Решение составных задач, основанных на знании конкретного смысла умножения.
методическая разработка (3 класс) на тему

 формирование умения решать задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок57.87 КБ
Файл презентация226 КБ
Office presentation icon тест часть 179.5 КБ
Office presentation icon тест часть 280 КБ
Office presentation icon тест439 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение составных задач, основанных на знании конкретного смысла умножения.

Цель: умеют решать составные задачи, оформляя их решение выражением.

В ходе урока для учеников ставятся обучающие задачи:

  1. знать таблицу умножения и деления;
  2. решать простые задачи разных видов;
  3. уметь находить значения выражений, содержащих разные арифметические действия;
  4. применять приемы табличного умножения при решении задач;
  5. решать составные задачи, оформляя их решение выражением.

развивающие:

развитие непроизвольного внимания и внимательности, наблюдательности; развитие логического мышления при применении имеющих знаний в новых нестандартных условиях;
объединение математики с проблематикой экологии и защиты окружающей среды.

воспитывающие:  

воспитывать такие качества творческой личности, как любознательность, независимость суждений, внимание и уважение к суждениям других.

Наглядный материал:

«Расшифруй» (пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»), «Цепочка» – задания для устного счёта в группах; слайды: ответы для проверки «Цепочки»; примерная задача, составленная учащимися, ее решение и ответ; схема, решение и ответ задачи, записанной на доске; выражения на несколько действий, карточки - помощники. Мультимедиа.  

Ход урока.

1. Создание психологического комфорта:        1 мин.

«Продолжите»:

Математика – царица всех наук.
Её возлюбленный истина,
Её наряд – простота и ясность,
Дворец этой владычицы
открывается лишь…
(разуму).

Учитель: Ребята, что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?

Ученики: Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы, думать и рассуждать, работать быстро, помогать своим товарищам.

Учитель: Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, а не только учителя; уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть; работать быстро и дружно.

На экране: (Слайд №1) (учащиеся повторяют хором).

Мы будем внимательны!
Мы успеем сделать все!

2. Актуализация ранее полученных знаний.      17 мин.

Цель: упражняемся в запоминании таблицы умножения.

а) игра «Шифровальщик»;  На экране: (Слайд №2)

Учитель: Вы все- шифровальщики. Вот шифр, а вот - ключ к шифру (показываю).

Задание:

Отгадайте  зашифрованную пословицу. Ключом к шифру служит таблица умножения. Например: чтобы узнать, какую букву представляет число 36, нужно в таблице найти два числа, произведение которых будет равно 36, т.е. 4 ? 9 = буква С.

Учитель: Работать будете по рядам: 

1 ряд отгадывает – 1,2 слово

2 ряд отгадывает – 3,4 слово

3 ряд отгадывает – 5,6 слово

Учитель: Кто не понял задание? Приступайте к его выполнению (хожу между рядами, оказываю индивидуальную помощь).

Проверка ответов  на экране: (Слайд №3)Постепенно появляются слова.

Семь раз отмерь, 
один раз отрежь.

Учитель: знаете таблицу умножения, смогли отгадать пословицу.

- Эта пословица будет нашим девизом к сегодняшнему уроку.

- Как вы думаете, почему именно эта пословица выбрана девизом?

Ученик: Надо очень хорошо подумать, прежде чем отвечать.

Ученик: Нужно проверить несколько раз решение примера или задачи, а потом только записать.

Учитель: Да, ребята, математика любит думающих.  

б) Распределение учащихся в разноуровневые группы;

Учитель:  Ребята, отгадайте, пожалуйста, слово: первое – приставка, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом.

Ученик: Задача.

Учитель: Тема нашего урока: «Решение составных задач».

Цель: для решения составной задачи нам потребуется умение решать простые задачи, правильно выбирать математическое действие.

Учитель: Да, я буду вам читать задачи (или с экрана вы сможете сами их прочитать), вы должны быстро и правильно записать выражение с наименованием. Будьте внимательны.

Учитель: Кто не понял задание?

На экране начинают появляться экологические сказочные задачи (учащиеся читают задачи, выбирают нужное математическое действие, записывают выражение с наименованием)
(Слайд № 4 – 5) 

1. Заяц и Волк любят спорт. Заяц проплыл в бассейне 8 метров, а Волк проплыл 12 метров. На сколько метров больше проплыл Волк, чем Заяц?    12-8=4(м)

2. Малыш посмотрел 3 фильма по охране окружающей среды, а Карлсон – в 3 раза больше. Сколько фильмов об охране окружающей среды посмотрел Карлсон? 3*3=9(ф.)

3. Чебурашка и Крокодил Гена посадили в парке 13 деревьев. Крокодил Гена посадил 8 деревьев. Сколько деревьев посадил Чебурашка? 13-8=5(д.)

4. Колобок заметил в лесу 14 мухоморов, а боровиков – на 7 меньше. Колобок знает, что до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, поэтому он собрал в корзину только съедобные грибы. Сколько съедобных грибов он собрал в корзину? Сколько всего грибов заметил Колобок? 14-7=7(г.), 14+7=21(г)

Учитель: Приступаем к проверке.  Вы будете учителями. Вам нужно проверить работу соседа, пользуясь правильными ответами. Обменяйтесь тетрадями.

Кто решил эти задачи правильно? (решившие эти 4 задачи получают жетоны).

Учитель: Кто ошибся в выборе действия? (Допущенные ошибки исправляются)

Учитель: Кто ошибся в вычислениях?

Учитель: Кто ошибся в наименовании?

Учитель: Продолжим нашу работу. Нужно быстро и правильно решить следующую задачу, дать полный ответ.

5. Из сосны получают  бумагу, искусственный шёлк, пластмассу. На месте вырубленных сосен Чебурашка и Крокодил Гена стали сажать по 10 деревьев каждый день. Сколько деревьев посадят за неделю Чебурашка и Крокодил Гена? (70 деревьев.)

Учитель: Кто получил такой же ответ? (решившие эту задачу правильно получают жетоны) Ошибки исправляются.

Учитель: Перед вами следующая задача.

6. Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате напрасно расходуется 4 л воды. Если Незнайка чистит зубы 2 раза в день, то сколько воды в пустую расходуется за день? За 3 дня? (8 литров, 24 литра.)

Учитель: У кого такие же ответы? (дети получают жетоны). Ошибки исправляются.

Учитель: Кто получил 3 жетона? (учащиеся получают флажки со словом «Молодец»). Вы получаете заслуженную оценку «пять». Вы будете моими помощниками на уроке.                                                                               Ученики первого ряда у меня сегодня на контроле. Я отмечаю, как они выполняют задания, их работа будет оценена.

Учитель: Умение решать простые задачи нам потребуется на уроке при решении составных задач.

Учитель: Какую полезную информацию вы получили, читая эти задачи? 

Ученики: Нужно  любить спорт, надо сажать деревья, до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, экономить воду, чистить зубы 2 раза в день, из сосны получают бумагу, искусственный шелк, пластмассу.

Учитель: Малыш и Карлсон смотрели фильмы об охране окружающей среды.

Как вы это понимаете?

Ученики: Нельзя мусорить, ломать деревья, разорять птичьи гнезда, брать из леса диких животных и их детенышей. Надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке.

Учитель: Что такое окружающая среда?  

Ученик: Окружающая среда - это все то, что нас окружает, те места, где мы живем, работаем, отдыхаем.

Учитель: Вспомните, как же называется наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны жить в нем?

Ученик: Экология.

Учитель: Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый должен стать хотя бы немного экологом.

Цель: Совершенствуем вычислительные навыки.  

в) «Цепочка», работа в группах;

                                1гр.                       3гр.                        2гр.

Учитель: Будете работать в группах. Найдите последнее число в каждой цепочке, если в первой пустой клетке число 18 (показываю).

Учащиеся записывают в тетрадях: 3 21 2 8     2 10 36 9      6 36 20 5

Учитель: Проверим нашу работу.
Проверка на экране (Слайд №8)

Учитель: Кто ошибся? (ошибки исправляются).

Учитель: Умеете находить значения выражений.                                             .… допускают ошибки в нахождении значений выражений.

Учитель: Мы все с вами повторили. Двигаемся дальше. 

3. Работа над новым материалом.       13 мин.

Цель: Будем  учиться составлять составную задачу.

Учитель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю творческое задание: используя числа, которые вы получили, решив «Цепочки» и число 2 составьте, пожалуйста, задачу о том, как Чебурашка и Крокодил Гена решили посадить деревья на месте вырубленных лесов.

Вам поможет решение:

8 ? 5 = 40 (сосен)

9 ? 2 = 18 (берёз)              Слайд №9. 

40 + 18 = 58 (дер.)

Учитель: Как лучше сажать деревья?

Ученик: Деревья лучше сажать в ряды. 

Учитель: Что вы можете сказать про посадку сосен?

Ученик: Посадили 5 рядов, в каждом по 8 сосен. 

Учитель: Что вы можете сказать про посадку берез?

Ученик: Посадили 2 ряда, в каждом по 9 берез. 

Учитель: Прочитайте условие. Слайд №10.

Ученик: Крокодил Гена посадил 5 рядов сосен, по 8 сосен в каждом ряду, а Чебурашка посадил 2 ряда берез, по 9 берез в каждом ряду. 

Учитель: На какой вопрос нам поможет ответить последнее действие? Слайд №10.      

Ученик: Сколько всего деревьев посадили Чебурашка и крокодил Гена?

Учитель: Прочитайте составленную нами задачу.

Крокодил Гена посадил 5 рядов сосен, по 8 сосен в каждом ряду, а Чебурашка посадил 2 ряда берез, по 9 берез в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили Чебурашка и крокодил Гена?

Учитель: Какая она?

Ученик: Составная. Состоит из трех простых.

Учитель: Повторите решение задачи. 

Учащиеся объясняют, что они узнали каждым действием, Слайд №11.

1) 8 · 5 = 40 (сосен) – посадили Чебурашка и крокодил Гена

2) 9 · 2 = 18 (берёз) – посадили Чебурашка и крокодил Гена  

3) 40 + 18 = 58 (дер.) – посадили Чебурашка и крокодил Гена  

Запись решения в выражение.

Цель: Будем учиться записывать решение задачи выражением.

Учитель: Запишите 1 действие, пропустите клеточку, запишите 2 действие, поставьте в пустом окошечке нужный знак, найдите значение данного выражения.

Учитель: Проверим. Слайд №12.

  40       18

8 · 5 + 9 · 2 = 58 (деревьев.)

Ответ: всего посадили 58 деревьев.

Учитель: Кто ошибся?

Учитель: Сколько действий получилось?

Ученик: 3

Учитель: Правильно записали выражение, не ошиблись в вычислениях.

4. Физкультминутка.    2 мин.

Потянулись! Потянулись!
А теперь мы все качнулись!
Потянулись все опять
И попрыгали раз пять.
Ручками похлопали,
Ножками потопали!
Покружились все на месте…
Сели тихо, дружно, вместе.

5. Закрепление пройденного материала.    10 мин.

Цель: Упражняемся в решении задач.

Учитель: Будете работать по группам. Учащиеся, которые имеют флажки, работают самостоятельно.

Карточка. Хозяйка засолила 6 банок огурцов по 5 килограммов в каждой и 4 банки помидоров по 3 килограмма в каждой. Сколько всего килограммов овощей засолила хозяйка? На сколько килограммов больше хозяйка засолила огурцов, чем помидоров?

Учитель: Остальные работают со мной. Прочитайте задачу и подумайте, о чем она.

На доске. Купили 3 куска ситца по 5 метров в каждом и 4 куска шелка по 2 метра в каждом. Сколько всего метров ткани купили?

Ученик: Эта задача о том, как покупали в магазине ткань.

Учитель: Какую ткань покупали?

Ученик: Покупали ситец и шелк.

Учитель: Расскажите все про ситец.

Ученик: Купили 3 куска ситца по 5 метров в каждом.

Учитель: Расскажите все про шелк.

Ученик: Купили 4 куска шелка по 2 метра в каждом.

Учитель: Прочитайте вопрос задачи. Как вы его понимаете?

Ученик: Сколько всего метров ситца и шелка купили?

Учитель: Составьте, пожалуйста, к задаче схему.

Учитель: Проверим. Схема-чертеж (Слайд №13)

Учитель: Кто ошибся? (Ошибки исправляются)

Учитель: Кто может решить задачу самостоятельно? Запишите решение и ответ.

(… решает за доской для проверки)

Остальным детям оказываю помощь (подзываю к доске, слабым даю             карточки-помощники)

1)            ●             =

2)                         =

3)            +             =

Учитель: Проверим.

1) 5 • 3 = 15(м) – купили ситца

2) 2 • 4 = 8(м) – купили шелка    (на доске) 

3) 15+8 = 23(м)

Учитель: Кто ошибся? А кто смог записать решение выражением?

Учитель: Проверим. Решение и ответ: (Слайд №14)

  15        8
5 • 3 + 2 • 4 = 23 (м)
Ответ: всего купили 23 метра ткани.

Учитель: Справились с решением этой задачи, смогли записать выражение.

Домашнее задание: задача № 567 стр. 168. «Математика», 3 класс, Н.Б. Истомина, Ассоциация XXI век, 2007г.

6. Итоговая рефлексия.     2 мин.

а) – Что нового мы узнали сегодня на уроке?

(Познакомились с задачами в три действия.)

- Что закрепили, повторяли?

(Таблицу умножения и деления, решение простых задач, нахождение значений выражений)

б) Общая самооценка.

  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Кто не доволен? Почему?
  • Чтобы вы хотели пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?
  • Поблагодарите друг друга за помощь, поддержку на уроке. (Выставление оценок.)
  • А что нам скажет компьютер? (Слайд №15-16)

На экране появляется запись:
Вы были внимательны!
Вы успели сделать все!
Вы  м о л о д ц ы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы будем внимательны! Мы успеем сделать все!

Слайд 2

Шифровальщик 36 12 8 9 32 10 15 2 3 8 12 32 9 2 40 45 48 32 10 15 2 3 32 12 18 9 Шифр Ключ к шифру 2 3 8 9 1 О Т М Ь 4 М Е Р С 5 А З Д И 6 Е Ж Н

Слайд 3

Правильный ответ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Слайд 4

Заяц и Волк любят спорт. Заяц проплыл в бассейне 8 м, а Волк 12 м. На сколько метров больше проплыл Волк, чем Заяц? Малыш посмотрел 3 фильма по охране окружающей среды, а Карлсон в 3 раза больше. Сколько фильмов об охране окружающей среды посмотрел Карлсон?

Слайд 5

Чебурашка и Крокодил Гена посадили в парке 13 деревьев. Крокодил Гена посадил 8 деревьев. Сколько деревьев посадил Чебурашка ? Колобок заметил в лесу 14 мухоморов, а боровиков на 7 меньше. Колобок знает, что до ядовитых грибов нельзя дотрагиваться, поэтому он собрал в корзину только съедобные грибы. Сколько съедобных грибов он собрал в корзину? Сколько всего грибов заметил Колобок?

Слайд 6

Из сосны получают бумагу, искусственный шелк, пластмассу. На месте вырубленных сосен Чебурашка и Крокодил Гена стали сажать по 10 деревьев каждый день. Сколько деревьев посадят за неделю Чебурашка и Крокодил Гена?

Слайд 7

Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате напрасно расходуется 4 л воды. Если Незнайка чистит зубы 2 раза в день, то сколько воды в пустую расходуется за день? За 3 дня?

Слайд 8

Ответ 1 группы: 8 Ответ 2 группы : Ответ 3 группы : 9 5 Правильный ответ: 2

Слайд 9

Решение: 1)8 ? 5 = 40 (сосен) 2)9 ? 2 = 18 (берез) 3)40 + 18 = 58 (деревьев)

Слайд 10

Крокодил Гена посадил 5 рядов сосен, по 8 сосен в каждом ряду, а Чебурашка посадил 2 ряда берез , по 9 берез в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили Чебурашка и крокодил Гена?

Слайд 11

Решение: 1)8 · 5 = 40 (сосен) 2)9 · 2 = 18 (берез) 3)40 + 18 = 58 (деревьев)

Слайд 12

40 18 8 · 5 + 9 · 2 = 58 (деревьев) Ответ: посадили всего 58 деревьев .

Слайд 13

5 м 2м ? метров ?м ?м ситец шелк

Слайд 14

Решение задачи: 15 8 5 • 3 + 2 • 4 = 23 (м) Ответ: купили всего 23 метра ткани .

Слайд 15

Вы были внимательны! Вы успели сделать все!

Слайд 16

Вы м о л о д ц ы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Укажи слово, в котором все согласные твердые. А) трамвай Б) солома В) столица Г) ракета

Слайд 2

2.Укажи группу, во всех словах которой ударение падает на первый слог. А) адрес, запад, улица Б) компьютер, конверт, печаль В) аптека, помидор, тарелка Г) рисунок, агроном, отечество

Слайд 3

Укажи вариант, в котором верно указаны пропущенные в предложениях предлоги. ___ деревни __ самого леса дорога шла __ поле. __ дороги росла береза. Летом __ тени дерева можно отдохнуть. А) от, через, в, около, до Б) около, до, через, около, в В) от, до, через, около, в Г) в, от, через, до, около

Слайд 4

4.Укажи слово, которое относится к другой части речи. А) ночь Б) дичь В) конь Г) красить

Слайд 5

Укажи слово с непроизносимой согласной т . А) опас___ность Б) мес__ ный В) небес__ный Г) чудес__ный

Слайд 6

Укажи группу, во всех словах которой пишется одна буква н. А) карти__а , не__астье, пружи__ка Б) те___ис, то___а, ва___а В) ра__ий, осе__ий, весе___ий Г) Ге__адий, И__а, Но___а

Слайд 7

Укажи, каким членом предложения может быть имя существительное в именительном падеже. А) определение Б) дополнение, В) обстоятельство, Г) подлежащее

Слайд 8

Укажи побудительное предложение. А) Куда улетают журавли? Б) Журавли улетают в дальние края. В) Летите, журавли, в дальние края! Г) Журавли прощаются с родными местами.

Слайд 9

Выпиши слова с непроизносимой согласной. Запиши проверочные слова. Мес__ные жители рассказали туристам об опас__ностях в окрес__ных горах. Вгорах случаются несчас__ные случаи. Будьте осторожны!

Слайд 10

Выпиши однокоренные (родственные ) слова. Дело, делить, деловой, поделка

Слайд 11

Из предложения выпиши глагол. Укажи время глагола. Запиши предложение, поставив глагол в настоящее время. Снегири клевали в кормушке ягоды.

Слайд 12

Запиши предложения так, чтобы получился связный текст? А) В их густой листве прячутся лесные обитатели. Б) Хорошо оказаться ранним утром в лесу. В) Вот на тонкой паутинке спускается маленький паучок. Г) Зеленой листвой одеты деревья.

Слайд 13

Составь предложения из слов каждой строчки. поют, смородины, в, соловьи, лесной, кустах в, спрятались, траве, скользкие, густой, маслята стук, чащи, доносится, леса, из, дятла


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В водах Ленинградской области водится 55 видов рыб. Из морских рыб наибольшее промысловое значение имеет салака. Эта мелкая морская сельдь заходит в восточную часть Финского залива в конце весны и в начале осени.

Слайд 2

Из других морских рыб встречаются: балтийская (ревельская) килька, относящаяся к роду шпротов (ее ловят в Нарвском заливе)

Слайд 3

Треска

Слайд 4

Морская щука (сарган)

Слайд 5

Значительную роль в рыбном промысле играют проходные рыбы, обитающие в море, но заходящие в реки для размножения. Главная проходная рыба- корюшка, составляющая 3/4 улова реки Невы и Невской губы; весной она поднимается вверх по реке, откладывая икру на песчаном дне.

Слайд 6

К проходным рыбам относятся также лосось и кумжа.

Слайд 7

Кумжа. В прошлом их было много, но теперь их количество невелико

Слайд 8

В отличие от других проходных рыб угорь большую часть жизни проводит в реках, но нерестится в Атлантическом океане (в Саргассовом море).

Слайд 9

Вместе с рыбами из моря в Неву и Ладожское озеро заходит для нереста минога - низшее позвоночное животное класса круглоротых. Ее ловят как в море (особенно в Лужской губе), так и в реках.

Слайд 10

Среди промысловых большое значение имеет сиг, которого ловят главным образом в Ладожском озере и на реке Волхов.

Слайд 11

Довольно часто встречаются в реках и на Ладожском озере окунь, судак, лещ, плотва,

Слайд 12

Судак.

Слайд 13

Лещ.

Слайд 14

Плотва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: 3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16)

3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение.  (Стр.16) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России"....

Презентация. Задачи на конкретный смысл умножения

Презентация содержит иллюстративный материал...

Методическая разработка по математике (ФГОС, 2 класс) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией.

Разработка урока по математике (ФГОС) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией. Первое знакомство с умножением....

Решение составных задач, основанных на знании конкретного смысла умножения.

Цель: умеют решать составные задачи, оформляя их решение выражением.В ходе урока для учеников ставятся обучающие задачи:1.     знать таблицу умножения и деления;2....

Урок: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров (3 класс).

Тема: Решение составных задач в два действия:сложения, вычитания, умножения, деления и сложных примеров.Цель: формирование умения решать составные задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения...

Проверочная работа по математике 2 класс. "Конкретный смысл умножения. Умножение числа 2"

Проверочная работа по математике 2 класс. "Конкретный смысл умножения. Умножение числа 2"...

Тест " Умножение. Конкретный смысл умножения"

Тест  поможет определить глубину понимания пройденного материала....