Урок математики в 1 классе по теме : "Римские цифры"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Модебадзе Анна Михайловна

В презентации показана история возникновения римских цифр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики

 в 1 классе

на тему:

« Римские цифры»

Конспект урока по учебнику «Математика. 1класс».
Автор: Л.Г. Петерсон.

Тема: «Римские цифры»

Ход урока:

  1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Михайловна. Посмотрите, у вас на столах лежат смайлики. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы себя хорошо чувствуете – поднимите желтый смайлик, если вас сейчас что-то беспокоит – поднимите синий смайлик. Спасибо!

Устный счет

Учитель:  Ребята посмотрите, на доске записаны выражения :

7-2=  5 С                             5+1=  6 Ы

1+2=  3 Ч                            5-1=  4  А

 Давайте найдем значение выражений 1 столбика.  Посмотрите на выражения 2 столбика. Чем они похожи? (Цифры одинаковые) Чем они отличаются? (сложением и вычитанием). Давайте найдем значение этих выражений.  

- Ребята, посмотрите, рядом с ответами у нас стоят буквы. Расположите ответы и соответствующие им буквы в порядке возрастания, и вы получите новое слово? ЧАСЫ  Слайд 1 – Часы с арабскими и римскими цифрами.

Учитель: Ребята, я вчера побывала в магазине часов, где всегда можно увидеть очень много красивого, я увидела совершенно одинаковые часы, продавец был занят и сказал лишь: «Они разные.».  Я так и ушла домой, не поняв, чем же отличаются часы?

Дети: Цветом, секундомером, Циферблат у вторых часов с римскими цифрами.
Учитель: Ах, действительно, у вторых часов на циферблате римские цифры.
Учитель: Какими из этих цифр мы чаще используем на уроках математики – арабскими или римскими?
Дети: арабскими.
Учитель: Верно. Мы хорошо с ними знакомы?
Дети: Да.
Учитель: Знаем ли столько о римских цифрах?
Дети: Нет.
Учитель: Хотите узнать?
Дети: Да.
Учитель: Какие цифры станут темой нашего урока?
Дети: Римские цифры.
Слайд 2 – тема урока.

Учитель: Итак, арабские мы умеем записывать, а римские?
Дети: Нет.
Учитель: Что нам нужно будет научиться делать на уроке?.

Дети: Научиться записывать римские цифры.Слайд 3 – 1 задача урока.


Учитель: Умеем ли мы «+», «-» выражения римскими цифрами?
Дети: Нет.
Учитель: Чему ещё должны будем научиться на уроке?
Дети: Учиться «+», «-» записывая выражения римскими цифрами.
Слайд 3 – 2 задача урока.

II. Работа по теме.

Учитель: Хорошо - теперь всё узнаем о римских цифрах. Римские, римские… А почему они именно так называются?
Дети: Их придумали в Риме.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как же появились римские цифры.

Историческая справка.
У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. (
Слайд 4) Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки и конечно, палочки. (Слайд 5) Но позже возникла проблема… Как запомнить, кто кому сколько должен монет? Сколько народилось жеребят? Сколько корзин зерна собрано? (Слайд 6) Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. (Слайд 7) Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. (Слайд 8) В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд 9) В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. (Слайд 10) Чуть позже древние арабы (Слайд 11) упростили эти значки и они стали выглядеть вот так (Слайд 12).А знакомы ли они вам? Давайте вместе попробуем прочитать.   А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека, а точнее с пальцами. (Слайд 12 - Древний Рим) раз уж мы с вами оказались в древнем Риме, давайте побудем римлянами и выясним, как можно записать цифру 1?2?3? (на доску вывешиваются карточки). Учитель закрепляет на доске карточки с числами I  II  III.
Учитель:Но как записать число 4? Для этого, как ни странно, нужно сначала узнать написание числа 5. Отгадку найдём всё там же в руке.
Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5 .
Учитель: На что она похожа?
Дети: На галочку, на букву V в латинском алфавите и т.д.
Учитель: Верно. Она так и записывается. (На доске появляется карточка с цифрой V.)

И всё-таки мы совсем забыли о цифре 4… Думаете запутались?
Дети: Нет
Учитель: Конечно, нет. Просто без цифры V невозможно записать  цифру 4. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа. Кто догадался, как записать цифру 4?
Дети: IV(На доске появляется карточка с цифрой IV.)
Учитель:  Как запишем шесть, семь, восемь.(На доске появляется карточка с цифрами.)
Дети отвечают и выкладывают цифры на палочках, учитель вывешивает карточки с цифрами и проверяет детей.
Учитель: Следующее число какое запишем? 9? А нет!!! Просто без цифры Х невозможно записать  цифру 9?   А ответ найдем все в той же руке. На одной руке у нас 5 пальцев, а на двух?
Дети: 10
Учитель: Абсолютно верно (учитель показывает на руках цифру X), одна из них смотрит вверх, а другая вниз.
УчительПопробуйте составить из палочек римскую цифру 10 (закрепляю на доске цифру X)
Учитель: На какую букву похоже это число?
Дети: На икс.
Учитель: Верно. Её и записывают как букву икс, потому что так удобнее.

Учитель: А теперь подумайте, как запишем число 9?
Дети: От 10 отнимем 1 → IX.
Учитель: Итак, мы с вами сами не заметили, как научились записывать римские цифры.  Давайте ещё раз прочитаем ряд цифр. Какие вы молодцы!!! Вы очень хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Лучше всего отдыхать на природе, в лесу.  
Физкультминутка Отдохнули и возвращаемся  в наш русский лес. (Слайд 14 – берёзовый лес). Какие деревья вы видите? Как называется такой лес?

Учитель: И не заметили ничего интересного, что показывали вам берёзы?
Дети: Римские цифры!
Дети показывают римские цифры, которые образуют берёзы и их ветви на слайде.
Учитель: Вот видите, как хорошо мы с ними уже знакомы, а теперь давайте сами попробуем записать римские цифры.
(Слайд 15) Посмотрите, на парте у вас лежат карточки. Что вы в ней видите? (таблица)

В первой строчке таблицы вы видите предметы, вторая строчка – пустая. Вам необходимо посчитать, сколько предметов в каждом окошке и ниже записать ответ  римской цифрой. А теперь возьмите в руки зелёный карандаш и проверьте себя. (Слайд 16) Самопроверка. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто все правильно выполнил. Какие вы молодцы, похлопайте себе!

Откройте учебник с 40 № 5.(Слайд 17)  Перед вами выражения с какими цифрами? римскими  вам нужно сейчас найти значение выражений и записать ответ римскими цифрами. Девочки – 1 строчка, мальчики – 2 строчка. Возьмите в руки зелёный карандаш и проверьте себя. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!!!

Учитель: Слайд 18 (Работа в группах). Следующее задание мы будем выполнять в группах. У меня приготовлены планшеты. На нем написаны выражения, с какими  цифрами? Прочитайте их вслух. Правильно ли они решены?

Вам нужно переложить только 1 палочку так, чтобы получилось верное равенство.

III-II=IV (3+2=5)

IV+II= III (6-3=3)

VI+I=IV(6-2=4) Обсуждение и доказательство решенных примеров.

Какие вы молодцы, с таким задание трудным справились!

Посмотрите на картинки? Посчитайте количество предметов римскими и арабскими цифрами. Слайды

VIII. Итог урока

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, давайте вспомним,  чему мы учились сегодня на уроке? Какие задания больше всего понравились? Слайд


Рефлексия   Ребята, в начале урока вы показывали смайлики. Если у вас осталось хорошее настроение, вы хорошо поработали на уроке – поднимите желтый смайлик, если вы считаете, что  у вас что-то не получилось, вам было трудно на уроке – поднимите зелёный смайлик.  

Ребята, спасибо большое вам за урок, вы все хорошо поработали! МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация к уроку математики 1 класс на тему "Число и цифра 8."

Презентация к уроку математики в 1 классе по системе"Школа 2100"....

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

Урок математики 1 класс по теме "Число и цифра 7" УМК "Перспектива" автор учебника Л.Г. Петерсон

Урок разработан в технологии системно-деятельностного подхода,ориентирован на формирование умения учиться, а также готовности к саморазвитию и самовоспитанию. На уроке открытия нового знания особое вн...

Урок математики 1 класс "Перспектива" .Тема "Число и цифра 1"

Первый урок в теме. Учащиеся в игровой форме знакомятся с числом и цифрой 1. Учатся оценивать всою учебную деятельность....

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 4"

Конспект урока математики в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа " Урок проводился во 2 четверти учебного года .  Тема урока "Число и цифра 4" Цели:1.Учить правильно писать цифру 4...