Урок математикит 3 класс "Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Данный урок разработан по программе УМК "Гармония". Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_tekhnololgicheskaya_karta.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова» города Братска
Открытый урок по математике
« Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания»
в рамках Школы современного педагога по направлению
«Начальная школа» МАУ «ЦРО»
Разработала: Гамаюнова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №31 им.А.П. Жданова»
г.Братска
II квалификационная категория
(iri.gamayunova@yandex.ru)
Данная тема изучается в разделе Двузначные числа. Сложение. Вычитание. Это предпоследний урок в данном разделе. На данном этапе дети уже умеют: Анализировать изменения цифр в записи двузначных чисел при их увеличении и уменьшении на несколько единиц или десятков.
Проверять ответы с помощью моделей десятков и единиц.
Выявлять признак разбиения двузначных чисел на группы и объяснять свои действия.
Сравнивать выражения и определять признаки их сходства и различия.
Обосновывать данные равенства, пользуясь рисунками.
Моделировать способ действия.
Составлять план выполнения действий.
Использовать числовой луч для самоконтроля результата вычислений.
Выбирать равенства, соответствующие данному рисунку, и находить их значения.
Проверять истинность утверждений о равенстве значений выражений и обосновывать свой ответ на предметных моделях.
В данном уроке использовала презентацию Чумбоевой Ирины Валентиновны, учителя начальных классов ГБОУСОШ № 345города Санкт-Петербурга, так же материалы урока Сорокиной С.А.
План урока
Предмет: математика
Авторы учебника: Н.Б.Истомина Смоленск «Ассоциация ХХIвек» 2012
Тема урока: Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания
Класс:2
Форма проведения: урок
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создать условия для открытия новых знаний по теме урока
Задачи урока:
Личностные: Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу, выполнять действия по заданному алгоритму, осуществлять самоконтроль и вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок.
Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, осуществлять выбор критериев для выявления нового, формулировать правило.
Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, формировать умение работать в паре.
Предметные: познакомить с составом чисел 16,17,18 и с соответствующими случаями вычитания.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, метод контроля и самоконтроля.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, в парах.
Средства обучения:
-учебник
-учитель-презентация, музыкальная физминутка
-ученик - (карточки по уровням) с заданиями для работы, тест, оценочные листы.
Интернет ресурсы:
nsportal.ru›Начальная школа›Математика›sostav-chisel-161718
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные действия |
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) (1 мин.) | Включение в деловой ритм - Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте их. Садитесь. Математика пришла, Учитель. Как вы понимаете выражение “ломать голову”? Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить всю смекалку, рассудительность. Для того чтобы нам пройти все испытания, мы вспомним правила работы в коллективе. Учитель. Проверим готовность к уроку. Запишите число, классная работа | Подготовка к работе | Личностные: самоопределение |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности (5 мин.) | Арифметический диктант. 1.Найдите сумму чисел 9 и 5(14) 2.Увеличьте 8 на 4 (12) 3.Найдите разность чисел 12и 3 (9) 4.Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 9, а значение разности 10. 5. Найдите сумму чисел 7 и 8 (15) 6. Увеличьте 6 на 7 (13) 7. первое слагаемое 5, второе слагаемое 6, чему равно значение суммы (11) Ответы: 14, 12, 9, 19, 15, 13, 11 Обменяйтесь тетрадями, если сделано верно, то над числом ставим +, если не верно, то-. Верните тетради обратно. Перед вами лежит оценочный лист, если у вас все +, то квадратик закрашиваем красным цветом, если и + и -, то желтым, если одни-, то синим. -Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился? - Какое число здесь лишнее и почему? -Запишите двузначные числа в порядке возрастания. - Проверьте так ли у вас? (11, 12,13,14,15,19) - Каких чисел не хватает? (16,17,18) - Что вы можете рассказать об этих числах? Послушайте интересные факты о числах. -Как вы думаете всё ли знаем про эти числа?
| Самостоятельная работа , взаимопроверка. Применение ранее изученных знаний о составе чисел, знание компонентов, увеличение и уменьшение на несколько единиц. Отвечают на вопросы учителя. Заполняют оценочный лист Выявляют затруднение. | Личностные Смыслообразование Коммуникативные Сотрудничество с учителем и одноклассниками, владение диалогической и монологической речью Познавательные Анализ ряда чисел, с целью выявление проблемы |
3.Постановка учебной задачи. (3мин.) | -Поставьте учебные задачи на урок. - Зачем нужно знать состав чисел? - С чего мы начнём? Как мы будем действовать? План 1.Рассмотреть состав чисел на моделях 2.Составить выражения на вычитание 3.Закрепить полученные знания | Ставят учебные задачи, (Рассмотреть состав чисел16,17,18и соответствующие случаи вычитания) Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивная Постановка учебной задачи Коммуникативные Владение диалоговой речью Познавательные Выделение познавательной цели |
4.Построение проекта выхода из затруднения. (10 мин) | -Посмотрите на модели. (слайд2) - Составьте выражение (9+7) -Пока мы не выучили состав чисел, какой уже знакомый приём нам поможет найти значение суммы? (Дополнить 1 слагаемое до 10, Вспомнить состав чисел и прибавить оставшуюся часть) - Посмотрите на следующую модель (слайд 3) -Составьте выражение(8+8) -Посмотрите на следующую модель (слайд4) -Составьте выражение (8+9) - Посмотрите на следующую модель (слайд5) - Составьте выражение. - Посмотрите на свои записи. -Состав каких чисел мы записали? -Сравните свою запись с записью в учебникестр.64 -Сколько случаев нам надо запомнить? Почему? - А теперь давайте рассмотрим соответствующие случаи вычитания. -Какое правило нам поможет? (Если из значение суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое) -Запишите равенства в тетрадь Физминутка(1 мин)
| Дети записывают равенства в тетрадь, применяют знакомый способ. Сравнивают с учебником. Делают вывод. Записывают соответствующие случаи вычитания Делают зарядку под музыку | Коммуникативные Сотрудничество в поиске информации Познавательные Подведение под понятие. Самостоятельная формулировка правила |
5.Первичное закрепление (5 мин) | Работа по учебнику в парах. № 213 -Чем похожи рисунки слева? Чем похожи рисунки справа?( в модели первого десятка нет зачёркнутых жёлтых кругов, обозначающих единицы. А в рисунках справа сходство в том, что на каждом зачёркнуты все круги вне мо- дели первого десятка и в модели десятка тоже есть зачёркнутые круги.) - Найдите выражения, которые соответствуют первой строчке и третьей, запишите их в тетрадь и вычислите их значение. (16-3=13 17- 7=10 16-7=9 17-9=8) -Заполните лист оценивания. | Работа учащихся аналогичная предыдущей. Затем находят выражения, которые соответствуют каждому рисунку, записывают их в тетрадь и вычисляют их значения. Проверка. Результат заносят в оценочный лист | Познавательные Умение работать с полученной информацией |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5мин) | - У вас на столе лежат карточки разного цвета, выберите одну карточку и выполните задание. (задания по уровням, красный цвет 1 уровень, жёлтый 2 уровень, синий 3 уровень) -Сравните свои ответы, если правильно то ставим +, если нет, то-. Оцените себя в оценочных листах | Самостоятельная работа( по уровням) Выбирают уровень и выполняют самостоятельно. Самопроверка. Результат заносят в оценочный лист | Регулятивные: Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. Личностные Самоопределение |
7. Включение нового знания в систему знаний (7 мин) | - В заключении нашей работы мы выполним тест (по вариантам), где вы покажите свои знания по новой теме и знание состава чисел 11,12,13,14,15 | Самостоятельная работа с тестом самопроверка Результат заносят в оценочный лист | Регулятивные: Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. Личностные Самоопределение |
7. Рефлексия деятельности. (3 мин.) Домашняя работа | -Какие задачи мы ставили в начале урока? -Узнали ли мы состав чисел? -Что было легко? Что было трудно? -Кому понравился урок? -Кого из одноклассников могли бы сегодня отметить? -Что вы можете сказать о своей работе на уроке? - Оцени свою работу на уроке. - Урок прошел для меня хорошо, с пользой. Я научился и могу помочь другим складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд – красный цвет. - Я научился складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд, но мне еще нужна помощь – желтый цвет. - Мне было трудно на уроке – синий цвет. ТПО № 94,95,96 по выбору | Анализируют свою деятельность | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные Смыслообразование Регулятивные Самооценка |
Дидактический материал
Оценочный лист
1.
2.Арифметический диктант.
1.Найдите сумму чисел 9 и 5(14)
2.Увеличьте 8 на 4 (12)
3.Найдите разность чисел 12и 3 (9)
4.Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 9, а значение разности 10.
5. Найдите сумму чисел 7 и 8 (15)
6. Увеличьте 6 на 7 (13)
7. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 6, чему равно значение суммы (11)
3. Задания по уровня
1 уровень 2 уровень 3 уровень
9+ 1 + 6 = … |
8 + 2 + 6= … |
9 + 1+ 7 = … |
17 – 7 – 2 =… |
16 – 6– 2= … |
18 – 8 – 1 = … |
16 уменьшить на 8 Сумма чисел 9 и 9 Разность чисел 17 и 9 |
7 увеличить на 9 На сколько число 18 больше 9 Сумма чисел 9 и 8 |
7 + … = 16 |
… + 8 = 17 |
9 + … = 18 |
16 - … = 7 |
… - 9 = 9 |
16 - … = 7 |
16 | 8 | 9 |
16 | 18 | 9 |
17 | 8 | 9 |
8 | 16 | 9 |
8 | 9 | 18 |
9 | 17 | 9 |
4.Тест 1 вариант
1. Выбери сумму, значение которой равно 17.
а) 5+7 б)20-3 в)8+9
2. Выбери слагаемое пропущенное в записи: 7+…=16
а)8 б)9 в)11
3.На сколько 12 больше, чем 7
а) на 7 б)на 5 в)на 6
4. Выбери знак пропущенный в записи: 5+9…14-5
а)= б)< в) >
5. Выбери второе слагаемое, если первое слагаемое равно 8, а значение суммы-16
а)8 б)9 в)7
6.Из какого числа вычли 4, если получили 9?
а)из11 б)из 12 в)из 13
7. Выбери вычитаемое пропущенное в записи: 11-…=7.
а)3 б)5 в)4
8. Уменьши число 15 на 6. Какое число получится?
а)10 б)11 в)9
9.На сколько нужно увеличить число 8, чтобы получить 17?
а) на10 б)на9 в)на 8
10) Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел: 16, 9, 13, 6, 10,…. . выбери число, которым нужно продолжить этот ряд.
а)3 б)5 в)14
Ключ 1 вариант
- 8+9
- 9
- на 5
- >
- 8
- из 13
- 4
- 9
- на 9
- 3
Тест 2 вариант
1. Выбери сумму, значение которой равно 18.
а) 5+7 б)20-3 в)9+9
2. Выбери слагаемое пропущенное в записи: 8+…=16
а)8 б)9 в)11
3.На сколько 12 больше, чем 7
а) на 7 б)на 5 в)на 6
4. Выбери знак пропущенный в записи: 5+9…14-6
а)= б)< в) >
5. Выбери второе слагаемое, если первое слагаемое равно 8, а значение суммы 17
а)8 б)9 в)7
6.Из какого числа вычли 6, если получили 9?
а)из11 б)из 12 в)из 15
7. Выбери вычитаемое пропущенное в записи: 11-…=4.
а)3 б)7 в)4
8. Уменьши число 13 на 6. Какое число получится?
а)10 б)7 в)9
9.На сколько нужно увеличить число 9, чтобы получить 17?
а) на10 б)на9 в)на 8
10) Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел: 14, 8, 12, 6, 10,…. выбери число, которым нужно продолжить этот ряд.
а)3 б)4 в)14
Ключ 2 вариант
- 9+9
- 8
- на 5
- >
- 9
- из 15
- 7
- 7
- 8
- 4
Интересные факты о числах
16
16 часов - столько времени бодрствует взрослый человек.
17
Самым несчастливым числом в мире считается 13. Но многие народы испытывают суеверный страх и перед другими, на первый взгляд безобидными, числами. Например, итальянцы не любят число 17. Ведь оно напоминает им о далеких предках – древних римлянах, любивших наносить на надгробия символы VIXI. Эта надпись означала «Меня больше нет» или «Мой жизненный путь пройден». Конечно, римскими цифрами число 17 пишется не так, вот правильный вариант – XVII. Но в надписи VIXI можно легко разглядеть цифру 6 и число 11, которые в сумме дают 17.
18
18 градусов Цельсия – комфортная температура для человека.
Поле для гольфа состоит из 18 лунок.
Кличка скаковой лошади не может быть длинее 18 символов.
Самоанализ урока
Школа - МБОУ «СОШ № 31 им.А.П.Жданова Класс- 2 Б
предмет - математика (Н.Б.Истомина)
УМК «Гармония».
Ф.И.О. учителя – Гамаюнова Ирина Владимировна.
Тема урока: Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания
№ | Вопросы для самоанализа | план самоанализа |
1. | Место данного урока в системе уроков. Тип урока. | Тип урока: Открытия нового знания |
2. | Формулировка целей и задач урока. | Цель урока: создать условия для открытия новых знаний по теме урока Задачи урока: Личностные: Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку. Метапредметные: Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу, выполнять действия по заданному алгоритму, осуществлять самоконтроль и вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок. Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, осуществлять выбор критериев для выявления нового, формулировать правило. Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, формировать умение работать в паре. Предметные: познакомить с составом чисел 16,17,18 и с соответствующими случаями вычитания. |
3. | Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников. | Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. |
4. | Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности. | Этапы урока: 1.Психологический настрой на урок. Мотивирование к учебной деятельности 2.Самоопределение к учебной деятельности (формирование познавательного интереса к предмету) 3.Актуализация опорных знаний (актуализировать знания о составе чисел, название компонентов сложения и аычитания) 4.Постановка проблемы (Назвать недостающие числа) 5.Открытие нового знания ( рассмотреть состав данных чисел) 6.Физкультминутка (сформировать ценностное отношение к своему здоровью) 7.Первичное закрепление (работа с учебником в группах) 8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (выполнение заданий по уровням) 9.Включение нового знания в систему знаний( работа по тестам по вариантам) 10.Рефлексия.(создание ситуации для осмысления всей работы на уроке) 11.Самооценка(формировать умения понимать причины успеха(неуспеха)учебной деятельности. 12.Домашнее задание. |
5. | Оценка содержания каждого этапа урока. | На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. |
6. | Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность. | На уроке были использованы следующие формы и методы обучения: словесные (устное сообщение, диалог); наглядные (мультимедийная презентация ); методы устного и письменного контроля и самоконтроля; проблемно-поисковый В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.(заполнение оценочных листов) Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.
Фрагмент урока математики во 2 классе по УМК "Гармония" с использованием интерактивной приставки Mimio.Тема: Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.Цель: Создать условия ...
Урок математики тема: "Умножение 6 на 6, соответствующие случаи деления"+презентация
Цели:Обучающие: повторить таблицу умножения до 6, составление таблицы умножения шести и на 6 и соответствующие случаи деления;Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки, развивать вычислитель...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
Урок математики по теме:"Закрепление изученного по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания (таблица сложения и вычитания в пределах 20)»
Закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд...
Урок математики «Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления».
Тип урока: открытие новых знаний.Цель: формирование знания табличного умножения и деления; обучающийся получит возможность составить таблицу умножения на 9 и соответствующие случаи деления ....
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Гармония» Тема урока :"Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания"
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК" Гармония"...
Урок математики в 1 классе «Вычитание вида 10 – □. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания».
Урок математики в 1 классе «Вычитание вида 10 – □. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания»....