Формирование ключевых компетенций на уроках математики.
статья (4 класс) на тему

Владыкина Ольга Александровна

Материтал о том, как согласно ФГОС формировать ключевые компетенции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики»

Каким образом ключевые и предметные компетенции

могут быть включены в систему планирования уроков?

Как должны формулироваться при этом цели урока?

Как избежать "модничания" и обеспечивать на уроке

реальное развитие компетентностей учащихся?

А.В.Хуторской

Цель – определить состав ключевых компетенций, выявить психолого - педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования ключевых компетенций у школьников, разработать этапы технологии формирования ключевых компетенций в образовательном процессе на уроках математики.

Актуальность этой проблемы очевидна, т.к. развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь,   подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся. Большая роль при этом отводится математике.

Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых компетенций и научить умению применять.

Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни.

   (Просмотр отрывка из фильма «Приключения Буратино»)

Согласны ли Вы с Мальвиной, что математика из Буратино не выйдет?

Я с Мальвиной не согласна. Я считаю, что она поторопилась с выводом. Этот деревянный человечек, который ни разу не был в школе, начал совершенно правильно решать задачу: он внимательно проанализировал ее условие и, исходя из этого, предложил свое решение.

А почему на уроках мы с учениками решаем задачи? Любая задача - это своеобразный мостик между теорией и практикой. Возможность применить свои теоретические знания на практике.

Тема моего выступления «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики».

Я не буду никого из присутствующих убеждать в необходимости формирования ключевых компетенций учащихся, а хочу остановиться на текстовых задачах.

  • Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи.
  • Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ, с момента его существования, говорят о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть больше или меньше 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания,  которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы.
  • Текстовая задача имеет много важных свойств и предназначений, но в первую очередь она является для ученика настоящим, хоть и маленьким научным исследованием. Незначительная часть задач,  предлагаемых учащимся, соответствует данному требованию.
  1. Математика нужна учащимся для формирование духовного облика, развития необходимых черт характера, таких как терпение, трудолюбие. Не правда ли, нам почти каждый день в жизни приходится считать, мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки времени и многое другое.

Поэтому я решила, что необходимо уже с 1 класса научить решать задачи практического характера. Не прав тот, кто говорит: «Мне не нужна математика, я ведь не собираюсь стать великим математиком».

Математика нужна всем. Раскрывая удивительный мир окружающих нас чисел, она учит нас мыслить яснее и последовательнее, развивает мысль, внимание, воспитывает настойчивость и волю. Одним словом, математика учит нас учиться приобретать знания. «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то начиняйте свою голову математикой. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе» - эти замечательные слова М. Калинина явились девизом моей работы с учащимися, помогли оценить практическую значимость математики в жизни любого человека, научить самостоятельно думать, работать с дополнительной литературой, выполнять некоторые расчеты.

Часто ли вы применяете математику в жизни? Каким образом? Такие вопросы я задала учащимся классов, в которых я работаю.

  • Часто ли вы применяете математику в жизни?

https://multiurok.ru/files/mastier-klass-po-tiemie-formirovaniie-kliuchievykh.htmlhttps://multiurok.ru/files/mastier-klass-po-tiemie-formirovaniie-kliuchievykh.htmlОпрос показал, что учащиеся воспринимают математику как предмет, изучаемый в школе, и почти ничего не знают о её применении.

Задач в учебниках с 1-го по 4-ый класс много и разбор задач дополнительно даёт хорошие результаты «качества знаний» учащихся данного класса.

https://multiurok.ru/files/mastier-klass-po-tiemie-formirovaniie-kliuchievykh.htmlУчащиеся с 1-ого класса, с одной стороны, понимают важность решения задач.

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.

Существует более 10 различных взглядов учёных на реализацию компетентностного подхода в образовательных учреждениях. Классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского является наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. 

У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, и начинать их формировать нужно с 1 класса.

Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:

  • ценностно-смысловая компетенция,
  • общекультурная компетенция, 
  • учебно-познавательная компетенция,
  • информационная компетенция,
  • коммуникативная компетенция,
  • социально-трудовая компетенция,
  • компетенция личностного самосовершенствования

            Ценностно-смысловая компетенция.

Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.

  • Перед изучением новой темы учитель рассказывает о ней, а учащиеся формулируют вопросы по этой теме: «зачем», «почему», «как», «чем», о чем». В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать.
  • Проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания.

Рассмотрим предложенную детям задачу: «Вася учится в 11 классе, а Коля – в 7 классе. В каком классе учился Коля, когда Вася был в 6 классе?» При решении данной задачи ученикам важно выделить в её решении два действия:

 а) нахождение разницы в возрасте между детьми,

 б) нахождение конечного ответа.

Большинство учеников найдут верный ответ, но лишь несколько из них, как показывает опыт, смогут правильно составить краткую запись – наглядное изображение задачи, и именно у этих учеников развито математическое мышление, они смогли интерпретировать текст задачи схематически.

Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь ввиду не только использование материала из других наук на уроках математики. Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач с помощью систем уравнений дети испытывали трудности по нескольким причинам: «зашумленность» физической ситуации – сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Существует несколько путей решения этой проблемы.

  • Учитель демонстрирует некоторые способы работы с символическим текстом, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований.
  • Самостоятельная работа, индивидуальная или групповая работа с символическим текстом, в которой необходимо перевести текст с обычного языка на математический.
  • Составление математического словаря, написание математических диктантов, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа.
  • Решение задач с недостающими данными или со скрытой информативной частью. Например: «Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.

Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.

●По уравнению, схеме к задаче составляются различные текстовые задачи, которые решаются при помощи этого уравнения.

           Учебно-познавательная компетенция

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при:

  • Решение нестандартных, занимательных, исторических задач.
  • Проблемное изложение новой темы с опорой на личный опыт ребенка. Например, при изучении начального геометрического можно дать следующие задачи:
  • Задача на нахождение периметра прямоугольника. Например: купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную ограду вокруг своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина – 20 метров?
  • Задача на координатной плоскости: соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится фигура.
  • Проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

                                            Информационная компетенция

Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.

Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы.

  • Решение расчетных задач на движение и стоимость. За одну – две недели до урока-практикума учащимся выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники.
  • При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия. Например: в математике сумма – это…
  • Работа с Интернетом или других ресурсов: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин.

Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями.

Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся компетентностно-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира.

Например: Перед вами тексты задач, которые помогут вам осуществить вашу мечту – путешествие.

  1. 1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей. В 2016 г. он подорожал на

17рублей. Вычислите стоимость бензина в 2016 году?

  1. В Москве в 2000 году стоимость проезда на автобусе была 4 р., а в 2017г в  10раз дороже. На сколько рублей в 2000 году проезд на автобусе в Москве был дешевле, чем в 2017году?
  2. Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?

Коммуникативная компетенция

Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований.

Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Развитию способствуют следующие методы и приемы:

  • Работа в группах: обсудить в группе.
  • При решении текстовых задач, учитель вызывает учащихся на диалог (анализ и синтез при разборе задачи).

Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока при решении арифметических задач разного вида

Таблица

Примеры формирования компетенций на разных этапах урока

Этапы урока

Цель, результативность

Виды деятельности

Проверка домашнего задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативностьформирование учебно-познавательной компетенции

Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность:  формирование учебно-познавательной компетенции

Математический диктант

Греческий алфавит

Название буквы

Все прописные

Все строчные

Название буквы

Все прописные

Все строчные

Альфа

Ню

Бета

Кси

Гамма

Омикрон

Дельта

Пи

Эпсилон

Ро

Дзета

Сигма

Эта

Тау

Тета

Ипсилон

Йота

Фи

Каппа

Хи

Лямбда

Пси

Мю

Омега

Объяснение нового материала

Цель: учить краткой записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции

 Беседа с использованием

приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование компетенций учебно-познавательной. 

Коллективная работа,

исследование

Физкульт-минутка

Цельразвивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование ценностно-смысловой компетенции.

Игры-физкультминутки.

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: закрепить полученные знания

Результативность: формирование компетенции ценностно-смысловой.

Решение задач, примеров с комментированием

Учебная самостоятельная работа

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Творческая работа

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры

Результативностьформирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование учебно-познавательной, коммуникативной компетентций.

Обсуждение в группах (проблемная ситуация)

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции

Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенциии

Работа с учебником

(учебная практическая работа)


Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: коммуникативная  и информационная компетенции

Решение исторических задач.

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: ценностно-смысловая компетенция.

Составить вопросы, задачи и примеры

 по теме урока

Творческая работа

Контроль

Цель: проверить знания  учеников согласно их уровню подготовки

Результативность:  ценностно-смысловая компетенция, а также другие различные виды компетенций, в зависимости от подобранных задач

Решение различных задач.

Домашнее

задание

Цель: проверить знания  учеников согласно их уровню подготовки

Результативность:  ценностно-смысловая компетенция, а также другие различные виды компетенций, в зависимости от подобранных заданий.

На каждом этапе в данной таблице представлены не все возможные виды деятельности, а лишь наиболее интересные и часто встречающиеся на уроках математики.

Ну и в заключении я хочу сказать, что каждый из нас должен работать так, чтобы их ученики, решив какую-нибудь задачу, хотели решить другую более интересную и более сложную задачу как учебную, так и жизненную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема "Формирование ключевых компетенций на уроках развития речи"

В данной работе обобщаю свой опыт по развитию речи учащихся на уроках русского языка....

Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

Формирование ключевых компетенций на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности может осуществляться по различным направлениям:-общекультурному,-ценностно-смысловому,-учебно-познавательному,...

Формирование ключевых компетенций на уроке

Формирование ключевых компетенций на уроке...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Основная задача  обучения английскому языку - это формирование  коммуникативных навыков    , поэтому формирование коммуникативной компетенции является основной задачей учите...

«Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

laquo;Формирование ключевых компетенций  на уроках математики...

Презентация «Формирование ключевых компетенций на уроках музыки средствами активной развивающей среды на уроках музыки»

Работа с учебником 1 - 5 классаШмелева Елена Валентиновна (из опыта работы) «Знакомство с учебником музыки»•актуализация предлагаемой формы работы•изучение обложки учебника (выяв...