Решение составных задач, основанных на знании конкретного смысла умножения.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Новожилова Людмила Алексеевна

Цель: умеют решать составные задачи, оформляя их решение выражением.

В ходе урока для учеников ставятся обучающие задачи:

1.     знать таблицу умножения и деления;

2.     решать простые задачи разных видов;

3.     уметь находить значения выражений, содержащих разные арифметические действия;

4.     применять приемы табличного умножения при решении задач;

5.     решать составные задачи, оформляя их решение выражением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_konspekt_pered.docx57.87 КБ
Файл urok_matematiki_3_kl.pptx226 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение составных задач, основанных на знании конкретного смысла умножения.

Цель: умеют решать составные задачи, оформляя их решение выражением.

В ходе урока для учеников ставятся обучающие задачи:

  1. знать таблицу умножения и деления;
  2. решать простые задачи разных видов;
  3. уметь находить значения выражений, содержащих разные арифметические действия;
  4. применять приемы табличного умножения при решении задач;
  5. решать составные задачи, оформляя их решение выражением.

развивающие:

развитие непроизвольного внимания и внимательности, наблюдательности; развитие логического мышления при применении имеющих знаний в новых нестандартных условиях;
объединение математики с проблематикой экологии и защиты окружающей среды.

воспитывающие:  

воспитывать такие качества творческой личности, как любознательность, независимость суждений, внимание и уважение к суждениям других.

Наглядный материал:

«Расшифруй» (пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»), «Цепочка» – задания для устного счёта в группах; слайды: ответы для проверки «Цепочки»; примерная задача, составленная учащимися, ее решение и ответ; схема, решение и ответ задачи, записанной на доске; выражения на несколько действий, карточки - помощники. Мультимедиа.  

Ход урока.

1. Создание психологического комфорта:        1 мин.

«Продолжите»:

Математика – царица всех наук.
Её возлюбленный истина,
Её наряд – простота и ясность,
Дворец этой владычицы
открывается лишь…
(разуму).

Учитель: Ребята, что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?

Ученики: Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы, думать и рассуждать, работать быстро, помогать своим товарищам.

Учитель: Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, а не только учителя; уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть; работать быстро и дружно.

На экране: (Слайд №1) (учащиеся повторяют хором).

Мы будем внимательны!
Мы успеем сделать все!

2. Актуализация ранее полученных знаний.      17 мин.

Цель: упражняемся в запоминании таблицы умножения.

а) игра «Шифровальщик»;  На экране: (Слайд №2)

Учитель: Вы все- шифровальщики. Вот шифр, а вот - ключ к шифру (показываю).

Задание:

Отгадайте  зашифрованную пословицу. Ключом к шифру служит таблица умножения. Например: чтобы узнать, какую букву представляет число 36, нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 36, т.е. 4 ? 9 = буква С.

Учитель: Работать будете по рядам: 

1 ряд отгадывает – 1,2 слово

2 ряд отгадывает – 3,4 слово

3 ряд отгадывает – 5,6 слово

Учитель: Кто не понял задание? Приступайте к его выполнению (хожу между рядами, оказываю индивидуальную помощь).

Проверка ответов  на экране: (Слайд №3)Постепенно появляются слова.

Семь раз отмерь, 
один раз отрежь.

Учитель: знаете таблицу умножения, смогли отгадать пословицу.

- Эта пословица будет нашим девизом к сегодняшнему уроку.

- Как вы думаете, почему именно эта пословица выбрана девизом?

Ученик: Надо очень хорошо подумать, прежде чем отвечать.

Ученик: Нужно проверить несколько раз решение примера или задачи, а потом только записать.

Учитель: Да, ребята, математика любит думающих.  

б) Распределение учащихся в разноуровневые группы;

Учитель:  Ребята, отгадайте, пожалуйста, слово: первое – приставка, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом.

Ученик: Задача.

Учитель: Тема нашего урока: «Решение составных задач».

Цель: для решения составной задачи нам потребуется умение решать простые задачи, правильно выбирать математическое действие.

Учитель: Да, я буду вам читать задачи (или с экрана вы сможете сами их прочитать), вы должны быстро и правильно записать выражение с наименованием. Будьте внимательны.

Учитель: Кто не понял задание?

На экране начинают появляться экологические сказочные задачи (учащиеся читают задачи, выбирают нужное математическое действие, записывают выражение с наименованием)
(Слайд № 4 – 5) 

1. Заяц и Волк любят спорт. Заяц проплыл в бассейне 8 метров, а Волк проплыл 12 метров. На сколько метров больше проплыл Волк, чем Заяц?    12-8=4(м)

2. Малыш посмотрел 3 фильма по охране окружающей среды, а Карлсон – в 3 раза больше. Сколько фильмов об охране окружающей среды посмотрел Карлсон? 3*3=9(ф.)

3. Чебурашка и Крокодил Гена посадили в парке 13 деревьев. Крокодил Гена посадил 8 деревьев. Сколько деревьев посадил Чебурашка? 13-8=5(д.)

4. Колобок заметил в лесу 14 мухоморов, а боровиков – на 7 меньше. Колобок знает, что до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, поэтому он собрал в корзину только съедобные грибы. Сколько съедобных грибов он собрал в корзину? Сколько всего грибов заметил Колобок? 14-7=7(г.), 14+7=21(г)

Учитель: Приступаем к проверке.  Вы будете учителями. Вам нужно проверить работу соседа, пользуясь правильными ответами. Обменяйтесь тетрадями.

Кто решил эти задачи правильно? (решившие эти 4 задачи получают жетоны).

Учитель: Кто ошибся в выборе действия? (Допущенные ошибки исправляются)

Учитель: Кто ошибся в вычислениях?

Учитель: Кто ошибся в наименовании?

Учитель: Продолжим нашу работу. Нужно быстро и правильно решить следующую задачу, дать полный ответ.

5. Из сосны получают  бумагу, искусственный шёлк, пластмассу. На месте вырубленных сосен Чебурашка и Крокодил Гена стали сажать по 10 деревьев каждый день. Сколько деревьев посадят за неделю Чебурашка и Крокодил Гена? (70 деревьев.)

Учитель: Кто получил такой же ответ? (решившие эту задачу правильно получают жетоны) Ошибки исправляются.

Учитель: Перед вами следующая задача.

6. Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате напрасно расходуется 4 л воды. Если Незнайка чистит зубы 2 раза в день, то сколько воды в пустую расходуется за день? За 3 дня? (8 литров, 24 литра.)

Учитель: У кого такие же ответы? (дети получают жетоны). Ошибки исправляются.

Учитель: Кто получил 3 жетона? (учащиеся получают флажки со словом «Молодец»). Вы получаете заслуженную оценку «пять». Вы будете моими помощниками на уроке.                                                                               Ученики первого ряда у меня сегодня на контроле. Я отмечаю, как они выполняют задания, их работа будет оценена.

Учитель: Умение решать простые задачи нам потребуется на уроке при решении составных задач.

Учитель: Какую полезную информацию вы получили, читая эти задачи? 

Ученики: Нужно  любить спорт, надо сажать деревья, до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, экономить воду, чистить зубы 2 раза в день, из сосны получают бумагу, искусственный шелк, пластмассу.

Учитель: Малыш и Карлсон смотрели фильмы об охране окружающей среды.

Как вы это понимаете?

Ученики: Нельзя мусорить, ломать деревья, разорять птичьи гнезда, брать из леса диких животных и их детенышей. Надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.

Учитель: Что такое окружающая среда?  

Ученик: Окружающая среда - это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.

Учитель: Вспомните, как же называется наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны жить в нем?

Ученик: Экология.

Учитель: Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый должен стать хотя бы немного экологом.

Цель: Совершенствуем вычислительные навыки.  

в) «Цепочка», работа в группах;

                                1гр.                       3гр.                        2гр.

Учитель: Будете работать в группах. Найдите последнее число в каждой цепочке, если в первой пустой клетке число 18 (показываю).

Учащиеся записывают в тетрадях: 3 21 2 8     2 10 36 9      6 36 20 5

Учитель: Проверим нашу работу.
Проверка на экране (Слайд №8)

Учитель: Кто ошибся? (ошибки исправляются).

Учитель: Умеете находить значения выражений.                                             .… допускают ошибки в нахождении значений выражений.

Учитель: Мы все с вами повторили. Двигаемся дальше. 

3. Работа над новым материалом.       13 мин.

Цель: Будем  учиться составлять составную задачу.

Учитель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю творческое задание: используя числа, которые вы получили, решив «Цепочки» и число 2 составьте, пожалуйста, задачу о том, как Чебурашка и Крокодил Гена решили посадить деревья на месте вырубленных лесов.

Вам поможет решение:

8 ? 5 = 40 (сосен)

9 ? 2 = 18 (берёз)              Слайд №9. 

40 + 18 = 58 (дер.)

Учитель: Как лучше сажать деревья?

Ученик: Деревья лучше сажать в ряды. 

Учитель: Что вы можете сказать про посадку сосен?

Ученик: Посадили 5 рядов, в каждом по 8 сосен. 

Учитель: Что вы можете сказать про посадку берез?

Ученик: Посадили 2 ряда, в каждом по 9 берез. 

Учитель: Прочитайте условие. Слайд №10.

Ученик: Крокодил Гена посадил 5 рядов сосен, по 8 сосен в каждом ряду, а Чебурашка посадил 2 ряда берез, по 9 берез в каждом ряду. 

Учитель: На какой вопрос нам поможет ответить последнее действие? Слайд №10.      

Ученик: Сколько всего деревьев посадили Чебурашка и крокодил Гена?

Учитель: Прочитайте составленную нами задачу.

Крокодил Гена посадил 5 рядов сосен, по 8 сосен в каждом ряду, а Чебурашка посадил 2 ряда берез, по 9 берез в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили Чебурашка и крокодил Гена?

Учитель: Какая она?

Ученик: Составная. Состоит из трех простых.

Учитель: Повторите решение задачи. 

Учащиеся объясняют, что они узнали каждым действием, Слайд №11.

1) 8 · 5 = 40 (сосен) – посадили Чебурашка и крокодил Гена

2) 9 · 2 = 18 (берёз) – посадили Чебурашка и крокодил Гена  

3) 40 + 18 = 58 (дер.) – посадили Чебурашка и крокодил Гена  

Запись решения в выражение.

Цель: Будем учиться записывать решение задачи выражением.

Учитель: Запишите 1 действие, пропустите клеточку, запишите 2 действие, поставьте в пустом окошечке нужный знак, найдите значение данного выражения.

Учитель: Проверим. Слайд №12.

  40       18

8 · 5 + 9 · 2 = 58 (деревьев.)

Ответ: всего посадили 58 деревьев.

Учитель: Кто ошибся?

Учитель: Сколько действий получилось?

Ученик: 3

Учитель: Правильно записали выражение, не ошиблись в вычислениях.

4. Физкультминутка.    2 мин.

Потянулись! Потянулись!
А теперь мы все качнулись!
Потянулись все опять
И попрыгали раз пять.
Ручками похлопали,
Ножками потопали!
Покружились все на месте…
Сели тихо, дружно, вместе.

5. Закрепление пройденного материала.    10 мин.

Цель: Упражняемся в решении задач.

Учитель: Будете работать по группам. Учащиеся, которые имеют флажки, работают самостоятельно.

Карточка. Хозяйка засолила 6 банок огурцов по 5 килограммов в каждой и 4 банки помидоров по 3 килограмма в каждой. Сколько всего килограммов овощей засолила хозяйка? На сколько килограммов больше хозяйка засолила огурцов, чем помидоров?

Учитель: Остальные работают со мной. Прочитайте задачу и подумайте, о чем она.

На доске. Купили 3 куска ситца по 5 метров в каждом и 4 куска шелка по 2 метра в каждом. Сколько всего метров ткани купили?

Ученик: Эта задача о том, как покупали в магазине ткань.

Учитель: Какую ткань покупали?

Ученик: Покупали ситец и шелк.

Учитель: Расскажите все про ситец.

Ученик: Купили 3 куска ситца по 5 метров в каждом.

Учитель: Расскажите все про шелк.

Ученик: Купили 4 куска шелка по 2 метра в каждом.

Учитель: Прочитайте вопрос задачи. Как вы его понимаете?

Ученик: Сколько всего метров ситца и шелка купили?

Учитель: Составьте, пожалуйста, к задаче схему.

Учитель: Проверим. Схема-чертеж (Слайд №13)

Учитель: Кто ошибся? (Ошибки исправляются)

Учитель: Кто может решить задачу самостоятельно? Запишите решение и ответ.

(… решает за доской для проверки)

Остальным детям оказываю помощь (подзываю к доске, слабым даю             карточки-помощники)

1)            ●             =

2)                         =

3)            +             =

Учитель: Проверим.

1) 5 • 3 = 15(м) – купили ситца

2) 2 • 4 = 8(м) – купили шелка    (на доске) 

3) 15+8 = 23(м)

Учитель: Кто ошибся? А кто смог записать решение выражением?

Учитель: Проверим. Решение и ответ: (Слайд №14)

  15        8
5 • 3 + 2 • 4 = 23 (м)
Ответ: всего купили 23 метра ткани.

Учитель: Справились с решением этой задачи, смогли записать выражение.

Домашнее задание: задача № 567 стр. 168. «Математика», 3 класс, Н.Б. Истомина, Ассоциация XXI век, 2007г.

6. Итоговая рефлексия.     2 мин.

а) – Что нового мы узнали сегодня на уроке?

(Познакомились с задачами в три действия.)

- Что закрепили, повторяли?

(Таблицу умножения и деления, решение простых задач, нахождение значений выражений)

б) Общая самооценка.

  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Кто не доволен? Почему?
  • Чтобы вы хотели пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?
  • Поблагодарите друг друга за помощь, поддержку на уроке. (Выставление оценок.)
  • А что нам скажет компьютер? (Слайд №15-16)

На экране появляется запись:
Вы были внимательны!
Вы успели сделать все!
Вы  м о л о д ц ы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы будем внимательны! Мы успеем сделать все!

Слайд 2

Шифровальщик 36 12 8 9 32 10 15 2 3 8 12 32 9 2 40 45 48 32 10 15 2 3 32 12 18 9 Шифр Ключ к шифру 2 3 8 9 1 О Т М Ь 4 М Е Р С 5 А З Д И 6 Е Ж Н

Слайд 3

Правильный ответ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Слайд 4

Заяц и Волк любят спорт. Заяц проплыл в бассейне 8 м, а Волк 12 м. На сколько метров больше проплыл Волк, чем Заяц? Малыш посмотрел 3 фильма по охране окружающей среды, а Карлсон в 3 раза больше. Сколько фильмов об охране окружающей среды посмотрел Карлсон?

Слайд 5

Чебурашка и Крокодил Гена посадили в парке 13 деревьев. Крокодил Гена посадил 8 деревьев. Сколько деревьев посадил Чебурашка ? Колобок заметил в лесу 14 мухоморов, а боровиков на 7 меньше. Колобок знает, что до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, поэтому он собрал в корзину только съедобные грибы. Сколько съедобных грибов он собрал в корзину? Сколько всего грибов заметил Колобок?

Слайд 6

Из сосны получают бумагу, искусственный шелк, пластмассу. На месте вырубленных сосен Чебурашка и Крокодил Гена стали сажать по 10 деревьев каждый день. Сколько деревьев посадят за неделю Чебурашка и Крокодил Гена?

Слайд 7

Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате напрасно расходуется 4 л воды. Если Незнайка чистит зубы 2 раза в день, то сколько воды в пустую расходуется за день? За 3 дня?

Слайд 8

Ответ 1 группы: 8 Ответ 2 группы : Ответ 3 группы : 9 5 Правильный ответ: 2

Слайд 9

Решение: 1)8 ? 5 = 40 (сосен) 2)9 ? 2 = 18 (берез) 3)40 + 18 = 58 (деревьев)

Слайд 10

Крокодил Гена посадил 5 рядов сосен, по 8 сосен в каждом ряду, а Чебурашка посадил 2 ряда берез , по 9 берез в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили Чебурашка и крокодил Гена?

Слайд 11

Решение: 1)8 · 5 = 40 (сосен) 2)9 · 2 = 18 (берез) 3)40 + 18 = 58 (деревьев)

Слайд 12

40 18 8 · 5 + 9 · 2 = 58 (деревьев) Ответ: посадили всего 58 деревьев .

Слайд 13

5 м 2м ? метров ?м ?м ситец шелк

Слайд 14

Решение задачи: 15 8 5 • 3 + 2 • 4 = 23 (м) Ответ: купили всего 23 метра ткани .

Слайд 15

Вы были внимательны! Вы успели сделать все!

Слайд 16

Вы м о л о д ц ы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: 3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16)

3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение.  (Стр.16) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России"....

Презентация. Задачи на конкретный смысл умножения

Презентация содержит иллюстративный материал...

Методическая разработка по математике (ФГОС, 2 класс) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией.

Разработка урока по математике (ФГОС) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией. Первое знакомство с умножением....

Урок: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров (3 класс).

Тема: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров.Цель: формирование умения решать составные задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения...

Проверочная работа по математике 2 класс. "Конкретный смысл умножения. Умножение числа 2"

Проверочная работа по математике 2 класс. "Конкретный смысл умножения. Умножение числа 2"...

Тест " Умножение. Конкретный смысл умножения"

Тест  поможет определить глубину понимания пройденного материала....