Подготовительная работа над безударными гласными на уроках русского языка (начальный этап обучения)
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Куманицына Светлана Робертовна

В  методической разработке рассматриваются этапы работы над безударными гласными, начиная с первого года обучения. Теоретические выкладки подкрепляются конкретными примерами по этой теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_rabota_nad_bezudarnymi_glasnymi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная работа над безударными гласными на уроках русского языка

(начальный этап обучения)

Правописание безударных гласных остаётся одной из самых актуальных проблем в области обучения детей орфографии. Эта тема проходит красной нитью через весь курс орфографии начальной школы.  Тема эта фонетическая, но она очень важна для усвоения орфографической темы, проходящей через весь курс орфографии: правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе и в окончании, а также в разных частях речи – в существительном, прилагательном и глаголе. Ведётся работа над безударной гласной на каждом уроке русского урока на протяжении всего обучения. Знания основных методических закономерностей в работе над правилом правописания безударных гласных поможет учителю обоснованно подойти к определению содержания работы, к отбору видов упражнений и к их последовательности.

Овладение правописанием безударных гласных корня требует достаточно развитых  грамматических умений и речевых навыков. К числу таких умений и навыков относятся следующие:

  • умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, переносить ударение с одного слога на другой (когда ученик изменяет слово или подбирает родственное).
  • .умение изменять слово и  подбирать к нему  ряд родственных слов, т.е. уметь пользовать двумя способами проверки безударной гласной.
  • умение производить морфологический анализ, т.е. выделять ту часть слова, в которой содержится безударная гласная

Все эти умения вырабатываются в результате длительных и многократных упражнений.

Формирование этих умений невозможно без определённых знаний из области фонетики, графики, морфологии, без развитого словаря учащихся. Решающую роль играет умение различать в слове гласные в ударном и безударном произношении, т.е. когда буква совпадает со звуком и когда происходит расхождение письма с произношением. Например, в слове ГОВОР -   гласная в первом слоге ударная, надо писать, как слышится, т.е. звук и буква совпадают. Во втором слоге – гласная безударная, поэтому её написание надо проверить. И здесь возникает потребность в орфографическом правиле.

Почему?

  1. безударность, т.е. отсутствие ударения, неясность звучания;
  2. гласные а, о, е, и, я как наиболее опасные;
  3. место в слове – корень.

В правиле можно выделить 4 составляющих его ступени.

1. Что надо проверять?

Проверять надо безударную гласную.

2. Где надо проверять?

Проверять безударную гласную надо в корне слова (написание безударных гласных в других частях слова этим правилом не определяется).

3. Как надо проверять?

Либо изменить форму того же слова (например, следы́ – след, свеча́ - све́чи), либо подобрать к этому слову однокоренное слово (например, стальны́е – сталь, лови́ть - лов).

4. Чем надо проверять?

Проверять надо ударением,  под ударением написание гласной соответствует произношению.

Безударные гласные в корне – это принципиально особая область правописания, которая может быть усвоена лишь на основе изучения корня и ударения  и лишь после того, как у детей накопится некоторый опыт письменной речи. Это область морфологических орфограмм, поэтому главной подготовкой к этой теме является работа в 1 классе. Хочу немного рассказать о приёмах работы в 1 классе.

  1. Отличие гласных от согласных

Ребята должны научиться безошибочно отличать гласные буквы от согласных,  отличать гласные друг от друга.

Например, стол – стул.

- Что одинаково в обоих словах?

- В обоих словах одинаковые согласные.

- Чем отличаются слова?

- Гласными о и у.

Можно составить предложение с этими словами, чтобы выяснить различие в значении слов. Устанавливается различие в произношении и письме.

Вывод: в односложных словах гласный легко различается на слух – пишется так же, как слышится.

Упражнения: клок – клык, пел – пил, меч – мяч, лук – лак, мох – мех, сор – сыр, пол – пыл, вал – вол и т.д.

  1. Понятие об ударении

Переходим  к двухсложным словам и к ударению. Деление слов на слоги по числу гласных в слове. Если в слове два слога или больше, то один из них произносится с большей силой, с ударением. Остальные являются безударными слогами.

Приёмы: а) хоровое произнесение слов с выделением ударяемого слога; Пример: па-рааад. Задание: произнести слова с выделением ударяемого слога: санитар, дедушка, бабушка, подруга, трактор, завод, бумага, буква, подснежник и т.д.

б) индивидуальное произнесение слов, работа в паре;

в) работа над дикцией; выразительно чтение стихотворений наизусть, пословиц, поговорок, считалок (на уроке учим, дома повторяют, на следующий день хором произносим, индивидуальный опрос)

3. Ударные и безударные слоги

Научить ребят умению различать односложные, двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова и умению ставить в этих словах ударение, подведя к правилу «Сколько в слове гласных – столько и слогов». В ходе этой работы учащиеся делают вывод: ударный слог в слове всегда один, другие – безударные. Гласная в ударном слоге – ударная. Например, мак, весна́, воробе́й, прота́лина.

  1. Место ударения

В русском языке ударение может падать на любой по счёту слог. Упражнения: а) Выбери слова, где ударение падает на первый/второй/третий/последний слог

б) придумай сам слова, где ударение падает на первый/второй/третий/последний слог

в) сгруппируй слова, где ударение падает на первый/второй/третий/последний слог

Вывод: в русском языке ударение имеет разное место, т.е. оно подвижно и может падать на любой по счёту слог.

Примеры:  бу́ква, сто́рож, по́езд, вы́бежал, у́лица;

                   лиси́ца, котёнок, садо́вник, столо́вая, листо́чек;

                   крокоди́л, каранда́ш, рисова́ть, помога́ет, деревя́нный;

                   волейбо́л, магази́н, бегемо́т, сосна́, весна́.

  1. От места ударения зависит смысл слова

Упражнения: а) объясните значения слова

б) составьте предложения с этим словом

в) найдите пару к слову

Примеры: за́мок – замо́к, а́тлас – атла́с, и́рис – ири́с, хло́пок – хлопо́к, по́лки – полки́, стре́лки – стрелки́, о́куни – окуни́, му́ка – мука́, мо́ю – мою́, сто́ит – стои́т, то́пи – топи́, тру́сить – труси́ть и тд.

Вывод: другое ударение – новое слово.

  1. Буква «ё»

Необходимо обратить внимание детей, что нельзя заменять букву «ё» на «е», потому что замена букв может изменить смысл слова.  

Примеры: берёт – бере́т, мёл – мел, шлём – шле́м, запрёт – запре́т и тд.

  1. Подбор родственных слов

Следует начинать подбор родственных слов с первых уроков обучения грамоте (так называемые «родственные семейки») и заучивать их, постоянно повторяя на уроках. Из моего многолетнего опыта можно заключить, что это один из наиболее важных моментов по подготовке учащихся к работе над безударной гласной в корне слова.

Примеры:  боль – больница – болячка – болезнь – больничный – болезненный – болеть;

весна – веснушка – веснянка – весенний – веснушчатый;

гриб – грибник – грибница – грибной;

море – моряк – морячка – морской – заморский;

свет – светлячок – светильник – светило (ночное светило) – Светлана – светлица – световой – светлый – светить – светло;

холод – холодец – холодильник – холодильный – холодный – похолодеть – холодно;

цвет – цветы – цветок – цветник – цветной – разноцветный – цветастый – цветовой – цветочный;

Слова подбираем в определённом порядке – предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета (существительное, прилагательное, глагол, наречие).

Такая  подготовка к работе с безударной гласной в корне слова на начальном этапе обучения даёт хорошие результаты в дальнейшем.

Использованная литература

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990.
  2. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.  
  3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии УДЕ на уроках русского языка на этапе словарной работы

В статье раскрывается потенциал технологии УДЕ при  знакомстве со словом с непроверяемым написанием...

Статья "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"

В статье описаны приемы работы со слабослышащими детьми, способствующие развитию мышления...

Правописание слов с безударными гласными в корне. Русский язык 3-й класс

Урок русского языка в з классе по программе " Школа России" " Правописание слов с безударными гласными в корне"...

"Как научить ребёнка подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной на начальном этапе образования"

Одно из самых сложных заданий для детей является подбор проверочных слов. Эта статья адресована всем, кто хочет помочь ребёнку научиться подбирать проверочные слова. Мы рассмотрим проверяемые слова с ...