Урок математики "Дециметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок математики в 1-м классе по программе "Школа России" в технологии системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

ФИО (полностью)

Степаненко Елена Витальевна

Место работы

г. Владимир МАОУ «СОШ № 39»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Математика

Класс

Тема и номер урока в теме

“Числа от 1 до 20. Нумерация”,  урок №4

Базовый учебник

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс.

Тема: Дециметр

Цель: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой меры длины – дециметр,  установления соотношения 1 дм  = 10см и ее использованию в практической деятельности.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучаемой теме;
  • создать условия для  проявления мотивации к применению полученных знаний в практической деятельности.

Задачи, направленные на  достижение метапредметных результатов:

Регулятивные

  • включить учащихся в деятельность, направленную на создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее путем практического решения проблемы;
  • способствовать развитию уменияформулировать тему и задачи урока;
  • содействовать развитию умений применять полученные знания в новых условиях;
  • обеспечить условия для осознания учащимися  результата учебных действий и описания результатов действий, используя математическую терминологию;
  • способствовать осуществлению пошагового контроля своих действий под руководством учителя;
  • способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Познавательные

  • создать условия для расширения представлений о базовых межпредметных понятиях: величина, единица измерения;
  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при знакомстве с новой мерой длины.

Коммуникативные

  • обеспечить условия для восприятия и обсуждения  различных точек зрения и подходов к выполнению задания при выборе мерки;
  • обеспечить условия для включения учащихся в работу в парах и группах, формирования умения распределять роли в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию уважительного ведения  диалога с товарищами при работе в парах.

Задачи, направленные  на достижение предметных результатов:

  • актуализировать знания учащихся по теме «Величины. Единицы измерения»;
  • создать условия для включения учащихся в деятельность по «поиску» новой единицы измерения – дециметр;
  • организовать деятельность учащихся по первичному проговариванию нового знания о дециметре – единице измерения длины;
  • создать условия для автоматизации навыка устных вычислений в пределах 10;
  • способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности при измерении,чтении и записи значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.

1. Мотивация

- Добрый день. Ребята, нравится ли вам быть исследователями? А что же можно исследовать на уроке математики? Легче в одиночку и с помощниками?  Пожмите друг другу руки, и мы начинаем наш урок математики.

На экране грустное солнышко.

- Ребята, что случилось? Почему солнышко такое грустное? (Появляется реплика «Мне срочно нужны новые лучики длиной 2 дм»).

- Ребята, поможем солнышку. Выберите  среди ленточек те, которые подойдут солнышку по длине. (Учащиеся затрудняются  при выполнении задания)

- Почему вы не можете выполнить задание? (Не знаем, что обозначает  ДМ)

2. Актуализация

- О какой величине идет речь? ( О длине)

- Какую единицу измерения длины вы знаете? (Сантиметр)

- С помощью какого инструмента можно измерить длину? (Линейка)

- Что значит измерить длину отрезка? (Узнать, сколько раз единица измерения –см содержится в отрезке)

- У вас на партах лежат синие полоски. Определите на глаз ширину этой полоски? (Наверное, 1см)

- Приложите к линейке. Проверьте.

- Действительно, 1см. Это и будет наша мерка.

- Измерьте длинуотрезка (на карточке) этой меркой.

- Чему равна длина отрезка? (4 см)

- Верно, длина отрезка равна 4 см.

- Что мы умеем? (Измерять длину отрезка в см)

3. Создание проблемной ситуации

- Измерьте этой же меркой длину парты. (Дети проводят измерения, прикладывая мерку)

- У кого есть ответ? (Учитель фиксирует на доске варианты ответов)

- Ответы получились разные. Почему? (Мы не смогли измерить правильно)

- Почему возникло затруднение? (Мерка маленькая,  неудобная, мало времени)

4. Целеполагание

- Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мерка очень маленькая, но когда вы измеряли длину отрезка этой меркой, таких трудностей не возникло. Почему? (Отрезок короткий, всего 4 раза пришлось уложить мерку)

- Как же быть? (Надо увеличить мерку)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Найти новую мерку, более крупную.Познакомиться с новой единицей измерения длины)

- Что должны узнать на уроке? (1.Как называется новая единица измерения длины. 2.Какая она по длине)

- Чему должны научиться на уроке?(Измерять, чертить и сравнивать отрезки, используя новую единицу измерения.Научиться пользоваться новой единицей измерения длины.)

5. Открытие нового знания

- Цель урока – найти новую более крупную мерку, новую единицу измерения длины.На столе полоски бумаги  красного цвета. Возьмите их в руки. Подойдет ли такая полоска для новой, более крупной мерки? Можно такими мерками  измерить длину стола?

- Что у вас получилось? Почему опять разные результаты? (Мерки разные)

- Как решить эту проблему? (Мерка должна быть одинаковой)

- Какие полоски у вас еще есть на парте? (Желтые) Можно ли их использовать в качестве мерки? Сравните их по длине.

- Измерьте длину парты этой меркой.

- Получилось сделать это быстрее и точнее? Почему?

- Нашли мы новую мерку?

- Что мы должны узнать об этой мерке?(Узнать, как называется новая мерка.)

-Выполнив задание в парах, вы найдете ответ на этот вопрос. Какое задание вам предлагается? (Решить примеры и записать ответы в порядке возрастания)

Работа в парах «Расшифруй слово»

4 + 3=

м

6 – 4 =

е

8 – 3 =

и

5 + 4 =

т

6 – 5 =

д

4 + 4 =

е

10 – 6 =

ц

2 + 8 =

р

Проверка с интерактивной доской

- Какое слово у вас получилось? Как называется новая единица измерения?

- И тема нашего урока? (Дециметр)

- Что мы узнали? (Новая единица измерения длины – дециметр). А что еще должны узнать? (Чему равна новая мерка?)

- Как это сделать? (Измерить с помощью линейки)

- Измерьте длину этой новой мерки с помощью линейки. Чему равна длина новой мерки? (10 см)

- Что мы узнали? (дециметр = 10 см)

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр.51. Верно ли мы определили тему урока?

- Почему новая единица измерения имеет такое название? (лат. «деци» - десять)

- Как сокращенно записывается дециметр? (дм)

- Что обозначает запись в красной рамочке? (1 дм =10 см)

- Заполните пропуски   …дм = …см

                                        …см = … дм

(можно использовать интерактивную доску)

- Какую важную запись мы должны сделать в тетради  по теме сегодняшнего урока?

- Откроем тетради. Оформим сегодняшнюю работу. Выполним запись.

1 дм = 10 см

10 см = 1 дм

- Отрезок какой длины мы начертим ниже этой записи? (10 см) Почему?

- Что мы узнали? (Дециметр – единица измерения длины.Дециметр равен 10 см. Сокращенная запись – ДМ)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Чему мы должны научиться? (Научиться пользоваться новой единицей измерения длины)        

- Прочитайте задание № 2. Что вы должны сделать? (Начертить отрезок длиной 12 см)  

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

- 12 см - сколько это дм и см? (1 десяток см или 1 дм и еще 2 см)

- Как это записать? (Ученик у доски: 12 см = 1дм 2 см)

- Кто безошибочно справился с заданием? У кого возникли трудности? В чем? (если необходимо, еще раз объяснить: 12 см = 10 см + 2 см =1 дм + 2 см)

- Длину каких предметов в классе можно  измерить с помощью новой единицы измерения? (ответы учащихся)

- Измерьте  ширину учебника математики в дециметрах. (2дм)

- Сколько это см? (20 см)

- Проверьте себя с помощью линейки.

- Какое равенство можно записать? (2 дм = 20 см)

- Кто справился с работой без ошибок? У кого возникли затруднения?

- Чему вы сейчас учились? (Применять дециметр при измерениях)

8. Закрепление

- Кто теперь сможет помочь солнышку? Какие лучики мы должны выбрать для  него? (длиной 2 дециметра). Как это сделать с помощью линейки? (Отмерить отрезок 20 см)

Работа в группах. Учащиеся выбирают из предложенных ленточек только те, длина которых 2 дм и прикрепляют к солнышку на доске.

- Замечательно. Посмотрите, какое у нас получилось солнышко, как оно улыбается и говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему. А что же нам в этом помогло? (Новые знания и умения)

Итог урока

- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? (Дециметр)

- Чему равен 1дм? (1 дм=10 см)

- Какое задание понравилось больше всего?

Рефлексия учебной деятельности

- Какое задание вызвало затруднение?

- Оцените свою работу на уроке по шкале знаний.

Домашнее задание

- Предлагаю вам дома измерить высоту вашего письменного стола или дивана, используя новую меру длины, а результаты ваших измерений мы узнаем завтра на уроке.

- Спасибо за урок.

4 + 3=

м

6 – 4 =

е

8 – 3 =

и

5 + 4 =

т

6 – 5 =

д

4 + 4 =

е

10 – 6 =

ц

2 + 8 =

р

___________________

4 + 3=

м

6 – 4 =

е

8 – 3 =

и

5 + 4 =

т

6 – 5 =

д

4 + 4 =

е

10 – 6 =

ц

2 + 8 =

р

___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...