Кружок "Занимательная математика".
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа для кружка по математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_matem.dlya_irishki.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год (4 классы), год обучения символично делится на 1 и 2 ступени. Занятия 6 ч в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Примерное содержание кружка «Занимательная математика»
(1 ступень)
- Математика – царица наук.
- Как люди научились считать.
- Интересные приемы устного счёта.
- Решение занимательных задач в стихах.
- Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
- Учимся отгадывать ребусы.
- Числа-великаны. Коллективный счёт.
- Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
- Решение ребусов и логических задач.
- Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
- Загадки- смекалки.
- Игра «Знай свой разряд».
- Обратные задачи.
- Практикум «Подумай и реши.
- Задачи с изменением вопроса.
- Проектная деятельность «Газета любознательных»
- Решение нестандартных задач.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение задач международной игры «Кенгуру»
- Математические горки.
- Наглядная алгебра.
- Решение логических задач.
- Игра «У кого какая цифра»
- Знакомьтесь: Архимед!
- Задачи с многовариантными решениями.
- Знакомьтесь: Пифагор!
- Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
- Задачи с многовариантными решениями.
- Математический КВН
Учебно-тематическое планирование
на первый год занятий кружка «Занимательная математика»
1 ступень
Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля |
1.-2 Вводное занятие «Математика – царица наук» | ||
3-4. Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | |
5-6 Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | |
7-8Решение занимательных задач в стихах. | работа в группах: инсценирования загадок, решение задач | |
9-10 Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | работа с алгоритмами | |
11-12Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
13-14 Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста - кроссворда | проверочный тест |
15-16Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | работа с алгоритмом | контрольный тест |
17-18 Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
19-20 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | |
21-22. Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
23-24. Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | тест |
25-26 Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
27-28 Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
29-30Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
31-32 «Газета любознательных». | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
33-34.Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | |
35-36.Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
37-38.Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
39-40 Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | |
41-42 Игра «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | |
43-44.Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
45-46 Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | |
47-48Решение логических задач. | схематическое изображение задач | |
49-50Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | |
51-52Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
53-54Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
55-56Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
57-58Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | |
59-60Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | тест |
61-62.Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | |
63-64Математический КВН | работа в группах | |
65-66Повторение. Конкурс знатоков | соревнование в группах | |
67-68. Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
ИТОГО: 68 ч
Примерное содержание кружка «Занимательная математика»
- ступень
1-2 Проектная деятельность «Великие математики»
- Геометрические упражнения
5-6Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге
7-8 Игра «Удивительный квадрат»
- Преобразование фигур на плоскости
- Задачи-смекалки
- Симметрия фигур
- Соединение и пересечение фигур
- Познавательная игра «Семь вёрст…»
- Вычисление площади фигур
- Объём фигур
- Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
- Конструирование предметов из геометрических фигур
- Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
- Учимся разрешать задачи на противоречия.
- Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
- Открытие нуля
35- 36 Экскурсия в компьютерный класс
- Компьютерные математические игры
39-40 Международная игра «Кенгуру»
- Конкурс знатоков (1 тур)
- Конкурс знатоков (2 тур)
- Конкурс знатоков (итоговый тур)
47-48 Школьный тур олимпиады
- Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).
- Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.
- Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности
- Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.
Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Занимательная математика»
2 ступень
Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля |
1-2. «Математика – царица наук» | разгадка «математических фокусов» | |
3-4. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто – кого!» (Жан Поль Сартр) | групповая работа, решение нестандартных задач | |
5-6. Проектная деятельность «Великие математики» | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках |
7-8. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | |
9-10. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. | Практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» |
11-12. Игра «Удивительный квадрат». | Работа в группе, решение упражнений с квадратами | |
13-14. Преобразование фигур на плоскости. | Конструирование фигур на плоскости из различного материала | |
15-16. Задачи-смекалки. | Решение нестандартных задач | |
17-18. Симметрия фигур. | Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» |
19-20.Соединение и пересечение фигур. | Вычерчивание геометрических фигур | |
21-22.Познавательная игра «Семь вёрст…» | решение нестандартных заданий на меры длины | |
23-24.Вычисление площади фигур. | Создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | |
25-26.Школьная олимпиада по математике | решение заданий повышенной трудности | |
27-28.Объём фигур. | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта |
29-30.Математика в играх и задачах. | Презентация | |
31-32.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | решение задач на упорядочивание множеств | |
33-34.Конструирование предметов из геометрических фигур. | мини-проект «Наша детская площадка» | |
35-36.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта |
37-38.Районный тур олимпиады | решение заданий повышенной трудности | |
39-40. Международная игра «Кенгуру» | Решение нестандартных математических заданий | |
41-42. Открытие нуля. | исследовательская работа «Почему так?» | |
43-44. Экскурсия в компьютерный класс. | экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» |
45-46.Компьютерные математические игры. | сообщения о домашних компьютерных математических играх | |
47-48. Конкурс знатоков (отборочный тур) | решение нестандартных заданий | |
49-50.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» |
51. Конкурс знатоков (итоговый тур) | решение нестандартных заданий | |
52. Учимся разрешать задачи на противоречия. | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | |
53. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | повторение единиц измерения | |
54. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | Решение задач повышенной сложности | |
55. Математическая викторина | решение нестандартных заданий | |
56 .Решение геометрических задач | ||
57. Сочинение «Место математики в моей жизни» | творческая работа | |
58-59.Повторение. Конкурс- соревнование | Математические игры и задания | |
60.Математические игры, лабиринты, кроссворды. |
| |
61.Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. |
| |
62.Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | Решение задач повышенной сложности |
|
63.Старинные меры измерений. |
| |
64.Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. |
| |
65-66.Масса. Новые мерки. Измерения. | Решение задач повышенной сложности |
|
67.Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. |
| |
68.Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | Решение задач повышенной сложности |
|
69-70..Китайская головоломка “Танграм” |
| |
71.Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. |
| |
72..Схемы, уравнения |
| |
73-74..Графическое моделирование |
| |
75.Составление дерева возможностей | Решение задач повышенной сложности |
|
76.Решение старинных задач |
| |
77.Задачи повышенной трудности | Решение задач повышенной сложности |
|
78.Задачи в стихах |
| |
79-80.Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами |
| |
81.Дерево возможностей. Блиц-турнир |
| |
82.Итоговое занятие. Игра “Велогонка” |
|
ИТОГО: 82 часа
1 ступень -68ч+2 ступень 82ч=150ч в год
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...