Связь вычитания со сложением
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач.
Цель: дать понятие связи между конкретными операциями, используя демонстрацию шкалы линейки; формирование умения анализировать задачи и представлять их в виде схематических моделей; воспитание нравственных качеств.
Оборудование: набор для организации игры «Живые числа»; набор с сюжетным занимательным демонстрационным материалом ; набор моделей схем к задачам демонстрационных и индивидуальных.
Ход урока
- Введение в тему.
Я знаю, что сегодня на уроке к нам придёт кто - то из сказки. Кого бы вы хотели видеть?
Найдём друзей этих чисел ( 7,8,9) и узнаем нашего гостя.
Игра «Живые числа». Задание на отработку состава чисел, использовать карточки с цифрами на столах детей. Они составляют пары чисел и при правильном выборе получают фрагмент картинки. В результате выкладывается мозаичный рисунок девочки.
-Из каких сказок может быть эта девочка?
- Работа по теме урока. Проследить связь между конкретными операциями.
- Наша гостья ищет свою вещь. Мы можем помочь маленькой девочке: выполним задания 1,2,6 в учебнике (с.79)
Материал упр. №1 дополнен и вынесен на доску. Он записан под рисунками 3-х корзинок и представляет собой графы с использованием шкалы линейки. Рассматривается первый пример, по аналогии составляются выражения к другому графу Сравнили, нашли общее. Делается вывод, прочитывается в учебнике.
8-3=5 9-3= 6 7-3=4
5+3=8 6+3=9 4+3=7
Закрепление: №2.
- Какое действие обратно прибавлению шести? и так далее;
№6.
- Как работает машина Самоделкина?
Заглянули в корзинки и выяснили, что в одной ягоды, в другой - горшочек с маслицем и пирожки, в третьей - подснежники.
-Кому принадлежат эти вещи?
Дети называют сказки, героев, а я показываю на выставке книги, которые они могут прочитать.
-Подсказка: Девочка эта с корзинкой по лесу идёт.
Но не знает девочка, что опасность её ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто же страшный встретится девочке сейчас?
(Красная Шапочка и Серый волк)
Из корзинки достали её шапочку и дополнили ею рисунок.
- Физминутка.
Утром девочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз - водой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - завтрак съела.
Солнце утро лишь проснётся,
Внучка к бабушке вернётся.
Дети имитируют движения.
-Кто вам из них нравится (не нравится) и почему?
Драматизация. Мальчик в маске волка.
Как мне поступить, если хочется
драться, детей обижать, щипать и толкаться?
Как сделать бы мне, чтоб меня понимали,
гордились бы мной не боялись, а ждали?
Выслушаем советы детей.
- А вот какой совет дала Красная Шапочка:
Надо заняться полезным делом. Если выполнять его хорошо и быстро, то всегда можно добиться уважения. Ты любишь пирожки с фруктовой начинкой, тогда отправляйся к бабушке и попросись к ней садовником. Она рада будет угощать тебя пирогами хоть каждый день.
- Работа над задачами.
Обрадовался Волк, согласился. И нас в гости приглашал.
Вот смотрите: на садовом участке Волк посадил 8 кустов смородины, а крыжовника - на 5 кустов меньше.
Закрась красным цветом кусты смородины, зелёным - кусты крыжовника.
(Работа в тетради. Кусты обозначены рядами кругов.)
Выбери и обведи выражение, которое показывает сколько кустов крыжовника на садовом участке.
8-3 8-2 2+1 8-5 8-6 10-7
После выбора объяснить, что обозначает каждое число.
- На каждой схеме выбери два отрезка, которыми можно обозначить кусты смородины и кусты крыжовника.
А) Б)
- Отметить на каждой схеме отрезок, который обозначает 5 кустов.
- - Физминутка
Пока задачу мы решали
По небу тучи побежали.
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам. ( Шаги на месте)
Гром! Гром! Как из пушек. Нынче праздник для лягушек. ( Прыжки на месте)
Град! Град град. Все под крышами сидят. ( Хлопки над головой)
Только Волк наш сидит в луже, ловит рыбку нам на ужин. (Наклоны - удим рыбу)
- Продолжаем работать над задачей.
- Соедини вопрос с условием, чтоб получилась задача.
Волк поймал 5 карасей и 2 окуня. | Волк поймал 5 карасей, а окуней на 2 больше. |
Сколько окуней поймал Волк?
Выбери схему:
- Отметь на схеме отрезок обозначающий 2 окуня.
Самостоятельная работа.
-Запиши выражение, указывающее на количество пойманных окуней.
-Будет это выражение решением задачи? Зачеркни неверный ответ.
да нет
Варианты ответов выносятся на доску и обсуждаются. Проверить фишками и графом.
-Какое правило употребили при проверке: Прибавление числа 2 , обратно вычитанию числа 2, а вычитание числа 2 обратно прибавлению числа 2.
- Итог урока.
-Почему наш Волк стал хорошим?
-Правильно. Он трудился. Какую работу он делал? А какую работу выполняли мы?
-Волк научился быть полезным, а чему научились мы в результате выполнения наших заданий?
-Какой совет вы могли бы дать друзьям, которые хотят, чтобы их уважали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь между действиями сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого по сумме и другому слагаемому
Урок математики 1 класс система Л. В. Занкова, учебник И. И. АргинскойЦели: Установить связь между действиями сложения и вычитания; помочь вывести правило о нахождении неизвестного слагаемого, разви...
Урок 58. Состав чисел 7, 8, 9, 10Связь чисел при сложении и вычитании
Презентация предназначена для использования на уроке математике в 1 классе УМК "Школа России" к учебнику Моро....
Урок математики в 1 классе по теме: "Связь компонентов действий сложения и вычитания"
Эта разработка подойдет для любого УМК....
"Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе
Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями, используя демонстрацию шкалы линейки; формиро...
Урок математики по теме:"Закрепление изученного по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания (таблица сложения и вычитания в пределах 20)»
Закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд...
Презентация к уроку математики "Состав чисел 6 и 7.Связь чисел при сложении и вычитании" 1класс. УМК «Школа России», авт. М. И. Моро, М. А. Бантова
Этот материал можно использовать как на уроке математики, так и на внеурочной деятельности с целью закрепления состава чисел в пределах 6 и 7....