Урок математики.Л.Г.Петерсон 2 класс по теме "Окружность"
план-конспект урока (математика, 2 класс) по теме
Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику Л.Г. Петерсона " Методические рекомендации к учебнику"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_matematike.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
УМК «Перспектива».
«Математика»Л.Г. Петерсон. 2 класс
Тема урока: Окружность. Вычерчивание узоров из окружностей
Тип урока: урок изучения нового.
Цель: находить и обозначать центр, радиус, диаметр окружности, строить с помощью циркуля окружность данного радиуса, узоры из окружностей с центрами в заданных точках.
Задачи:
Образовательные: расширить геометрические представления детей: познакомить с понятиями «окружность», «радиус»,»диаметр»,научить проводить окружность циркулем, вычерчивать и раскрашивать узоры из окружностей; связать геометрический материал с вычислительным тренингом.
Развивающие: формировать способность к выявлению закономерностей; развивать познавательные процессы, логическое и вариативное мышление; развивать творческие способности и мотивы к деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.
Ход урока
Мотивация (самоопределение к деятельности)
Учитель: – Затрудненье не беда,
Одолеем?
Ученики: - Как всегда!
Знаем, что ведет дорога
Нас к открытию тогда1
Активным на уроке будь,
И легче станет школьный путь!
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Картина:, составленная из окружностей: поляна: цветы, бабочки.(С.Н. Кормишина «Геометрия вокруг нас» - тетрадь для практических работ – стр.32 )
Сегодня на урок к нам пришли герои сказки.
Носик - круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик-маленький, крючком.
Вместо туфелек - копытца.
Трое их, и до чего же
Братцы дружные похожи!
Отгадайте без подсказки:
Как зовут героев сказки?
Появляются на поляне. (составлены из окружностей0
Ниф – Ниф: - Ребята, чем вы занимались на прошлом уроке? ( Изучали таблицу умножения на 8 и на 9)
- Что нужно было сделать дома? (Выучить опорный конспект табличных произведений по десяткам).
- В течение 2 минут запишите опорный конспект на листках.
Учащиеся пишут опорный конспект.
- 14 15 16 18 20
- 24 25 27 28 30
- 35 36 40
- 45 48 49
- 56
- 64
72
81
Через 2 минуты листки собираются и даются на проверку 3 учащимся, которые выполнили задание раньше других. Они проверяют их, пока класс выполняет следующие задания.
Наф – Наф: - А я придумал для вас задачу. Попробуйте ее решить.
- На полке стоят 3 банки желудей по 2 кг в каждой и корзина с желудями массой18 кг. Что означают выражения?
18 : 2 18 - 2 х 3 2 х 3 2 х 3 + 18 18 : (2 х 3)
- Найдите значения выражений. ( 9, 12, 6, 24, 3 )
- Расставьте в порядке возрастания. ( 3, 6, 9, 12, 24 )
- Где нарушена закономерность? ( Два варианта: убрать 9 – остальные числа последовательно увеличиваются в 2 раза; убрать 24, или заменить 24 на 15 – тогда числа будут увеличиваться на 3 )
Нуф – Нуф: - Друзья реш8или посоревноваться.
- А вы любите соревноваться? Тогда вперед! Команда Ниф – Нифа – мальчики, команда Наф – Нафа – девочки.
Учащиеся пишут математический диктант в два варианта., который диктуется в два голоса с помощью магнитофона.
На скрытых досках за команду мальчиков и девочек «выступают» по одному ученику.
Математический диктант.
1 вариант.
1. Первый множитель - 9, второй множитель - 7. Найдите произведение.
2. Произведение 8 и 8.
3. Увеличьте 4 в 9 раз.
4.Уменьшите 56 на 8.
5.Во сколько раз 48 больше 6?
6. На сколько 7 меньше 21?
7. Неизвестное число разделили на 8 и получили7. Какое это число?
(63, 64, 35, 48, 8, 14, 56)
2 вариант
1. Первый множитель - 6, второй множитель - 9. Найдите произведение.
2. Произведение 7 и 7.
3. Увеличьте 72 на 9.
4.Уменьшите 63 в 7 раз.
5. На сколько 32 больше 8?
6. Во сколько раз 5 меньше 35?
, 7. Неизвестное число умножили на 87и получили 42. Какое это число?
(54, 49, 81, 9, 24, 7, 6 )
При проверке диктанта рассматриваются все варианты ответов, предложенные классом, находится и обосновывается правильный вариант, после чего учитель выставляет на доску карточку с этим числом, на обратной стороне которой спрятана буква. В завершение карточки переворачиваются и дети читают слова: область, граница.
- Как вы понимаете смысл слова «область» и «граница»?
- Граница – это линия, которая ограничивает фигуру, идет по ее «краю». «Область» - это часть плоскости, которая находится внутри границы.
- У героев сказок вошло в моду покупать дачные участки. Сейчас продаются 4 участка. Их планы изображены на рисунке.
- - --Посмотрите, что в них интересного?
- Это геометрические фигуры. Некоторые их точки обозначены буквами.
- Точки, стоящие на границе фигур, - это ворота, а внутри – постройки.
- Какой участок , с вашей точки зрения, лишний?
- Лишний круг – остальные – многоугольники.
- Лишний треугольник – у него одни ворота, а у остальных – трое.
- Лишний квадрат – у него домик расположен не в центре, а у остальных – в центре.
Поросята тоже решили купить себе участок. Но для этого им нужно составить два слова – одно из букв, стоящих на границе фигур, а другое из букв, стоящих внутри границ, - и объяснить их отличие. Слова дают ключ к участку. Поможем поросятам?
Учащиеся расшифровывают слова «круг», «окружность» и объясняют, что окружность – это граница круга.
- Молодцы, ребята. Поросята благодарны вам. Сейчас они пошли сажать цветы на своем участке, а нас попросили построить план участка, раскрасить его и провести границу.
Выявление места и причины затруднения.
- Постройте окружность.
Два учащихся на доске, а остальным на листах строят окружность.
Они пытаются провести ее от руки, но точного изображения окружности не получается.
- Почему получились неровные окружности? (Не было инструментов, от руки не проведешь.)
Учитель отмечает на доске точку О. Берет в руки тесемку. Один конец тесемки левой рукой фиксирует в точке О, а второй вместе с мелом вращает вокруг этой точки.
- Какое свойство точек окружности я использовала?
- Какова же цель урока? Чему мы должны научиться?
- Узнать свойства окружности, ее элементы, научиться строить окружность.
- Тема урока – окружность.
Построения проекта выхода из затруднения.
(Игра «Круг и окружность»)
- Давайте поиграем.
К доске вызываются 10 – 12 человек.
- Встаньте «в кружок».
Поочередно вызываются 2 – 3 человека, изображающих «точки».
- Побегайте вдоль окружности.
- Побегайте по кругу.
После этого вызывается еще одна «точка».
- Встань в центр круга.
- Если кружок выстроится ровно, от какой точки окружности, центр будет дальше всего?
- Ближе всего? (На одинаковом расстоянии от всех точек)
- Центр окружности равноудален от всех ее точек.
Бросает мяч из центра «точкам», расположенным на окружности.
- Как показать тесьмой какое расстояние не меняется?
- «Точку» - центр надо соединить с любой «точкой» окружности.
- Это расстояние называется радиусом.
- Зафиксируем радиус.
- Пусть «точка» на окружности побегает с концом «радиуса» в руке вдоль окружности. («точка» - центр при этом должна поворачиваться на месте)
- Будем передавать тесемку от «точки» к «точке».
- Понаблюдаем, как изменяется расстояние, приближаясь к центру.
- А, проходя через центр? (становится равным двум радиусам)
- Поскольку радиус не меняется, то и расстояние тоже не будет меняться. Такое расстояние будет называться диаметром.
- Удобно строить окружность в тетради с помощью тесьмы?
- Для построения окружности используется циркуль. Слово «циркуль» в переводе с латинского означает «круг».
- «Механизм» действия циркуля в точности повторяет только что проведенную игру.
- Откроем учебник – стр.49 №5. На рисунке показано, как это делать с помощью линейки.
- Раствор циркуля равен радиусу.
- Острие фиксируется в центре окружности.
- Вторая «точка» карандаш бегает вдоль окружности, оставляя за собой линию.
- Начертите в тетради окружность с помощью циркуля.
- Отметим на ней центр.
- Построим радиус.
- Диаметр.
- Сделаем вывод.
- Сопоставим вывод с текстом учебника - стр.48.
- Составим план действий, как построить окружность при помощи циркуля.
План.
- центр окружности
- линейка – радиус
- центр окружности – острие циркуля
- вращать циркуль вокруг центра, проводя линию
Первичное закреплении с проговариванием во внешней речи.
- Назовите предметы из окружающей обстановки, которые напоминают окружность, круг.
- Какие из них можно использовать для проведения окружностей?
-Выполним стр.48 №2 (А, В).
- Потренируемся в построении радиусов и диаметров.
-Что такое «центр» окружности?
-«Радиус»?
- «Диаметр»?
- №4. – работа в парах
- №5 - практическая работа.
- При перегибании кругов получаются взаимно перпендикулярные диаметры.
- А при последовательном соединении их концов образуется квадрат.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Стр.48 №2(с)
- Проведем радиус.
- Диаметр.
-Проверим.
№3
- Построим окружность с помощью циркуля.
- Синие точки находятся от центра на расстоянии, равном радиусу.
- Красные - на расстоянии меньшем радиуса.
- Зеленые – на расстоянии большем радиуса.
Включение в систему знаний и повторение.
Стр.49 №7, №8
Стр.59 №12
Рефлексия деятельности.
- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?
- Как отличить круг от окружности?
- На рисунке, который вы видели в начале урока, круги или окружности?
- Сколько окружностей на рисунке?
- В конце урока к нам пришел еще один гость.
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
(С.Маршак)
- Нарисуй страусенка так, чтобы в рисунке было 2 – 3 круга разных радиусов.
- Запиши радиусы построенных окружностей.
- Дома вы раскрасите цветы из окружностей. Выполните №13 стр.50.Попробуйте составить свой узор из окружностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."
Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...
Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому
Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....
Открытый урок по математике в 4 классе по теме "Окружность. Круг. Радиус. Диаметр" УМК "Перспектива"
В данной разработке урока, составленному с соответствии с ФГОС для 4 класса по УМК "Перспектива", представлены конспект урока, презентация, карточки с самостоятельной работой и лист индивидуальн...
Урок математики во 2-м классе по теме "Окружность"
Урок математики во 2-м классе по теме "Окружность"Учитель начальных классов: Кондрашина Лидия ИвановнаЦели:Ø познакомить с новыми понятиями – окружность и кругØ научить строить...
Технологическая карта урока математики для обучающихся 4 класса по теме "Окружность. Радиус. Диаметр."
Данная технологическая карта содержит планируемые результату обучения (на уровне УУД)...
Конспект урока по математике в 3 классе на тему: «Окружность. Круг.»
Цель урока:Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»Задачи урока:- получить теоритическое и практическое представлен...
Технологическая карта урока математики «Сложение нескольких слагаемых в столбик» (УМК: математика, Л.Г.Петерсон «Учусь учиться» 2 класс, 1 часть).
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения складывать несколько слагаемых в столбик.Задачи урока: Дидактические:1. Научить сложению нескольких слагаемых в столб...