ключевые компетенции на уроках математики
статья по математике по теме

Буравцева Наталья Владимировна

В концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательный компетенций учащихся.  Большая роль при этом отводится математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchevye_kompetentsii_na_urokakh_matematiki.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5 г. Шатуры

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ г. Шатуры

Буравцева Н. В.

2012 г

        В концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательный компетенций учащихся.  Большая роль при этом отводится математике.

        В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Большинство современных учёных под компетенциями понимают комплекс обобщённых способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность.

        Выделяются следующие образовательный компетенции: ценностно- смысловая, общекультурная, учебно- познавательная, информационная, коммуникативная, социально- трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

        Формирование ценностно- смысловой компетентности

        При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик чётко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

  • Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над ними.
  • Вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

        Формирование общекультурной компетентности

Многие учащиеся, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисцилине. Возможны следующие пути решения этой проблемы:

  • Для формирования грамотной, логически верной речи используются устные математические диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление имён числительных, математических терминов и др.
  • Во время устной работы следить за грамотностью речи учеников.
  • Использовать задачи со скрытой информативной частью
  • Использовать задания с информационно- познавательной направленностью
  • Использовать исторический материал при подготовки к урокам

        Учебно- познавательная компетенция

        Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини- исследований на основе изучения материала. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

        Формирование информационной компетенции

  • Подготовка презентаций с использованием материала из разных источников
  • При подготовке к уроку учитель использует задачи, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, и т.д.
  • Тестовые конструкции с информационно- познавательной направленностью.
  • Использование задач прикладного характера. Благодаря таким задачам школьник видит, что математика находит применение в любой области деятельности

        Формирование коммуникативной компетенции

        Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приёмы:

  • Решение задач, примеров с комментированием, устое решение заданий, с подробным объяснением.
  • Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками
  • Использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ
  • Сдача различных устных зачётов

        Формирование социально- трудовой компетенции

        Контрольные работы различного рода, тесты по усовершенствованию устного счёта, задания социально- трудового характера, проведение различных исследований

        Формирование компетенции личного самосовершенствования

        С целью формирования данной компетенции учителем применяются такие виды деятельности:

  • Решение задач с лишними данными
  • Задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приёмов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений.
  • Решение задачи различными способами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема "Формирование ключевых компетенций на уроках развития речи"

В данной работе обобщаю свой опыт по развитию речи учащихся на уроках русского языка....

Разитие ключевых компетенций на уроках развития речи.

В данной статье рассматривается вопрос развития речи учащихся....

Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

Формирование ключевых компетенций на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности может осуществляться по различным направлениям:-общекультурному,-ценностно-смысловому,-учебно-познавательному,...

Формирование ключевых компетенций на уроках математики.

Материтал о том, как согласно ФГОС формировать ключевые компетенции....

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

laquo;Формирование ключевых компетенций  на уроках математики...

Презентация «Формирование ключевых компетенций на уроках музыки средствами активной развивающей среды на уроках музыки»

Работа с учебником 1 - 5 классаШмелева Елена Валентиновна (из опыта работы) «Знакомство с учебником музыки»•актуализация предлагаемой формы работы•изучение обложки учебника (выяв...