на тему «Алгебраические представления» и тему «Величины и арифметические действия с ними».
Настоящая рабочая программа учитывает особенности и учащихся 3 «г». Так как результаты итоговой контрольной работы за второй год обучения показали, что у детей сформировался хороший навык счёта ,считаем целесообразным уменьшить количество часов на изучение темы «Числа и арифметические действия с ними» и добавить их к темам «Работа с информацией и анализ данных» ,а так же к теме «Величины и арифметические действия с ними». Исходя из многолетнего опыта работы, считаем, что эта тема вызывает затруднения в усвоении учащимися и требует больше тренинговых упражнений. . В рабочую программу добавлены 4 резервных часа в соответствии с базисным учебным планом.
Содержание учебного предмета
Числа и арифметические действия с ними (32ч)
Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел. Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т.д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел.
Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик».
Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом».
Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел.
Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.
Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий.
Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.
Работа с текстовыми задачами (40 ч)
Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения.
Составные задачи в 2-4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел.
Задачи, содержащие зависимость между величинами вида а = Ь х с: путь - скорость - время (задачи на движение), объем выполненной работы - производительность труда - время (задачи на работу), стоимость - цена товара - количество товара (задачи на стоимость) и др.
Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.
Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (10 ч)
Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (18ч)
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц.
Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.
Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной.
Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = а • b,
Р = (а + b) x 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = а • а, Р = 4 • а.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = а х b х с. Формула объема куба: V= а х а х а.
Формула пути S = v x t и ее аналоги: формула стоимости С = а х х, формула работы А = wxtи др., их обобщенная запись с помощью формулы а = b х с.
Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул.
Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.
Алгебраические представления (11ч)
Формула деления с остатком: а = b х с + г, г < b.
Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а - х = b, х - а =b, а х х = b, а : х = b, х : а = b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.
Математический язык и элементы логики (12 ч)
Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.
Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что...», «не», «если..., то...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».
Множество. Элемент множества. Знаки I и I. Задание множества перечислением его элементов и свойством.
Пустое множество и его обозначение: АЕ. Равные множества. Диаграмма Эйлера-Венна.
Подмножество. Знаки I и Ё. Пересечение множеств. Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Свойства объединения множеств.
Переменная. Формула.
Работа с информацией и анализ данных (13 ч)
Использование таблиц для представления и систематизации данных.
Интерпретация данных таблицы.
Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе.
Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации. Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.
Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни».
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.
Портфолио ученика 3 класса.
График проведения контрольных работ
№ п/п | Тема | Дата | Корректировка | |
по плану | По факту | |||
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 | Повторение Множество. Свойства множеств. Нумерация многозначных чисел Умножение и деление круглых чисел Деление многозначного числа на однозначное Решение сложных уравнений Задачи на движение Решение задач по формулам Переводная контрольная работа Итоговая контрольная работа
|
|
Описание материально-технической базы
1. Дополнительная литература.
1. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры) [Текст] / сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.
.
2. Кузнецова, М. И. Математика. 3 класс [Текст]: самостоятельные работы / М. И. Кузнецова. - М: Экзамен, 2011.
3. Математика. 1-4 классы [Текст]: задачи в стихах / авт.-сост. Л. В. Корякина. - Волгоград : Учитель, 2011.
4. Канчурина, Р. Г. Мониторинг качества знаний. Математика. 3-4 классы [Текст] / Р. Г. Кан-чурина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.
5. Максимов, Л. К. Достойна уважения таблица умножения [Электронный ресурс]/Л.К. Максимов, Л.В. Максимова-Режим доступа: httр://о1imрiа.рр/гu/соuгsе/саtеgогу.рhр?id=15
6. Максимов, Л. К. Решаем уравнения и задачи [Электронный ресурс] / Л. К. Максимов, Л.В. Максимова. - Режим доступа: httр://о1imрiа.рр/гu/соuгsе/саtеgогу.рhр?id=15
7. Максимов, Л. К Делим и умножаем многозначные числа [Электронный ресурс] / Л. К. Максимов, Л. В. Максимова. - Режим доступа: httр://о1imрiа.рр/гu/соuгsе/саtеgогу.рhр?id=15
8. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы [Текст] : комплекс упражнений и задач / сост. Т. А. Мельникова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.
9. Узорова, О. В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. -М.: АСТ : Премьера: Астрель, 2013.
10. Математика. 3 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Л. Г. Петерсон. I полугодие / авт.-сост. М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2012.
11. Математика. 3 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Л. Г. Петерсон. II полугодие / авт.-сост. М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2012.
.
12. Петерсон, Л. Г. Устные упражнения на уроках математики : 2 класс [Текст]: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. - М.: Ювента, 2010.
13. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай [Текст] : материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения / сост. Н. И. Удодова. - Волгоград : Учитель, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: httр://о1imрiа.рр/гu/соuгsе/саtеgогу.рhр?id=15
2. Официальный сайт образовательной системы «Школа 2000»: httр://www.sch2000.гu
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: httр://schоо1-со11есtion.еdu.гu
4. Справочно-информационный Интернет-портал: httр://www.gramota.ru
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): httр://nsc.1septembег.гu/uгок
6. Презентации уроков «Начальная школа»: httр://nасhаlка.info/аbоut/193
3. Наглядные пособия.
1. Раздаточный материал (объекты живой и неживой природы).
2. Разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.
3. Измерительные приборы: часы и их модели, сантиметр, линейка.
4. Информационно-коммуникативные средства. .
1. Начальная школа. Математика. Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (СD-RОМ).
2. Математика. 3-4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / сост. Т. В. Бут, М. М. Тургаева. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (СD-RОМ).
3. Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе / сост. Е. А. Болотова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (СD-RОМ).
4. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 3 класс. - М. : Кирилл и Мефодий, 2009. - 1 электрон, опт. диск (СD-RОМ).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...