Урок математикит 3 класс "Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Гамаюнова Ирина Владимировна

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония". Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_tekhnololgicheskaya_karta.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                      «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»                                           города Братска

Открытый урок  по математике

« Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания»

в рамках Школы современного педагога по направлению

«Начальная школа» МАУ «ЦРО»

        

Разработала: Гамаюнова Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №31 им.А.П. Жданова»

                                                                                                                                 г.Братска

                                                                                           II квалификационная категория

                                                                                              (iri.gamayunova@yandex.ru)

        

              Данная тема изучается  в разделе Двузначные числа. Сложение. Вычитание.     Это предпоследний урок в данном разделе. На данном этапе дети уже умеют: Анализировать изменения цифр в записи двузначных чисел при их увеличении и уменьшении на несколько единиц или десятков.

   Проверять ответы с помощью моделей десятков и единиц.

  Выявлять признак разбиения двузначных чисел на группы и объяснять свои действия.

  Сравнивать выражения и определять признаки их сходства и различия.

  Обосновывать данные равенства, пользуясь рисунками.

  Моделировать способ действия.

  Составлять план выполнения действий.

  Использовать числовой луч для самоконтроля результата вычислений.

  Выбирать равенства, соответствующие данному рисунку, и находить их значения.

  Проверять истинность утверждений о равенстве значений выражений и обосновывать свой ответ на предметных моделях.

      В данном уроке использовала презентацию Чумбоевой Ирины Валентиновны, учителя начальных классов ГБОУСОШ № 345города Санкт-Петербурга, так же материалы урока Сорокиной С.А.

        

План урока

Предмет: математика

Авторы учебника:  Н.Б.Истомина Смоленск «Ассоциация  ХХIвек» 2012

Тема урока: Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания

Класс:2

Форма проведения: урок

Тип урока: урок «открытия»  нового знания

Цель урока: создать условия для открытия новых знаний по теме урока

Задачи урока:

Личностные: Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу, выполнять действия по заданному алгоритму, осуществлять самоконтроль и вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок.

Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, осуществлять выбор критериев для выявления нового, формулировать правило.

Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, формировать умение работать в паре.

Предметные: познакомить с составом чисел 16,17,18 и с соответствующими случаями вычитания.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, метод  контроля и самоконтроля.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная,  дифференцированная, в парах.

Средства обучения:

-учебник

-учитель-презентация, музыкальная физминутка

-ученик  -  (карточки по уровням) с заданиями  для работы, тест, оценочные листы.

Интернет ресурсы:

nsportal.ruНачальная школаМатематикаsostav-chisel-161718

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) (1 мин.)

Включение в деловой ритм

- Здравствуйте, дети! Сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте  их. Садитесь.

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

Учитель. Как вы понимаете выражение “ломать голову”? Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить всю смекалку, рассудительность. Для того чтобы нам пройти все испытания, мы вспомним правила работы в коллективе.

Учитель. Проверим готовность к уроку. Запишите число, классная работа

Подготовка к работе

Личностные:

самоопределение

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности (5 мин.)

Арифметический диктант.

1.Найдите сумму чисел 9 и 5(14)

2.Увеличьте 8 на 4 (12)

3.Найдите разность чисел 12и 3 (9)

4.Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 9, а значение разности 10.

5. Найдите сумму чисел 7 и 8 (15)

6. Увеличьте 6 на 7 (13)

7. первое слагаемое 5, второе слагаемое 6, чему равно значение суммы (11)

Ответы: 14, 12, 9, 19, 15, 13, 11

Обменяйтесь тетрадями, если сделано верно, то над числом ставим +, если не верно, то-.

Верните тетради обратно. Перед вами лежит оценочный лист, если у вас все +, то квадратик закрашиваем красным цветом, если и + и -, то желтым, если одни-, то синим.

-Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился?

- Какое число здесь лишнее и почему?

-Запишите двузначные числа в порядке возрастания.

- Проверьте так ли у вас?

(11, 12,13,14,15,19)

- Каких чисел не хватает? (16,17,18)

- Что вы можете рассказать об этих числах?

Послушайте  интересные факты о числах.

-Как вы думаете всё ли знаем про эти числа?

 

Самостоятельная работа , взаимопроверка.

Применение ранее изученных знаний о составе чисел, знание компонентов, увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют оценочный лист

Выявляют затруднение.

Личностные

Смыслообразование

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и одноклассниками, владение диалогической и монологической речью

Познавательные

Анализ  ряда чисел, с целью выявление проблемы

3.Постановка учебной задачи.

(3мин.)

-Поставьте учебные задачи на урок.

- Зачем нужно знать состав чисел?

- С чего мы начнём? Как мы будем действовать?

План

1.Рассмотреть состав чисел на моделях

2.Составить выражения на вычитание

3.Закрепить полученные знания

Ставят учебные задачи,

(Рассмотреть состав чисел16,17,18и соответствующие

случаи вычитания)

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивная

Постановка учебной задачи

Коммуникативные

Владение диалоговой речью

Познавательные

Выделение познавательной цели

4.Построение проекта выхода из затруднения.

(10 мин)

-Посмотрите на модели. (слайд2)

- Составьте выражение (9+7)

-Пока мы не выучили состав чисел, какой уже знакомый приём нам поможет найти значение суммы?

(Дополнить 1 слагаемое до 10, Вспомнить состав чисел и прибавить оставшуюся часть)

- Посмотрите на следующую модель (слайд 3)

-Составьте выражение(8+8)

-Посмотрите на следующую модель (слайд4)

-Составьте выражение (8+9)

- Посмотрите на следующую модель (слайд5)

- Составьте выражение.

- Посмотрите на свои записи.

-Состав  каких чисел мы записали?

-Сравните свою запись с записью в учебникестр.64

-Сколько случаев нам надо запомнить? Почему?

- А теперь давайте рассмотрим соответствующие случаи вычитания.

-Какое правило нам поможет?

(Если из значение суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое)

-Запишите равенства в тетрадь

Физминутка(1 мин)

 

Дети  записывают равенства в тетрадь, применяют знакомый способ.

Сравнивают с учебником.

Делают вывод.

Записывают соответствующие случаи вычитания

Делают зарядку под музыку

Коммуникативные

Сотрудничество в поиске информации

Познавательные

Подведение под понятие. Самостоятельная формулировка правила

5.Первичное закрепление

(5 мин)

Работа по учебнику в парах.

№ 213

-Чем похожи рисунки слева? Чем похожи рисунки справа?( в модели первого десятка нет зачёркнутых жёлтых кругов, обозначающих единицы. А в рисунках справа

сходство в том, что на каждом зачёркнуты все круги вне мо-

дели первого десятка и в модели десятка тоже есть зачёркнутые круги.)

- Найдите выражения, которые соответствуют первой строчке и третьей, запишите их в тетрадь и вычислите их значение.

(16-3=13    17- 7=10

16-7=9        17-9=8)

 -Заполните лист оценивания.

Работа учащихся аналогичная предыдущей.

Затем находят выражения, которые соответствуют каждому рисунку, записывают их в тетрадь и вычисляют их значения.

Проверка.

Результат заносят в оценочный лист

Познавательные

Умение работать с полученной информацией

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(5мин)

- У вас на столе лежат карточки разного цвета, выберите одну карточку и выполните задание.

(задания по уровням, красный цвет 1 уровень, жёлтый 2 уровень, синий 3 уровень)

-Сравните свои ответы, если правильно то ставим +, если нет, то-. Оцените себя в оценочных листах

Самостоятельная работа( по уровням)

Выбирают уровень и выполняют самостоятельно.

Самопроверка.

Результат заносят в оценочный лист

Регулятивные:

Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения.

Личностные

Самоопределение

7. Включение нового знания в систему знаний

(7 мин)

- В заключении нашей работы мы выполним тест

(по вариантам), где вы покажите свои знания по новой теме и знание состава  чисел 11,12,13,14,15

Самостоятельная работа с тестом самопроверка

Результат заносят в оценочный лист

Регулятивные:

Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения.

Личностные

Самоопределение

7. Рефлексия деятельности.

(3 мин.)

Домашняя работа

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Узнали ли мы состав чисел?

-Что было легко? Что было трудно?  

-Кому понравился урок?

-Кого из одноклассников могли бы сегодня отметить?

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

- Оцени свою работу на уроке.

 - Урок прошел для меня хорошо, с пользой. Я научился и могу помочь другим складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд – красный цвет. - Я научился складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд, но мне еще нужна помощь – желтый цвет.

 - Мне было трудно на уроке – синий цвет.

ТПО № 94,95,96 по выбору

Анализируют свою деятельность

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

Смыслообразование

Регулятивные

Самооценка

Дидактический материал

Оценочный лист

1.        

2.Арифметический диктант.

1.Найдите сумму чисел 9 и 5(14)

2.Увеличьте 8 на 4 (12)

3.Найдите разность чисел 12и 3 (9)

4.Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 9, а значение разности 10.

5. Найдите сумму чисел 7 и 8 (15)

6. Увеличьте 6 на 7 (13)

7. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 6, чему равно значение суммы (11)        

3. Задания по уровня

1 уровень        2 уровень        3 уровень

9+ 1 + 6 = …

8 + 2 + 6= …

9 + 1+ 7 = …

17 – 7 – 2 =…

16 – 6– 2= …

18 – 8 – 1 = …

16 уменьшить на 8

Сумма чисел 9 и 9

Разность чисел 17 и 9

7 увеличить на 9

На сколько число 18 больше 9

Сумма чисел 9 и 8

7 + … = 16

… + 8 = 17

9 + … = 18

16 - … = 7

… - 9 = 9

16 - … = 7

16

8

9

16

18

9

17

8

9

8

16

9

8

9

18

9

17

9

                                   


4.Тест 1 вариант

1. Выбери сумму, значение которой равно 17.

 а) 5+7          б)20-3         в)8+9

2. Выбери слагаемое пропущенное в записи:  7+…=16

а)8      б)9       в)11

3.На сколько 12 больше, чем 7

а) на 7     б)на 5     в)на 6

4. Выбери знак пропущенный в записи: 5+9…14-5

а)=              б)<          в) >

5. Выбери второе слагаемое, если первое слагаемое равно 8, а значение суммы-16

а)8      б)9     в)7

6.Из какого числа вычли 4, если получили 9?

а)из11     б)из 12     в)из 13

7.  Выбери вычитаемое пропущенное в записи: 11-…=7.

а)3         б)5     в)4

8. Уменьши число 15 на 6. Какое число получится?

а)10        б)11    в)9

9.На сколько нужно увеличить число 8, чтобы получить 17?

а) на10      б)на9       в)на 8

10) Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел: 16, 9, 13, 6, 10,….   . выбери число, которым нужно продолжить этот ряд.

а)3      б)5       в)14

Ключ 1 вариант

  1. 8+9
  2. 9
  3. на 5
  4. >
  5. 8
  6. из 13
  7. 4
  8. 9
  9. на 9
  10. 3

Тест    2 вариант

1. Выбери сумму, значение которой равно 18.

 а) 5+7          б)20-3         в)9+9

2. Выбери слагаемое пропущенное в записи:  8+…=16

а)8      б)9       в)11

3.На сколько 12 больше, чем 7

а) на 7     б)на 5     в)на 6

4. Выбери знак пропущенный в записи: 5+9…14-6

а)=              б)<          в) >

5. Выбери второе слагаемое, если первое слагаемое равно 8, а значение суммы 17

а)8      б)9     в)7

6.Из какого числа вычли 6, если получили 9?

а)из11     б)из 12     в)из 15

7.  Выбери вычитаемое пропущенное в записи: 11-…=4.

а)3         б)7     в)4

8. Уменьши число 13 на 6. Какое число получится?

а)10        б)7    в)9

9.На сколько нужно увеличить число 9, чтобы получить 17?

а) на10      б)на9       в)на 8

10) Разгадай правило, по которому составлен ряд чисел: 14, 8, 12, 6, 10,….    выбери число, которым нужно продолжить этот ряд.

а)3      б)4      в)14

Ключ 2 вариант

  1. 9+9
  2. 8
  3. на 5
  4. >
  5. 9
  6. из 15
  7. 7
  8. 7
  9. 8
  10. 4

Интересные факты о числах

16

16 часов - столько времени бодрствует взрослый человек.

17

Самым несчастливым числом в мире считается 13. Но многие народы испытывают суеверный страх и перед другими, на первый взгляд безобидными, числами. Например, итальянцы не любят число 17. Ведь оно напоминает им о далеких предках – древних римлянах, любивших наносить на надгробия символы VIXI. Эта надпись означала «Меня больше нет» или «Мой жизненный путь пройден». Конечно, римскими цифрами число 17 пишется не так, вот правильный вариант – XVII. Но в надписи VIXI можно легко разглядеть цифру 6 и число 11, которые в сумме дают 17.

18

18  градусов  Цельсия – комфортная температура для человека.

Поле для гольфа состоит из 18 лунок.

Кличка скаковой лошади не может быть длинее 18 символов.

Самоанализ урока

                                                                                                           

       Школа -  МБОУ «СОШ № 31 им.А.П.Жданова       Класс- 2 Б

       предмет - математика (Н.Б.Истомина)

       УМК «Гармония».

       Ф.И.О. учителя – Гамаюнова Ирина Владимировна.

       Тема урока:   Состав чисел 16,17,18 и соответствующие случаи вычитания

Вопросы для самоанализа

план самоанализа

1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Тип урока:

Открытия нового знания

2.

Формулировка целей и задач урока.

Цель урока: создать условия для открытия новых знаний по теме урока

Задачи урока:

Личностные: Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать умение ставить учебную задачу, выполнять действия по заданному алгоритму, осуществлять самоконтроль и вносить коррективы в свою деятельность при обнаружении ошибок.

Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, осуществлять выбор критериев для выявления нового, формулировать правило.

Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, формировать умение работать в паре.

Предметные: познакомить с составом чисел 16,17,18 и с соответствующими случаями вычитания.

3.

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

4.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.

Этапы урока:

1.Психологический настрой на урок. Мотивирование к учебной деятельности

2.Самоопределение к учебной деятельности (формирование познавательного интереса к предмету)

3.Актуализация опорных знаний (актуализировать знания о составе чисел, название компонентов сложения и аычитания)

4.Постановка проблемы (Назвать недостающие числа)

5.Открытие нового знания ( рассмотреть состав данных чисел)

6.Физкультминутка (сформировать ценностное отношение к своему здоровью)

7.Первичное закрепление (работа с учебником в группах)

       8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(выполнение заданий по уровням)

      9.Включение нового знания в систему знаний( работа по тестам по вариантам)

 10.Рефлексия.(создание ситуации для осмысления всей работы на уроке)

11.Самооценка(формировать умения понимать причины успеха(неуспеха)учебной деятельности.

12.Домашнее задание.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

На уроке были использованы следующие формы и  методы обучения:

словесные (устное сообщение, диалог);

наглядные (мультимедийная презентация );

методы устного и письменного контроля и самоконтроля;

проблемно-поисковый

В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
-в парах; 
- групповая.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.(заполнение  оценочных листов)
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

  Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.

Фрагмент урока математики во 2 классе по УМК "Гармония" с использованием интерактивной приставки Mimio.Тема: Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.Цель: Создать условия ...

Урок математики тема: "Умножение 6 на 6, соответствующие случаи деления"+презентация

Цели:Обучающие: повторить таблицу умножения до 6, составление таблицы умножения шести и на 6 и соответствующие случаи деления;Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки, развивать вычислитель...

Урок математики «Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления».

Тип урока: открытие новых знаний.Цель: формирование знания табличного умножения и деления; обучающийся получит возможность составить таблицу умножения на 9 и соответствующие случаи деления ....

Урок математики в 1 классе «Вычитание вида 10 – □. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания».

Урок математики в 1 классе «Вычитание вида 10 – □. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания»....