КОНСПЕКТ УРОКА В 3 КЛАССЕ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ПО ТЕМЕ: «Существительные третьего склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12
тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ru
ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001
КОНСПЕКТ УРОКА №2
В 3 КЛАССЕ
ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПО ТЕМЕ:
«Существительные третьего склонения»
Разработала:
учитель начальных классов:
Пузик Татьяна Ивановна
Тема «Существительные третьего склонения». ( УРОК 1/1) (1 – ый слайд)
Цель: учить детей распознавать существительные 3 - его склонения, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».
Задачи урока:
Добиться осознания того, что у одного типа склонения одинаковые окончания;
что ударные и безударные окончания при этом пишутся одинаково.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Тип урока: уроки общеметодологической направленности (формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)
Форма работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым словарем.
Ход урока
I.Орг.момент (Эмоциональный настрой) (2 – ой слайд)
II.Актуализация знаний
Какую большую тему изучаем? (Скл. Имен существительных)
-Что называется склонением?
(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)
- Какие же существительные относятся к первому склонению? - Приведите примеры.
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.
- А к третьему? Приведите примеры.
III.Определение темы и целей урока
Какую большую тему изучаем? (Склонения имен существительных)
-Что называется склонением?
(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)
- Какие же существительные относятся к первому склонению? - Приведите примеры.
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.
- А к третьему? Приведите примеры.
- Ребята, какие склонения подробно мы уже рассмотрели? (I и II склонения)
- Определите по содержанию тему сегодняшнего урока? ( Существительные III склонения. )
(3 – ий слайд)
-Откройте учебник на стр.125, отметьте закладкой.
- Запишите в тетрадях: число, Классная работа, новую тему урока.
- Что же мы узнаем на уроке? (4 – ый слайд) Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи . (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.)
- Мы будем учиться находить существительные третьего склонения, отличать их от других существительных и, конечно, изменять их по падежам.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
Работа по теме урока.(5 – ый слайд)
- Откройте учебник на нужной странице.
а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.
- Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.
- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.
- Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?
Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.
- Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.
- Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.
- Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница?
( Миша неправильно понял устойчивое выражение).
А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю.)
- К какому словарю нужно обратиться?
(На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф. )
-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 ( Ангелина читает громко! )
Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.
- А что же такое Аршин? «Аршин»). ( 6 – ой слайд)
(Ангелина продолжает):
Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил».(щелк) |
б) Ответы детей на поставленные вопросы. ( 7 – ой слайд)
- Вы можете помочь Мише ответить на её вопросы?
- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?
- Какого они рода?
- Какие у них окончания в начальной форме?
- К какому склонению относится слово медведь? (II cкл.)
- А существительное лошадь?(III cкл.)
-А в чем особенность сущ. III cкл.? ( принадлежность к ж. р. и ь)
- Давайте найдем этому подтверждение.
( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).
Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению. |
- Так какие существительные относятся к IIIсклонению?
в) Работа по учебнику ( 8 – ой слайд)
Выполнение упражнения №117 с. 126. ( Коллективно разбираем задание, затем учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).
-С каким словарем предстоит работать?
(Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли условное обозначение «Я – А».)
Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.
- Какие существительные третьего склонения вы нашли?
- Значение всех ли слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.)
(Объясняется значение слова: выпь.)
Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель – ( 9 – ый слайд)
- Это упражнение поможет выполнить подсказка летучей мыши.
Дети читают плакат Летучей Мыши.(10 – ый слайд)
Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и. |
Сейчас мы в этом убедимся…
И.п. Жизнь, степь
Р.п. Жизни, степи
Д. п. Жизни, степи
В.п. жизнь, степь
Т.п. Жизнью, степью
П.п. о жизни, о степи
- В каких падежах сущ-е имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)?
-Расскажите правило друг-другу по парам.
ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глази пальчиков)
в) Работа с учебником (11 – ый слайд)
С. 127 №118 - читайте задание про себя.
- Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные)
- Что интересного вам удалось обнаружить?
(Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.)
И.п. Парус запись
Р.п. паруса записи
Д. п. парусу записи
В.п. парус запись
Т.п. парусом записью
П.п. о парусе о записи (12 – ый слайд)
- В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний )
С. 127 № 119 Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать?
– Определите основу в словах сухарь и соль.
На какой звук оканчиваются слова? (На мягкий) Значит, какая основа у этих слов?(мягкая) (13 – ый слайд)
- Давайте поучимся определять склонения существительных с основой на мягкий согласный, с ь на конце.
- Скажите, это слова одушевленные или неодушевленные? (неодушевленные)
- Сможете определить их склонения? СУХАРЬ – 2 скл.СОЛЬ-3 скл. Как определили? (в 3 скл. особенность – на конце ь и ж.р., а сухарь – м.р. с нулевым окончанием).
Выполняя упражнение, мы будем пользоваться таблицей на стр. 127.
- Удалось подтвердить наше предположение?
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
(14 – ый слайд)
-Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
(Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в
начальной форме от существительных женского рода с нулевым окончанием. Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.)
-А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в написании падежных окончаниях имен существительных.)
На уроке:
- я узнал…
-у меня получилось…
-мне захотелось...
VI.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):
(15 – ый слайд)
- А теперь давайте с вами дадим оценку нашей работе. Оцените каждый свою работу: ( На партах у детей лежат три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.)
- Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.
- Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.
- Выберите красный, если вам было трудно.
- Молодцы, спасибо за урок! (16 – ый слайд)
VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Д.з. Уч. с. 128 № 120 , правила на с.126 – 127. (17 – ый слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».
Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...
Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков"
Тип урока - "открытие" нового знания, целью которого является осознание и осмысление обучающимися новой информации (слова-названия признаков предмета)....
Урок русского языка во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков, которое не видно на письме"
Данный урок является уроком закрепления знаний по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....
Урок литературного чтения в 3 классе по программе" Перспективная начальная школа" по теме: Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"
Урок литературного чтения разработан по технологии" Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
урок русского языка в 4-м классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов"
учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;способствовать восп...
План-конспект урока письма в 1-ом классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме"Строчная буква "г". Отработка соединений".
План-конспект урока был составлен мною для конкурса методических разработок по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа" в 2014 году в рамках проведения информ...