Рабочая программа по литературному чтению 3 класс 2100
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа к образовательной системе школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.doc | 501 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 3 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | 9 |
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА | 18 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 23 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | 30 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ | 31 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса _________ литературное чтение _______ |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа | УМК Образовательной системы «Школа 2100». Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС НО на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы «Литературное чтение» (1-4 класс) Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (М.: БалассЮ 2012) и обеспечена методическим комплектом для 3 класса |
Категория обучающихся | Учащиеся __3 “л” ___ класса ГБОУ гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | __136____ часа/-ов |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | __4___ часа/-ов в неделю |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
ЦЕЛЬ уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Программа рассчитана на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по (название курса) и авторской программой учебного курса.
Внесённых изменений в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, не предусмотрено.
Основные формы, технологии и методы обучения
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение», а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения данного предмета во 3-м классе учащийся должен:
Знать/понимать:
- название, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
-жанры произведений: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
Уметь:
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами подготовленный текст, темп чтения вслух 55-60 слов и выше, про себя — на 10 и более слов больше;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- пересказывать текст подробно и выборочно;
- -составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героев;
высказывать свое отношение к прочитанному;
- различать народную и авторскую сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, нейтральные персонажи, герои-помощники);
- соотносить авторов, названий и героев прочитанных произведений.
Во 3-м классе Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Таблица предметных требований
по литературному чтению (программный минимум) 3-й класс
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица предметных требований.
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
|
|
|
3 класс | ||
|
|
|
Контроль уровня обученности учеников
Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- проверочных работ – 11
- проверка понимания прочитанного – 3
- итоговая комплексная работа - 1
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме проверки техники чтения и итоговой комплексной работы.
Техника чтения в 3-м классе
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности в 3-м классе
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
- выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
- составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
- сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
- самостоятельно составлять план рассказа о герое;
- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
- самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
- использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа в 3-м классе
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
- портрет;
- детали биографии (что известно о его жизни);
- черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
- речь героя как средство его характеристики;
- отношение автора к герою;
- собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи в 3-м классе
Обучение:
- подробному и краткому пересказу текста по плану;
- выборочному пересказу текста;
- словесному рисованию картин к художественным текстам;
- составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев;
- составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Прощание с летом | 6 |
2 | Летние путешествия и приключения | 19 |
3 | Природа летом | 9 |
4 | Уроки и переменки | 13 |
5 | «Глухая пора листопада…» | 8 |
6 | «И кот ученый свои мне сказки говорил…» | 18 |
7 | «Поет зима, аукает…» | 12 |
8 | Животные в нашем доме | 9 |
9 | Мы с мамой и папой | 12 |
10 | «Наполним музыкой сердца…» | 9 |
11 | День смеха | 4 |
12 | «О весна, без конца и без краю…» | 8 |
13 | День Победы | 5 |
14 | Родная земля | 6 |
Итого | 136 |
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения
Прощание с летом
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада…»
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил…»
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает…»
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца…»
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю…»
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Литературоведческая пропедевтика в 3-м классе
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
- Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
- Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».
- Повесть, её отличие от рассказа.
- Пьеса. Признаки драматического произведения.
- Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
- Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Характеристика УУД по теме | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть (36 часов) | ||||
Раздел 1. Прощание с летом | ||||
1 | Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце»,Ю. Кима«Светлый день» | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление)Выразительно читать стихотворные произведения. Выразительно читать небольшие прозаические произведения. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, описывать героев. Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно. Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста | 03.09.13 | |
2 | Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | 04.09.13 | ||
3 | «Взрослая»жизнь дяди Федора ,Матроскина и Шарика(Главы из повести Э.Успенского «Дядя Федор ,кот и пес») | 05.09.13 | ||
4 | Лето волшебное и разное. Стихотворение К.Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивее всего?» | 06.09.13 | ||
2. Летние путешествия и приключения | ||||
5 | Введение в раздел. Стихотворение Ю.Кима «Отважный охотник» | Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации Отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать вслух и про себя тексты любого типа, адекватно понимать прочитанное. Использовать в собственной речи языковые средства выразительности. Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль. Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Выявить уровень освоения учебного содержания, предупреждение неуспешности Определять в художественном тексте языковые средства выразительности (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры). | 10.09.13 | |
6 | Приключения изыскателей (С. Голицын «Сорок изыскателей» глава 1) | 11.09.13 | ||
7 | Знакомство с героями повести (С. Голицын «Сорок изыскателей» глава 3) | 12.09.13 | ||
8 | Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | 13.09.13 | ||
9 | Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | 17.09.13 | ||
10 | Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | 18.09.13 | ||
11 | Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | 19.09.13 | ||
12 | Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | 20.09.13 | ||
13 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | 24.09.13 | ||
14 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | 25.09.13 | ||
15 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | 26.09.13 | ||
16 | Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») | 27.09.13 | ||
17 | Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | 01.10.13 | ||
18 | Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | 02.10.13 | ||
19 | Превращение кота Ворюги в кота Миллиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | 03.10.13 | ||
20 | Превращение кота Ворюги в кота Миллиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | 04.10.13 | ||
21 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома») | 08.10.13 | ||
22 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома») | 09.10.13 | ||
23 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1-2 | 10.10.13 | ||
24 | Обучающее сочинение | 11.10.13 | ||
Раздел 3. Природа летом | ||||
25 | Введение в раздел. С.Есенин «С добрым утром!» Б.Пастернак «За поворотом.» | Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации. Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста. Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Выявить уровень освоения учебного содержания, предупреждение неспешности. | 15.10.13 | |
26 | Краски и звуки лета. А.Чехов «Степь»М.Пришвин «Золотой луг». | 16.10.13 | ||
27 | Краски и звуки лета. А.Чехов «Степь»М.Пришвин «Золотой луг». | 17.10.13 | ||
28 | Отчего так хорошо ранним летним утром? А.Толстой «Детство Никиты». | 18.10.13 | ||
29 | Спасительная сила летней грозы. А.Толстой «Детство Никиты». | 22.10.13 | ||
30 | Картины летнего дня. И.Тургенев «Голуби»,И.Бунин «Розы». | 23.10.13 | ||
31 | Картины летнего дня. И.Тургенев «Голуби»,И.Бунин «Розы». | 24.10.13 | ||
32 | Урок –практикум по развитию читательских умений. В.Бианки «Неслышимка». | 25.10.13 | ||
33 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3. | 29.10.13 | ||
Раздел 4. Уроки и переменки | ||||
34 | Введение в раздел. Необычная школа. Э.Успенский «Школа клоунов» | Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. | 30.10.13 | |
35 | Введение в раздел. Необычная школа. Э.Успенский «Школа клоунов» | 31.10.13 | ||
36 | Введение в раздел. Необычная школа. Э.Успенский «Школа клоунов» | 01.11.13 | ||
Итого: | ||||
2 четверть (28 часов) | ||||
37 | Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер «Перемена» (работа в тетради) | Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации. Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль. Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Выявить уровень освоения учебного содержания, предупреждение неспешности. | 12.11.13 | |
38 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | 13.11.13 | ||
39 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | 14.11.13 | ||
40 | Путь в страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Верный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков») | 15.11.13 | ||
41 | Испытания для Виктора Перестукина (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков») | 19.11.13 | ||
42 | Испытания для Виктора Перестукина (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков») | 20.11.13 | ||
43 | Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста. | 21.11.13 | ||
44 | Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста. | 22.11.13 | ||
45 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4 | 26.11.13 | ||
46 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | 27.11.13 | ||
Раздел 5. «Глухая пора листопада …» | ||||
47 | Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной …») | Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль. Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать наизусть стихотворения Выявить уровень освоения учебного содержания. Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль. | 28.11.13 | |
48 | Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной …») | 29.11.13 | ||
49 | Что заслуживает описания? (К.Паустовский «Мой дом») | 03.12.13 | ||
50 | Стихи о «близости снега» (Г.Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | 04.12.13 | ||
51 | Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты …») | 05.12.13 | ||
52 | Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты …») | 06.12.13 | ||
53 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5 | 10.12.13 | ||
54 | Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами | 11.12.13 | ||
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил …» | ||||
55 | Введение в раздел Стихотворения Г.Сапгира «леса-чудеса», В. Брестова «Сказка» | Пересказывать текст ( подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль. Сравнивать малые фольклорные жанры, называть жанры, характеризовать их особенности. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка. | 12.12.13 | |
56 | «Сказка - ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») | 13.12.13 | ||
57 | Какие еще бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил» ) | 17.12.13 | ||
58 | Какие еще бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил» ) | 18.12.13 | ||
59 | Мир волшебной сказки (Стихотворение Дж. Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом …», арабская сказка «Синдбад-мореход») | 19.12.13 | ||
60 | Мир волшебной сказки (Стихотворение Дж. Р.Р. Толкина «Ещё не выстыл сонный дом …», арабская сказка «Синдбад-мореход») | 20.12.13 | ||
61 | За что награждают в сказках? (Ш.Перро «Ослиная шкура») | 24.12.13 | ||
62 | За что награждают в сказках? (Ш.Перро «Ослиная шкура») | 25.12.13 | ||
63 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | 26.12.13 | ||
64 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | 27.12.13 | ||
Итого: | ||||
3 четверть (42 часа) | ||||
65 | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города») | Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Проверить знания народных и авторских сказок; закрепить умения определять пьесы и их признаки; выявить уровень освоения учебного материала . Прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию, развивать мышления. | 09.01.14 | |
66 | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города») | 10.01.14 | ||
67 | Сказки для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | 14.01.14 | ||
68 | Сказки для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | 15.01.14 | ||
69 | Обобщение по разделу. Стихотворение В.Высоцкого «Песня Кэрролла» | 16.01.14 | ||
70 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 6 | 17.01.14 | ||
71 | Внеклассное чтение по разделу 6 | 21.01.14 | ||
72 | Обучающее сочинение | 22.01.14 | ||
Раздел 7. «Поёт зима, аукает …» | ||||
73 | Введение в раздел .Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает …», «Пороша») | Закрепить представления о выразительных средствах языка – эпитете, сравнении, интонации ,развитие умений находить их в тексте; воспитать любовь к поэзии. Заучивать наизусть стихотворения Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Выявить уровень освоения учебного содержания. Прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию, развивать мышления, память. Раскрытие творческого потенциала учащихся. Воспитывать читательский интерес. | 23.01.14 | |
74 | «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И.Бродского «Вечером» | 24.01.14 | ||
75 | В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») | 28.01.14 | ||
76 | В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») | 29.01.14 | ||
77 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский . «Кот в сапогах» (работа в тетради) | 30.01.14 | ||
78 | Зимние впечатления (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | 31.01.14 | ||
79 | Зимние впечатления (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | 04.02.14 | ||
80 | Суровые законы жизни зимнего леса (В. Бианки «По следам») | 05.02.14 | ||
81 | Суровые законы жизни зимнего леса (В. Бианки «По следам») | 06.02.14 | ||
82 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7 | 07.02.14 | ||
83 | Обучающее сочинение | 11.02.14 | ||
84 | Внеклассное чтение по разделу 7 | 12.02.14 | ||
Раздел 8. Животные в нашем доме | ||||
85 | Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г.Сапгира «Морская собака». | Заучивать наизусть стихотворения Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль. Выявить уровень освоения учебного содержания. | 13.02.14 | |
86 | У каждого свое место в природе. (Д.Мамин Сибиряк «Медведко») | 14.02.14 | ||
87 | У каждого свое место в природе. (Д.Мамин Сибиряк «Медведко») | 18.02.14 | ||
88 | Замечательные собаки (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | 19.02.14 | ||
89 | Замечательные собаки (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | 20.02.14 | ||
90 | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | 21.02.14 | ||
91 | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | 25.02.14 | ||
92 | Удивительные пони Ю.Мориц. (Стихотворения Ю. Мириц «Пони», «Любимый пони») | 26.02.14 | ||
93 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8 | 27.02.14 | ||
Раздел 9. Мы с мамой и папой | ||||
94 | Введение в раздел. Э.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой». | Заучивать наизусть стихотворения Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль. Прорабатывать структуру сочинения, продумывать композицию, развивать творческие способности детей. Обобщить знание детей о прочитанных произведениях, о детских писателях. Выявить уровень освоения учебного содержания | 28.02.14 | |
95 | Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «…Бы») | 04.03.14 | ||
96 | Подарки – это серьёзное дело. (.Ю. Коринец Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном».) | 05.03.14 | ||
97 | Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки») | 06.03.14 | ||
98 | Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки») | 07.03.14 | ||
99 | Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | 11.03.14 | ||
100 | Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | 12.03.14 | ||
101 | Хорошо когда рядом - папа! (С.Маршак «Хороший день») | 13.03.14 | ||
102 | Когда мама сердится… (В.Драгунский «Тайное становится явным») | 14.03.14 | ||
103 | Когда мама сердится… (В.Драгунский «Тайное становится явным») | 18.03.14 | ||
104 | Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 / творческая работа-сочинение о своей семье | 19.03.14 | ||
105 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9 | 20.03.14 | ||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца …» | ||||
106 | Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И.Тургенев «Певцы» (фрагмент) | Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль. | 21.03.14 | |
Итого: | ||||
4 четверть (29 часов) | ||||
107 | Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Создавать устные и письменные высказывания на основе самостоятельно прочитанного художественного текста с выражением собственного отношения к нему. Конструировать устное сочинение: передавать замысел, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Воспринимать на слух литературное произведение в исполнении учителя; отвечать на вопросы по содержанию текста. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации. Пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), определять его тему и главную мысль. Выявить уровень освоения учебного содержания | 01.04.14 | |
108 | Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | 02.04.14 | ||
109 | Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | 03.04.14 | ||
110 | Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | 04.04.14 | ||
111 | Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | 08.04.14 | ||
112 | Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | 09.04.14 | ||
113 | Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | 10.04.14 | ||
114 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10 | 11.04.14 | ||
Раздел 11. День смеха | ||||
115 | Введение в раздел. Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или всё наоборот» | Использовать в собственной речи языковые средства выразительности. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Заучивать наизусть стихотворения | 15.04.14 | |
116 | Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | 16.04.14 | ||
117 | Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | 17.04.14 | ||
118 | Веселые стихи.(Двустишия О.Григорьева, стихотворение Ю.Мориц «Малиновая кошка») | 18.04.14 | ||
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю …» | ||||
119 | Введение в раздел. Как приходит весна? Стихотворения А. Макаревича «Снег …», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид …», А.Блока «Ветер принёс издалека …» | Заучивать наизусть стихотворения Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Определять в художественном тексте языковые средства выразительности. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Заучивать наизусть стихотворения Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль. Работать с разнообразными поисковыми источниками. | 22.04.14 | |
120 | Введение в раздел. Как приходит весна? Стихотворения А. Макаревича «Снег …», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид …», А.Блока «Ветер принёс издалека …» | 23.04.14 | ||
121 | Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша»,С.Чёрного «Зелёные стихи») | 24.04.14 | ||
122 | Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша»,С.Чёрного «Зелёные стихи») | 25.04.14 | ||
123 | Проверка уровня развития читательских умений (А.Н. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради) | 29.04.14 | ||
124 | Картины весны (Б. Окуджава «Весна») | 30.04.14 | ||
125 | Обобщение по разделам 11-12 | 06.05.14 | ||
126 | Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по разделам 11-12 | 07.05.14 | ||
Раздел 13. День Победы | ||||
127 | Введение в раздел. А.Ахматова «Памяти друга» | Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Создавать устные и письменные высказывания на основе самостоятельно прочитанного художественного текста с выражением собственного отношения к нему. Заучивать наизусть стихотворения Раскрытие творческого потенциала учащихся. Воспитывать патриотизм. | 08.05.14 | |
128 | Трудная тема – война (В.Драгунский «Арбузный переулок») | 13.05.14 | ||
129 | Трудная тема – война (В.Драгунский «Арбузный переулок») | 14.05.14 | ||
130 | Стихи о войне (В. Высотский «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …») | 15.05.14 | ||
131 | Внеклассное чтение по разделу 13 | 16.05.14 | ||
Раздел 14. Родная земля | ||||
132 | Введение в раздел. К.Паустовский «Бескорыстие» | Работать с разнообразными поисковыми источниками. Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Участвовать в диалоге: понимать вопросы и отвечать на них Создавать устные и письменные высказывания на основе самостоятельно прочитанного художественного текста с выражением собственного отношения к нему. Работать с разнообразными поисковыми источниками. | 20.05.14 | |
133 | Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя»; Б. Окуджава «Песенка об Арбате») | 21.05.14 | ||
134 | Заключительный урок. С.Козлов, Г.Цыферов «Где живет солнце?» | 22.05.14 | ||
135 | Заключительный урок внеклассного чтения | 23.05.14 | ||
Итого: | ||||
Итого за год: |
7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. – по 208 с., ил. – Изд. 4-е, перераб.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс. – 64 с.
- Соболева О.В. Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение». 3–4-й класс. («В одном счастливом детстве» и «В океане света»). – 160 с.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 3-м классе. – М. : Баласс, 2010. – 256 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
- - видеомагнитофон, телевизор;
- - компьютер, мультимедийный проектор.
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
8. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Тема | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...