Квадрат
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Иващенко Елена Викторовна

 Отличительное свойство квадрата от других прямоугольников (формирование представления о новой геометрической фигуре – квадрате как о прямоугольнике с равными сторонами, способности  измерения сторон с помощью линейки, умения сравнивать, совершенствование вычислительныхнавыков, практических навыков построения прямоугольника и квадрата, умение использовать свойство квадрата при решении практических задач).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kvadrat_2_kl.rar325.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»

Автор: Иващенко Елена Викторовна

Образовательное учреждение: МБОУСОШ № 20, п. Нефтегорск

Программа: «Школа XXI века»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование теоретических знаний о квадрате при решении практических задач.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – отличительного свойства квадрата от других прямоугольников (формирование представления о новой геометрической фигуре – квадрате как о прямоугольнике с равными сторонами, способности  измерения сторон с помощью линейки, умения сравнивать, совершенствование вычислительныхнавыков, практических навыков построения прямоугольника и квадрата, умение использовать свойство квадрата при решении практических задач).

Планируемые

результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь использовать в речи названия геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат.

- Уметь сравнивать стороны квадрата и прямоугольника, делать соответствующие учебной задаче выводы.

-  Использовать свойства квадрата при решении практических задач.

Основные понятия

Квадрат. Свойство квадрата.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Математика: 2 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – 5-е изд., перераб.-М.: Вентана – Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века)

-  - Математика: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – 5-е изд., перераб.-М.: Вентана – Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века)

- проектор, интерактивная доска, компьютер, цветные полоски на магнитах для составления квадрата и прямоугольника, карточки для самостоятельной работы, тест

- презентация (в интерактивном режиме)

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают необходимость данного «багажа».

Проговаривают девиз урока.

Организует проговаривание «багажа».

Организует проговаривание девиза урока.

1. Проговаривание стихотворения:

В дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».   (1 мин)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксированиеучащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают ответы, расставляют знаки математических действий маркером на доске.

Просчитывают сумму по горизонтали, затем по вертикали. Далее – складывают полученные суммы по вертикали и по горизонтали и убеждаются в правильности своих вычислений, получая один результат в последней ячейке. Проверка проводится нажатием стрелки «выбор».

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений проводить счетные операции в пределах 20 для получения заданного результата.

(фронтальный опрос)

Организует  актуализацию умений проводить счетные операции в пределах 100 для получения одной и той же суммы в последней (нижней правой) ячейке при сложении полученных результатов по вертикали или  горизонтали..

(фронтальный опрос)

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1. Поставьте знак + или -

8    4    5  = 17

    7      9    8  =  8

    8    3   7  =  4

    17   8    5  =  14

    13   5    9  =  9

    12   3  7  =  8

2.Найдите суммы, складывая числа сначала по строкам, затем по столбцам.

9

5

6

7

4

3

8

5

7

4

5

6

9

3

6

2

 6 мин

- Проверьте, верно ли выполнены вычисления: числа в таблице подобраны так, что в не закрашенной клетке должна получиться одна и та же сумма, независимо от того, как считали.

3. Работаем в парах. Рассмотрите фигуры. Маша и Миша заспорили по поводу определения данных фигур. Разрешите их спор.

- Маша назвала первую фигуру четырехугольником, а Миша квадратом.

- Миша назвал вторую фигуру квадратом, а Маша – прямоугольником.

- Маша назвала третью фигуру прямоугольником, а Миша квадратом.

- Что вы замечаете? (Разные версии – возникло затруднение).

5. Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)?  («Что я не знаю?»)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной   форме (Коммуни-кативные УУД)

Контролировать правильность выполнения счетных операций в пределах 100 в форме сличения результата в последней ячейке (Регулятивные УУД)

Выявление, идентификация проблемы, поиск альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения по определению данных геометрических фигур.(Коммуни-кативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Физкультминутка

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

В каком месте возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

(возникают вопросы: является ли квадрат прямоугольником? Чем отличается квадрат от других прямоугольников? )

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Как будем действовать, чтобы ответить на возникшие вопросы? («Сами найдем способ»)

- Чему будем учиться?

Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.

Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.

Проверяют свои версии решения проблемы с помощью модели прямого угла,сопоставляют правильность выводов с учебником.

Выполняют физминутку

Выполняют задание на листочках, делают выводы о свойствах прямоугольника и квадрата.

Выполняют задание № 5 с.57 рабочей тетради

 № 2.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

(раздает листочки для модели прямого угла и  карточки с заданием на построение квадрата, прямоугольника)

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует физминутку

Подтверждает правильность сделанных детьми выводов.

Организует выполнение задания

№ 5 с.57 в тетради на печатной основе. (Рабочая тетрадь № 2. Математика, 2 класс)

1. «Сами найдём способ»

а) Работа в группах. Повторить правила работы в группе.

б) Один человек от каждой группы даёт ответ.

2. Проверка версий решения проблемы с помощью модели прямого угла, сопоставление правильности выводов с учебником (с.111 – определение квадрата)

Физминутка

3. Устранение затруднения.

-Выполнив чертежи, мы убедились, что квадрат – прямоугольник, обладающий свойственным только ему признаком: у квадрата все стороны равны.

4. Упражнение в новом действии.

- Попробуем воспользоваться полученным знанием. Выполните задание № 5 с.57 рабочей тетради.

(1 мин)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свойжизненный опыт, умение выполнять чертеж по заданию, используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VI Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

- организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Выполняют задание, используя новые знания: 1 и 2 группы «строят» на  доске заданные геометрические фигуры, сравнивают с эталоном (открывается закрытая часть доски);

 3 группа выполняет задание № 4 в рабочей тетради, после взаимопроверки отчитываются о выполненной работе.

Организует применение усвоенного учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах.

У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы построить прямоугольник? Квадрат?

1 группа строит на доске квадрат.

2 группа строит прямоугольник.

3 группа выполняет задание № 4 с.56 в рабочей тетради. Взаимопроверка.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону,

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?».

Один учащийся работает на интерактивной доске, применяя «конструктор» (строит квадрат), прописывается решение маркером в схеме, после чего проверяется правильность решения данного задания

(учащийся отодвигает «шторку»)

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону и на интерактивной доске с использованием «конструктора» и схемы нахождения периметра квадрата.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполнение задания на закрепление знаний площади и нахождения периметра квадрата с применением нового знания – свойства квадрата.

- Дострой фигуру до квадрата, площадь которого равна 9 кв.см. Вычисли его периметр.

Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка выполнения по

Эталону ( учитель раздает после выполнения задания эталон) и на интерактивной доске с использованием «конструктора» и схемы нахождения периметра квадрата. (5 мин)

У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

В чём причина?

Исправьте ошибки.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Контролировать правильность выполнения задания в форме сличения способа с заданным эталоном

(Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Определяют истинность высказываний, используя новое знание, аргументируя ответы.

Представляет вниманию учащихся пять высказываний

Выполнение фронтальной работы с проверкой. 

Уметь высказывать своё мнение об истинности либо ложности высказываний на основе полученных знаний о признаках  прямоугольника  и квадрата. (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат"

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат" по учебнику М.И. Моро, М.А.Бантовой и др. УМК "Школа России" с презентацией к уроку...

Презентация "Прямоугольник, квадрат"

презентация для введения нового материала...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...

Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов...

Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Квадрат. Построение прямого угла (квадрата) на клетчатой бумаге".

Конспект урока разработан на основе УМК "Школа России" для обучения детей с ОВЗ (вариант2.2)....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...