Урок математики "Дециметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок математики в 1-м классе по программе "Школа России" в технологии системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
ФИО (полностью) | Степаненко Елена Витальевна | |
Место работы | г. Владимир МАОУ «СОШ № 39» | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Математика | |
Класс | 1е | |
Тема и номер урока в теме | “Числа от 1 до 20. Нумерация”, урок №4 | |
Базовый учебник | Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс. |
Тема: Дециметр
Цель: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой меры длины – дециметр, установления соотношения 1 дм = 10см и ее использованию в практической деятельности.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучаемой теме;
- создать условия для проявления мотивации к применению полученных знаний в практической деятельности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные
- включить учащихся в деятельность, направленную на создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее путем практического решения проблемы;
- способствовать развитию уменияформулировать тему и задачи урока;
- содействовать развитию умений применять полученные знания в новых условиях;
- обеспечить условия для осознания учащимися результата учебных действий и описания результатов действий, используя математическую терминологию;
- способствовать осуществлению пошагового контроля своих действий под руководством учителя;
- способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Познавательные
- создать условия для расширения представлений о базовых межпредметных понятиях: величина, единица измерения;
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при знакомстве с новой мерой длины.
Коммуникативные
- обеспечить условия для восприятия и обсуждения различных точек зрения и подходов к выполнению задания при выборе мерки;
- обеспечить условия для включения учащихся в работу в парах и группах, формирования умения распределять роли в совместной деятельности;
- способствовать воспитанию уважительного ведения диалога с товарищами при работе в парах.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- актуализировать знания учащихся по теме «Величины. Единицы измерения»;
- создать условия для включения учащихся в деятельность по «поиску» новой единицы измерения – дециметр;
- организовать деятельность учащихся по первичному проговариванию нового знания о дециметре – единице измерения длины;
- создать условия для автоматизации навыка устных вычислений в пределах 10;
- способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности при измерении,чтении и записи значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
1. Мотивация
- Добрый день. Ребята, нравится ли вам быть исследователями? А что же можно исследовать на уроке математики? Легче в одиночку и с помощниками? Пожмите друг другу руки, и мы начинаем наш урок математики.
На экране грустное солнышко.
- Ребята, что случилось? Почему солнышко такое грустное? (Появляется реплика «Мне срочно нужны новые лучики длиной 2 дм»).
- Ребята, поможем солнышку. Выберите среди ленточек те, которые подойдут солнышку по длине. (Учащиеся затрудняются при выполнении задания)
- Почему вы не можете выполнить задание? (Не знаем, что обозначает ДМ)
2. Актуализация
- О какой величине идет речь? ( О длине)
- Какую единицу измерения длины вы знаете? (Сантиметр)
- С помощью какого инструмента можно измерить длину? (Линейка)
- Что значит измерить длину отрезка? (Узнать, сколько раз единица измерения –см содержится в отрезке)
- У вас на партах лежат синие полоски. Определите на глаз ширину этой полоски? (Наверное, 1см)
- Приложите к линейке. Проверьте.
- Действительно, 1см. Это и будет наша мерка.
- Измерьте длинуотрезка (на карточке) этой меркой.
- Чему равна длина отрезка? (4 см)
- Верно, длина отрезка равна 4 см.
- Что мы умеем? (Измерять длину отрезка в см)
3. Создание проблемной ситуации
- Измерьте этой же меркой длину парты. (Дети проводят измерения, прикладывая мерку)
- У кого есть ответ? (Учитель фиксирует на доске варианты ответов)
- Ответы получились разные. Почему? (Мы не смогли измерить правильно)
- Почему возникло затруднение? (Мерка маленькая, неудобная, мало времени)
4. Целеполагание
- Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мерка очень маленькая, но когда вы измеряли длину отрезка этой меркой, таких трудностей не возникло. Почему? (Отрезок короткий, всего 4 раза пришлось уложить мерку)
- Как же быть? (Надо увеличить мерку)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Найти новую мерку, более крупную.Познакомиться с новой единицей измерения длины)
- Что должны узнать на уроке? (1.Как называется новая единица измерения длины. 2.Какая она по длине)
- Чему должны научиться на уроке?(Измерять, чертить и сравнивать отрезки, используя новую единицу измерения.Научиться пользоваться новой единицей измерения длины.)
5. Открытие нового знания
- Цель урока – найти новую более крупную мерку, новую единицу измерения длины.На столе полоски бумаги красного цвета. Возьмите их в руки. Подойдет ли такая полоска для новой, более крупной мерки? Можно такими мерками измерить длину стола?
- Что у вас получилось? Почему опять разные результаты? (Мерки разные)
- Как решить эту проблему? (Мерка должна быть одинаковой)
- Какие полоски у вас еще есть на парте? (Желтые) Можно ли их использовать в качестве мерки? Сравните их по длине.
- Измерьте длину парты этой меркой.
- Получилось сделать это быстрее и точнее? Почему?
- Нашли мы новую мерку?
- Что мы должны узнать об этой мерке?(Узнать, как называется новая мерка.)
-Выполнив задание в парах, вы найдете ответ на этот вопрос. Какое задание вам предлагается? (Решить примеры и записать ответы в порядке возрастания)
Работа в парах «Расшифруй слово»
4 + 3= | м |
6 – 4 = | е |
8 – 3 = | и |
5 + 4 = | т |
6 – 5 = | д |
4 + 4 = | е |
10 – 6 = | ц |
2 + 8 = | р |
Проверка с интерактивной доской
- Какое слово у вас получилось? Как называется новая единица измерения?
- И тема нашего урока? (Дециметр)
- Что мы узнали? (Новая единица измерения длины – дециметр). А что еще должны узнать? (Чему равна новая мерка?)
- Как это сделать? (Измерить с помощью линейки)
- Измерьте длину этой новой мерки с помощью линейки. Чему равна длина новой мерки? (10 см)
- Что мы узнали? (дециметр = 10 см)
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Откройте, пожалуйста, учебники на стр.51. Верно ли мы определили тему урока?
- Почему новая единица измерения имеет такое название? (лат. «деци» - десять)
- Как сокращенно записывается дециметр? (дм)
- Что обозначает запись в красной рамочке? (1 дм =10 см)
- Заполните пропуски …дм = …см
…см = … дм
(можно использовать интерактивную доску)
- Какую важную запись мы должны сделать в тетради по теме сегодняшнего урока?
- Откроем тетради. Оформим сегодняшнюю работу. Выполним запись.
1 дм = 10 см
10 см = 1 дм
- Отрезок какой длины мы начертим ниже этой записи? (10 см) Почему?
- Что мы узнали? (Дециметр – единица измерения длины.Дециметр равен 10 см. Сокращенная запись – ДМ)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Чему мы должны научиться? (Научиться пользоваться новой единицей измерения длины)
- Прочитайте задание № 2. Что вы должны сделать? (Начертить отрезок длиной 12 см)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
- 12 см - сколько это дм и см? (1 десяток см или 1 дм и еще 2 см)
- Как это записать? (Ученик у доски: 12 см = 1дм 2 см)
- Кто безошибочно справился с заданием? У кого возникли трудности? В чем? (если необходимо, еще раз объяснить: 12 см = 10 см + 2 см =1 дм + 2 см)
- Длину каких предметов в классе можно измерить с помощью новой единицы измерения? (ответы учащихся)
- Измерьте ширину учебника математики в дециметрах. (2дм)
- Сколько это см? (20 см)
- Проверьте себя с помощью линейки.
- Какое равенство можно записать? (2 дм = 20 см)
- Кто справился с работой без ошибок? У кого возникли затруднения?
- Чему вы сейчас учились? (Применять дециметр при измерениях)
8. Закрепление
- Кто теперь сможет помочь солнышку? Какие лучики мы должны выбрать для него? (длиной 2 дециметра). Как это сделать с помощью линейки? (Отмерить отрезок 20 см)
Работа в группах. Учащиеся выбирают из предложенных ленточек только те, длина которых 2 дм и прикрепляют к солнышку на доске.
- Замечательно. Посмотрите, какое у нас получилось солнышко, как оно улыбается и говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему. А что же нам в этом помогло? (Новые знания и умения)
Итог урока
- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? (Дециметр)
- Чему равен 1дм? (1 дм=10 см)
- Какое задание понравилось больше всего?
Рефлексия учебной деятельности
- Какое задание вызвало затруднение?
- Оцените свою работу на уроке по шкале знаний.
Домашнее задание
- Предлагаю вам дома измерить высоту вашего письменного стола или дивана, используя новую меру длины, а результаты ваших измерений мы узнаем завтра на уроке.
- Спасибо за урок.
4 + 3= | м |
6 – 4 = | е |
8 – 3 = | и |
5 + 4 = | т |
6 – 5 = | д |
4 + 4 = | е |
10 – 6 = | ц |
2 + 8 = | р |
___________________
4 + 3= | м |
6 – 4 = | е |
8 – 3 = | и |
5 + 4 = | т |
6 – 5 = | д |
4 + 4 = | е |
10 – 6 = | ц |
2 + 8 = | р |
___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...