Урок математики в 3 классе "Переменная"
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему
Данный урок проводится в 3 классе по программе Л.Г.Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3-м классе
"Путешествие с неизвестным"
Тельных Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 71
Тема: «Переменная».
Тип урока: ОНЗ (освоение новых знаний)
Основные цели:.
1) уточнить представления о переменной, выражении с переменной и о множестве их значений;
2) отработать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение уравнений с комментариями по компонентам действий, решения задач.
3) развивать интеллектуальные и коммуникативные учебные умения.
Задачи:
1) Ввести понятие переменной;
2) Сформировать понятие выражения с переменной;
3) Дать представление о множестве значений переменной;
4) Научить составлять выражения с переменной.
Урок направлен на развитие логического мышления учащихся.
. Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Учебник: Л.Г. Петерсон. Математика 3 класс. Часть 2.
Демонстрационный материал: интерактивный комплекс
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создать позитивный настрой на предмет «математики».
- Рассмотрите стихотворение. Нам нужно его досказать. Слайд 2
Мы пришли сюда уч…( учиться)
Не лениться, а тру…(трудиться).
Только тот, кто много зна….( знает)
В жизни что-то дости….(достигает).
- Как вы это понимаете? ( Главное – заниматься любимым делом.)
- Какие слова можно взять девизом нашего урока?
- Итак, девиз урока: Учиться, трудиться, знать, достигать!
«Нас ждут великие дела!».
- Я очень люблю математику, просто обожаю!
- А Вы, любите эту науку? (Да)
I I. Отработка навыков устных вычислений (устный счет)
1 .- Ну, тогда посчитайте:
а) - Сколько времени я затратила на дорогу, отправляясь на урок, если выехала из дома в 13.10, а приехала в школу 13.30. (20минут)
- Замечательно, молодцы!
б) - Переведите в секунды, сколько это будет? (1200 с)
в) - От входа до класса я прошла 30 метров, сколько это будет в сантиметрах? (3000 см)
г) - А было бы, совсем замечательно, если бы сказали, сколько это будет миллиметров? (30000 мм)
- Молодцы !
2. На столах листочки с заданием : Соедини равные значения: Слайд 5
170 см 1 дм
100 мм 700см
50 ч 17 дм
300 см2 3 дм2
70 дм 1 м 7 см
5 ч 300 мин
107 см 2 сут.2 ч
7 м 10 см
( Взаимопроверка с помощью интерактивной доски)
- Кто не справился?
- Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Создание проблемной ситуации. Презентация Слайд 6
1. - Какая запись на доске лишняя?
12 : 3 12 : 1
х : 5 5+3=8
12 : 12 12 : 4
2 – b 12 : 6
(5+3=8 – это равенство, а остальные – выражения)
- На какие группы можно разбить выражения? (Частные и разности, числовые и буквенные выражения) Слайд 7
х : 5 12 : 1
2 – b 12 : 2
12 : 3
12 : 4
12 : 6
12 : 12
- Найдите значение выражения Х : 5, если х= 0, 35, 70
(0:5=0 35:5=7 70:5=14)
( 0, 7, 14)
- Какие еще значения может принимать Х? (10, 25, 40, и тд)
- Как бы вы назвали букву, которая может принимать разные значения? (Изменчивая, переменная, …)
- Да, правильно, в математике ее называют переменной.
(Вывешиваю на доску слово ПЕРЕМЕННАЯ),
- А что интересного в числовых выражениях? ( Делимое одно и то же - 12, а делители увеличиваются.)
- Запишите частные. (12:1=12, 12:2=6, 12:3=4, 12:6=2, 12:12=1 )
(12, 6, 4, 2, 1)
- Что вы замечаете? (Они уменьшаются)
- Можно ли найти ответ на этот вопрос, не вычисляя значения частных? (Да)
- Как? (Здесь делимое не изменяется, а делитель увеличивается, значит, частное уменьшается).
- Верно, можно было воспользоваться свойствами.
А как быстрее найти ответ: решать подряд все примеры или применять общее свойство? (применять свойство)
- Чем ж полезно знание общих свойств ,закономерностей? (Они помогают быстрее решать задачи и примеры.)
2. Постановка проблемной ситуации. Открытие новых знаний
- Тогда попробуйте записать у себя в тетрадях все числовые выражения одним общим выражением.
( Выясняется причина возникшего затруднения.)
- Почему не получается? ( Мы не знаем, как несколько выражений записать одним)
- Но это же не обычные выражения. В них есть что-то общее? (Делимое 12)
- А почему не можете записать одно выражение, раз у них одно и то же делимое? (Меняется делитель)
- Как в математике называются такие изменчивые и переменчивые величины? (Переменные)
- Молодцы! Это и есть тема нашего урока.
Запишите в тетрадь: «Переменная»
- А кто догадается, чему мы будем учиться на уроке? (Записывать несколько выражений одним)
- Верно – это цель нашего урока.
- Итак, общий признак всех этих выражений - делимое 12, а делитель – меняется.
Поэтому все выражения могут быть записаны в виде частного числа 12 и переменной величины, которая может быть записана любой буквой. Например: а
А то, что подставляется вместо переменной, называется значением переменной
Слайд 8 Записывать несколько выражений одним нужно так:
12 : а
а ∈ {1, 3, 4, 6, 12}
- Первичное закрепление.
1. На доске представлена репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри»
Учащиеся рассматривают картину. Слайд 10.
Вопросы :
- Кто изображен на картине? (Илья Муромец)
- Кто еще изображен на картине? (Добрыня Никитич)
- А еще кто изображен на картине? (Алеша Попович)
Во всех трех вопроса спрашивается одно и то же, меняется лишь ответ (имена богатырей).
- Значит, как можно назвать имена богатырей? (Переменной)
- Если имена богатырей обозначим Х, то предложение можно записать так:
«На картине изображены богатыри Х» Слайд 11.
- Вместо Х можно поставить имена богатырей: «На картине изображены богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович»
- Как называется то, что подставляется вместо переменной? (Значением переменной)
2.Составление алгоритма построения выражения с переменной, если дано несколько выражений Слайд 12
Определить, какая часть выражения не меняется |
Определить, какая часть выражения меняется, и записать её буквой |
Записать буквенное выражение |
Определить и записать множество значений переменной |
III. Физкультминутка Слайд 13.
IV. Закрепление.
1. Задание на доске: Слайд 14.
- Составьте выражение с переменной х, объединяющее все эти выражения.
Запишите для данных выражений множество значений переменной х.
12 + 7 15 + 7 46 + 7 120 + 7
Решение: х + 7
х ∈ {12,15,46,120}.
2. Работа по учебнику
1) с.65 № 1, 2, 3. (Коллективный разбор)
Задание 1.
а) «В моем портфеле лежит а»
а - учебники, тетради, пенал, краски, альбом и др.
«В моем портфеле лежат учебники, тетради, пенал, краски, альбом»
б) «В школьном буфете продают у»
у – булочки, пирожки, пицца, сочники.
«В школьном буфете продают булочки, пирожки, пицца, сочники.»
Задание 2.
«За ответ ученик получил отметку С»
Могут быть значениями переменной – 3, 4, 5.
Не могут быть – 6, 0, 24
Задание 3.
«В нашем классе сегодня п уроков»
Значением переменной – 1, 2, 3, 4, 5 уроков.
2) Задание №4, с.65 ( с комментированием)
Прочитать предложение, подставив вместо t одно из его значений.
« t вращается вокруг Солнца».
«Земля вращается вокруг Солнца»
3) Задание № 5, с.65 ( с комментированием)
Составить множество значений переменной k в предложении:
« В месяце k дней».
« В месяце 30, 31, 28 или 29 дней».
VI. Актуализация знаний.
Работа в парах Слайд 18.
-Давайте выполним задания, которое предлагает учебник на стр.66 №7, 8
-Познакомьтесь с заданием? Вопросы есть?
- Чья пара закончит решать, поднимает руки, сцепленные в замочек вот так…!
ПРОВЕРКА:
Задание 7.
Составить предложение с переменной Х и записать множество значений Х»
«Я читаю книгу» «Я читаю Х»
«Я читаю газету» «Я читаю книгу, газету, журнал. »
«Я читаю журнал»
Задание 8.
- Что изменяется в предложениях?
Составить предложения с переменной у и написать множество значений у :
«у дружит с Таней»
у – Ира, Катя, Миша, Нина.
«Ира, Катя, Миша, Нина дружат с Таней»
-Хорошо, молодцы, замечательно!
- Ещё раз проверьте себя проконтролируйте все ли правильно у вас!
VII. Физкультминутка.
VIII. Отработка навыков устных и письменных вычислений.
** 1. Задание № 9, с. 66 (устно)
а) 23 х6 = (20 + 3) х 6 = 20 х 6 + 3 х 6 = 120+18=138
б) 18 х 3 = 10 х 3 + 8 х 3= 30+24=54
7 х 39 = 7 х 30 + 7 х 9=210+63=273 и т.п.
2. Решить задачу № 13, с.67
1) 5+12=17 (ч) – время возвращения
2) 1ч20мин+2ч45мин+40мин+2ч10мин=6ч55мин – все затраченное время
3) 17ч - 6ч55мин=10ч05мин
Ответ: папа с Димой вышли из дома 10ч05мин
3. Задание № 10, с. 66 - «Исправь ошибки»
х68000 х68000 х68000
90 90 90
612000 6120 6120000
4. Задание № 11 (а), с. 66
- Выполнить действия с комментированием у доски.
5. Задание № 15 (а), с. 67
- Составить программу действий и вычислить:
а) 198698+(150036-74946):30х400= 1199898
** б) 56360000:800-100х(9356+396924):7000=64646
6. Задание № 14 (а), с. 67 - решить уравнения
а) х = 13152 б) х = 5
х = 85244 х = 300
IX. Рефлексия
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу.
-С каким математическим понятием мы сегодня познакомились (ПЕРЕМЕННАЯ)
-А вот как работалось на уроке, я предлагаю вам оценить вам по следующим параметрам
Если кому-то из вас было: - легко и интересно
- трудно, но интересно
- трудно и не интересно
X. Домашнее задание. № 11(б), с.66, № 15 (б), с.67
Дополнительный материал
- В школе №71 54 отличника, а в школе № 78 -49. Сколько отличников в двух школах? (103)
- В столовой школы № 6 готовят завтрак на 760 учащихся, а в школе «№10 в 2 раза больше. Сколько готовят в школьной столовой № 6? (1520)
- За день в школьном буфете школы № 6, дети выпили 196 стаканов клюквенного напитка, а школьной столовой № 10 на 35 больше. Сколько стаканов клюквенного напитка выпили дети школы № 10? (231)
- Ученики 2 «А» класса имеют 45 компьютерных игр, а учитель соседнего класса мне сказал, что у них в 3 раза больше. Сколько компьютерных игр имеют ученики другого класса? (135)
- А на переменке посчитайте, сколько у Вас вместе? (180)
- На прошлой недели библиотеку посетило 175 детей, а на этой недели на а меньше. Сколько детей посетило библиотеку на этой недели?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...