Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Гладких Анна Дмитриевна

Конспект урока математики 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики для 2 класса по программе Л. В. Занкова

Составила: Гладких А.Д., учитель начальных классов МБОУ гимназия № 18

Образовательная программа Л. В. Занкова

Предмет Математика, Класс 2

Данной разработкой урока могут воспользоваться педагоги начальных классов, работающие по программе Л. В. Занкова и реализующие ФГОС. В данной разработке показано, как формируется у детей младшего школьного возраста самооценка и самопроверка по эталону. Показан один из вариантов оценивания своей работы. Он простой, но, в то же время, наглядный для учеников. После выполнения заданий проходит самопроверка или проверка по эталону. Ученики ставят плюсы за правильно выполненное задание (правильность проверяется по эталону), минусы за неправильно выполненное.

Соответствие вопроса задачи ее условию

Задачи урока: выяснить существенный признак задачи – взаимосвязь вопроса и условия.

Цели урока: 

  1. Развивать умения проводить разносторонний анализ текстовых задач, числовых неравенств, строить дедуктивные рассуждения, подводить анализируемые объекты под понятие «задача» (познавательные УУД);
  2. Совершенствовать умения работать в паре, договариваться, приходить к общему мнению, контролировать свои действия в парной работе,  находить возможные варианты решения задания (коммуникативные УУД);
  3. Развивать умения понимать задачу, контролировать и корректировать результат и процесс ее выполнения (регулятивные УУД).

Оборудование:

  1. Т.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина, учебник математики по системе Л.В. Занкова, Издательство «Учебная литература», 2012
  2. Е.П. Бенесон, Л.С, Итина Рабочая тетрадь на печатной основе 1 часть, Издательство «Учебная литература», 2012
  3. Набор сигнальных кругов зеленого, красного, желтого цвета.
  4. Раздаточный материал (карточки с текстами)
  5. Интерактивная доска
  1. Мотивация на учебную деятельность

Объясните смысл пословицы «Мир  освещается солнцем, а человек — знанием» (Солнце освещает весь мир. От него тепло и светло. С умным человеком интересно вести беседы, разговаривать, можно сказать «открывает глаза» на некоторые вещи, дает мудрые советы). 

Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (Нам нужно хорошо учиться в школе).

Что необходимо вам делать, чтобы много знать? (Читать, ответственно относиться к урокам и ко всем делам в жизни).

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы приобретете новые знания и умения.

Арифметический диктант 

Я формулирую задание, вы пишете ответ в строчку

  1. Найдите сумму чисел 13 и 7;
  2. Найдите разность чисел 20 и 6;
  3. Найдите первое слагаемое, если значение суммы 19, а второе слагаемое 8;
  4. Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 3, а значение разности чисел 11;
  5. Увеличьте 24 на 40;
  6. Уменьшите 80 на 50;
  1. Из наибольшего двузначного числа вычесть наименьшее двузначное число, записанное одинаковыми цифрами.

Ответы: 20, 14, 11, 14, 64. 30, 88.

Какое задание для вас было самым трудным? Почему?

     Какое задание было для вас самым легким?

     Какие умения  мы отрабатывали? (Умения увеличивать и уменьшать число на несколько единиц, находить неизвестные компоненты, находить сумму чисел и разность, вычислять)

Проверка арифметического диктанта и самооценка 

Проверяем: я вам зачитываю правильные ответы, а вы над числом ставите знак плюс ( +), если верно, знак  минус (-), если неверно.

Последнее задание было самым сложным, поэтому правильный ответ вы оцените двумя плюсами (двумя баллами)

Посчитайте, сколько плюсов получилось,  и обозначьте  их количество на полях.

Максимальное количество баллов должно быть 8 баллов.

Значит, остальные ребята допустили ошибки. Будете расстраиваться? (Нет).

Что вам нужно делать для того, чтобы выполнять подобные задания без ошибок? (Необходимо учить правила, состав чисел в пределах 20. Быть ответственным учеником)

Встаньте, те, у кого 8 баллов. Молодцы!  

Вспомните, сколько баллов было у вас на прошлом уроке математики при выполнении подобного задания?

Те ребята, у кого ошибок стало меньше – поставьте себе на полях восклицательный знак!

Значит, результат у вас стал лучше, мы можем вас похвалить. Это значит, вы работали над своими ошибками и заданиями, которые у вас не получились в прошлый раз.

Молодцы.

  1. Повторение нумерации (использование свойств натурального ряда чисел).

Продолжим работать в печатной тетради, повторим нумерацию. Откройте тетради на печатной основе стр 17 задание № 40. Прочитайте инструкцию. (Задание № 40: Напиши числа: следующее за 79…, стоящее перед наибольшим двузначным числом…, стоящее перед числом 60…, соседние с 70….)

Покажите сигнальными кружочками, как вы поняли задание. (Обучающиеся показывают  на сигнальных карточках уровень понимания задания (зеленый кружок – все понятно, желтый – сомневаюсь, как выполнять,  красный – задание не понял инструкцию к заданию)

Молодцы. Задание понятно всем. Приступаем к выполнению. 

Проверка выполненного задания 

Проверим, как вы выполнили задание. Я называю правильный ответ, вы карточкой – кружочком показываете, согласны или нет (зеленый – согласен с ответом, красный – не согласен). Если  правильно выполнили задание – ставите над числом знак плюс  (+), если неверно – знак минус (-)

80, 98, 59, 69, 71

Максимальное количество правильных ответов 5. Посчитайте свои плюсы и обозначьте на полях их количество цифрой.

  1. Работа по карточкам

Задание: прочитай, отметь те тексты, которые являются задачами

  • Сколько овощей  на двух тарелках?
  • Возле дома росло 7 яблонь,  3 вишни и 2 березы. Сколько  яблонь и вишен росло возле дома?
  • Девочка нарисовала красные и зеленые шарики. Сколько шариков она нарисовала?
  • Мальчик положил в коробку 4 красных и 2 зеленых карандаша.
  • В вазе лежит 3 апельсина и 4 яблока. Сколько фруктов лежит  в вазе? (Ученики работают самостоятельно, отмечая  тексты задач).

Обсудите свои решения в паре. (Обучающиеся обсуждают в парах результаты самостоятельной работы. Пары, которые приходят к единому решению, соединяют руки домиком)

Фиксирование на доске вариантов решений

1-й вариант: тексты № 2, 6

2-й  вариант: текст № 6

Выяснение существенного признака задачи – взаимосвязь вопроса и условия.

Попробуем разобрать все ваши варианты решений.

Докажите, что текст № 2 является задачей. (В этом тексте есть условие и вопрос).

Прочитайте условие. (Возле дома росло 7 яблонь,  3 вишни и 2 березы).

Прочитайте вопрос задачи (Сколько  яблонь и вишен росло возле дома?)

О чем спрашивают в вопросе? (Спрашивают о яблонях и вишнях)

Что известно про яблони и вишни? (Известно, что было 7 яблонь, 3 вишни)

Можно ли узнать, сколько всего было яблонь и вишен вместе? (Да. 7 + 3 = 10)

Сделайте вывод: этот текст задача? (Да, этот текст задача, но с лишними данными. Нам не потребовались данные о березах, чтобы ответить на главный вопрос задачи).

Докажите, что текст № 6 является задачей.

Что известно в задаче? (В вазе лежит 3 апельсина и 4 яблока).

Что нам нужно узнать в задаче? (Сколько фруктов лежит  в вазе?)

Что нам нужно вспомнить, чтобы решить задачу? (Нам нужно вспомнить, что апельсины и яблоки – это фрукты).

Для решения задачи нам известно все необходимое? (Да. Мы знаем, что апельсинов было 3, а яблок 4).

Формулирование цели урока 

Как вы решите задачу? (3 + 4 = 7)

Ответьте на вопрос задачи (В вазе лежит 7 фруктов)

По какой теме работаем на уроке? (Задачи. Части задачи)

Что вы знаете по этой теме? (В задаче должны быть обязательно  условие и вопрос)

Как вы думаете, все ли вы знаете о задачах? (Нет, не все. Мы только начали с ними подробно знакомиться).

Сегодня нам предстоит познакомиться  с существенным признаком задачи. 

Выяснение существенного признака задачи – соответствие вопроса и условия

Откройте учебники на странице 57, номер 124.

Прочитайте инструкцию: «Прочитай текст. Является ли он задачей? Объясни свой ответ».

Постарайтесь ответить на вопрос самостоятельно. (Обучающиеся выполняют инструкцию 1) самостоятельно)

Обсудите свои решения в парах. (Обучающиеся обсуждают решения в парах (заслушиваем объяснения 2-3 пар)

Что известно в задаче? Прочитайте условие (Золушка сшила сестрам и мачехе 8 платьев. Она украсила 3 платья вышивкой, а остальные – кружевами).

Что необходимо узнать в задаче? Прочитайте вопрос. (Сколько раз помогал своему хозяину Кот в сапогах?)

Можем ли мы ответить на этот вопрос? (Нет).

Почему? (Мы не можем ответить, так как вопрос и условие не соответствуют друг другу).

Формулирование темы урока 

Сформулируйте  тему урока (Соответствие  вопроса и условия задачи)

Самостоятельная работа с последующей проверкой 

Предложите вопрос, соответствующий данному условию задачи. (Сколько платьев украсила Золушка кружевами?)

Покажите на кружочках, сможете ли вы решить эту задачу (Обучающиеся показывают на сигнальных кружочках)

Решите эту задачу в тетради. (Самостоятельная работа)

Проверка задачи

Проверим, как вы решили задачу.

Что  необходимо помнить для того, чтобы правильно решить задачу?

  1. Правильно ли выбрал арифметическое действие
  2. Правильно ли выполнил вычисление
  3. Правильно ли написал наименование
  4. Правильно ли написал ответ
  5. Правильно ли оформил

На доске написан подробный образец решения задачи. Приготовьте сигнальные карточки. Я вам называю пункты, а вы ставите на полях плюс (+),  если верно, минус (-), если неверно.

  1. Задача решается действием вычитания.
  2. 8 – 3 = 5
  3. Платьев
  4. Ответ: 5 платьев с  кружевами.

Посмотрите оформление.

Итого, у вас получается максимальное количество 5 баллов. Поставьте на полях ваше количество баллов. Обучающиеся ставят на полях количество баллов

Поднимите руку те, у кого получилось 5 баллов за задачу. Вы можете себя похвалить и сказать себе МОЛОДЕЦ!

Скажите это себе. Молодец!

Рефлексия

Я узнал на уроке…

Развивали умения…

Было легко..

Было трудно…

Было интересно…

Вспомните, что нового вы узнали сегодня на уроке. (Вопрос задачи должен соответствовать ее условию).

Какие умения развивали? (Умение решать текстовые задачи,  проверять правильность хода решения задачи, выполнять арифметические действия устно и письменно)

Какие задания были самыми легкими?

Какие задания были самыми трудными?

Что вам особенно интересно было на уроке?

Посмотрите внимательно в тетрадь. Сегодня на уроке мы оценивали каждое задание на полях. Максимальное количество баллов за все правильно выполненные задания 18 баллов.

Встаньте те ребята, у кого получилось 18 баллов. Значит, вы ВСЕ выполнили правильно. Молодцы.

Остальным ребятам я желаю успехов. Старайтесь и в следующий раз у вас все получится.

Сегодня на уроке вы работали в парах часто.  Похвалите своего соседа за работу.

На протяжении всего времени поддерживался интерес обучающихся к уроку. В ходе урока была организована опора на предыдущие знания. Старалась формировать  действия контроля и самооценки на протяжении всего урока. Для того, чтобы обучающийся  научился давать адекватную оценку собственной работе необходимо,  чтобы у него было сформировано представление об эталоне работы. Работа обучающегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы. Ребенку известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и сделать вывод о сформированности конкретного умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...