Фрагмент урока математики в 1 классе на тему "Подготовка к введению деления"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ежова Ольга Сергеевна

Данная работа представляет собой конспект фрагмента урока по математике в 1 классе "Подготовка к введению деления".  Тип урока- открытие новых знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:

Ежова О.С., учитель начальных классов МБОУ Елизаровская СОШ Сосновский район

Класс

1 (1 полугодие, урок 45)

Предмет:

Математика

Авторы учебника:

В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока.

Подготовка к введению деления

Тип урока.

Урок открытия нового знания

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по выполнению деления с помощью фишек.

Планируемые

результаты:

    Личностные.

  • Осознание ценности изучаемого способа деления на равные части.
  • Осознание практической важности изучаемого способа  деления на равные части.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах.

    Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и придерживаться цели.
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания;
  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения  позиции «понимающего»
  • Умение работать в парах.

   Предметные:

  • Знание способа деления на равные части.
  • Умение делить на равные части.
  • Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Оборудование

  • Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г.
  • Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс  В.Н. Рудницкая
  • Фишки (демонстрационные и индивидуальные)
  • Карточки для работы в парах.
  • Презентация по теме урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Орг. момент.

Мотивация.

(5 мин)

Включение учащихся в деятельность на личност-но-значимом уровне.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости и мы им очень рады. Повернитесь к ним, пожалуйста,  и давайте их поприветствуем:

      Мы рады приветствовать

      Вас в нашем классе.

      Пусть здесь вам будет светло,

      Уютно и очень легко!

-  Сейчас, ребята, повернитесь ко мне.

      Поздоровались все дружно,

      Сесть теперь за парты нужно.

     (Садитесь, пожалуйста)

      Проверяем всё ль в порядке:

      Книжки где лежат, тетрадки,

      Ручка, фишки, карандаш,

      Начинаем урок наш.

- Ребята, вчера мы с вами написали письмо фиксикам о том, чтобы они отправили к нам команду фиксиков, которая будет следить за работой наших приборов. И я спешу вас порадовать. Сегодня по электронной почте нам пришёл  ответ. Давайте посмотрим, что ответили нам фиксики. Посмотрите на экран. Вот это письмо. Давайте его прочитаем.

 - Здравствуйте, ребята! Мы обязательно отправим к вам команду фиксиков, но вы должны показать свою смекалку, догадливость, внимание, чтобы мы были уверены, что вы старательные и хотите многому научиться. А мы всегда готовы вам в этом помочь.

- Ребята, покажем фиксикам, как мы умеем работать, смекать, решать, думать.

- Замечательно, тогда приготовились. И начнём с работы на нетбуках. Пододвиньте их поближе, слушайте внимательно. Сейчас вы находите на рабочем столе документ с названием «Петушок». Сегодня мы будем считать примеры и раскрашивать петушка, будьте внимательны. Все нашли. Начинаем работать, кто всё выполнит, поднимает руку, желаю вам удачи. –

-   Кто хочет пойти к доске?

- Молодцы вы хорошо справились с устным счётом, кто не успел закрасить всего петушка, не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё обязательно получится.

- Закройте крышку нетбука и отодвиньте их.  Сели красиво: спинка прямая, локти с парты не свисают. Слушаем меня.   

На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

                    Кто же это?....    (Белка)     (Слайд 3)

Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой на работу.

Хорошо читающий ученик читает письмо, остальные слушают.

Выполняют задание на нетбуках. Один ученик работает у доски.

Самооценка готовности к уроку. Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

(3 мин)

Повторение изученного материала, необходимо-го для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивиду-альной деятельности каждого учащегося.

Вселить уверенность в детей, проверить знания, связать логически знания между собой, оформить «почву» для введения нового знания.

- Ребята, давайте поможем белке сосчитать шишки. Выложите с помощью красных фишек количество шишек, которые находятся на первой елке .

- Выложите рядом количество жёлтых фишек, которое соответствует шишкам, находящимся  на второй елке.  (Слайд 3)

- Составьте задачу, пользуясь схемой к этому рисунку.  (Слайд 4 )

- Сколько всего шишек было у белки?(Слайд 5)

(Дети выкладывают 6 красных фишек)

                                 

                                 

(Дети выкладывают еще  2 жёлтые фишки)

(Дети составляют задачи  к схеме)

На ёлке росло 6 шишек и ещё 2. Сколько всего шишек на дереве? И др.

8

Актуализация знаний, необходимых для  понимания новой темы.

Первичный опыт. Постановка проблемы

(5 мин)

Вызвать и обсудить за-труднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

-  Ребята помогите поделить белочке все шишки в 2 корзины. Двое будут работать у доски, остальные в парах.  (Слайд 5) 

Давайте вспомним правила работы в парах.

  1. Разговаривать будем тихо, чтобы не мешать остальным.
  2. Мы не будем отвлекаться.
  3. Будем уважать мнение другого человека, сказать своё мнение может каждый.

(Два ребёнка работают у доски, остальные – в парах)

- Сколько шишек получилось в первой корзине?

- Сколько шишек получилось во второй корзине?

-   Как вы делили?

- Задание было одно, а смотрите, сколько ответов получилось? Как вы думаете почему?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Побуждая к формулированию проблемы, дети называют тему)

- Какую цель поставим перед собой?

Варианты ответов: 5 и 3

                                    2 и 6

                                    4 и 4

- Все выполняли задание по- разному. Значит, мы чего-то не знаем.  

- Тема урока: «Деление»

- Научиться делить.

Умение использовать научный метод познания.

Самостоятельное определение темы и цели урока «Деление».

Исследование. Открытие нового знания

(6 мин)

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По-  шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий.

- Что может быть источником информации для решения этой проблемы?

- Давайте вернёмся к нашим записям. Что вы можете сказать о первой записи 5 и 3 ?  

- Что  вы можете сказать о второй записи  2 и 6 ?

- Что вы можете сказать о количестве шишек  в третьей записи?

 - Давайте остановимся на этой записи и рассмотрим способ деления.

-  Сколько  всего шишек?  

- Заменим шишки фишками:

- А сколько корзинок?

- Возьмём сначала одну фишку и положим в первую корзину. Затем возьмём вторую фишку и положим во вторую корзинку, потом еще по одной… Продолжите алгоритм действия.  (Слайд 5)

- Сколько фишек получилось в каждой корзинке? (Слайд 5)

- Какой вывод можно сделать?

- Ребята, садитесь на свои места.

(Появляется алгоритм деления поровну)

(Деятельность детей совпадает с деятельностью учителя – создать алгоритм)

-свой опыт

-учебник

-учитель

- В первой корзине больше, чем во второй.

- В первой корзине меньше, чем во второй.

- Их поровну.

8

2

 По 4.

- Чтобы поровну разделить фишки, надо взять одну и положить в первую корзинку, затем взять ещё одну и положить во вторую корзинку… и т.д.

Способ деления.

Осознание практической важности изучаемого способа деления.

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».

Осознание ценности совместной деятельности.

Проект. Первичное закрепление

(6 мин)

Проговаривание нового знания. На этапе пер-вичного закрепления работаем с учебником, дети решают задачи на деление.

Отслеживание результатов деятельности детей при работе по алгоритму.

- Откройте учебники на странице 102, найдите № 1 и поставьте пальчик на это задание. Прочитаем задание.

- Что нужно сделать?

- Возьмём 10 фишек и выложим их на доске, а вы на партах.

- Что будем делать дальше? Каким алгоритмом мы будем пользоваться?

- Выполним задание у доски, на партах.

- Сколько фишек в каждой кучке?

- Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

-  Найдите на этой же странице задание № 3 . Задание будем выполнять  в группах. Что мы видим на рисунке?

- Сколько всего конфет, посчитайте?

- Сколько детей вы видите? Как их зовут?

- Вам нужно раздать  эти конфеты детям поровну.  Подумайте, как это сделать? Выполните задание.

- Сколько конфет получил каждый ребенок?

- Каким алгоритмом деления вы пользова-лись?

Работа по алгоритму, дей-ствуя по схеме «я научилась и могу проверить себя».

Знакомятся с заданием.

- Нужно разложить 10 фишек на две кучки.

 - Один ученик выкладывает 10 фишек на доске, остальные на партах.

- Раскладываем 10 фишек на 2 кучки по одной, потом еще по одной.

- По 5.

 

-Конфеты и детей.

- Всего 12 конфет.

- 4 ребёнка: Коля, Аня, Юля, Дима.

Выполняют, опираясь на изу-ченный способ деления.

Самостоятельное выполнение задания.

- По 3.

Подтверждение своего открытия.

Положительная мотивация.

Физминутка

(1 мин)

- Давайте и мы с вами  немного разомнёмся. Встаньте, пожалуйста.

( физкультминутка под песню фиксики.).

-Отдохнули, а теперь снова за работу.

Самостоятель-ная работа

(5 мин)

При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Работа в группах: стр. 102, № 2. Включает в себя две части заданий: на закрепление и систематизацию знаний, а вторая часть – повышенного уровня (творческое задание).

- Какие варианты заданий получились?

- У кого возникли затруднения?

- Что не получилось?

Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка первой части задания.     (Слайд 6)

(Ответы детей)

Успешно выполненные задания.

Включение нового знания в систему знаний

(5 мин)

Обобщение и системати-зация знаний о способе деления.

- А сейчас  отодвиньте в сторону учебник и откройте рабочую тетрадь на  С. 44. Найдите задание № 1.

- Что нужно сделать?

- Попробуйте выполнить это задание самостоятельно.

- Сколько всего детей?  

- Сколько орехов у каждого?                              

-  Могу ли я сказать, что освоил тему?

Фронтальная  работа.

- Раздать детям орехи поровну.

- 4.

- По 2 ореха.

Успешно выполненные задания.

Рефлексия

(3 мин)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Наблюдает, старается услышать об усвоении алгоритма и получить вывод о новом знании.

- Молодцы, ребята, вы выполнили все задания и всё это время фиксики за нами наблюдали. Они благодарят вас за интересно проведённое время и уже собирают для нас команду. А наш урок подошёл к концу. Вы хорошо поработали. Подведём итог нашего урока.

- Что мы сегодня узнали нового на уроке?

- Чему вам удалось научиться на уроке?

- Оцените  свою работу на уроке: если у вас всё получалось, всё было понятно, покажите жёлтый смайлик, если у вас возникали трудности при выполнении заданий, покажите  синий смайлик.

-  Спасибо за урок.

(Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

Спасибо за урок.)

Доказать при помощи чего у них сформировались новые знания (видел, слышал, наблюдал, был спокойным, узнал что-то новое для себя…)

Высказывания учащихся.

Осознание результатов каждого этапа урока.

Осознание ценности изученного способа деления чисел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 3 класс«Закрепление табличного умножения и деления»"Подводное путешествие"

Интегрированный урок-путешествие по математике(природоведение). Дети выполняя задания по математике знакомятся с обитателями морских глубин....

Урок математики 3 класс "Вне табличное умножение и деление"

Урок математики в 3 классе. "Внетабличное умножение и деление".Урок  необычный. Он посвящён празднику, который ещё мало известен в России. Он имеет общемировое значение. Празднуют его всем ...

Фрагмент урока математики. 1 класс. Работа с "IQ - конструктором"

https://youtu.be/TDQ4mT0X6nw?list=PL_5RJhaaQu6INbBevwzh_WzZuZVjDguId Оригинальное пособие  "IQ - конструктор" - это перекидное табло и сборник заданий к нему. Все задания составлены по ключе...

Фрагмент урока математики 2 класс

Этот фрагмент можно вставить в урок математики  по теме "Деление суммы на число" как проблемный момент, когда слагаемые не делятся на число. По теме делается мини-презентация....

Фрагмент урока математики для класса с ОВЗ 2 класс " !Школа России"

Урок математики по теме ""Конкретный смысл действия  умножения"...