Разработка урока математики в 1 классе " ДЕЦИМЕТР "
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bigday_e.a._urok.docx | 21.76 КБ |
bigday_e.a._tekhkarta.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор материала | Бигдай Елена Алексеевна |
Должность | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара |
Название материала | Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) |
Класс | 1класс |
Учебный предмет | Математика |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Математика 1класс, УМК «Школа России» М.И.Моро, С.И.Волкова |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Текстовый документ, раздаточный дидактический материал, презентация и т.д. |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) | Компьютер, телевизор и т.д. |
Цели, задачи материала | Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр. Задачи урока: Образовательные: ознакомить учащихся с новой величиной; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре; Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке. |
Список использованной литературы. | Моро М.И. Математика 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь 1 класс М.И.Моро, демонстрационные таблицы, CD-диск к учебнику М.И.Моро Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 1 класс. – М.: Вако, 2012. Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4). М.:Вако, 2005 |
Ход урока. |
1 . Организационный момент Дорогие ребята, сегодня у нас урок открытий . Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся все на урок, Улыбнемся друг другу, и нашим друзьям, Чудесных открытий желаю всем Вам! - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - У вас на партах лежат звездочки: розовые, зелёный и жёлтые. - Розовая– прекрасное настроение, зелёная – хорошее, жёлтая – плохое. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. |
2 . Мотивация к учебной деятельности -Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире цифр и чисел ? - Что значит учиться? - А что делает учитель? -Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? |
3 . Актуализация знаний. Ребята, я предлагаю провести разминку. Я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. Давайте повторим алгоритм работы в парах. Учитель загадывает число: 1. Число, предыдущее числу 13; 2. Число, следующее за числом 18; 3. В этом числе 1 десятков и столько же единиц; 4. Число больше 10 на 7; 5. число меньше 10 на 1 6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала? 7. Какое число стоит между числами 12 и 14? 8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел? Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. -12 – ч -19-а -11-и -17-н -9-л -8-е -13- и -5-в ВЕЛИЧИНА -Что такое величина? |
4 . Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения;
Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? (закрыты на доске) Единица длины – сантиметр Литр - вместимость сосудов или емкость Килограмм-масса предметов Один не открыла, как вы думаете почему? -Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, познакомимся с новой единицей измерения. |
5 . Формирование нового знания через деятельностный подход, построения проекта выхода из затруднения Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину книги этой меркой (жёлтой). Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем. Удобно? (нет) -Возьмите другую мерку(зелёную) и измерьте длину книги этой меркой. Удобно? (да) -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см. Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр по латыни [decem] – десять На доске появляется карточка с названием единицы измерения. Реализация построенного проекта -Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) |
Физкультминутка. Дети вышли по порядку На активную зарядку. На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки, руки вверх.) Между парт не потеряйтесь. (Опуститься на всю стопу, руки вниз.) Потянулись, наклонились (Наклон назад, руки в стороны.) И обратно возвратились, (Выпрямиться, руки вниз.) Повернулись вправо дружно, Влево тоже всем нам нужно. (Повороты направо - налево, руки на пояс.) Повороты продолжай И ладошки раскрывай. (Повороты направо - налево, руки в стороны, ладони кверху.) Поднимай колено выше — На прогулку цапля вышла. (Ходьба на месте с высоким подниманием бедра,) А теперь прыжки вприсядку, Словно заяц через грядку. (Приседание с выпрыгиванием вверх.) Закружилась голова? Отдохнуть и сесть пора. (Сесть за парту.) |
6 . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Откройте рабочую тетрадь и посмотрите на цифру, которая в ней прописана. Дайте характеристику числа 10. Пропишите 10 через клетку. Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. 7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения наших предметов. Измерьте рабочую тетрадь, пенал, ручку, карандаш и т.д , которые лежит у вас на партах при помощи линейки. Занесите данные в тетрадь Как пользоваться линейкой? Какова длина рабочей тетради? Начертите в тетради отрезок 10 см и все те длины, записи которых вы сделали. |
8 . Включение в систему знаний. Работа по учебнику. Чтение основного понятия Стр. 51 задание №5 (у доски с пояснением) |
9 . Рефлексия учебной деятельности на уроке. -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -О какой новой единице измерения длины узнали? -Когда ей удобно пользоваться? -Оцените свою деятельность на уроке, используя звезды: -розовая (кто собой доволен); -зелёный (я старался, но допустил ошибку); -жёлтая (я не всё понял, остались вопросы). Обсуждение и запись домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока:
Урок математики по теме: «Дециметр"
Класс: 1 класс
УМК: «Школа России» Моро М.И. Математика 1 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Цели урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Методы обучения: : словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты (предметные): ознакомятся с новой величиной; научатся измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закрепят знания о нумерации чисел, продолжат развивать умения решать задачи;
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Этапы урока, технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (подготовка учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.)
1 мин. | -Проговаривает стихотворение - Правила поведения на уроке | Дорогие ребята, Давайте настроимся все на урок, Улыбнемся друг другу, и нашим друзьям, Чудесных открытий желаю всем Вам! - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - У вас на партах лежат звездочки: розовые, зелёный и жёлтые. - Розовая– прекрасное настроение, зелёная – хорошее, жёлтая – плохое. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. | Обучающиеся, здороваются, настраиваются рабочую атмосферу |
2. Мотивация к учебной деятельности 1 мин. | –Учитель задаёт вопросы, мотивирует обучающихся повторять пройденный материал | -Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире цифр и чисел - Что значит учиться? - А что делает учитель? -Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать? | Коммуникативные: устная речь. Познавательная: выдвижение гипотезт и их обоснование, постановка проблемной ситуации Отвечают на вопросы учителя: - умение учиться - делать самому -помогает, руководит - повторить то, что нам потребуется на уроке |
3. Актуализация знаний. (обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, развитие логических операций -задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал, подвести учащихся к формулированию темы урока) 4 мин. | Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать. Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20. | Ребята, я предлагаю провести разминку. Я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. Давайте повторим алгоритм работы в парах. I. Учитель загадывает число: 1. Число, предыдущее числу 13; 2. Число, следующее за числом 18; 3. В этом числе 1 десятков и столько же единиц; 4. Число больше 10 на 7; 5. число меньше 10 на 1 6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала? 7. Какое число стоит между числами 12 и 14? 8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел? I. Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. -Что такое величина? | Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: моделирование, анализ иллюстраций, Коммуникативные: устная речь. Работа с раздаточным материалом Дети повторяют алгоритм работы в парах и знание нумерации в пределах 20. Дети подбирают числа: -12 – ч -19-а -11-и -17-н -9-л -8-е -13- и -5-в ВЕЛИЧИНА Величина – это признак, который можно измерить. |
4. Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения; (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. 7 мин. | Введение в тему урока. | Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? (закрыты на доске) Единица длины – сантиметр Литр - вместимость сосудов или емкость Килограмм-масса предметов Один не открыла, как вы думаете почему? -Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, познакомимся с новой единицей измерения. | Регулятивные: целеполагание, удержание цели деятельности до получения её результата Познавательные: сравнение, работа с информацией, анализ, выводы. Коммуникативные: устная речь. Дети повторяют известные величины и единицы измерения. Предположение детей Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод. У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения. |
5. Формирование нового знания через деятельностный подход, построения проекта выхода из затруднения; (организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.) Реализация построенного проекта 8 мин. | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует составление совместного плана действий. Реализует план выхода из затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину книги этой меркой (жёлтой). Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем. Удобно? (нет) -Возьмите другую мерку(зелёную) и измерьте длину книги этой меркой. Удобно? (да) -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см. Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр По латыни [decem] – десять На доске появляется карточка с названием единицы измерения. -Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) | Регулятивные: планировать решение учебной задачи Коммуникативные: устная речь. Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину книги. Фиксируют индивидуальное затруднение. Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Учащиеся проговаривают по слогам название единицы измерения. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. |
Физкультминутка. (снятие утомляемости, напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока) 2 мин. | Учитель организует физ. минутку | Дети вышли по порядку На активную зарядку. На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки, руки вверх.) Между парт не потеряйтесь. (Опуститься на всю стопу, руки вниз.) Потянулись, наклонились (Наклон назад, руки в стороны.) И обратно возвратились, (Выпрямиться, руки вниз.) Повернулись вправо дружно, Влево тоже всем нам нужно. (Повороты направо - налево, руки на пояс.) Повороты продолжай И ладошки раскрывай. (Повороты направо - налево, руки в стороны, ладони кверху.) Поднимай колено выше — На прогулку цапля вышла. (Ходьба на месте с высоким подниманием бедра,) А теперь прыжки вприсядку, Словно заяц через грядку. (Приседание с выпрыгиванием вверх.) Закружилась голова? Отдохнуть и сесть пора. (Сесть за парту.) | Выполнение зарядки, снятие утомляемости у обучающихся. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, (формирование зрительно-двигательного образа цифры, умения анализировать. ) Реализация идеи педагогического сотрудничества . 5 мин. | Организация минутки чистописания | Откройте рабочую тетрадь и посмотрите на цифру, которая в ней прописана. Дайте характеристику числа 10. Пропишите 10 через клетку. Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. | Познавательные: анализ, выводы. Коммуникативные: устная речь. Обучающиеся дают характеристику числа 10. Работа в тетрадях |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 10 мин. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | -Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения наших предметов. Измерьте рабочую тетрадь, пенал, ручку, карандаш и т.д , которые лежит у вас на партах при помощи линейки. Занесите данные в тетрадь Как пользоваться линейкой? Какова длина рабочей тетради? Начертите в тетради отрезок 10 см и все те длины, записи которых вы сделали. | Регулятивные: самооценка. Познавательные: работа со схемами, работа с рисунком. Коммуникативные: сотрудничество, взаимопроверка. Работа в парах, учащиеся выясняют как выглядит дециметр. Дети линейкой измеряют длину предметов. По алгоритму чертят отрезки, сравнивают их, делают выводы. |
8. Включение в систему знаний. 5 мин. | Организует закрепление новых знаний. | Чтение основного понятия Работа по учебнику. Стр. 51 задание №5 | Познавательные: работа с предметами,учебником, эксперимент, анализ, выводы, доказательства, работа со знаками. Коммуникативные: сотрудничество, устная речь. Учащиеся читают, анализируют и выполняют задание |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Благодарит за работу на уроке. | -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -О какой новой единице измерения длины узнали? -Когда ей удобно пользоваться? -Оцените свою деятельность на уроке, используя звезды: -розовая (кто собой доволен); -зелёный (я старался, но допустил ошибку); -жёлтая (я не всё понял, остались вопросы). | Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние полученное от деятельности, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения теми или иными УУД, самооценка. Коммуникативные: устная речь Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают правильность выполнения действий и свою работу на уроке. обсуждение и запись домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр" ( программа Л.Г. Петерсон, система учебников "Перспектива" )
Урок по теме "Дециметр" по программе Л.Петерсон с использованием макбуков...
Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".
Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....
сценарий урока математики 1 класс "Дециметр" УМК "Школа России"
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сант...
Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр"
Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с данной темой....
Урок математики 1 класс "Дециметр"
Урок математики 1 класс "Дециметр"...
Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»...
Презентация к уроку "математика" 1 класс "Дециметр"
Презентация для 1 класса. Урок математика. Тема: "Дециметр"...