Кружок "Занимательная математика".
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Кузнецова Ирина Александровна

Рабочая программа для кружка по математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_matem.dlya_irishki.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

     Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

     Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

     Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

     Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

      Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

     Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

    Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

     Программа кружка рассчитана на 1 год (4 классы), год обучения символично делится на 1 и 2 ступени. Занятия 6 ч в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  1. развивать математический образ мышления

Задачи:

  1. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  2. расширять математические знания в области многозначных чисел;
  3. содействовать умелому использованию символики;
  4. учить правильно применять математическую терминологию;
  5. развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  6. уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  1. Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  1. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  1. Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  1. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  1. Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

  1. Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  2. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  3. формировать творческое мышление;
  4. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. решение занимательных задач;
  2. оформление математических газет;
  3. участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  4. знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  5. проектная деятельность
  6. самостоятельная работа;
  7. работа в парах, в группах;
  8. творческие работы

Примерное содержание кружка «Занимательная математика»

(1 ступень)

  1. Математика – царица наук.
  2. Как люди научились считать.
  3. Интересные приемы устного счёта.
  4. Решение занимательных задач в стихах.
  5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
  6. Учимся отгадывать ребусы.
  7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
  8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
  9. Решение ребусов и логических задач.
  10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
  11.  Загадки- смекалки.
  12. Игра «Знай свой разряд».
  13.  Обратные задачи.
  14.  Практикум «Подумай и реши.
  15. Задачи с изменением вопроса.
  16.  Проектная деятельность «Газета любознательных»
  17.  Решение нестандартных задач.
  18.  Решение олимпиадных задач.
  19.  Решение задач международной игры «Кенгуру»
  20.  Математические горки.
  21.  Наглядная алгебра.
  22. Решение логических задач.
  23. Игра «У кого какая цифра»
  24.  Знакомьтесь: Архимед!
  25. Задачи с многовариантными решениями.
  26.  Знакомьтесь: Пифагор!
  27.  Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
  28.   Задачи с многовариантными решениями.
  29.  Математический КВН

Учебно-тематическое планирование

на первый год занятий кружка «Занимательная математика»

1 ступень

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

1.-2 Вводное занятие

«Математика – царица наук»

3-4. Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

5-6 Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

7-8Решение занимательных задач в стихах.

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

9-10 Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

работа с алгоритмами

11-12Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

13-14 Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста - кроссворда

проверочный тест

15-16Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

работа с алгоритмом

контрольный тест

17-18 Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

мини-олимпиада

19-20 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

21-22. Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

23-24. Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

тест

25-26 Обратные задачи.

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

27-28 Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

29-30Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

31-32 «Газета любознательных».

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

33-34.Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

35-36.Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

37-38.Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

39-40 Школьная олимпиада

решение заданий повышенной трудности

41-42 Игра «Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий

43-44.Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

45-46 Наглядная алгебра.

работа в группах: инсценирование

47-48Решение логических задач.

схематическое изображение задач

49-50Игра «У кого какая цифра»

творческая работа

51-52Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

53-54Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

55-56Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

57-58Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах по решению задач

59-60Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

составление знаковых систем

тест

61-62.Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа

63-64Математический КВН

работа в группах

65-66Повторение. Конкурс знатоков

соревнование в группах

67-68. Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

                                     ИТОГО:                              68 ч    

Примерное содержание кружка «Занимательная математика»

  1. ступень

1-2 Проектная деятельность «Великие математики»

  1. Геометрические упражнения

           5-6Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге

           7-8 Игра «Удивительный квадрат»

  1.  Преобразование фигур на плоскости
  1.  Задачи-смекалки
  1.  Симметрия фигур
  1.  Соединение и пересечение фигур
  1.  Познавательная игра «Семь вёрст…»
  1. Вычисление площади фигур
  1. Объём фигур
  1.  Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
  1.  Конструирование предметов из геометрических фигур
  1.  Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
  1.  Учимся разрешать задачи на противоречия.
  1.  Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
  1.  Открытие нуля

35- 36 Экскурсия в компьютерный класс

  1.  Компьютерные математические игры

39-40 Международная игра «Кенгуру»

  1.  Конкурс знатоков (1 тур)
  1.  Конкурс знатоков (2 тур)
  1.  Конкурс знатоков (итоговый тур)

47-48 Школьный тур олимпиады

  1.  Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
  1. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.
  1. Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности
  1. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.

Учебно-тематическое планирование

 занятий кружка «Занимательная математика»

2 ступень

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

1-2.  «Математика – царица наук»

разгадка «математических фокусов»

3-4. Конкурс эрудитов

 «А ну, познания человеческие, поглядим, кто – кого!» (Жан Поль Сартр)

групповая работа,

решение нестандартных задач

5-6. Проектная деятельность «Великие математики»

работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

7-8. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

9-10. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

Практическая работа

выставка «Я – чертёжник!»

11-12. Игра «Удивительный квадрат».

Работа в группе, решение упражнений с квадратами

13-14. Преобразование фигур на плоскости.

Конструирование фигур на плоскости из различного материала

15-16. Задачи-смекалки.

Решение нестандартных задач

17-18. Симметрия фигур.

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры геометрии»

19-20.Соединение и пересечение фигур.

Вычерчивание геометрических фигур

21-22.Познавательная игра «Семь вёрст…»

решение нестандартных заданий на меры длины

23-24.Вычисление площади фигур.

Создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

25-26.Школьная олимпиада по математике

решение заданий повышенной трудности

27-28.Объём фигур.

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

защита проекта

29-30.Математика в играх и задачах.

Презентация

31-32.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

решение задач на упорядочивание множеств

33-34.Конструирование предметов из геометрических фигур.

мини-проект «Наша детская площадка»

35-36.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

работа над проектом «Наша детская площадка»

защита проекта

37-38.Районный  тур олимпиады

решение заданий повышенной трудности

39-40. Международная игра «Кенгуру»

Решение нестандартных математических заданий

41-42. Открытие нуля.

исследовательская работа «Почему так?»

43-44. Экскурсия в компьютерный класс.

экскурсия

конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»

45-46.Компьютерные математические игры.

сообщения о домашних компьютерных математических играх

47-48. Конкурс знатоков (отборочный тур)

решение нестандартных заданий

49-50.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.  

составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

51. Конкурс знатоков (итоговый тур)

решение нестандартных заданий

52. Учимся разрешать задачи на противоречия.

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

53. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

повторение единиц измерения

54. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

Решение задач повышенной сложности

55. Математическая викторина

решение нестандартных заданий

56 .Решение геометрических задач

57. Сочинение «Место математики в моей жизни»

творческая работа

58-59.Повторение. Конкурс- соревнование

Математические игры и задания

 60.Математические игры, лабиринты, кроссворды.

 

61.Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.

 

62.Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).

Решение задач повышенной сложности

 

63.Старинные меры измерений.

 

64.Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.

 

65-66.Масса. Новые мерки. Измерения.

Решение задач повышенной сложности

 

67.Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

 

68.Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

Решение задач повышенной сложности

 

69-70..Китайская головоломка “Танграм”

 

71.Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

 

72..Схемы, уравнения

 

73-74..Графическое моделирование

 

75.Составление дерева возможностей

Решение задач повышенной сложности

 

76.Решение старинных задач

 

77.Задачи повышенной трудности

Решение задач повышенной сложности

 

78.Задачи в стихах

 

79-80.Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами

 

81.Дерево возможностей. Блиц-турнир

 

82.Итоговое занятие. Игра “Велогонка”

 

ИТОГО:                            82  часа

1 ступень -68ч+2 ступень 82ч=150ч в год

                           

                            СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

            «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...