программа по математике "Планета Знаний " 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
программа по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike_3_klass_umk_planeta_znaniy.docx | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА ЕКАТЕРИНОВКА ДОБРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на заседании МО учителей
начальных классов МБОУ ООШ
с. ЕКАТЕРИНОВКА
Руководитель МО ___________ ПОПОВА В.С.
Протокол №__ от «__» ______ 2014 года
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №___ от «___» 2014 года
«УТВЕРЖДАЮ»-
Директор МБОУ ООШ
с. ЕКАТЕРИНОВКА__________ Л.М.ПОПОВА
Приказ № ___ от «___» _____ 2014 года
Рабочая программа
учебного курса
«Математика»
( Составила В.С.ПОПОВА )
3 класс
(Рабочая программа составлена на основе программ общеобразовательных учреждений Федерального компонента государственного образовательного стандарта
начального общего образования)
С. ЕКАТЕРИНОВКА
2014 ГОД
МАТЕМАТИКА
ПРОГРАММА КУРСА «МАТЕМАТИКА»
1-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- в соответствии с авторской программой курса «Математика», авторы: М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 3 класс. УМК «Планета знаний» .-М.:АСТ:Астрель 2012 г).
- Учебный план МБОУ ООШ села Екатериновка на 2014/2015 учебный год.
И в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 34 учебные недели; по 5 часов в неделю; 170 часов за год. Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей. Учебные:
— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач). Развивающие:
— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач. Общеучебные:
— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки. Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.
Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.
Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.
Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.
Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.
В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому материалу.
Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д., а также решение задач прикладного характера.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).
Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и определение последней цифры результата и другие.
Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа вычислений.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.
В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».
Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.
Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.
Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.
3 класс
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.
М. Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
Содержание программы
Математика
3 класс (170 ч)
Числа и величины (20 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (65 ч)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приёмы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи (55 ч)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (20 ч)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными (10 ч)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по математике
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению математики;
- ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
могут быть сформированы:
- ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;
- устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10 000;
- письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;
- правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);
- использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;
- устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;
- письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;
- выполнять деление с остатком в пределах 100;
- выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
- использовать свойства арифметических действий при вычислениях;
- находить неизвестные компоненты арифметических действий;
- решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);
- использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;
- использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;
- выполнять умножение и деление круглых чисел;
- оценивать приближенно результаты арифметических действий;
- вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости).
- находить долю числа и число по доле;
- решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;
- соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;
- различать окружность и круг;
- делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;
- определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
- вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;
- планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать ход решения задачи в несколько действий;
- осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
- прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);
- ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- использовать обобщенные способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);
- использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;
- сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;
- ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
- считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;
- считывать данные с гистограммы;
- ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;
- моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;
- давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…», «хватит ли…», «успеет ли…»);
- соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме;
- проводить квази-исследования по предложенному плану.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- задавать вопросы с целью получения нужной информации;
- обсуждать варианты выполнения заданий;
- осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть работы; объединять полученные результаты при совместной презентации проекта.
Литература:
- А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Сборник стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010 г.
- И.А.Петрова. Методическое издание. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 клас13сы. Учебно – методический комплект «Планета знаний». 2-е изд., доработ.-М.: АСТ, Астрель, 2010г.
- М. И. Башмаков. М. Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., ACT, Астрель 2010 г..
- Башмаков, М. И. Математика : учебник для 3 кл. четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. – М. : АСТ : Астрель, 2013.
- М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика. 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., ACT, Астрель.
Интернет ресурсы:
http://www.uchportal.ru (тематическое планирование)
http://www.bashmakov.su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
http://www.1september.ru (нормы контрольных работ, характеристика УМК «Планета знаний»)
http://www.pro shkolu.ru (тематическое планирование)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА 3 КЛАСС
170 ч (5 ч в неделю)
№ | Дата | Тема и цели урока, стр. учебника | Фактич. | ||
1-я четверть (45 ч) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 000 | |||||
Сложение и вычитание (18 ч) | |||||
1 | Тема.Трехзначныечисла С. 3—7 Цели. Повторение: принцип построения числового ряда. Знакомство с названиями чисел в пределах 1000 и их последовательностью | ||||
2 | Тема. Разрядныеслагаемые С. 8—9 Цели. Повторение: разрядный состав чисел. Формирование представлений о разрядном строении трехзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трехзначных чисел. Формирование умения выполнять сложение чисел с опорой на их разрядный состав | ||||
3 | Тема. Сложение и вычитание по разрядам С. 10—11 Цели. Формирование представлений о разрядном строении трехзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трехзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни к трехзначным числам на основе знаний об их разрядном составе | ||||
4 | Тема. Сложение и вычитание по разрядам С. 12—13 Цели.Формирование представлений о разрядном строении четырехзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трехзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни на основе знаний о разрядном составе чисел | ||||
5 | Тестовая работа по теме «Разрядные слагаемые» | ||||
6 | Тема. Сложение и вычитание с переходом через разряд С. 14—15 Цели. Повторение: сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100. Формирование первоначальных представлений о прибавлении (и вычитании) единиц к трехзначному числу с переходом через разряд | ||||
7 | Тема. Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню С. 16—17 Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков с переходом через сотню | ||||
8 | Тема. Закрепление изученного С. 18—19 Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с опорой на их разрядный состав | ||||
9 | Тема. Закрепление изученного. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | ||||
10 | Закрепление сложения и вычитания трёхзначных чисел. | ||||
11 | Тема. Решение текстовых задач на сложение и вычитание С. 20—21 Цели. Повторение: решение текстовых задач на нахождение суммы, слагаемого, разности, вычитаемого, уменьшаемого; составление краткой записи, моделирование условия задачи | ||||
12 | Тема. Закрепление изученного.Математическая разминка | ||||
13 | Закрепление изученного. Решение текстовых задач. С. 22 | ||||
14 | Обобщение знаний по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» С. 23 | ||||
15 | Тестовая работа по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | ||||
16 | Самостоятельная работа по теме «Решение текстовых задач» | ||||
17 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение: сложение и вычитание» | ||||
18 | Анализ контрольной работы | ||||
Умножение и деление(14 ч) | |||||
19 (1) | Тема. Таблица умножения на 2 С. 24—25 Цели. Повторение: таблица умножения на 2; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз; порядок действий в выражениях. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | ||||
20 (2) | Тестовая работа по теме «Деление и умножение на 2» | ||||
21 (3) | Тема. Таблица умножения на 4 С. 26—27 Цели. Повторение: таблица умножения на 4; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | ||||
22 (4) | Тема. Таблица умножения на 3 С. 28—29 Цели. Повторение: таблица умножения на 3; решение текстовых задач на смысл действий умножения и деления, на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | ||||
23 (5) | Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление на2-3» | ||||
24 (6) | Тема. Таблица умножения на 6 С. 30—31 Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 6; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | ||||
25 (7) | Закрепление умножения и деления на 2,3,6 | ||||
26 (8) | Тема. Таблица умножения на 5 С. 32—33 Цели. Повторение: таблица умножения на 5, признак делимости на 5; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | ||||
27 (9) | Тема. Таблица умножения на 7 С. 34—35 Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 7; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | ||||
28 (10) | Тема. Таблица умножения на 8 и на 9 С. 36—37 Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 8 и на 9; решение текстовых задач. Знакомство с признаком делимости чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | ||||
29 (11) | Тема. Закрепление изученной таблицы умножения.С. 38—39 Цели. Повторение: деление числа на 1 и само на себя. Формирование умений применять знание таблицы умножения при вычислениях и решении текстовых задач | ||||
30 (12) | Решение задач и примеров на умножение и деление. | ||||
31 (13) | Тема. Закрепление изученного.Тестовая работа по теме «Умножение и деление» Цели. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление. Формирование умений сравнивать значения выражений | ||||
32 (14) | Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление» | ||||
Числа и фигуры (13 ч) | |||||
33 (1) | Тема. Периметр многоугольника С. 44—45 Цели. Повторение: вычисление периметра многоугольника. Формирование умения вычислять периметр прямоугольника, стороны которого выражены в разных единицах измерения | ||||
34 (2) | Тема. Единицы длины С. 46—47 Цели. Повторение: единицы длины (метр, сантиметр, миллиметр), метрические соотношения между ними. Формирование представлений о десятичном принципе построения системы единиц длины. Формирование умений переводить метры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков | ||||
35 (3) | Закрепление единиц длины. | ||||
36 (4) | Тема. Дециметр С. 48—49 Цели. Знакомство с понятием «дециметр». Формирование умений переводить миллиметры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков. Развитие пространственных представлений. | ||||
37 (5) | Тема. Площадь прямоугольника С. 50—51 Цели. Развитие пространственных представлений. Повторение: единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный метр); вычисление площади прямоугольника | ||||
38 (6) | Тема. Кратное сравнение чисел и величин С. 52—53 Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о кратном сравнении | ||||
39 (7) | Тема. Измерение объема С. 54—55 Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о вычислении объема прямоугольного параллелепипеда (без термина). Знакомство с единицами объема (кубический сантиметр, кубический метр, кубический дециметр). Формирование умения решать задачи на кратное сравнение | ||||
40 (8) | 26.10.12 | Тестовая работа по теме «Единицы длины» | |||
41 (9) | Тема. Практическая работа «План сада» С. 56—57 Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование умений выбирать маршрут. Измерение длин отрезков на плане, вычисление реальных размеров, рисование плана по заданному описанию | ||||
42 (10) | Закрепление изученного о площади и периметре. 58—65 | ||||
43 (11) | Контрольная работа № 3 по теме «Числа и фигуры» | ||||
44 (12) | Анализ контрольной работы. | ||||
45 (13) | Обобщение по теме «Числа и фигуры» | ||||
2-я четверть (35 ч) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЙ | |||||
Математические законы (21 ч) | |||||
1 | Тема. Переместительный закон сложения С. 68—69 Цели. Повторение: переместительный закон сложения. Формирование умений устно выполнять сложение чисел, применять переместительный закон сложения для определения значения выражений | ||||
2 | Тема. Переместительный закон умножения С. 70—71 Цели. Повторение: переместительный закон умножения. Формирование умений устно выполнять умножение чисел в пределах 1000, применять переместительный закон умножения для определения значения выражений | ||||
3 | Тема. Сложение и вычитание — взаимно-обратные действия С. 72—73 Цели. Формирование умений устно выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи, формулировка которых содержит инверсию | ||||
4 | Тема. Умножение и деление — взаимно-обратныедействия С. 74—75 Цель. Формирование умений устно выполнять умножение и деление чисел; решать текстовые задачи | ||||
5 | Закрепление переместительного свойства. | ||||
6 | Тема. Сочетательный закон сложения С. 76—77 Цели. Повторение: сочетательный закон сложения. Формирование умений применять сочетательный закон сложения при вычислениях; выполнять сложение двузначных чисел с переходом через сотню | ||||
7 | Тема. Умножение и деление на 10, 100, 1000 С. 78—79 Цель. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на 10, 100, 1000 | ||||
8 | Тема. Сочетательный закон умножения С. 80—81 Цели. Повторение: сочетательный закон умножения. Формирование умений применять сочетательный закон умножения при вычислениях; выполнять умножение круглых чисел | ||||
9 | С. 82—83 Закрепление изученного. Самостоятельная работа по теме «Переместительное и сочетательное свойство умножения» | ||||
10 | Тестовая работа по теме «Переместительное и сочетательное свойство умножения» | ||||
11 | Тема. Распределительный законС. 84—85 Цели. Знакомство с распределительным законом умножения и правилом умножения суммы на число. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений | ||||
12 | Тема. Умножение двузначного числа на однозначное С. 86—87 Цель. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное с помощью правила умножения суммы на число | ||||
13 | Тема. Деление суммы на число С. 88—89 Цели. Знакомство с правилом деления суммы на число. Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений | ||||
14 | Тема. Закрепление деления суммы на число.С. 90—91 Цели. Формирование умений применять изученные правила при вычислениях, выбирать удобный способ вычислений | ||||
15 | Закрепление умножения двузначного числа на однозначное. | ||||
16 | Тема. Решение текстовых задач разными способами С. 92—93 Цели. Формирование умений составлять выражения для решения задач, решать задачи двумя способами | ||||
17 | Тема. Арифметические действия с числом 0 С. 94—95 Цель. Повторение: правила выполнения арифметических действий с числом 0 | ||||
18 | Тема. Решение текстовых задач на определение стоимости покупки С. 96—97 Цели. Формирование умений решать текстовые задачи. Формирование умений прогнозировать результат | ||||
19 | Закрепление решения задач на нахождение стоимости. С. 98—99 | ||||
20 | Закрепление изученного. Подготовка к контрольной работе по теме «Математические законы» | ||||
21 | Контрольная работа № 4 по теме «Математические законы». | ||||
Числа и величины (14 ч) | |||||
22 (1) | Тема. Определение времени по часам С. 100—101 Цели. Повторение: определение времени по часам. Развитие временных представлений учащихся | ||||
23 (2) | Тема. Единицы измерения времени С. 102—103 Цели. Формирование умения переводить часы в минуты. Развитие временных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков | ||||
24 (3) | Тема. Единицы измерения времени С. 104—105 Цели. Развитие временных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения времени. Отработка вычислительных навыков | ||||
25 (4) | Тестовая работа по теме «Измерение времени» | ||||
26 (5) | Тема. Длина пути С. 106—107 Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения длины. Отработка вычислительных навыков | ||||
27 (6) | Тема. Моделирование задач на движение С. 108—109 Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений моделировать текстовые задачи на определение расстояния | ||||
28 (7) | Тема. Скорость С. 110—111 Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о скорости движения. Отработка вычислительных навыков | ||||
29 (8) | Тема. Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о связи длины пройденного пути со временем и скоростью движения | ||||
30 (9) | Закрепление решения задач на нахождение скорости. | ||||
31 (10) | Закрепление единиц времени. с. 118 - 125 | ||||
32 (11) | Упражнения в определении времени.с. 118 - 125 | ||||
33 (12) | Контрольная работа №5 по теме «Единицы времени» | ||||
34 (13) | Анализ контрольной работы | ||||
35 (14) | Математический тренинг.(тетрадь) | ||||
3-я четверть (50 ч) | |||||
ПИСЬМЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ Значение выражений (7 ч) | |||||
1 | Тема. Выражение Часть 2 С. 6—7 Цель. Повторение: вычисление значения выражений, порядок действий в выражении | ||||
2 | Тема. Вычисление значения выражения С. 8—9 Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание без перехода через разряд; записывать вычисления в столбик; составлять выражения для решения задач | ||||
3 | Тема. Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого С. 10—11 Цели. Формирование умений находить неизвестный компонент сложения и вычитания | ||||
4 | Тема. Закрепление изученного. Нахождение значений выражений.С. 12—13 Цели. Формирование умений вычислять значение выражений; применять законы арифметических действий при вычислении значения выражений | ||||
5 | Тестовая работа «Решение выражений» | ||||
6 | Тема. Решение задач на нахождение слагаемого, суммы.С. 14—15 Цель. Формирование умений решать текстовые задачи в 2 действия на нахождение слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого | ||||
7 | Обобщение знаний о выражении. С. 16—17 | ||||
Складываем с переходом через разряд (10 ч) | |||||
8 (1) | Тема. Масса С. 18—19 Цели. Формирование представлений о массе предмета. Единицы измерения массы (грамм, килограмм), метрическое соотношение между ними | ||||
9 (2) | Тема. Сложение с переходом через разряд С. 20—21 Цели. Формирование умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд в пределах 10 000; записывать сложение в столбик; решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения массы | ||||
10 (3) | Самостоятельная работа по теме «Сложение с переходом через разряд.» | ||||
11 (4) | Тема. Закрепление сложения с переходом через разряд С. 22—23 Цели. Формирование умений применять сложение чисел в бытовых жизненных ситуациях. | ||||
12 (5) | Тема. Упражнения в решении примеров с переходом через разряд С. 24—25 Цели. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд. Знакомство со способом представления информации в виде столбчатой диаграммы | ||||
13 (6) | Тема. Решение задач на движение С. 26—27 Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приемами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд | ||||
14 (7) | Тема. Закрепление решения задач на движение С. 26—27 Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приемами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд | ||||
15 (8) | Тестовая работа по теме «Решение задач на движение» | ||||
16 (9) | Закрепление изученного по теме «Решение задач на движение» С. 28—29 | ||||
17 (10) | Контрольная работа № 6 по теме «Складываем с переходом через разряд» |
Повторение (13 ч) | |||
28 (1) | Повторение. Единицы длины.С. 122—123 | ||
29 (2) | Повторение. Решение логических задач.С. 124—125 | ||
30 (3) | Повторение. Выражение.С. 126—127 | ||
31 (4) | Повторение. Сложение и вычитание.С. 128—129 | ||
32 (5) | Повторение. Умножение и деление. | ||
33 (6) | Самостоятельная работа по теме «Повторение изученного за год материала» | ||
34 (7) | Подготовка к итоговой контрольной работе. | ||
35 (8) | Итоговая контрольная работа. | ||
36 (9) | Анализ контрольной работы. Нахождение неизвестных значений выражений. | ||
37 (10) | Тестовая работа по теме «Повторение в конце года» | ||
38 (11) | Повторение. Внетабличное умножение и деление. | ||
39 (12) | Повторение. Площадь. Периметр. | ||
40 (13) | Повторение. Повторение. Время. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике ( 3 класс, УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по математике. УМК "Планета знаний", 3 класс. Авторы учебника М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. В программу включены разделы: пояснительная записка, содержание программы, требования к ур...
Рабочая программа по математике. 2 класс. УМК "Планета Знаний"
Здесь представлена рабочая программа по математике УМК "Планета Знаний". 2 класс....
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа и тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа и тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по МАТЕМАТИКЕ (4 класс) УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"
Рабочая программа по математике 4 кл. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Планета Знаний"
Пояснительная запискаПрограмма курса «Математика» 1-4 классы (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова).Содержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классеТематический план ...