Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике
статья по математике по теме
Современный этап развития нашего общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача - развития у индивида таких умений, которые позволили бы ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, а так же овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования. Особое значение в этой ситуации возложено на школьное образование, начиная еще со школьного звена.
Именно школа использует целенаправленную систему организационных влияний на обучение и воспитание подрастающих поколений. Именно школа оказывает всестороннее воздействие на социальную сущность растущего человека, а организованный педагогический процесс - учитывает возрастные возможности детей, выявляет их индивидуальные способности, реализует уникальные личностные образования. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют их стиль поведения в учебном процессе.
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание.
Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта младшего школьника, а так же дает возможность проследить весь ход формирования компонентов учебной деятельности. Ведь именно от уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности зависит успешность обучения ребенка не только в начальной школе, но и на следующих ступенях обучения. Исходя из требований образовательного стандарта начального образования, необходимо создать такую модель, с помощью которой достигался наилучший результат учебной деятельности младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике.
Кравчук В А..
Актуальность исследования. Современный этап развития нашего общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача - развития у индивида таких умений, которые позволили бы ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, а так же овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования. Особое значение в этой ситуации возложено на школьное образование, начиная еще со школьного звена.
Именно школа использует целенаправленную систему организационных влияний на обучение и воспитание подрастающих поколений. Именно школа оказывает всестороннее воздействие на социальную сущность растущего человека, а организованный педагогический процесс - учитывает возрастные возможности детей, выявляет их индивидуальные способности, реализует уникальные личностные образования. Именно в начальной школе дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют их стиль поведения в учебном процессе.
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание.
Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта младшего школьника, а так же дает возможность проследить весь ход формирования компонентов учебной деятельности. Ведь именно от уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности зависит успешность обучения ребенка не только в начальной школе, но и на следующих ступенях обучения. Исходя из требований образовательного стандарта начального образования, необходимо создать такую модель, с помощью которой достигался наилучший результат учебной деятельности младших школьников[4, с. 51].
Степень изученности проблемы. В исследовании учебной деятельности определились основные направления работы, опираясь на принцип ведущего типа деятельности на различных возрастных этапах (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Трудность заключается в том, что проводились исследования по изучению отдельных компонентов учебной деятельности, не целостной деятельности (В.В. Давыдова, Д.Б. Дмитриев, В.Т. Дорохина, А.К. Дусавицкий, Л.С. Занков, Г.Н. Кудина, Т.А. Матис, Е.И. Машбица, В.В. Репкин, В.Г. Романко, В.В. Рубцов, В.И Слободчиков, Г.А. Цукерман, Л.М. Фридмана и др.), - в то время как учебная деятельность представляет целостный процесс в реализации и взаимосвязи всех ее структурных компонентов. Проблему деятельностного подхода в обучении с различных точек зрения рассматривали А.О. Анисимов, А.К. Артемов, А.Б. Воронцов, Л.Г. Петерсон, Г.А. Суворова, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и др.
Учебная деятельность младших школьников в настоящее время осуществляется в условиях вариативности начального общего образования. Вариативные программы обучения призваны обеспечить реализацию обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка. В настоящее время в образовательном процессе начальной школы реализуются несколько систем обучения и еще большее число учебно-методических моделей-комплектов - системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, традиционная система: авторы Н.Ф. Виноградова, Р.М. Бунеева, Н.Б. Истомина, Л.Г. Петерсон, А.А. Плешаков, система развивающего обучения А.К.Артемова, технологию развивающего обучения целостных учебных предметов (математики и русского языка) в Украине разрабатывали П. Зинченко, Ф. Богданский, С. Максименко, А. Дусавицкий и др.
Но проблема формирования компонентов учебной деятельности остается актуальной на данном этапе, так как с развитием общества и сменой политической обстановки, меняются и задачи образования. Таким образом, некоторые моменты из исследований выше названных педагогов становятся не актуальными на данном этапе, а образование в свою очередь требует обновления и систематизацию данного вопроса[2, с. 48].
Учитывая значимость данной проблемы в системе начального образования, была определена цель статьи: выявит уровни сформированости компонентов учебной деятельности младших школьников при изучении математики и разработать систему математических упражнений адекватную структуре учебной деятельности.
Основной текст. Учебная деятельность – это один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого является содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Это особая деятельность учащегося, которая сознательно направлено на усвоение знаний. Сформировать учебную деятельность школьника – значит научить его учиться.
Становление учебной деятельности - процесс многоплановый, сложный, он может идти многообразными путями. Это зависит от того, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, учебных действий, контроля и оценки.
Чтобы оценить степень сформированности учебной деятельности у учащихся, учитель может использовать метод наблюдения. Наблюдения проводятся в ходе учебного процесса в таких ситуациях как выделение, определение, постановка целей деятельности на уроке, отработка навыков, анализ условий задачи и её решение, решение знакомых и новых задач, оценка учеником своих действий и т.д. Но зачастую этого оказывается не достаточно и есть необходимость в использовании других методов, таких как: тестирование, анкетирование и беседы с учащимися.
Осуществление текущего контроля за ходом психического развития детей и оценка эффективности процесса обучения требует от современного педагога применения тестовых и диагностических методик, позволяющих выявлять: наличие, уровень сформированности тех или иных способностей ребенка и динамику их качественных изменений. Исходя из системной природы процесса учения, необходимо выделить в качестве основных следующие критерии его эффективности:
- мотивация учения;
- целеполагание;
- сформированность умения принять (сконструировать) учебную задачу;
- сформированность умения решать задачи;
- сформированность учебных действий;
- сформированность контрольно-оценочных действий.
В ходе выявления уровней сформированность первого компонента учебной деятельности младших школьников при изучении математики на практике, у учащихся первых классов, около 25% мотивов учебной деятельности ориентированы на процесс действий и на суть явлений в процессе обучения математике. Большинство учащиеся имеют ориентации на занимательность в процессе изучения математики и на творческую деятельность, что характеризует появление потребности у ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что он сам процессе обучения находить привлекательные стороны.
Вторым компонентом учебной деятельности является умение выделять и принимать учебную задачу. Учащиеся экспериментального и контрольного классов, практически большинство детей, имеют высокий уровень сформированности умение выделять и принимать учебную задачу, что характеризуется умениями видеть, выделять и принимать учебную задачу, определять собственные возможности в ее решении, а так же выполняют операции прогнозирования контроля и результата.
Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения учеником системы учебных действий. Охарактеризовать учебные действия — это значит описать, что именно и как именно делает ученик в направлении достижения цели. Учебные действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Диагностика данного компонента показала что, 43% детей находятся на среднем уровне, что указывает на то, что может выполнять учебные действия как таковые, но может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий; осознаёт содержание учебных действий и может дать отчёта о них; но не самостоятельно, а лишь с помощью учителя (за исключением прямого показа). Ученик способен выполнять учебные действия; но навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми. Процесс становления учебной деятельности требует отработки каждого его компонента. Не усвоение хотя бы одного из них приводит к деформации учебной деятельности, поэтому необходимо учитывать все критерии формирования учебной деятельности.
Каждый раз, когда педагог выдвигает предположение о вероятности того или иного уровня, необходимо ещё раз просмотреть характеристики соседних уровней. В характеристике более высокого уровня сформированности у каждого из компонентов могут сохраняться какие-то свойства, проявившиеся ранее. В связи с этим надо учесть, что отдельный, взятый сам по себе признак редко означает, что данный уровень достигнут. Его непременно надо соотнести с другими признаками и внимательно изучить описание того уровня, где он выступает как новое качество в развитии. И даже если у ученика это качество тоже впервые начинает проявляться и не является давно устоявшимся свойством, есть все основания выбрать именно данный уровень.
Большое значение для формирования интереса к математическому содержании и процессу его изучения, для отработки основных учебных действий позволяющих решать учебные задачи, - имеет подбор специальных, специфических для системы развивающего обучения заданий, последовательность которых определяется структурой учебной деятельности. Э.И. Александровой разработаны блоки заданий оформленных в определенную систему уроков, адекватные структуре учебной деятельности:
Первый блок. Чтобы ребенок мог оценить задачу, решенную кем-то, ему необходимо самому решить задачу или проверить ее. Если ее содержание не интересно или не понятно ребенку, он не сможет или не захочет решать задачу, соответственно не сможет перейти к следующему блоку. Этот блок называется «оценочный» и соответствует мотивационному компоненту учебной деятельности.
Второй блок. В этом блоке задания ребенку нужно выполнить самому, но ему дан готовый ответ, либо ему дается несколько ответов, среди которых один правильный, а остальные получены в результате типичных ошибок, либо ребенок сам выполняет задание и сам доказывает правильность его выполнения. Задания этого блока могут дифференцироваться в зависимости от уровня сформированности «исполнительского» блока, что соответствует развитию у ребенка умения решать учебные задачи.
Третий блок. На этом уроке задания придумывали самими дети, такие же как те, которые им предлагались автором (на уроке – учителем). Этот блок позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи и отношения в учебном материале. Этот блок называется «рефлексивный» и дает возможность детям без особых усилий закрепить уже имеющиеся знания и помочь своим товарищам. Все блоки дают возможность детям с разными математическими способностями почувствовать свои силы.
Четвертый блок. Этот блок называется «рефлексивно-методический». Это задания типа «как научить других придумывать такие же задания».
Пятый блок. Следующим этапом работы «диагностический» блок. Это задания с «ловушками», а так же задания с недостающими и лишними данным. Дети на этом уроке не только исправляют и решают задачи, но и самостоятельно придумывают задания с «ловушками», что позволяет определить, насколько ребенок видит «ошибкоопасные» места. Чтобы придумать задания с «ловушками», можно, например, из задачи убрать вопрос или выпустить одно из данных. Чтобы школьник принял учебную задачу, поставленную учителем, он должен, во-первых, понять ее, во-вторых, оценить свои возможности в решении этой задачи и после этого или не принять ее, или принять учебную задачу как руководство к действию.
Шестой блок. «Рефлексивно-диагностический» блок - это задания на придумывание детьми таких же «ловушек», что позволяет определить, насколько ребенок видит «ошибкоопасные» места.
Седьмой блок – «методико-диагностический».
Восьмой блок. Последние уроки посвящены задачи повышенной трудности, не выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но требующие нестандартных способов решения, т.е. те задачи, в которых связи между данными и искомым выражены необычно. К задачам повышенной трудности относятся также задачи, вопрос которых сформулирован нестандартно. Решение задач повышенной трудности помогает выработать у детей привычку вдумчиво относиться к содержанию задачи и разносторонне осмысливать связи между данными и искомым. Эти задачи можно предлагать в первом классе, имея в виду одно условие: детям должно быть известно решение обычных задач, к которым сводится решение предлагаемой задачи повышенной трудности.
Девятый блок – это задания на придумывание детьми своих задач повышенной трудности по аналогии с данными.
Десятый блок предлагает ребенку научить других придумывать задачи повышенной трудности [3, с. 10].
Вывод. Сформированность компонентов учебной деятельности проявляется в том, что, очутившись перед необходимостью решения задачи, ученик может «умственно проиграть» строение необходимой самостоятельной деятельности из ее решения сначала на уровне общего способа, а затем и конкретных действий и уже после того последовательно воспроизвести на практике весь необходимый алгоритм учебных действий, сопровождая его действиями самоконтроля и самооценивания.
Процесс становления учебной деятельности требует отработки каждого его компонента. Не усвоение хотя бы одного из них приводит к деформации учебной деятельности, поэтому необходимо учитывать все критерии формирования учебной деятельности. А обучения математике будет только тогда эффективным когда учитель начиная еще с первого класса будет в вводить в процесс обучения специальные упражнения адекватные структуре учебной деятельности.
Чтобы оценить степень сформированности учебной деятельности у учащихся, учитель может использовать метод наблюдения. Наблюдения проводятся в ходе учебного процесса в таких ситуациях как выделение, определение, постановка целей деятельности на уроке, отработка навыков, анализ условий задачи и её решение, решение знакомых и новых задач, оценка учеником своих действий и т.д.
Литература:
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отделений пед. училищ.- М.: Просвещение, 1984.- 335 с.
- Воронцова А.Б., Цукерман Г.А. Развивающее обучение. Контроль учебной деятельности. Учебно – методическое пособие для студентов пед. факультетов. - 2005 г., -48 с.
- Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. К.А. Загородных.- Омск. гос. ун-т, 2004.-20 с.
- Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться // Начальная школа, 2007.- №9,- С. 50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»
«Использование элементов технологии критического мышления на уроках изобразительного искусства как одно из условий формирования успешной учебной деятельности в обучении младших школьников»...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...
Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников
Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников...
Значение моделирования как универсального учебного действия при обучении младших школьников математике
Значение моделирования в процессе обучения математике....
Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»
Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...
Статья на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению».
Статья на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении младших школьников выразительному чтению»....
" Учусь учиться" Формирование компонентов Учебной деятельности у школьников с дизорфографией,их коррекция на предмете " Русский язык"
В основу программы по развитию функциональной грамотности легла разработка коллектива под руководством О.Елецкой и А. Китиковой по формированию УД у школьников с дизорфографией.Программа направл...