Олимпиады и интеллектуальные игры в начальной школе как условия социального становления младшего школьника
статья по теме

Кашина Людмила Николаевна

Влияние олимпиад, интеллектуальных игр на развитие памяти, внимания ,социальной адаптации младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиады и интеллектуальные игры в начальной школе условия социального становления младшего школьника.

     Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией-позиций  школьника.

     Под социальным становлением понимается циклический, поэтапный процесс приобретения ребёнком опыта социальных отношений и освоения социальных ролей в педагогически организованном взаимодействии с другими детьми, взрослыми, окружающей средой в разнообразной социально и личностно значимой деятельности.

      В содержательном плане задачи социального становления детей в начальной школе наиболее эффективно решаются через:

1. Разнообразие значимых для самих детей, педагогов и родителей видов и форм деятельности, позволяющие удовлетворить интересы и потребности всех учащихся.

2 Многоуровневость и вариативность организуемой деятельности в соответствии с возможностями, способностями, возрастными и психолого–педагогическими особенностями учащихся.

     Включая ребёнка в различные виды деятельности: игру, учёбу, творческую, формируя при этом определённый тип отношений, школа способна создать условия для социального становления личности.

     Возможность продолжения и развития образовательного процесса, решающего важные задачи обучения и развития младшего школьника, в том числе задачи социального развития и социальной адаптации – это проведение предметных олимпиад и интеллектуальных игр.

     Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей. И это, конечно, же очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

       Олимпиада – это массовая и многоступенчатая форма соревнования. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому количеству детей и выявить среди них одарённых. Для младших школьников в нашем городе проводятся классные и школьные олимпиады для учащихся 2,3,4 классов. Олимпиада занимает важное место в развитии детей младшего школьного возраста. Именно в начальной школе происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них ростки будущего интереса к науке.

     Что даёт младшим школьникам участие в интеллектуальных играх и олимпиадах?

     Во–первых, способствуют развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне. Во– вторых, олимпиады не только проверяют знания учащихся,  но и развивают сообразительность, формируют умение творчески применять свои знания.

     Задачи олимпиады следующие:

1.Вызвать интерес к предлагаемым вопросам, таким образом расширить кругозор учащихся. А также развить желание к самостоятельному изучению дополнительной литературы по данному предмету (чтение научно – популярной литературы, работа со справочниками и словарями).

2.Дать возможность ребёнку раскрыть себя, в большей степени утвердиться в собственных глазах и в среде окружающих.

3.Развить мышление и творческую инициативу ребёнка.

Особой популярностью среди учащихся младших классов нашей школы пользуются олимпиады по математике и русскому языку. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества участников и призёров школьных олимпиад:

Количество участников

предмет

2014 -2015          уч год

2015 – 2016       уч.год

2016 - 2017     уч. год

Математика

2кл. -26чел.

3кл. -39чел.

4кл. -39чел.

Всего -104чел.

2кл. -29чел.

3кл. -31чел.

4кл. -34чел.

Всего: 84 чел.

1кл. - 40 чел.

2 кл. - 47 чел.

3кл.- 40 чел.

4 кл. -38 чел.

Всего:165 чел.

Русский язык

2 кл.-24чел.

3кл. -22чел.

4кл. -22чел.

Всего:68чел.

2кл. -31 чел.

3кл. -27 чел.

4кл.- 32 чел.

Всего:90 чел.

1 кл.- 37 чел.  

2 кл.-32 чел.

3кл. -23 чел.

4кл. -34 чел.

Всего: 126 чел.

     Для учащихся начальной школы школьный тур олимпиады – это всегда праздник. Для ребят проводится небольшое театрализованное представление, торжественная линейка – старт. Победители олимпиад награждаются грамотами и небольшими сувенирами.

     Предлагаются следующие принципы формулирования олимпиадных заданий:

1. Учёт возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с её нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объёма времени в сочетании с ростом числа заданий.

3. Проверка соответствия готовности участников требованиям к уровню их знаний, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

4. Создание дифференцированной шкалы оценивания, позволяющей оценивать различные нюансы ответа  участников соревнований

5. Принятие как правильных ответов, данных не по эталону, но верных, или ответов, сформулированных на высоком для школьников уровне в результате иного понимания задания.

     Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, мы определяем уровень овладения знаниями и умениями, мотивированных к учебной творческой деятельности учеников начальной школы. Это даёт представление о потенциале школы и позволяет выстроить перспективу развития школы.

    В течение многих лет в качестве средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода интеллектуальные игры. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее – успешности действия и достижения поставленной цели.

     Учащиеся нашего образовательного учреждения показывают достойные результаты на региональном и Российском уровне.

     Особой популярностью пользуется дистанционные интеллектуальные игры:

Название игры

Уровень

Число участников

2013 – 20014 уч.год

2014 – 2015 уч. год

2015 – 2016 уч.год

Дистанционная игра по математике «Кенгуру»

всероссийский

2 кл.– 23 чел

3 кл.- 39 чел

4 кл.- 46 чел

Всего:108 чел

2 кл. -16 чел.

3 кл. -42  чел.

4 кл. -47 чел.

Всего:105 чел

2 кл. -23 чел

3кл. -44 чел

4 кл. -49 чел.

Всего -116 чел

Дистанционная игра по русскому языку «Русский медвежонок»

международный

2 кл.– 32 чел

3 кл.- 40 чел

4 кл.- чел

Всего: чел

2 кл.– 42 чел

3 кл.- 61 чел

4 кл.- 43 чел

Всего:146 чел

2 кл.– 41 чел

3 кл.- 49 чел

4 кл.- 47 чел

Всего:137 чел

Дистанционная игра по истории

«Золотое Руно»

всероссийский

2 кл.– 26 чел

3 кл.- 20 чел

4 кл.- 15 чел

Всего:61 чел

3 кл.- 32 чел

4 кл.- 16 чел

Всего:48 чел

2 кл. -12 чел.

3 кл. -19 чел.

4кл. -21 чел.

Всего:52 чел

Дистанционная игра по английскому языку «Британский бульдог»

всероссийский

12 чел.

16 чел.

Всего: 14 чел.

«Зимние интеллектуальные игры»

всероссийский

2 кл.– 40 чел

3 кл.- 31 чел

4 кл.- 24 чел

Всего:95 чел

2 кл -.14 чел.

3 кл.  -29 чел.

4 кл.  -49 чел

Всего:92 чел.

2 класс -16 чел.

3 кл. -21 чел.

4 кл. -16 чел.

Всего:53 чел.

«Эрудит - Марафон»

всероссийский

3кл.-21 чел

4 кл. -39 чел.

Всего:60 чел

3 кл.- 23 чел.

4 кл.- 15 чел.

Всего:38 чел

2 кл.– 28 чел

3 кл.- 39 чел

4 кл.- 35 чел

Всего:102 чел

Дистанционная игра по информатике «Инфознайка»

всероссийский

Всего-59 чел

Всего: 61 чел.

Всего: 66 чел.

     Участие школьников в интеллектуальных играх позволяет совершенствовать в образовательном учреждении условия для индивидуализации в организации учебного процесса. Было отмечено, что участие и победы в интеллектуальных играх сразу стали сильно влиять на интересы и характер ребят. Многие из них мечтали  уже о новых вершинах, им хотелось принимать участие в других интеллектуальных играх. С помощью дистанционных игр стало возможным соревноваться не только внутри школы, но и со школами из других городов и регионов. Ребята и учителя всегда с большим любопытством знакомились с рейтингом и со списком городов участников. Учителя начальной школы заинтересовались данными конкурсами ещё и потому, что для начальной школы проводится мало олимпиад. Они всегда рады помочь в организации и отмечают, что и родители подключаются для оказания помощи своему ребёнку.

     Развитие способностей ребёнка должно быть специально организовано. С этой целью в нашей школе создан интеллектуальный центр «Игра Что? Где? Когда?» для учащихся начальной школы.

План работы интеллектуального центра:

№ п/п

Месяц

Тема

1.

Сентябрь

«Школа пешеходов»

2.

Октябрь

«В мире слов»

3.

Ноябрь

«Мой любимый город Миасс»

4.

Декабрь

«Хочу всё знать»

5.

Январь

«Новогодний калейдоскоп»

6.

Февраль

«Остров Робинзона»

7.

Март

«Весенняя капель»

8.

Апрель

«В мире прекрасного»

9.

Май

«Путешествие в прошлое»

     Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществленных каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ребёнка, тем легче ему справиться со сложностями подросткового возраста.

Библиографический список:

  1. Стандарты второго поколения. «Примерные программы начального общего образования» часть 2.-  М.: Просвещение, 2009
  2. Одаренный ребёнок: особенности обучения / под ред. Н.Б.Шумаковой – М.: Просвещение, 2006
  3. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009
  4. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2 – 4 классы. – М.: Айрис – пресс, 2008
  5. Тыртышная  М.А. «Социальное становление школьника в начальной школе». – Научно – практический журнал «ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» № 7, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия социальной адаптации младших школьников.

 Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе  является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. Ка...

Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"

Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....

Космический рейс (спортивно-интеллектуальная игра для начальной школы)

Командная игра для детей начальной школы, приурочена к Дню космонавтики...

Интеллектуальные игры в начальной школе. Логические задачи для детей первого класса. Логические задачи для детей второго класса.

Логические задачи для детей первого и второго класса. Материал может использоваться на уроках математики, во внеклассной работе учителями и родителями для развития логического мышления детей 6-8 лет....

"Дидактические игры в начальной школе как условие повышения эффективности усвоения учебного материала"

В работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста, значение игр для детей данной категории. Классификация игр, дидактическая игра на уроках в начальных классах, структура и функци...

Социальное становление младших школьников

Презентация к докладу на тему "Социальное становление младших школьников"...

Конспект интеллектуальной игры в начальной школе «Дорогой знаний и открытий»

Ход игры        ФАНФАРЫЛучше умственной зарядкиНет для взрослых и детей.Кто сейчас  играет с нами,Тот становится умней. Ведущая1: Здравствуйте дорогие...