«Коррекция нарушений письменной речи на начальном этапе обучения детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Мадеева Татьяна Петровна

В статье описан учебно-методический материал работы  по коррекции нарушений письменной речи на начальном этапе обучения, с умственно отсталыми детьми, в школе  VIII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_madeeva_t_p.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

«Коррекция нарушений письменной речи на начальном этапе обучения детей с ОВЗ»

 

Подготовила учитель-логопед:

Мадеева Т. П.

Горки

2023г.

Одной из актуальных проблем отечественной практической логопедии является предупреждение и коррекция нарушений письменной речи. Для обозначения этих нарушений используется специальная терминология: дисграфия – нарушение письма и дислексия – нарушения чтения.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения. А, в особенности, при отсутствии пропедевтической работы – своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

По данным М. Е. Хватцева, Д. И. Орловой, В. В. Воронковой, нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечается значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.

Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т.д).

Задача для учащихся с акустической дисграфией довольно сложная – это овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у школьников умений фонетико-графического характера. К ним относятся умения:

- верно соотносить букву и звук;

 - проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных;

- определять позицию звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях.

Для выработки этих умений у учащихся с ОВЗ я использую в работе методическое пособие Н. В. Додух «Письмо. Развитие речи. 1-4 классы».

В пособии представлен дидактический материал, который содержит разнообразные задания, соответствующие учебным программам специальных школ VIII вида. Эти задания направлены на коррекцию ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха у школьников с умственной отсталостью.

У умственно-отсталых школьников также наблюдается дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Для этого вида дисграфии характерны следующие виды ошибок:

- пропуски гласных букв;

- пропуски согласных букв;

- пропуски слогов;

- перестановки букв или слогов;

- написание лишних букв или слогов;

- слитное написание слов и их произвольное деление.

Эти ошибки носят стойкий характер и существенно влияют на успеваемость.

Для коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза необходима последовательная коррекционная работа на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

В работе с детьми ОВЗ я использую пособие Коротковой О. В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», которое представляет практический материал по коррекции данного вида дисграфии. Пособие адресовано логопедам, педагогам и родителям детей с нарушениями письма.

Пособие состоит их трех основных разделов:

  1. Первый раздел «Буквенный анализ и синтез» включает следующие задания:

- вставь пропущенные буквы и из них составь слово, запиши его;

- прочитай слова, исправь ошибки и запиши слова по слогам;

- найди в строке из букв слова;

- найди слова в таблице;

- допиши буквы в словах по количеству точек;

- выпиши из слов каждую 3 букву (4 букву, 5 букву), составь и запиши новое слово;

- составь слова из букв, запиши их;

- вставь в слова пропущенные буквы, из этих букв составь новое слово и запиши его;

- подбери последнюю букву так, чтобы она была первой для другого слова;

- сравни написания слов, найди слова без ошибок и подчеркни их;

- исправь ошибки в словах, напиши предложения;

- исправь ошибки в словах, напиши текст;

- найди в каждой строчке 4 слово, лишнее слово подчеркни.

2) Второй раздел «Слоговой анализ и синтез» включает следующие задания:

        - составь слова из слогов, запиши их;

        - найди слоги в словах и обведи их;

        - реши примеры из слогов;

        - составь из слогов слова, запиши предложения.

3) Третий раздел «Синтаксический анализ и синтез» включает следующие задания:

       - найди на каждой строке словосочетания;

       - прочитай и вычеркни буквосочетания, в которых нет смысла. Из оставшихся слов первого и второго столбиков составь словосочетания;

       - прочитай слова, составь словосочетания и запиши в тетрадь;

       - составь из слов предложения и запиши их;

       - прочитай текст, расставь точки правильно и спиши текст.

Также в своей работе я пользуюсь комплектом пособий Е.В. Мазановой, который состоит из:

- методических рекомендаций с конспектами занятий «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»;

- индивидуального рабочего альбома упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза «Учусь работать с текстом».

Кроме того, во время занятий с детьми ОВЗ мне помогают «Обучающие многоразовые карточки» с заданиями (Издательский Дом «Литера»):

- Карточка №2 – найди в словах переставленные буквы и слоги. Запиши слова правильно.

чевряк – червяк

киприч –

чевелок –

мочедан –

- Карточка№3 – составь предложения и запиши их

   покрылся, луг, цветами, летний, яркими.

- Карточка№9 – соедини слова, которые различаются одной буквой.

МАК       ШАР

ВЕК        УСЫ

ЖАР       РАК

ОСЫ       ЧЕК

  - Карточка№10 – запиши слова, поставив слоги в нужном порядке.

ра, жа – жара

тёр, ша –

жок, фла –

ку, ка, куш –

При формировании письменной речи школьников с ОВЗ большую роль играет мелкая моторика рук – развитие графомоторных функций. Доказано, что даже простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. А своевременная тренировка мелкой моторики развивает внимание, мышление и память, улучшает речь. Все это ставит большой плюс в коррекции письменной речи.

Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 6-7 минут, так как способность к концентрации у детей с ОВЗ снижена.

Важно отметить, что в своей работе со школьниками я использую рабочую тетрадь Л.М. Граб, которая содержит задания, способствующие развитию графических навыков.

Развитие письменной речи неотъемлемо связанно с уровнем развития чтения. Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыка чтения. Особенно многочисленны нарушения чтения у учащихся 1-2 классов.

Умственно отсталый ребенок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и обычный ученик средней школы. Однако умственно отсталые дети, по данным Г. Я. Трошина, овладевают чтением в 3 раза дольше. Ступени обучения чтению у них растягиваются во времени, а промежутки между ними более продолжительны.

Каждый из этапов процесса чтения у умственно отсталых детей характеризуется определенными трудностями. Так, усвоение букв представляет большую трудность для первоклассников коррекционной школы.

     Особенно сложной задачей также является слияние звуков в слоги. Этот процесс осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом, как и формирование обобщенного представления о слоге.

У учащихся коррекционной школы при чтении слов, вследствие недифференцированности восприятия, почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово. У этих же детей способность звуко-слогового синтеза снижена, что обуславливает замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текста. Отмечается, что у учащихся коррекционной школы гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у учащихся средней школы.

     У умственно отсталых детей с дислексиями ошибки в процессе чтения многочисленны и разнообразны по своим проявлениям:

     - неусвоение букв;

     - побуквенное чтение;

     - искажение звуковой и слоговой структуры слова;

     - нарушение понимания прочитанного;

     - аграмматизмы в процессе чтения.

Дислексия у учащихся коррекционной школы, особенно в 1-2 классах, чаще всего проявляется не в изолированном, а в сложном виде: в сочетании различных форм дислексии (например: фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая и т.д.). Это связано с глобальным недоразвитием многих функциональных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушением устной речи.

     В своей работе я применяю следующие дидактические пособия:

    - «Логопедический букварь» Е. Косинова – здесь особый порядок букв раскрывает секрет «трудных» звуков, помогает научиться читать и понимать смысл прочитанного, что в дальнейшем позволит избежать грубых ошибок в письме;

    - «Пишем вместе с логопедом» Е. Косинова – в данной книге представлены задания и упражнения, которые в игровой форме помогают научиться осмысленно читать и грамотно писать.

    - «Алфавитный перекидной тренажёр» Попова Г. П., Бондарева Т. В. – делает занятия с буквами, слогами и словами увлекательными для учащихся.

    - «Тренажёр по чтению» Куликовская Т. А. (выпуск № 1, 2, 3, 4)  – данное пособие помогает детям эффективно тренировать технику чтения. Прочитывание слогов, слов, предложений, поиск определённых слогов и слов, ответы на вопросы, дополнительные игры позволяют устранить основные причины плохого чтения.

ВЫВОД:

Коррекция нарушений письменной речи на начальном этапе обучения детей с ОВЗ, проводимая учителем логопедом, неразрывно связана с применением в работе различного дидактического материала. Это дает большие возможности для дифференцированной помощи учащимся с ОВЗ, а в дальнейшем приводит и к их хорошей школьной успеваемости.

   

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Додух Н. В. «Письмо. Развитие речи. 1 – 4 классы». – Волгоград., 2013.
  2. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». – М., 2022.
  3. Волкова Л. С. «Логопедия»: учебник для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2007.
  4. Короткова О. В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» - (Дидактический материал). М., В. Секачев., 2020.
  5. Крутецкая В. А. «Обучающие многоразовые карточки» - исправляем дисграфию. – Издательский Дом «Литера». – Санкт-Петербург., 2022.
  6. Граб Л. М. – «Развиваем графические навыки» - рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М., 2018.
  7. Лалаева Р. И. «Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников»: учебное пособие., - СПб., 2019.
  8. Попова Г. П., Бондарева Т. В. «Алфавитный перекидной тренажёр». – Волгоград., Издательство «Учитель»., 2011.
  9. Косинова Е. М. – «Логопедический букварь». – М., 2022.
  10. Косинова Е. М. – «Пишем вместе с логопедом». – М., 2022.
  11. Куликовская Т. А. «Тренажёр по чтению». Выпуск 1, рабочая тетрадь – М., 2021.
  12. Куликовская Т. А. «Тренажёр по чтению». Выпуск 2, рабочая тетрадь – М., 2021.
  13. Куликовская Т. А. «Тренажёр по чтению». Выпуск 3, рабочая тетрадь – М., 2021.
  14. Куликовская Т. А. «Тренажёр по чтению». Выпуск 4, рабочая тетрадь – М., 2021.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи.

Реферат натему: "Коррекция нарушений письменной речи"...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...