Статья "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"
статья (1 класс) на тему
В статье описаны приемы работы со слабослышащими детьми, способствующие развитию мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.В.Добролюбова,
ГКОУ СО СКОШИ №126, г.Екатеринбург
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.
Современное обучение математике предусматривает раскрытие главных практических вопросов на основе теоретических знаний и осуществляется на высоком уровне обобщений.
Обобщенные знания являются наиболее прочными, способствуют математическому развитию ребенка, ведут его к прогрессированию познавательных способностей.
Дети должны усваивать материал в виде элементарных, но строго научных математических правил и законов. Овладев правилами и научившись применять их, ребенок оказывается в состоянии найти путь решения любого примера. Опора на обобщение ускоряет и облегчает для учащихся процесс усвоения учебного материала.
Слабослышащие дети, не владея в достаточной степени речью, стоят перед фактом непонимания предметно-действенного содержания задач. Самым трудным для них являются словесные рассуждения, формулировки соответствующих правил, обобщений.
В связи с этим встает вопрос о специфических приемах, заменяющих словесные рассуждения, о создании наглядных методов преподавания, о тесной связи математики с развитием речи, о развитии у учащихся логического мышления в связи с прохождением учебного материала, об использовании тех или иных речевых форм, о поисках методических приемов, построенных на минимальном использовании языка.
Свою работу по математике на начальном этапе обучения строю на основе знаний законов, которые управляют теми или иными арифметическими действиями, на основе связей и зависимостей, существующих между ними.
Так, уже при изучении чисел первого десятка дети знакомятся со способом образования каждого следующего числа из предыдущих путем прибавления единицы. На первом этапе широко использую карточки с цифрами. Учащимся предлагается расположить числа по порядку, вставить недостающие числа, сказать какого числа нет, назвать соседей какого-либо числа. Затем эти задания использую в электронных презентациях.
Далее дети учатся образовывать числа как путем прибавления и вычитания единицы, так и нескольких единиц, учатся считать группами, узнавать числовые множества без пересчитывания. С первых шагов обучения уделяется большое внимание составу числа. Сначала провожу упражнения на различных предметах, на предметных картинках, на раздаточном материале.
Например:
- Предлагается разложить 5 кубиков в 2 коробки, 6 груш в 2 тарелки;
- Разложить предметные картинки на наборном полотне на группы;
- Разложить палочки, квадратики, треугольники и т.д.;
После таких упражнений делаю переход к разложению чисел по составу отвлеченно с помощью схемы:
На начальном этапе дети, как правило копируют действия своих товарищей. Приходится учить их мыслить самостоятельно. С этой целью поощряются ученики, которые «выполнили по-другому», «думали сами». Широко использую доску при составлении схем (напиши по-другому; как еще можно разложить?)
На основе знаний о составе числа детям не представляет никакого труда практически познакомиться с переместительным свойством сложения и затем применять его при решении примеров и задач.
Соблюдая принцип доступности, я стараюсь приучить учащихся переходить от наблюдения единичных явлений к обобщениям, а от обобщений к новым единичным явлениям, которые осмысливаются через предшествующие обобщения.
Немалое значение придаю формированию обобщения через сравнение. Сравнивать числа дети начинают со счетного материала.
- Возьми 5 кубиков, Настя.
Возьми 3 кубика, Андрей.
У кого кубиков больше?
У кого кубиков меньше?
- Поставь на наборное полотно 6 яблок. Поставь на наборное полотно 4 груши.
Чего больше? Чего меньше?
- Нарисуйте 2 морковки и 4 огурца. Чего больше? Чего меньше?
- Сравни числа 5 и 7, 1 и 0, 2 и 1 и т.д.
- Далее сравниваются числовые выражения. 3+1 и 3-1.
Особую трудность для учащихся представляют сравнения числовых выражений, поэтому я предлагаю сначала решить выражение, а потом сделать вывод. При этом дети ощущают острую необходимость зрительного восприятия результатов решения.
Стараюсь довести до учащихся, что каждое действие можно проверить. По мере расширения числовых представлений учащиеся каждый раз останавливаются на конкретном смысле арифметических действий, на связи между ними, на их свойствах и, следовательно, на обоснованных способах проверки.
+2=3
3-2=1
Проверка: 1+2=3
Большое значение для математического развития учащихся и привития навыков самоконтроля имеет проверка решения задач.
Слабослышащие дети, плохо владея речью, не видят за словом образ. В связи с этим, при проверке чаще всего приходиться демонстрировать действие, описанное в задаче, прибегать к рисунку и уже на более позднем этапе к словесному объяснению.
С проблемой активной мыслительной деятельности на уроке тесно связан вопрос организации коллективной работы на уроке. Зачастую я индивидуализирую процесс обучения, коллективную работу дети выполняют самостоятельно, и лишь после обсуждаем результаты. Это очень важно, так как иначе работают только сильные учащиеся. К таким упражнениям на обучении решению задач относятся практические работы типа:
- Нарисуй 4 квадрата, раскрась 3 квадрата. Сколько квадратов ты раскрасил? Почему?
- Нарисуй 3 флажка. Раскрась 2 флажка. Сколько флажков ты не раскрасил?
- Нарисуй 8 домиков и еще 2 домика. Сколько всего домиков?
Использую различного рода карточки для индивидуальных заданий по составлению и дополнению задач. После каждой самостоятельной работы проводится проверка, сравнение, обсуждение. Такие проверки, обсуждения заставляют учащихся задуматься над произведенными действиями, анализировать их, способствуют развитию математического мышления. Наряду с математическим мышлением развивается и речь учащихся. Такие слова, как союзы «а», «и», «почему», «потому что», впервые даются на уроках математики в 1 классе. Учащиеся быстро овладевают ими и начинают употреблять в бытовой речи.
К чисто математическому словарю в 1 классе относятся слова из темы «календарь»: неделя, дни недели, числа; «количественный и порядковый счет», «сумма», «монеты», «сравнение», «плюс», «минус», «больше», «меньше», «равно», «сколько стало», «сколько осталось» и т.д. Кроме математического словаря дети усваивают названия предметов, глаголы (особенно при составлении задач). При выполнении практических заданий с рисунками очень часто провожу закрепление определенных цветов (раскрасьте зеленым карандашом яблоко).
Считаю, что выбранные мной формы и методы развития мышления учащихся с нарушенным слухом способны развивать логику, речевую деятельность учащихся и активно использовать эти знания в повседневной жизни, поэтому использование этих форм и методов на уроках математики является необходимым элементом для обучения слабослышащих детей.
Использованная литература:
- Розанова, Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова.- М., 1981.- 146 с.
- Соловьев, И.М. Развитие образного мышления у глухих и слышащих школьников младшего возраста [Текст] / И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 184 с.: ил.
- Тигранова, Л.И. Пропедевтика формирования логического мышления слабослышащих детей [Текст] / Л.И. Тигранова.- М., 1988.- 46 с.
- Яшкова, П.М. - М.: Педагогика, 1988.- 142 с.: ил
- Андреева, Е.И. Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. – СПб.: Феникс. - 2007. – С.583.
- Богрова, И.Г. Обучение слабослышащих детей. – М.: Просвещение. – 2008. – С.477.
- Боскис, Р.М. Педагогу о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение. - 2008. – С.478.
- Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Академия. - 2007. – С.537.
- Кабанова-Меллер, Е.П. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся младших классов с нарушенным слухом. - М.: Просвещение. – 2008. – С.746.
- Сухова, В.Б. Обучение математике в подготовительном-IV классах школ для глухих и слабослышащих детей. –М.: Академия. -2002.
- Pay ,Е.Ф. О работе с детьми, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Просвещение. - 2007. – С.411
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха на начальном этапе обучения младших школьников
В данной статье изложены разноообразные методы и приёмы, позволяющие развивать фонематический слух у учащихся начальной школы...
Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе
В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...
Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе
Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:· выявить преимущества и недостатки;· выдвинуть ...
Подготовительная работа над безударными гласными на уроках русского языка (начальный этап обучения)
В методической разработке рассматриваются этапы работы над безударными гласными, начиная с первого года обучения. Теоретические выкладки подкрепляются конкретными примерами по этой теме....
Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка
Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...
Доклад: «Приемы формирования навыка устного счета у детей с нарушением интеллекта на уроках математики»
Устный счет является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет ...
«Коррекция нарушений письменной речи на начальном этапе обучения детей с ОВЗ»
В статье описан учебно-методический материал работы по коррекции нарушений письменной речи на начальном этапе обучения, с умственно отсталыми детьми, в школе VIII вида....