конспект урока математики 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Гладилина Елена Владимировна

Конспект урока с технологической картой по математике для 4 класса по системе "Школа России". Тема "Решение задач на движение. Нахождение расстояния" Учебник Моро М.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_4_kl_matematika.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 4 классе

на тему "Решение задач на движение. Нахождение расстояния"

учитель Гладилина Е. В.

Цель урока: научить решать задачи на нахождение расстояния, дать представление о взаимосвязи величин скорость время, расстояние

Оборудование:

  • учебник М.И. Моро "Математика 4 класс,
  • карточки с задачами №1 и №2,
  • карточка с формулой нахождения расстояния,
  • карточки с названиями станций,
  • рисунок автомобиля.

Тип урока: изучение нового

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат совместной деятельности

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Математику, друзья,

 Не любить никак нельзя.

 Очень строгая наука,

 Очень точная наука,

 Интересная наука -

 Ма-те-ма-ти-ка!

Итак, урок математики. Какие задачи мы учились решать на предыдущем уроке? Давайте совершим увлекательную поездку на этом автомобиле.

Приветствие. Готовность к уроку.

Дети отвечают на вопросы.

Эмоциональный настрой.

Принятие учебной задачи.

2

Устный счет

Первая станция "Сосчитайка"

 -математический диктант.

 Запишите в тетрадь только ответы.

150*4;

900*6;

первый множитель 110, второй множитель 7, чему равно произведение;

увеличьте 300 в 4 раза; найдите произведение чисел 420 и 3;

первый множитель 240, второй множитель 4;

3200*2;

6000*7.

Взаимопроверка в парах (учитель читает ответы)

На какое арифметическое действие были эти примеры?

Как называются числа при умножении?

Как компоненты умножения связаны между собой?

 Расскажите правило.

Ученики считают и записывают в тетрадь числа: 600, 5400, 770, 1200, 1260, 960, 6400, 42000.

Дети проверяют работу в парах.

Дети отвечают на вопросы, формулируют правило.

Развитие умения считать устно, повторение таблицы умножения, название компонентов умножения.

3

Актуализация опорных знаний

Вторая станция " Уравняйка"

 Решите уравнения:

9 * Х = 72

Х * 5 = 240

Третья станция "Составляйка"

 Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимы знания единиц длины и времени.

Составьте верные равенства:

5 км 400м = м

3 ч 10 мин = ___ мин

80000 м = ___ км

10км 100 м = ___ м

240 мин = ___ ч

Следующая станция называется "Повторяйка"

Запишите в тетрадях следующие многозначные числа:

40 204 506

386 925

150 000 000

32 482

 Прочитайте числа в порядке возрастания.

Назовите самое большое число?

 Что оно может обозначать?

 Это число обозначает расстояние от Земли до Солнца. Это огромное расстояние трудно представить. Если бы мы решили поехать на Солнце на карете, нам понадобилось бы около 500 лет. Сколько это веков?

Люди придумали автомобиль, и теперь на эту дорогу времени потребуется в 5 раз меньше.

Сколько это лет?

А на самолёте нужно лететь 10 лет. Сколько это месяцев?

Ракета преодолеет этот путь за 1 год. Сколько это суток, учитывая, что год високосный?

- Как вы думаете, почему на ракете мы доберёмся до Солнца быстрее, чем на карете?

На прошлом уроке мы познакомились с понятием "скорость". А что такое скорость?

 Соедините рисунки предметов с соответствующей скоростью. ракета         самолёт         машина         пешеход         черепаха

100 км в ч         5 км в ч         850 км в ч         8 км в с         5 м в мин

Два ученика решают у доски, потом объясняют выбор решения.

Учащиеся работают на местах по карточкам парами.

Дети самостоятельно под диктовку записывают числа, проверяют с доски.

Отвечают на вопросы. Делают предположение

5 веков, 100 лет, 120 месяцев, 366 суток.

Отвечают и обосновывают выбор решения.

Дети соединяют пары: ракета – 8 км в с, самолет – 850 км в ч,  машина – 100 км в ч, пешеход – 5 км в ч, черепаха – 5 м в мин.

Повторение знаний

Развитие коммуникативных умений.

 Развитие умений работать самостоятельно. Повторение разрядных слагаемых.

Повторение знаний величин (времени)

Объясните, как вы понимаете выражение "скорость самолёта 850 км в час"?

 Что значит скорость пешехода 5 км в час?

 Обратите внимание на то, что скорость измеряется различными единицами. Какие из них нам встретились?

Объясняют, что скорость показывает расстояние, которое проходит объект за единицу времени.

Уточнение понятий время, скорость, расстояние.

4

Работа по теме урока

Станция "Размышляйка"

 Сегодня на уроке мы продолжим решение задач на движение.

Откройте учебники на странице 6. Прочитайте задачу №1 со скобкой.

 Что известно в задаче?

 Что нужно узнать?

 Как выполнена краткая запись? Какие графы в таблице? Как будете находить расстояние?

 Запишите только решение и ответ задачи.

 Проверка. Чему равно расстояние?

 Работа над задачей №2 со скобкой выполняется аналогично.

 Проверка. Что было известно в задаче? Что нужно узнать? Как находили расстояние?

 Сравните две задачи. Что общего? Чем различаются? Как находили расстояние?

 Возьмите карточку с задачей №1. Прочитайте задачу.

Самая быстрая птица - стриж, развивает скорость 160 км в час. Какое расстояние преодолеет птица за 4 часа?

 Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Как удобнее составить краткую запись?

Какие графы будут в таблице?

 В математике величины скорость, время, расстояние принято обозначать латинскими буквами V- скорость; t- время; S - расстояние.

 Составьте краткую запись и решите задачу самостоятельно.

 Проверка. Какое расстояние преодолеет стриж за 4 часа? Как находили?

 Похоже ли решение этой задачи на предыдущие решения? Почему?

 Подумайте, какое решение будет у задачи, если известно, что V = а; t = в?

 Итак, составьте формулу нахождения расстояния, если известны скорость и время. Запишите формулу в тетрадь, обведите в рамочку.

Дети работают по учебнику. Отвечают на вопросы, делают записи в виде таблицы.

Работа по карточкам на местах, один ученик у доски.

Дети записывают:

160 *4 = 640 км

А*в = 640

S = V * t

Дети усваивают взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние.

Закрепляется навык разбора и решения задач.

Развитие логического мышления.

Выводится формула для запоминания, дети учатся делать выводы.

5

Закрепление изученного

Станция "Закрепляйка"

Давайте проверим, действует ли эта формула при решении составных задач.

 Прочитайте задачу № 2 на карточке.

Скорость движения автомобиля 60 км в час, а скорость мотоциклиста на 20 км в час больше. Какое расстояние проедет мотоциклист за 3 часа?

 О каких величинах говорится в задаче? Как удобно составить краткую запись?

Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

 Что узнаем первым действием?

Что будем узнавать вторым действием? Какой формулой воспользуемся?

Посмотрите на формулу нахождения расстояния. Подумайте, как найти время (t) на основании этой формулы? А как найти cкорость(V)?

Какие формулы можно составить для этих величин?

В дальнейшем на уроках математики мы будем решать и такие задачи.

Краткая запись составляется коллективно.

скорость мотоциклиста

Решение задачи выполняется самостоятельно в тетради  с последующей проверкой

t = S: V

V = S: t

Развитие мышления и речи учеников.

Выводятся формулы – математическая пропедевтика.

6

Итог урока. Рефлексия.

Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

Как найти расстояние, если известны скорость и временя?

 Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы, высказывают затруднения, если есть.

Выяснение степени усвоения учебного материала.

7

Домашнее задание

Объясняет выполнение задания.

Записывают задание в дневники

Наличие д/з

8

Оценивание

Комментирует оценки за урок.

Подают дневники

Накопление отметок.


Используемая литература.

  1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учеб. Для 4  кл. нач.шк. В 2 частях. – М: Просвещение, 2007.

  1. Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике №1, №2. Для  4 кл. нач. шк.  – М.:Просвещение, 2007.

  1. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по математике к УМК М. И. Моро и др.: 4  кл. – М: ВАКО, 2009.

  1. Нефедова Е. А., Узорова О.В. 2000 задач и примеров по математике.- М.:АСТ, 2000

  1. Иляшенко Л. А. Итоговая аттестация: Математика:типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»

Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет  закрепить навыки счёта, устных вычислений...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Конспект урока математики в 4 классе "Зачем нужна математика"

Урок математики в 4 классе, основанный на практико-ориентированном подходе к обучению....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....