Рабочая программа 1 класс математика
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Вихорева Ольга Валентиновна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem._planirovanie_i_prilozheniya_s.docx52.68 КБ
Файл rabochaya_programma_s.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование.

1 класс. Математика.

 

Раздел программы. Тема урока. Стр. уч.

Кол-во часов.

Тип урока.

 Вид контроля.

Элементы содержания.

Дата проведения.

Исп-ие ИКТ.

план

факт

1.

Диагностика. Проверка уровня подготовленности. Выявление умения считать предметы.

4

1

диагностика

Уметь считать предметы.

02.09.2013 – 06.09.2013

2.

Выявление умения сравнивать предметы по форме. Выявление знаний о геометрических фигурах.

1

диагностика

Уметь сравнивать предметы по форме.  знания о геометрических фигурах.

3.

Закрепление умения считать предметы

1

диагностика

Уметь считать предметы.

4.

Развитие глазомера

1

диагностика

Пространственные представления.

5.

Подготовка к изучению чисел и действий с ними

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества.

7

1

Комбинир

Уметь вести счёт предметов,

сравнивать группы предметов.

09.09.2013 – 13.09.2013

6.

Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).

1

Комбинир

Уметь вести счёт предметов, практически выполнять счёт предметов, используя порядковые числительные.

7.

Вверху. Внизу. Слева. Справа.

1

Комбинир

Знать взаимное расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, перед, за, между. Уметь применять знания на практике.

8.

Временные представления: раньше, позже, сначала, потом

1

Комбинир

Знать о простейшиих пространственных и временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Уметь применять на практике.

9.

Столько же. Больше. Меньше.

1

Комбинир

Уметь сравнивать группы предметов. определять, где предметов больше и на сколько. Знать различные способы уравнивания групп предметов.

16.09.2013 – 20.09.2013

10.

На сколько больше? На сколько меньше?

1

Комбинир

11.

Повторение и обобщение изученного по теме, Проверочная работа

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

12.

Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0.

Названия, обозначение, последовательность чисел. Много. Один.

29

1

Комбинир

Знать цифру 1, уметь её писать. Уметь соотносить цифру с числом предметов.

13.

Названия, обозначение, последовательность чисел. Число и цифра 2

1

Комбинир

Знать, как образуется число 2. Знать цифру 2. Уметь писать цифру 2, соотносить цифру с числом предметов.

23.09.2013 – 27.09.2013

14.

Названия, обозначение, последовательность чисел. Число и цифра 3

1

Комбинир

Знать, как образуется число 2,3. Знать цифру 2,3. Уметь писать цифру 2,3, соотносить цифру с числом предметов.

15.

Знаки «+», «–», «=».

1

Комбинир

Знать знаки +,-,=. Уметь записывать и читать примеры

16.

Названия, обозначение, последовательность чисел. Число и цифра 4

1

Комбинир

Знать, как образуется число 4. Знать цифру 4. Уметь писать цифру 4, соотносить цифру с числом предметов.

17.

Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»

1

Комбинир

Уметь сравнивать предметы, используя понятия «длиннее», «короче».

30.09.2013 – 04.10.2013

18.

Названия, обозначение, последовательность чисел. Число и цифра 5

1

Комбинир

Знать, как образуется число 5. Знать цифру 5. Уметь писать цифру 5, соотносить цифру с числом предметов.

19.

Числа от 1 до 5. Состав числа 5.

1

Комбинир

Знать состав числа 5.

20.

Странички для любознательных

1

Комбинир

Знать порядок чисел 1-5, их состав. Знать знаки. Уметь сравнивать числа и группы предметов, используя их

21.

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

1

Комбинир

Знать, что представляют из себя точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, Уметь отличать их.

07.10.2013 – 11.10.2013

22.

Ломаная  линия

1

Комбинир

Знать, что представляет из себя ломаная линия, звено ломаной, вершина ломаной. Уметь отличать элементы ломаной.

23.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

24.

Знаки «>», «<», «=».

1

Комбинир

Знать знаки: «˃», «˂», «=», уметь сравнивать предметы, используя термины.

25.

Понятия «равенство», «неравенство»

1

Комбинир

Знать, что такое равенство и неравенство. Уметь составлять равенство и неравенство.

14.10.2013 – 18.10.2013

26.

Многоугольник

1

Комбинир

Знать различные виды многоугольников

27.

Числа 6 и 7. Письмо цифры 6

1

Комбинир

Знать, как образуется число 6,  7. Знать цифру 6,   Уметь писать цифру 6, , соотносить цифру с числом предметов.

28.

Числа 6 и 7. Письмо цифры 7

1

Комбинир

Знать, как образуется число 6, 7. Знать цифру 6. 7 Уметь писать цифры 6, 7, соотносить цифру с числом предметов.

29.

Числа 8 и 9. Письмо цифры 8.

1

Комбинир

Знать, как образуется число 8, 9. Знать цифру 8 Уметь писать цифру 8, соотносить цифру с числом предметов.

21.10.2013 – 25.10.2014

30.

Числа 8 и 9. Письмо цифры 9.

1

Комбинир

Знать, как образуется число 8, 9. Знать цифру 8, 9 Уметь записывать цифры 8. 9, соотносить цифру с числом предметов.

31.

Число 10

1

Комбинир

Знать, как образуется число. Знать цифру. Уметь записывать цифру, соотносить цифру с числом предметов. Знать состав.

32.

Повторение и обобщение по теме «Числа от 1 до 10»

1

Комбинир

Знать цифры. Уметь записывать, отличать число и цифру.

33.

Наши проекты «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

29.10.2013 – 01.11.2013

34.

 

Сантиметр

1

Комбинир

Знать, что такое см. Уметь использовать см для измерения длины, уметь чертить отрезок.

35.

Увеличить на…, уменьшить на…

1

Комбинир

Знать и отличать понятия увеличить, уменьшить. Уметь увеличивать и уменьшать число.

36.

Число 0

1

Комбинир

Знать цифру. Уметь записывать, отличать число и цифру.

37.

Сложение и вычитание с числом 0

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

11.11.2013 – 15.11.2013

38.

Странички для любознательных

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

39.

Что узнали. Чему научились. Проверочная работа

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике

40.

Защита проектов.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике

41.

Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание вида± 1

52

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать 1. Знать смысл и названия действий сложения и вычитания.

18.11.2013 – 22.11.2013

42.

Сложение и вычитание вида   + 1+1,  - 1-1

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать по одному.

43.

Сложение и вычитание вида   ± 2

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать 2.

44.

Слагаемые. Сумма.

1

Комбинир

Знать термины. Уметь находить местоположение компонентов. Знать переместительное свойство сложения

45.

Задача

1

Комбинир

Знать части задачи. Уметь отличать условие от вопроса.

25.11.2013 – 29.11.2013

46.

Составление задач по рисунку

1

Комбинир

Уметь составлять задачу по рисунку и решать её.

47.

Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать 2. Знать смысл и названия действий сложения и вычитания. Знать таблицу сложения и вычитания с числом 2.

48.

Присчитывание и отсчитывание  по 2

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать по два..

49.

Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц

1

Комбинир

Уметь находить числа, которые на несколько единиц больше или меньше данного.

2.12.2012 – 6.12.2013

50.

Странички для любознательных

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

51.

Сложение и вычитание вида   ± 3

1

Уметь прибавлять и вычитать число 3.

52.

Прибавление и вычитание числа 3

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

53.

Закрепление изученного.  Сравнение длин отрезков.

1

      Комбинир

Знать единицы длины. Уметь чертить и измерять отрезки..

09.12.2013 – 13.12.2013

54.

Таблицы сложения и вычитания с числом 3.

1

Комбинир

Уметь составлять таблицу. Знать её.

55.

Присчитывание и отсчитывание  по 3

1

        Комбинир

Уметь решать примеры на сложение и вычитание изученных видов.

56.

Решение задач

1

Комбинир

Уметь решать простые задачи изученных видов.

57.

Странички для любознательных

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

16.12.2013 – 20.12.2013

58.

Что узнали. Чему научились.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

59.

Закрепление изученного.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

60.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

61.

Проверочная работа

1

    Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

23.12.2013 – 27.12.2013

62.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

63.

Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9.

1

Комбинир

Уметь вычитать из 10. Знать состав чисел 7, 8, 9.

64.

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

1

Комбинир

Уметь находить числа, которые на несколько единиц больше  данного.

65.

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

1

Комбинир

Уметь находить числа, которые на несколько единиц  меньше данного.

09.01.2014 – 17.01.2014

66.

Сложение и вычитание вида   ± 4

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать число 4.

67.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

68.

На сколько больше? На  сколько меньше?

1

Комбинир

Знать различные способы сравнения.

69.

Решение задач

1

Комбинир

Уметь решать простые задачи изученных видов

70.

Таблицы сложения и вычитания с числом 4

1

Комбинир

Уметь составлять таблицу. Знать её.

20.01.2014 – 24.01.2014

71.

Решение задач

1

Комбинир

Уметь решать задачи изученных видов.

72.

Перестановка слагаемых

1

Комбинир

Знать переместительное свойство сложения.

73.

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида         +5,6,7,8,9

1

Комбинир

Знать переместительное свойство сложения. Уметь применять для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

74.

Таблицы для случаев вида       +5,6,7,8,9

1

Комбинир

Уметь составлять таблицу. Знать её.

27.01.2014 – 31.01.2014

75.

Состав чисел в пределах 10. Закрепление

1

Комбинир

Знать состав чисел в пределах 10.

76.

Состав чисел в пределах 10. Закрепление

1

Комбинир

Уметь решать примеры на сложение и вычитание изученных видов.

77.

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

78.

Что узнали. Чему научились.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

03.02.2014 – 07.02.2014

79.

Закрепление изученного. Проверка знаний.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

80.

Связь между суммой и слагаемыми

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

81.

Решение задач

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

82.

Уменьшаемое. Вычитаемое. разность

1

Комбинир

Знать названия компонентов и результатов действия вычитания.

17.02.2014 – 21.02.2014

83.

Вычитание вида 6 —  , 7 — 

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать из числа 6, 7.

84.

Закрепление приема вычислений вида    6 —  , 7 — .Решение задач

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

85.

Вычитание вида 8 —  , 9 — 

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать из числа 8, 9..

86.

Закрепление приема вычислений вида    8 —  , 9 — .Решение задач

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

24.02.2014 – 28.02.2014

87.

Вычитание вида  10 — 

1

Комбинир

Уметь прибавлять и вычитать из числа 10.

88.

Закрепление изученного. Решение задач.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

89.

Килограмм

1

Комбинир

Знать единицу измерения массы – килограмм.

90.

Литр

1

Комбинир

Знать величину –ёмкость. Уметь измерять её с помощью литра. Уметь решать задачи с новой величиной.

03.03.2014 – 07.03.2014

91.

Что узнали. Чему научились

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида, применять полученные знания на практике.

92.

Проверочная работа

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

93.

Нумерация чисел 11-20.

Названия и последовательность чисел от 11 до 20.

12

1

Комбинир

Знать порядок следования чисел при счёте.

94.

.

Образование чисел второго десятка

1

Комбинир

Знать, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

11.03.2014 – 14.03.2014

95.

.

Запись и чтение чисел второго десятка

1

Контр

Уметь читать и записывать. Знать термины «однозначное», «двузначное».

96.

Дециметр

1

Комбинир

Знать новую единицу длины.

97.

Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10

1

Уметь складывать и вычитать двузначное и однозначное, основываясь на знании десятичного состава чисел второго десятка.

98.

Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10

1

Комбинир

.

Знать результаты сложения и вычитания изученного вида

17.03.2014 – 21.03.2014

99.

Странички для любознательных. Что узнали, чему научились.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

100.

Проверочная работа.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

101.

Закрепление изученного. Работа над ошибками.

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

102.

Повторение. Подготовка к решению задач в два действия

1

Комбинир

Уметь решать задачи изученных видов.

01.04.2014 – 05.04.2014

103.

Составная задача

1

Комбинир

Знать отличие простой задачи от составной.

 

104.

Составная задача

1

Комбинир

Уметь решать составные задачи.

105.

Сложение и вычитание с переходом через десяток.

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

21

1

Комбинир

Знать общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

106.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 2,   + 3

1

Комбинир

Уметь выполнять сложение с переходом через десяток.

07.04.2014 – 11.04.2014

107.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 4

1

Комбинир

Уметь выполнять сложение с переходом через десяток.

108.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 5

1

Комбинир

Уметь выполнять сложение с переходом через десяток.

109.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 6

1

Комбинир

Уметь выполнять сложение с переходом через десяток.

110.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 7

1

Комбинир

Уметь выполнять сложение с переходом через десяток.

14.04.2014 – 18.04.2014

111.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 8,  + 9

1

Комбинир

Уметь выполнять сложение с переходом через десяток.

112.

Таблица сложения

1

Комбинир

Знать таблицу сложения с переходом через десяток.

113.

Таблица сложения

1

Комбинир

Знать таблицу сложения с переходом через десяток.

114.

Странички для любознательных

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

21.04.2014 – 25.04.2014

115.

Что узнали. Чему научились

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

116.

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток

1

Комбинир

Уметь применять 2 приёма вычитания: приём вычитания по частям и приём, основанный на га знании состава чисел и связи меду суммой и слагаемыми.

117.

Вычитание вида 11 — 

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

118.

Вычитание вида 12 — 

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

28.04.2014 – 08.05.2014

119.

Вычитание вида 13 — 

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

120.

Вычитание вида 14 — 

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

121.

Вычитание вида 15 — 

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

122.

Вычитание вида 16 — 

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

123.

Вычитание вида 17 — , 18 — 

1

Комбинир

Уметь выполнять вычитание данного вида.

124.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Знать таблицу вычитания с переходом через десяток. Уметь применять полученные знания на практике.

125.

Странички для любознательных

1

Комбинир

Знать таблицу сложения с переходом через десяток. Уметь применять полученные знания на практике.

12.05.2014 – 16.05.2014

126.

Повторение.

Что узнали. Чему научились

7

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

127.

Наши проекты

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

128.

Контрольная работа

1

Контр

Уметь применять полученные знания на практике.

129.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

19.05.2014 – 23.05.2014

130.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

131.

Закрепление изученного

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

132.

Что узнали, чему научились в первом классе?

1

Комбинир

Уметь применять полученные знания на практике.

Изменения календарно-тематического планирования

№ и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

Приложение №3

Соблюдение общедидактических принципов на уроках

  1. Систематичность. Системное включение младших школьников в учебную деятельность в процессе реализации системно-деятельностного подхода.
  2. Доступность. Построение учебников помогает учащимся видеть перспективу работы по теме, соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом. При такой системе построения материала постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, затем самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действий для её последующего решения.
  3. Последовательность. Концентрическое строение последовательности изучения учебного материала обеспечивает формирование осознанных, прочных навыков вычислений, доступное обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.
  4. Осознанность. Система заданий направлена на развитие математического стиля мышления. Этому способствует формирование умений анализировать причинно-следственные связи между объектами и величинами, аргументировать предлагаемый ход решения того или иного вопроса задачи.
  5. Прочность. Система заданий творческого и поискового характера направлена на освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствует: наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, фиксирование результатов наблюдений и действий разными способами.

        Тифлопедагогические принципы, обеспечивающие всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения.

  1. Учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития  детей с нарушением зрения;
  2. Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, а также уменьшения наполняемости классов.
  3. Создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах,

Приложение 4

     Специальные методы и приёмы, используемые на уроках:

  1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;
  2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;
  3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, офтальмолога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;
  4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
  5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:
  • выбор адекватного фона;
  • выбор оптимального цвета;
  • постоянное использование указки для уточнения;
  • ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
  • педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
  • непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике (1 класс) разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному компоненту ГОС (математика).

Рабочая программа  в соответствии с Учебным планом ГБС(К)ОУ школы-интерната   № 2 на 2013-2014 учебный год рассчитана на 132 часа (исходя из 33 учебных недель в году, 4 часа в неделю)

Нормативная база:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ  №1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ  №2357 от 22.11.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
  4. Распоряжение Комитета по образованию от 05.05.2012 N1263-р "Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга"
  5. Приказ Минобрнауки №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов»
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  8. Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа» (04.02. 2010 г. Пр.-271)
  9. Устав ГБС(К)ОУ школы-интерната №2 (IV вида).
  10. Авторская программа М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.; Просвещение, 2011).
  11. Учебный план ГБС(К)ОУ школы-интерната №2 (IV вида) на 2013-2014 учебный год

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников с нарушением зрения.

Уровень рабочей программы – базовый.

При  разработке программы учитывался контингент детей школы, ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается посредством соблюдения общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения (Приложение №3), а так же через использование специальных методов и приёмов, создание специальных условий при обучении (Приложение №4).

Общая характеристика предмета:

        Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

        Основные цели начального обучения математике:

        -математическое развитие младших школьников,

        -формирование системы начальных математических знаний,

        -воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

        Основные задачи, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

        — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

        — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

        — развитие пространственного воображения;

        — развитие математической речи;

        — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

        — формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

        — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

        — развитие познавательных способностей;

        — воспитание стремления к расширению математических знаний;

        — формирование критичности мышления;

        — развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

        Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний 

         Личностные результаты изучения курса «Математика» в 1-м классе:

        -умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

        -умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

        Коррекционные результаты изучения курса «Математика» в 1-м классе:

        -иметь предметные представления об изучаемых понятиях, уметь преодолевать вербализм знаний;

        -учиться  ориентироваться в большом и малом пространстве;

        -применять  навыки коммуникативной деятельности в учебной деятельности;

        -применять знания обобщённых действий на уроках математики при выполнении различных видов заданий; в сенсорно-перцептивной деятельности;         -применять приобретённые социо-культурные навыки в урочной деятельности;

        -активизация познавательной деятельности и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).

        Метапредметные результаты изучения курса «Математика» в 1-м классе  - универсальные  учебные действия.

        Регулятивные УУД:

        - умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

        - умение проговаривать последовательность действий на уроке.

        - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

        - учиться работать по предложенному учителем плану.

        - учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

        -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

        Познавательные УУД:

        - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

        -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении).

        -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

        -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

        -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

        -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

        Коммуникативные УУД:

        -умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

        -умение слушать и понимать речь других.

        -умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

        Предметные результаты изучения курса «Математика» в 1-м классе:

умение использовать при выполнении заданий:

        -знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;

        -знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;

использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);

        -сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

        -читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

        -находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);

        -решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.

        –распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, кривую и прямую линии.

        -в процессе вычислений осознанно  следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;

        -использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;

        -использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;

        -использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);

        -выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;

        -выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);

        -производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;

        -использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);

определять длину данного отрезка;

        -читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;

        -заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;

решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

        Место курса в учебном плане школы.

На изучение учебного курса математика отводится 4 часа в неделю.

Курс рассчитан   на 132  ч

Количество часов в 1-й четверти - 36.

Количество часов во 2-й четверти - 28.

Количество часов в 3-й четверти - 36.

Количество часов в 4-й четверти - 32.

Содержание учебного предмета

1-й класс (4 часа в неделю, 132 часа)

        Диагностика. (4 ч) Подготовка к изучению чисел и действий с ними (7 ч). Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0 (29 ч).  Сложение и вычитание (52 ч). Нумерация чисел 11-20 (12ч). Табличное сложение и вычитание (21 ч). Повторение (7 ч).

Первым этапам, является диагностика уровня подготовленности. Она необходима для: выявления умения считать предметы, умения сравнивать предметы по форме, знаний о геометрических фигурах. Развитие глазомера.

Признаки предметов.

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

Отношения.

Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 10.

Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.

Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.

Ноль. Число 10. Состав числа 10.

Числа от 1 до 20.

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение и вычитание в пределах десяти.

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),

- (минус), = (равно).

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)

Величины и их измерение.

Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.

Единицы измерения величин: сантиметр,  килограмм, литр.

Текстовые задачи.

Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;

Элементы геометрии.

Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.

Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Элементы алгебры.

Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.

Занимательные и нестандартные задачи.

Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение.

Тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

I четверть

36 ч

Диагностика.

Проверка уровня

Подготовленности учащихся к обучению в 1 классе. 

Цели:

Проверить умение считать предметы, сравнивать предметы по цвету, по форме,  по размерам, знания о геометрических фигурах, о пространственных представлениях.

4

Раздел 1.

Подготовка к изучению чисел и действий с ними

Цели:

        1.Научить вести счёт предметов, используя порядковые числительные.

        2.Учить сравнивать группы предметов.

3.Учить определять, где предметов больше и на сколько. Познакомить с различными способами уравнивания групп предметов.

7

Раздел 2.

Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0.

Цели: 1.познакомить с цифрами, научить их записывать. Научить соотносить цифру с числом предметов.

2. Познакомить со знаками +,-,=. Научить записывать и читать примеры.

3 .Познакомить с точкой, кривой линия, прямая линией, отрезком, ломаной линией, звеном ломаной, вершиной ломаной. Научить отличать их

4. Научить составлять равенство и неравенство

5. Научить использовать см для измерения длины, научить чертить отрезок.

29

25

Обязательные результаты обучения

Знать: знать цифры и знаки +,-,=. Знать, что представляют из себя точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, ломаная линия, звено ломаной, вершина ломаной, что такое равенство и неравенство, что такое см.

Уметь: уметь записывать цифры. Уметь соотносить цифру с числом предметов, записывать и читать примеры, составлять равенство и неравенство, использовать см для измерения длины, уметь чертить отрезок.

II четверть

28 ч

Раздел 2.

Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0.

(продолжение)

4

Раздел

3

Сложение и вычитание

Цели:

1. Учить прибавлять и вычитать по одному. Познакомить с терминами. Научить находить местоположение компонентов. Познакомить с таблицей сложения и вычитания, с переместительным свойством сложения, а также с названиями компонентов и результатов действия вычитания.

2. Познакомить с частями задачи. Учить отличать условие от вопроса. Научить решать простые задачи изученных видов, а также задачи с новой величиной..

3.  Познакомить с единицей измерения массы – килограммом, с

с величиной –ёмкость, научить измерять её с помощью литра.

52

24

Обязательные результаты обучения

Знать: термины при сложении и вычитании, таблицу сложения и вычитания. Знать переместительное свойство сложения, названия компонентов и результатов действия вычитания. Знать части задачи, единицу измерения массы – килограмм, величину –ёмкость..

Уметь: прибавлять и вычитать 1, 2, 3,…,по одному, по два; находить местоположение компонентов; отличать условие от вопроса задачи; решать простые задачи изученных видов; решать задачи с новой величиной.

III четверть

36 ч

Раздел 3.

Сложение и вычитание

(продолжение)  

28

Раздел 4.

Нумерация чисел 11-20.

Цели: 1.  Познакомить с  порядком следования чисел при счёте, с образованием  чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Научить  читать и записывать выражения. Познакомить с терминами «однозначное», «двузначное».

2. Научить  складывать и вычитать двузначное и однозначное. Познакомить с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

3. Познакомить с составной задачей, научить  отличать  простую задачу от составной. Научить  решать составные задачи.

12

8

Обязательные результаты обучения

Знать:  порядок следования чисел при счёте, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, термины «однозначное», «двузначное». Знать отличие простой задачи от составной.

Уметь: читать и записывать выражения, складывать и вычитать двузначное и однозначное, решать составные задачи.

IV четверть

32 ч

Раздел 4.

Нумерация чисел 11-20.

продолжение

4

Раздел 5.

Сложение и

вычитание с

переходом

через десяток.

Цели:

1. Познакомить с  общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Научить  применять 2 приёма вычитания:

2. Закрепить умение  решать задачи изученных видов.  Различать отличительные типы задач.

3. Познакомить с таблицей вычитания с переходом через десяток.

21

21

Знать: Знать общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток, таблицу вычитания с переходом через десяток.

Уметь: применять 2 приёма вычитания, решать задачи изученных видов.  Видеть отличие различных типов задач.

Раздел 5.

Повторение

Знать:  таблицу сложения с переходом через десяток, единицы длины.

Уметь: решать задачи изученных видов, чертить и измерять отрезки.

7

7

ИТОГО

132

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та кой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, приме ров, заданий геометрического характера, а за тем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

В первом классе ведется безотметочное обучение, используется словесная оценка.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться: 

  • использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
  • использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
  • выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
  • производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
  • решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,
  • определять длину данного отрезка;
  • заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

  1. Примерные программы по учебным предметам Начальная школа в 2   частях. 4-е издание переработанное. М., «Просвещение» 2010.
  2. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 1 класс. М.: ВАКО, 2011, 512 с. (В помощь школьному учителю)
  3. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009, 144 с. (Мастерская учителя)
  4. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 127 с. ФГОС
  5. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 127 с. ФГОС
  6. Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 64 с. (Школа России)
  7. 7.Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. (Учебный год)

Список литературы (дополнительный)

  1. Методический журнал  «Начальная школа + «До» и «После».
  2. С. Н. Костромина, Руководство психолога и педагога. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. С-Пб.: «Прайм Еврознак», 2008, 427.
  3. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классикс Стиль, 2006. – 256с.
  4. Плаксина Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. – М., 1998.
    5. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - Калуга: Адель, 1998.

Материально-техническое оснащение образовательного  процесса

Демонстрационные пособия

  • Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
  • Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
  • Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
  • Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.

Учебно - практическое оборудование

Объекты (предметы для счёта).

Пособия для изучения состава чисел.

Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...