Кружок «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
учащихся начальной школы
Научно-познавательное направление
Кружок «Занимательная математика»
(в соответствии с ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №9
Утверждаю: огласовано: Рассмотрено:
Директор МОКУ
БООШ№9 Филатов В.Н Зам. директора по УР
Деркачёва Н.В на заседании МО
«
/_______/_____________ /_______/_____________
«_____»__________ 2014г. «_____»__________ 2014г. «_____»__________2014г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
учащихся начальной школы
Панасенко Елена Владимировна
(уч. нач. кл, высшаякатегория, пед. стаж 26 лет)
Научно-познавательное направление
Кружок «Занимательная математика»
(в соответствии с ФГОС)
на 2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы Кочуровой Э. Д. (Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. ФГОС» – М.: Вентана-Граф, 2012)
Цель данного курса заключается в развитии математических способностей учащихся, формировании элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Весёлая математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса
Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующий порядок организации. Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, процессы, например движение подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты маркерных досках и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
Содержание курса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
«Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
*развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
*развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
*воспитание чувства справедливости, ответственности;
*развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы
СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние
карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»
Требования к уровню подготовки обучающихся
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунки или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Формы и средства контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе.
Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. - № 7.
- Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
- Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М., 2006.
- Cухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. -СПб.: Союз, 2001.
- Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: ACT, 2006.
- S. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
- http://puzzle-ru.bIogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Оборудование
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами: 1)0, 1,2, 3,4, ...,9(10);
2)10, 20, 30,40, ...,90; 3)100, 200,300,400, ...,900.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Электронные издания для младших школьников; «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние на одной стороне — задание, на другой — ответ.
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
- Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100» «Умножение», «Деление» и др.
- Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.
- Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной плёнке.
13. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев ж др. -
М. : Знаток, 2009.
14.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, СМ. Разуваева,
К..М. Тихомирова. - М.: ВАРСОН, 2010.
- Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, СИ. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : BAPCOI 2011
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Основное содержание каждой темы | Виды учебной деятельности | Дата | Дата факт. | ||
1. | Математика – царица наук. | Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека. | Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей». |
| |||
2. | Как люди научились считать. | Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет – требование жизни. | Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа в парах. Знакомство с научно-популярной литературой связанной с математикой. |
| |||
3. | Как люди научились записывать цифры. | Способы записывать числа. Запись чисел у разных народов. | Рассказ учителя. Игры «Сколько», «Поставь числа». |
| |||
4. | Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами. | Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов. | Творческая работа. Игры: «Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число» |
| |||
5. | Геометрия вокруг нас. | Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника. | Инсценировка «Круг и треугольник». Игра «Танграмм» |
| |||
6. | Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» | Пространственные представления. Геометрические фигуры. | Математические лабиринты. Инсценировки. Магические квадраты. |
| |||
7. | Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка» | Решение математических закономерностей. | Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано» |
| |||
8. | Цифра ноль. История открытия ноля. | Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю» |
| |||
9. | Экскурс в историю чисел. | История чисел от 1 до 10. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки. |
| |||
10. | История возникновения знаков «+», «-», «=». | Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=». | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
| |||
11. |
История линейки. |
Линейке исполнилось 220 лет. |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
| |||
12. | Праздник от 1 до 10. | Обобщение знаний о числах. | Представление – презентация «От 1 до 10» |
| |||
13. | Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» | Знакомство со школьными принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик. | Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений. |
| |||
14. | Математические игры. | Обобщение знаний о числах. | Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадайка». |
| |||
15. | Математические ребусы. | Задания на развитие математического представления. | Ребусы. Работа в парах и группах. |
| |||
16. | Заседание Клуба знатоков математики. | Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания. | Математический диктант, игра «Рыбалка», Эстафета. |
| |||
17. | Математический КВН. | Участие в конкурсах с математической направленностью. | Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок», «Театрализованный» |
| |||
18. | История игры «Танграмм». | История игры «Танграмм» | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок. |
| |||
19. | Задачи в стихах. | Решение занимательных задач в стихах. | Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа. |
| |||
20. | Математические сказки. | Как родилась линия? Приключения точки. | Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине. |
| |||
21. | Час веселой математики. | Участие в математических конкурсах. | Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «По порядку номеров», «Узнай свое число». |
| |||
22. | Математический бой. | Участие в дидактических играх соревновательного характера. | Игры: «В какой дом отнести телеграмму», «Найди себе пару», «Угадай место игрушки», «Воздушные шары». |
| |||
23. | Проект «Создание задачника по математике» | Подбор задач о животных и растениях нашего края. | Работа в группах и парах. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
| |||
24. | Решение олимпиадных задач. | Задачи повышенной сложности. | Коллективная работа. Работа в группах и парах. |
| |||
25. | Математика и профессии людей. | Знакомство с профессиями людей . | Презентация – проект «Профессии и математика» |
| |||
26. | Знакомьтесь: ПИФАГОР! | Вклад Пифагора в развитие математики. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
| |||
27. | Математические цепочки. | Решение математических цепочек. | Работа в парах и группах. |
| |||
28. | Знакомьтесь: АРХИМЕД! | Вклад Архимед в развитие математики. | Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
| |||
29. | Практикум «Подумай и реши» | Сложение и вычитание чисел , решение задач. | Самостоятельная работа, решение задач и выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик» |
| |||
30. | Игра «Самый внимательный» | Закрепление навыков сложения и вычитания через игру. | Коллективная работа |
| |||
31. | Общественный смотр знаний | Решение математических заданий. | Веселый задачи, решение примеров, математические квадраты. |
| |||
32-33 | Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Занимательная математика", 3 класс.
В программу входит пояснительная записка и тематическое планирование....
Кружок "Занимательная математика".
Рабочая программа для кружка по математики...
Кружок "Занимательная математика"
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку ...
внеурочная деятельность кружок "Занимательная математика"
рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Занимательная математика"...
Кружок" Занимательная математика" для 3 класса
Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика" для учащихся 3 класса...
Кружок "Занимательная математика" 4 класс
Срок реализации 1 год,34 часа в год...
Кружок Занимательная математика 3 класс
Планирование работы ткружка на учебный год....