Кружок математики в начальной школе
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Развитие логического мышления младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_razvitie_logicheskogo_myshleniya_mladshikh_shkolnikovyu.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ПОЛТАВСКАЯ СОШ
Согласовано Утверждаю:
Зам.директора по УВР: Директор школы
____________________ _______________
___________________ ________________
:
Кружок
«Развитие логического мышления младших школьников.
( 2 класс)
Учитель начальных классов:
Ловицкая В.А
высшая категория.
п.Центральный
Кружок «Развитие логического мышления» во 2 классе.
Программа кружка.
Курс кружка «Развитие логического мышления» во 2 классе разработан как дополнение к следующим дисциплинам: математика, русский язык, окружающий мир. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия
Многие вопросы, связанные с качеством образования, напрямую соотносятся с индивидуальными возможностями детей, уровнем развития их логического мышления..
В исследованиях Л.С. Выготского было экспериментально доказано, что даже очень маленькие дети в результате обучения весьма быстро приобретают навыки логического мышления, в частности, умение классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы. Более того результаты этих исследований позволяют утверждать, что формирование этих приемов можно и нужно начинать уже в начальной школе. Нельзя ограничиваться только предметным преподаванием.
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 – 11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальных классов.
Необходимо научить детей приемам логического мышления: без них полноценного усвоения учебного материала не происходит.
Основной целью преподавания кружка является воспитание творчески мыслящей личности, способной решать изобретательские задачи, используя инструментарий ТРИЗа.
Основные задачи
Познакомить учащихся с основами ТРИЗ и выработать навыки превращения знаний в инструмент творческого освоения мира .Формирование творческих способностей учащихся.
- Создать условия для раскрытия интеллектуальных способностей учащихся. Развитие логического мышления учащихся.
Курс рассчитан на 35 занятия (один раз в неделю).
Особенностью курса являются занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Первое, чему необходимо научить детей, - это:
- выделять предметные свойства;
- сравнивать различные объекты;
- выполнять простейшие виды анализа и синтеза;
- устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями;
- классифицировать,
На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Чаще всего предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Тематическое планирование кружка «Развитие логического мышления младших школьников» 2 класс.
Занятие 1.
Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логической задачи. Математическая загадка. Логический вопрос. Задача на сообразительность.
Занятие 2.
Занимательная задача. Числовой треугольник. Математические загадки. Магический квадрат. Математический лабиринт. Занимательная геометрия.
Вставьте числа.
Занятие 3.
Занимательный вопрос. Математические фокусы. Загадки. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Решение логических задач. Произнесите наоборот.
Занятие 4.
Задачи-шутки. Математическая загадка. Задача-шутка. Задача-смекалка.
Ребусы. Занимательные вопросы. Математические фокусы. Занимательная задача. Какое слово лишнее?
Занятие 5.
Магические квадраты. Продолжи узор. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Математическая викторина. Продолжи ряд. Числовая головоломка. Занимательная задача. Какое слово лишнее и почему?
Занятие 6.
Занимательная задача. Логические вопросы. Занимательные вопросы. Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка.
Занятие 7. Решение логических задач. Занимательные задачи. Математические загадки. Магический квадрат. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Ребусы.
Занятие 8.
Ребусы. Задача-смекалка. Задача-шутка. Загадки. Решение логических задач.
Вставьте пропущенные буквы.
Занятие 9.
Занимательные рамки. Логические вопросы. Задача-шутка. Тренируем зрительную память.
Занятие 10.
Разминка. Тренируем зрительную память. Произнесите наоборот. Ребусы.
Анаграмма. Найти признаки предмета.
Занятие 11.
Литературная разминка. Запомни и скажи. Занимательная геометрия. Магический квадрат. Ребусы.
Занятие 12.
Занимательные вопросы. Игра в слова. Логическая задача. Найди существенное. Загадка. Продолжи ряд. Занимательная геометрия. Игра «Эхо».
Занятие 13.
Занимательные вопросы.
Занятие 14.
«Составь пословицу». «Найди лишнее». Ребусы. Отгадай слово.
Игра «Кто быстрее». Весёлые вопросы.
Занятие 15.
Палиндромы. Отгадай слова. «Кто быстрее».Занимательные вопросы.
«Занимательная лесенка».
Занятие 16.
«Найди закономерность».Логические задачи. «Занимательная лесенка».
«Сравнение».Загадка.
Занятие 17.
Логические задачи. «Зашифрованное слово». «Найди закономерность».
«Что лишнее?»Ребусы. «Составь предложение».Занимательная геометрия.
Занятие 18.
Математические игры.
Занятие 19.
Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать.
Занятие 20.
Разминка. Найди закономерность. Игра «Наборщик». Шарада. Заполни квадрат словами. «Превращение слов».
Занятие 21.
Ребусы.«Зашифрованное предложение».Логические задачи.«Что лишнее?»
Занятие 22.
«Классификация». «Сравнение».«Найди закономерность».Загадки.
Занятие 23.
Упражнение «Пары слов».Упражнение «Что лишнее?» Ребусы.
Логические задачи.
Занятие 24.
Логические задачи. Узнавание предметов по заданным признакам.
«Зашифрованное слово».Игра «Поиск».Синонимы.
Занятие 25.
Выделение признаков предметов. Выделение существенных признаков предметов. Сравнение. Игра «Допиши слова». Игра «Слова». Заполни квадрат.
Занятие 26.
Игра «Змейка».«Зашифрованное слово».Шарады.
Занятие 27.
Игра «Змейка».Игра «Занимательная модель». Игра «Поиск».Игра «Слова».
Занятие 28.
Классификация. Игра «Допиши слова».
Занятие 29.
Шарады. Занимательная геометрия. Математические бусы. Лишнее слово.
Занятие 30.
Игра «Прочитай поговорку».Занимательная геометрия. Анаграммы.
Палиндром. Игра «Слова».Игра «Угадай профессию».
Занятие 31.
Игра «Спрятанная поговорка».Игра «Слова».Лишнее слово. Загадки.
Занимательная геометрия. Занимательные вопросы.
Занятие 32.
Занимательные вопросы. Головоломка. «Эльфийские игры». Игра «Слова».
Занятие 33.
Интеллектуальная разминка. Логические задачи. Прочитай пословицу.
«Спрятанная поговорка».
Занятие 34.
Интеллектуальная разминка. Логические задачи. Прочитай пословицу.
«Спрятанная поговорка».
Занятие 35.
Диагностика степени владения логическими операциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»
В докладе представлен опыт по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...