Рабочая программа по математике УМК ПНШ 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Л. Чекина, Р.Г. Чураковой, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_matematika.docx | 106.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Математика. 2 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Л. Чекина, Р.Г. Чураковой, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Предлагаемый начальный курс математики имеет следующие цели
- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: - вести поиск информации (фактов, средства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов);
- понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели);
- работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений;
- проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребёнка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Общая характеристика предмета
Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребёнку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Всё это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация даёт возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приёмов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось ещё сталкиваться.
Логико-дидактической основной реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведёт ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач.
Цели и задачи курса
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребёнок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках математики используются электронные образовательные ресурсы.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Основные виды учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса «Математика»
- Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
- Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
- Описание явлений и событий с использованием величин.
- Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
- Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
- Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
- Выполнение геометрических построений.
- Выполнение арифметических вычислений.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
Описание места предмета в учебном плане
Во 2 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Математика» составляет 136 часов в год (4 часа неделю). Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.
Содержание предмета
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение, решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Числа и величины | 20 |
| 13 | |
| 7 | |
2. | Арифметические действия | 46 |
3. | Текстовые задачи | 36 |
4. | Геометрические фигуры | 10 |
5. | Геометрические величины | 12 |
6. | Работа с данными | 12 |
Итого | 136 |
Система контрольных и проверочных работ
№ урока | Дата проведения | Вид работы | Тема |
6 | 10.09.2013 | Входная контрольная работа | Повторение пройденного |
14 | 24.09.2013 | Стартовая диагностика по ФГОС | Мониторинг УУД |
17 | 30.09.2013 | Контрольная работа № 1 | «Нумерация и сравнение двузначных чисел» |
30 | 22.10.2013 | Промежуточная диагностика | Контрольная работа за 1-ю четверть |
38 | 13.11.2013 | Контрольная работа № 2 | «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» |
59 | 19.12.2013 | Промежуточная диагностика | Контрольная работа за 1-е полугодие |
68 | 20.01.2014 | Контрольная работа № 3 | «Таблица умножения на однозначные числа» |
95 | 10.03.2014 | Контрольная работа № 4 | «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» |
102 | 20.03.2014 | Промежуточная диагностика | Контрольная работа за 3-ю четверть |
120 | 30.04.2014 | Итоговая стандартизированная диагностика | Итоговая комплексная работа |
132 | 23.05.2014 | Итоговая диагностика | Итоговая контрольная работа за год |
График прохождения программы по математике
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 2-го года обучения
Личностными результатами изучения математики в начальной школе являются:
- умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (сквозным героям Маше или Мише).
Метапредметными результатами изучения математики в начальной школе являются:
- Регулятивные УУД:
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания: система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д.
- Коммуникативные УУД:
- взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Познавательные УУД:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
- выполнять задания с использованием материальных объектов (счётных палочек и т. п.), рисунков, схем;
- выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
- выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Обучающиеся научатся:
- вести счёт десятками и сотнями;
- различать термины «число» и «цифра»;
- распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;
- читать и записывать все однозначные . двузначные и трёхзначные числа;
- записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
- сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков(>, < , =);
- изображать числа на числовом луче;
- использовать термин «натуральный ряд» и «натуральное число»;
- находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
- воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
- применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- применять правило вычитания суммы из суммы;
- воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;
- выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;
- находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
- записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (•,:);
- употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного);
- воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
- выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
- применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;
- использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;
- распознавать на чертеже изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;
- измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);
- измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим;
- устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
- распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами , связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);
- строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
- решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»;
разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения); - формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;
- читать и заполнять строки и столбцы таблицы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
- пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
- понимать и использовать термин «натуральный ряд» и «натуральное число»;
- понимать и использовать термин «числовая последовательность»;
- воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
- понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
- понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
- записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
- понимать бесконечность прямой и луча;
- понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
- использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
- оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
- понимать связь между временем-датой и временем – продолжительностью;
- рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);
- моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
- использовать табличную форму формулировки задания.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- отмечать на бумаге точку, проводить прямую линию по линейке;
- определять длину предметов и расстояний при помощи измерительных приборов;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные линии, многоугольники;
- определять время по часам;
- определять месяц, год и время года;
- оценивать размеры предметов на глаз.
Демо-версии итоговых контрольных работ
Входная контрольная работа
1. Миша пересчитывал карандаши, перекладывая их по одному.
Положив последний карандаш, он сказал: «Шестнадцать».
Запишите цифрами, сколько карандашей у Миши.
2. Восстановите ряд чисел:
10, … , 12, … , … , 15, 16, … , … , 19, … .
3. Выпишите пример, который представляет собой сумму разрядных слагаемых числа 14:
12 + 2 = 14 10 + 4 = 14 9 + 5 = 14 11 + 3 = 14
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
У Коли было 7 фломастеров, а у Васи – 6. Сколько всего фломастеров было у мальчиков?
5. Найдите значение выражений:
2 + 5 8 – 5 5 + 7
14 – 8 4 + 9 12 – 5
Подчеркните пару выражений, которые, по-вашему, связаны между собой.
6. Постройте ломаную линию, длина звеньев которой 2 см; 4 см; 7 см.
Контрольная работа, 1 полугодие
1. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Когда из коробки с новогодними украшениями взяли 35 ёлочных игрушек,
то в ней осталось 20 игрушек. Сколько ёлочных игрушек было в коробке?
2. Последовательность начинается с числа 9, а каждое следующее число
на 8 больше, чем предыдущее. Вычисли и запиши первые пять чисел этой
последовательности.
3. Вычисли значения следующих выражений.
2 + 6 · 6 7 + 6 · 8 22 + 7 · 8 7 · 9 + 19
6 · 9 – 3 6 · 7 – 5 7 · 7 – 26 45 - 6 · 6
4. Из следующих длин выбери и запиши самую большую и самую маленькую.
90 см 5 дм 9 дм 1 м 99 см 1 дм 9 см
5. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см.
Начерти такой прямоугольник.
Контрольная работа, 2 полугодие
1. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
На школьном участке росло 3 дуба. Клёнов было в 5 раз больше, чем дубов, а берёз на 5 больше, чем клёнов. Сколько берёз росло на школьном участке?
2. Вычисли значения следующих выражений.
(158 + 233) – (162 + 129) 231 + 8 : 4 – 2
3. Запиши в порядке возрастания следующие промежутки времени.
2 ч 5 мин. 110 мин. 1 ч 40 мин. 120 мин
4. Начерти окружность диаметром 10 см.
5. Числа 4, 8, 12, 16 являются соответственно первыми четырьмя числами некоторой последовательности. Среди данных правил есть то, с помощью которого составлена эта последовательность:
1) каждое следующее число в 2 раза больше предыдущего;
2) каждое следующее число на 4 больше предыдущего;
3) каждое следующее число на 4 меньше предыдущего. Установи это правило и вычисли пятое число данной последовательности.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математика» УМК «Перспективная начальная школа»
Учебно-методические пособия для учителя:
- Программы по учебным предметам . базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост.Р.Г.Чуракова- М.: Академкнига/ Учебник,2011.-ч.1:240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
- Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
- Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы: Методическое пособие.- М.: Академкнига/ Учебник.
- Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.- 400с.- (Стандарты второго поколения).
- Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: тетради для самостоятельной работы №1, №2.— М.; Академкнига /Учебник.
- Захарова О.А. Математика в практических заданиях : тетрадь для самостоятельной работы №3.М.; Академкнига /Учебник.
Методические пособия для учащихся:
- Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- интерактивная доска
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитная доска;
- персональный компьютер;
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики;
- компьютерные программы, соответствующие тематике программы по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе " Начальная школа XXI века"
Программа разработана на основе авторской программы Рудницкой В.Н. Москва - "Вентана Граф", 2009г....
Рабочая программа по математике во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.
Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требования ФГОС начального общего образования. Пррограмма содержит пояснительную записку, общую характе...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...