Прикидка результатов действия деления (урок математики)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
урок математики в 4 классе по учебнику Петерсон Л.Г. (деятельностный подход)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikidka_rezultatov_deystviya_deleniya._kabanova.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно- методический центр «Школа 2000…»
Лаборатория «Реализация дидактической системы деятельностного метода
в курсе математики начальной школы»
Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон
Сценарии уроков по учебнику «Математика, 4 класс», часть 1
Урок: 10
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: «Прикидка результатов действия деления»
Основные цели:
- Сформировать представление о прикидке результатов действия деления, способность к ее выполнению, познакомить учащихся со знаком « » и с записью прикидки результата с помощью этого знака.
- Актуализировать алгоритм оценки частного, умение определять количество цифр в частном.
- Тренировать способность к решению составных уравнений с комментированием по компонентам, к решению задач на разностное и кратное сравнение чисел.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
1)карточка с двойным неравенством:
4) карточки с шагами алгоритма прикидки результатов действия деления:
5) карточка с опорным сигналом:
Раздаточный материал:
1) листы с заданием:
2) карточки для работы в группах (по количеству групп) с шагами алгоритма:
3)
4) эталоны для самопроверки:
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- определить содержательные рамки урока: результаты арифметических действий.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Чему вы научились на наших последних уроках? (Делать оценку результатов арифметических действий.)
- Сегодня мы продолжим работу по анализу результатов арифметических действий, и надеюсь, что полученные на предыдущих уроках знания помогут вам в этой работе.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности .
Цель:
- актуализировать алгоритм оценки частного, умение определять количество цифр в частном, повторить действия с круглыми числами, умножение многозначного числа на однозначное;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация умения определять количество цифр в частном.
На доске открываются числовые равенства:
2160 : 9 = 24
567 · 3 = 1701
1920 : 2 = 960
- Посмотрите на доску и скажите, какое равенство, по вашему мнению, здесь «лишнее»? (Второе равенство, так как в нем действие умножения, а в остальных действие деления.)
Один из учащихся или сам учитель стирает его с доски. На доске остаются равенства:
2160 : 9 = 24
1920 : 2 = 960
- Среди оставшихся равенств только одно верное. Найдите его, не выполняя вычислений. (Верным является третье равенство.)
- Как вы определили, что первое равенство неверное? (В первом частном должно быть три цифры, а не две.)
- Что помогло сделать такие выводы? (Правило определения количества цифр в частном.)
- Подумайте и исправьте ошибку. (Первое частное равно 240, а не 24.)
- Докажите это. (240 ∙ 9 = 2160; 4 ∙ 521 = 2084.)
Учитель сам исправляет записи или просит кого-то из детей сделать это:
2160 : 9 = 240
1920 : 2 = 960
3) Актуализация алгоритма оценки частного.
На доску вывешивается двойное неравенство, предварительно с доски убирается все лишнее:
- Скажите, верно ли выполнена оценка частного? (Нет, так как получилось, что частное больше 5, но меньше 4.)
- Как вы думаете, почему так получилось? (Неверно подобраны делители при вычислении верхней и нижней границ.)
- Исправьте ошибки, пользуясь алгоритмом оценки частного.
Один из учащихся выполняет оценку частного на доске, проговаривая шаги алгоритма оценки частного, остальные учащиеся могут работать в своих рабочих тетрадях:
900 : 300 < 1040 : 208 < 1200 : 200
3 < 1040 : 208 < 6
- Рассмотрите полученный результат. Можно ли в данном случае определить точное значение частного? (Нет, так как и 4 и 5 удовлетворяют получившемуся двойному неравенству.)
- Как поверить, какое из этих чисел 4 или 5 является частным от деления 1040 на 208? (Проверить с помощью умножения; по последней цифре.)
- Хорошо! Определите точное значение частного. (208 ∙ 5 = 1040, значит, точное значение частного равно 5.)
4) Индивидуальное задание.
- Как-то раз, проверяя домашнее задание, я обнаружила, что, выполняя деление 11 476 на 38, Женя получил в ответе 32, Сережа – 402, Коля – 302. Попробуйте за 30 секунд определить, кому из мальчиков я поставила отметку «5»?
Листы с этим заданием могут лежать у каждого учащегося на столе:
Можно демонстративно засечь время выполнения задания при помощи песочных часов или таймера. Когда время закончится, учитель спрашивает детей:
- Так кто же из мальчиков получил «пятерку»? (Коля; Сережа; не успели определить.)
- Какими способами действий вы пользовались?
Учащиеся предлагают разные варианты ответов и способов действий. Многие заметят, что Женя выполнил деление неверно, так как частное от деления 11 476 на 38 должно быть трехзначным числом. А вот относительно результатов Коли и Сережи мнения разделяться. Некоторые учащиеся за отведенное время могут вообще не успеть ответить на поставленный вопрос. Учитель, как обычно, дает возможность детям высказаться и обосновать свои варианты и в завершение этапа организует фиксацию детьми своих позиций (например, с помощью поднятия рук) и недостаточность имеющихся способов действий.
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (За короткое время пытались определить, какое из чисел является частным от деления 11 476 на 38.)
- Почему не успели? Почему возникли разногласия? (Для проверки умножением или для оценки частного не хватило времени.)
- Так какую цель вы поставите перед собой? (Придумать быстрый способ оценки результатовдействия деления.)
- Быстрый способ приближенных вычислений называют «прикидкой». Используя это слово, сформулируйте тему урока.
Дети предлагают свой вариант. Учитель открывает тему урока на доске:
Прикидка результатов деления.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- вывести алгоритм прикидки результатов деления и сформировать способность к его практическому использованию;
- познакомить учащихся со знаком «».
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Давайте попробуем сделать это вместе. Рассмотрим деление 11 476 на 38. Вы сказали, что не можете быстро выполнить деление этих многозначных чисел, а какие числа вы умеете делить моментально? (Табличное деление, деление круглых чисел, сводящееся к табличному.)
- Замените числа 11 476 и 38 так, чтобы деление свести к быстрому устному делению. (Число 11 476 удобно заменить числом 12 000, а число 38 – числом 40.)
- Чему равно частное? (300.)
- Кто же из мальчиков получил отметку «5»? (Отметку «5» получил Коля, так как его частное от деления равно 302.)
- Сумели быстро ответить на поставленный вопрос? (Да.)
- Что мы для этого сделали? (Мы выполнили деление, заменив данные числа более удобными для вычислений круглыми числами.)
- Что значит: удобными? (Во-первых, они близки по значению, во-вторых, мы смогли с ними выполнить деление.)
- Теперь сядьте по группам. Ваша задача: сконструировать алгоритм прикидки результатов действия деления, расположив шаги алгоритма в нужном порядке. За работу!
Учащиеся рассаживаются по группам. Каждой группе выдаются карточки с прописанными шагами алгоритма. Группа учащихся, раньше всех выполнившая задание, приглашается к доске для фиксации своего варианта алгоритма, независимо от его правильности.
- Обратите внимание на алгоритм, предложенный вашими одноклассниками. Согласны ли вы с их мнением? Есть ли другие варианты? (…) Какой шаг оказался лишним? Почему?
После обсуждения на доске должен быть зафиксирован алгоритм прикидки результатов арифметических действий, например:
- Вернитесь на свои места. Прочитайте получавшийся алгоритм хором.
Дети хором читают шаги алгоритма.
- Что мы будем понимать под «удобными числами»? (Под «удобными числами» мы будем понимать числа, которые, во-первых, близки по значению, а во-вторых, удобны для вычислений.)
- А для чего третий шаг? (Прикидка ведь делается для чего-то, с помощью нее мы отвечаем на поставленный вопрос.)
- Но, когда мы заменяем данные числа удобными числами, мы получаем не точное значение, а приближенное. Записывается это с помощью специального знака, который читают «приближенно равно».
Учитель показывает написание знака «приближенно равно» и его использование в записи:
- В чем заключается последний шаг алгоритма? (Делаем вывод, анализируя полученный результат.)
- Молодцы! Придумайте и запишите свой опорный конспект к новому алгоритму.
Учащиеся придумывают и фиксируют на своих планшетках или выданных листах бумаги опорные конспекты. Можно предоставить ученикам полную свободу творчества в плане выбора символов для обозначений, а можно о них сразу договориться:
- Нужно придумать обозначение «удобных» чисел.
Можно выслушать предложения детей и выйти на нужное обозначение, которое фиксируется на доске: а
После окончания работы учитель просит детей поднять планшетки или листы и показать, что у них получилось, и проводит обсуждение предложенных вариантов. После этого на доску вывесить ранее заготовленный опорный конспект:
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- А теперь потренируемся выполнять прикидку результатов действия деления.
Задание выполняется одним из учащихся на доске, а остальные дети работают в тетрадях.
3) № 4, стр. 29
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самостоятельное выполнение, самопроверку по эталону и самооценку заданий на прикидку результата деления; при необходимости – коррекцию возможных ошибок.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся вынимают из конвертов, лежащих на столах, листы с заданием:
- Найдите и подчеркните верный ответ. На задание отводится 30 секунд.
Здесь так же можно засечь время с помощью песочных часов. После окончания времени, отведенного на выполнение самостоятельной работы, детям раздаются эталоны для самопроверки, по которым они проверяют свои результаты.
- Стоп! Ваше время закончилось. Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
- Кто испытал затруднение при выполнении задания? (…)
- В чем причина? (Не смогли подобрать «удобные» числа; допустили вычислительные ошибки и т.п.)
- Поднимите руки, у кого все верно. (…)
- Вы молодцы!
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способность к решению задач на разностное и кратное сравнение чисел; составных уравнений с комментированием по компонентам.
Организация учебного процесса на этапе 7:
1) № 6 (а), стр. 29
2) № 8 (а), стр. 29
Один учащийся работает на доске с комментированием, а остальные дети – в тетрадях.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- зафиксировать понятие прикидки, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- С какой трудностью столкнулись на уроке? (Не смогли быстро вычислить результат действия деления.)
- Какую цель поставили?
- Удалось ли ее достичь?
- Что нам помогло? (Способ прикидки.)
- Что означает термин «прикидка»? (Способ быстрых приближенных вычислений.)
- Как делают прикидку? (Заменяют числа удобными круглыми числами, а затем выполняют действие.)
Можно попросить детей придумать ситуации из жизни, в разрешении которых поможет прикидка результатов арифметических действий.
- С каким новым математическим знаком вы познакомились на уроке? («Приближенно равно».)
- Для чего он используется? (Для записи результата неточных вычислений.)
- Кто считает, что он хорошо разобрался в теме? (…)
- У кого остались вопросы на конец урока?
- Как вы думаете, что надо потренировать дома? (…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики^ Связь между компонентами и результатом действия деления. 3 класс
Тема урока.Связь между компонентами и результатом действия деления.Цель:познакомить со связью между числами при делении.Задачи: - показать связь между числами при делении; закрепить внетабличные...
Конспект урока по математике 2 класс "Введение названий компонентов и результата действия деления".
Конспект урока по математике 2 класс по теме :"Введение названий компонентов и результата действия деления". Поможет учителю в организации и проведении урока....
Урок математики 2 класс "Школа 2100" Название компонентов и результата действия деления.
Материал включает конспект урока и презентацию по теме "Название компонентов и результата действия деления"....
Урок математики "Названия компонентов и результата действия деления" 2 класс "Школа России"
Методическая разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. Урок построен в проблемно-деятельностной технологии. Учащиеся на основе имеющихся знаний названий компонентов сложения, вычи...
Конспект урока по математике на тему "Название компонентов и результата действия деления"
Урок построен в соответствии с требование ФГОС НОО. Урок изучение нового материала. Данная методическая разработка поможет учителя в процессе проблемного диалога познакомить обучающихся с названием ко...
Урок во 2 классе по теме: «Название компонентов и результата действия деления»
Цели урока:Познавательная: создать условия для ознакомления с названием компонентов и результатом действия деления, расширить представление о конкретном смысле действия деления через решени...
Конспект урока по математике во 2 классе Горбань Любови Ивановны. Тема: «Названия компонентов и результата действия деления»
Урок открытия новых знаний знакомит учащихся с названием компонентов и результата деления....