Этап урока и его цели |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Содержание урока
| Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| Проговаривают необходимость данного «багажа».
Проговаривают девиз урока.
| Организует проговаривание «багажа».
Организует проговаривание девиза урока.
| 1. Проговаривание стихотворения: В дорогу мы возьмем багаж: Учебник, ручку, карандаш, Тетрадь и знаний саквояж.
2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». (1 мин)
| Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксированиеучащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают ответы, расставляют знаки математических действий маркером на доске.
Просчитывают сумму по горизонтали, затем по вертикали. Далее – складывают полученные суммы по вертикали и по горизонтали и убеждаются в правильности своих вычислений, получая один результат в последней ячейке. Проверка проводится нажатием стрелки «выбор».
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. | Организует актуализацию умений проводить счетные операции в пределах 20 для получения заданного результата. (фронтальный опрос)
Организует актуализацию умений проводить счетные операции в пределах 100 для получения одной и той же суммы в последней (нижней правой) ячейке при сложении полученных результатов по вертикали или горизонтали.. (фронтальный опрос)
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | 1. Поставьте знак + или - 8 4 5 = 17 7 9 8 = 8 8 3 7 = 4 17 8 5 = 14 13 5 9 = 9 12 3 7 = 8
2.Найдите суммы, складывая числа сначала по строкам, затем по столбцам.
6 мин - Проверьте, верно ли выполнены вычисления: числа в таблице подобраны так, что в не закрашенной клетке должна получиться одна и та же сумма, независимо от того, как считали.
3. Работаем в парах. Рассмотрите фигуры. Маша и Миша заспорили по поводу определения данных фигур. Разрешите их спор. - Маша назвала первую фигуру четырехугольником, а Миша квадратом. - Миша назвал вторую фигуру квадратом, а Маша – прямоугольником. - Маша назвала третью фигуру прямоугольником, а Миша квадратом. - Что вы замечаете? (Разные версии – возникло затруднение). 5. Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуни-кативные УУД) Контролировать правильность выполнения счетных операций в пределах 100 в форме сличения результата в последней ячейке (Регулятивные УУД)
Выявление, идентификация проблемы, поиск альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения по определению данных геометрических фигур.(Коммуни-кативные УУД)
|
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Физкультминутка | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | В каком месте возникло затруднение?
Почему возникло затруднение? (возникают вопросы: является ли квадрат прямоугольником? Чем отличается квадрат от других прямоугольников? )
| Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. | Как будем действовать, чтобы ответить на возникшие вопросы? («Сами найдем способ»)
- Чему будем учиться?
Наметим наш план действий: 1. Сами найдём способ 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение. 4. Упражнение в новом действии.
Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель). | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
V Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.
| Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.
Проверяют свои версии решения проблемы с помощью модели прямого угла,сопоставляют правильность выводов с учебником.
Выполняют физминутку
Выполняют задание на листочках, делают выводы о свойствах прямоугольника и квадрата.
Выполняют задание № 5 с.57 рабочей тетради № 2.
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу. (раздает листочки для модели прямого угла и карточки с заданием на построение квадрата, прямоугольника) Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения.
Организует физминутку
Подтверждает правильность сделанных детьми выводов.
Организует выполнение задания № 5 с.57 в тетради на печатной основе. (Рабочая тетрадь № 2. Математика, 2 класс)
| 1. «Сами найдём способ» а) Работа в группах. Повторить правила работы в группе. б) Один человек от каждой группы даёт ответ.
2. Проверка версий решения проблемы с помощью модели прямого угла, сопоставление правильности выводов с учебником (с.111 – определение квадрата)
Физминутка
3. Устранение затруднения. -Выполнив чертежи, мы убедились, что квадрат – прямоугольник, обладающий свойственным только ему признаком: у квадрата все стороны равны.
4. Упражнение в новом действии. - Попробуем воспользоваться полученным знанием. Выполните задание № 5 с.57 рабочей тетради.
(1 мин) | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свойжизненный опыт, умение выполнять чертеж по заданию, используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VI Первичное закрепление во внешней речи Цель: - организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
| Выполняют задание, используя новые знания: 1 и 2 группы «строят» на доске заданные геометрические фигуры, сравнивают с эталоном (открывается закрытая часть доски); 3 группа выполняет задание № 4 в рабочей тетради, после взаимопроверки отчитываются о выполненной работе. | Организует применение усвоенного учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. | Работа в группах. У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы построить прямоугольник? Квадрат? 1 группа строит на доске квадрат. 2 группа строит прямоугольник. 3 группа выполняет задание № 4 с.56 в рабочей тетради. Взаимопроверка.
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?». Один учащийся работает на интерактивной доске, применяя «конструктор» (строит квадрат), прописывается решение маркером в схеме, после чего проверяется правильность решения данного задания (учащийся отодвигает «шторку»)
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону и на интерактивной доске с использованием «конструктора» и схемы нахождения периметра квадрата.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполнение задания на закрепление знаний площади и нахождения периметра квадрата с применением нового знания – свойства квадрата. - Дострой фигуру до квадрата, площадь которого равна 9 кв.см. Вычисли его периметр.
Учащиеся выполняют задание. Проводится проверка выполнения по Эталону ( учитель раздает после выполнения задания эталон) и на интерактивной доске с использованием «конструктора» и схемы нахождения периметра квадрата. (5 мин)
У кого всё правильно? У кого есть ошибки? В каком месте ошибки? В чём причина? Исправьте ошибки.
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Контролировать правильность выполнения задания в форме сличения способа с заданным эталоном (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение Цели: - выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Определяют истинность высказываний, используя новое знание, аргументируя ответы. | Представляет вниманию учащихся пять высказываний | Выполнение фронтальной работы с проверкой.
| Уметь высказывать своё мнение об истинности либо ложности высказываний на основе полученных знаний о признаках прямоугольника и квадрата. (Коммуникативные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика). | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. | Какую цель ставили? Достигли цели? Какая тема урока была?
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |