Урок "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном. 2 класс
Автор: Павлова Е.В. Учитель начальных классов 2013-2014уч.год |
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель: закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;
Задачи: развивать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?; учить находить имена существительные в тексте, подбирать их самостоятельно; классифицировать их по группам; учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; изменять их по числам; находить собственные и нарицательные; определять род; способствовать развитию
мышления, речи, памяти, внимания, формировать навыки грамотного письма.
воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, любознательность, аккуратность, любовь к природе;
Оборудование: текстовые карточки, индивидуальные карточки для работы в парах, сигнальные карточки, презентация
Ход урока
- Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
У. Дорогие ребята! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое время года, вы скажите сами, отгадав загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила... (Зима)
- Постановка цели урока
Сегодня наш урок будет посвящён волшебнице зиме. Будьте внимательны и активно мне помогайте, а ваша помощь- это участие в уроке.
- Минутка чистописания
а б е л я (слайд №3)
У. Разделите буквы на две группы
аея
бл
Какая буква среди гласных лишняя? Почему?
Запишите каждую группу букв с новой строки, соединив буквы в цепочки.
Какое слово рассыпалось?
О каком времени года так говорят? Почему?
IV. Орфографическая минутка
У. А вот зима принёсла с собой много зимних слов.
На доске записаны слова:
Сл.ды, м.роз, лыж., в.юга, сн.гирь, метел., к.ньки, ,сугро..
У. Какие слова зашифрованы?
У. Запишите, вставляя пропущенные буквы.
Списывай, не спеши!
Спиши красиво и аккуратно.
Учащиеся по цепочке комментируют, объясняя орфограммы.
У. Что общего во всех этих словах?
К какой части речи они относятся?
У. Найдите “лишнее” слово (слайд №4)
Д. снегирь, т. к. это одушевлённое имя существительное, отвечает на вопрос кто?;
У. Что вы о нём знаете? (Зимует в наших лесах. Питается семенами рябины. Живут стайками по 5- 6 птиц)
У. Составьте предложение. На ветке рябины качается красногрудый снегирь.
V. Сообщение темы урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим прогулку по зимней природе. Во время прогулки будем закреплять умения находить имена существительные, изменять по числам, находить собственные и нарицательные, определять род имён существительных.(слайд №5)
VI. Работа над материалом урока
1.Повторение
Какую тему изучаем?
Что знаем?
Как определить, является ли слово именем существительным?
2.Работа по странице с изображением зимней природы (слайд №6)
У. Прочитайте и назовите имена существительные.
Дети находят предметы, явления природы, состояние человека, события и подставляют к слову вопрос.(вечер, снег, радость, красота, лёд)
Итог: как найти имена существительные? Надо подставить вопрос кто? или что?
3.Одушевленные и неодушевлённые имена существительные.
А) Коллективная работа на интерактивной доске. (слайд №7)
На доске записаны слова: холод
волк
ветер
кто? синица что?
оттепель
хищник
валенки
У. По какому признаку можно распределить слова в две группы?
Дети по цепочке распределяют слова в две группы, проводя линиями от слова к вопросу, а учащиеся работают с помощью сигнальных карточек.
Какие слова отвечают на вопрос кто?
Какие слова отвечают на вопрос что?
Итог: К живым предметам ставят вопрос кто? - это одушевлённые имена существительные.
К неживым предметам ставят вопрос что? – это неодушевлённые имена существительные..
4 Самостоятельная работа по уровням. (слайд №8)
- Прочитайте. Подчеркните имена существительные.
Холо. ск.вал землю. Зимние ветры гуляли в макушках
деревьев.С берёз сыпался иней. Под ногами хрустел
сне. . Сн.гири прыгали по ш. шкам елей.
1. Прочитайте, подберите проверочные слова так, чтобы они оказались
именами существительными.
Закр.чал -_______ ст.пной -_____________
Пл.сал _________ сп.ртивный -__________
Б.леет -________ х.лодный -____________
1. Напишите как можно больше существительных из трёх слогов.
VII. Зрительная гимнастика
Много мы работали, писали
И у нас глаза устали
Влево, вправо и по кругу
Глазки видят всё вокруг.
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг. Посмотрю на мир вокруг.
VIII. Работа над материалом урока (продолжение)
5. Число имени существительного. Коллективная работа. (слайд №9)
На доске слова: белка, лисы, зайцы, ежи, волк, лось.
У. На какие 2 группы разделим слова? По какому признаку объединим слова?
Как догадались? Проверим.
Дети распределяют слова по группам. В 1 – слова стоящие в единственном числе, во 2 – во множественном числе. У доски работает ученик, а остальные с сигнальными карточками.
Какие слова отнесли к 1 группе?
Какие слова отнесли ко 2 группе?
Итог: Существительные бывают единственного числа, если обозначают один предмет, и множественного числа, если обозначают несколько предметов.
6. Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам. (слайд №10)
2. Измените имена существительные по числам.
Зв.зда - _______ Кусты -________
Лебеди -______ Дерево -_______
Журавли -______ Мышь -________
2. Поставьте существительные ж. р. в единственное число, а существительные
м. р. во множественное число.
Окно, ковёр, роща, дом, волна, грач.
2. Прочитайте. Найдите имена существительные, поставьте их в ед. ч.
Подарили, гл.за, побежали, ерши, луга, св.нья, этажи, вещи, дворы, руч.ки, м.ря.
IX. Физминутка
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
X.Работа над материалом урока (продолжение)
7.Род имени существительного. (слайд №11)
А)На доске слова записанные в группы
сорока веселье сугроб
ёлочка окно снеговик
стужа солнце каток
Прочитайте слова
По какому признаку распределим?
Как догадались? У доски ученик распределяет слова по группам.
Б)Самостоятельная работа по карточкам.(слайд №12)
3. Впиши подходящие по смыслу имена существительные, определите род.
Субботний -______ Душистая -_______
Верный -_________ Спящее -_________
Холодный -_______ Замёрзшее -______
Тихая- __________ Полярная -_______
3.Составьте предложения так, чтобы получилось предложение.
Полетели, метели, и, мороз, февраль, под.
Найдите имена существительные, укажите род.
3. К каждому существительному из левого
столбика подберите близкие по значению существительные из правого столбика.
Укажите род.
Вьюга зной
Друг метель
Жара приятель
Отчизна боязнь
Страх отчество
Итог: Имена существительные бывают ж. р., м. р., с.р.
8.Собственные и нарицательные.
А) Работа в парах.(слайд №13)
У. На столе лежат карточки.
У. Распределите на 2 группы.
Учащиеся работают в парах и распределяют их в 2 группы
На какие группы распределили? Что заметили?
Какие существительные относятся к собственным?
Как пишутся собственные имена существительные?
Зачеркните букву, которая записана неправильно.
Итог: Собственные имена пишутся с большой буквы.
Б).Самостоятельная работа по карточкам (слайд №13)
4. Запиши правильно.
У володи иванова есть собака пират.
4.Образуй фамилии.(слайд №14)
Столяр -_________
Сластёна
Хлеб -______
Голова -_________
4. Напиши фамилии, имена и отчества известных людей.
Детский писатель -_________________________
Первый космонавт -________________________
Русский художник -_________________________
Д.З. Написать по 5 имён существительных, обозначающих птиц, растения. Определить род.
XI. Итог урока(слайд №15)
В одном парке живёт красивая пушистая ёлочка. Она очень любопытная и часто задаёт вопросы всем, кого встретит. Где? Зачем? Почему?
Пришла зима, ей стало холодно. Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы говорили на уроке, и укроем её снежком.
Звучит музыка снег кружится, летает .летает…ВИА «Пламя»
( Каждый ученик называет правильно ответ и укрывает ёлочку) что такое имя существительное?
Что было во время прогулки самым сложным?
Что было самым интересным?
Что увидели во время прогулки?
Как сохранить красоту зимней природы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном
Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор. Воспитывать ува...
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных
Цель:- рассмотреть сходства и различия между данными частями речи;- развивать умение правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные и существительные;- развитие речи;- развитие орфографичес...
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. (Богатырская наша сила)
Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание невеликое, но ученое. Не по княжескому повелению, а...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
http://files.dnevnik.ru/file.aspx?user=647133&file=25491543&message=filesavedНа уроке использовались элементы современных образовательных технологий:• здоровьесберегающие (физминут...