Урок математики "Доли"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Поддубная Татьяна Владимировна

Урок по ОС "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_doli_3_klass_shkola_rossii.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Поддубная Татьяна Владимировна

Тема: Доли.

Класс: 3а

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-диалог.

Цели:

Образовательная: ввести понятие «доли», научить практически получать доли, записывать их, сравнивать.

Развивающая: учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развивать качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование).

Воспитательная: развивать умения работать в группе, паре; учиться делить на равные части.

Планируемые результаты обучения: умение получать доли, записывать, сравнивать их.

Оборудование: лента, светофор, схемы долей, карточки, конверты с долями.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, работа в паре, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Тема самообразования: Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников.

Технологии: ЗОТ, тест-технология, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

МПС: литературное чтение, ОЗОМ, технология, физическая культура, связь с жизнью.

План урока:

Этап урока

Приёмы и методы

Время

1.

Самоопределение к деятельности.

Приветствие.

Мотивация.

1

2.

Актуализация знаний. Мотивация.  

Игра «Светофор»

Частично-поисковый. Побуждение.

Подготовка к восприятию, мотив.

5

3.

Постановка учебной задачи.

Обращение.

Аналитический, побуждающий от проблемной ситуации диалог.

4

4.

«Открытие» детьми нового знания.

Работа в группе.

Практическая работа. Побуждение.

Объяснительно-иллюстративный, практический, побуждающе-поисковый  

7

5.

 Первичное закрепление.

Работа в учебниках и тетрадях.

Сравнительный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый

8

6.

Физминутка.

Побуждающе-поисковый

4

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

Методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха

5

8.

Включение в систему знаний.

Решение задачи на смекалку.

Практический

3

9.

Рефлексия деятельности.

Обобщающий, создание ситуации успеха

2

10.

Домашнее задание.

Мотивация

1

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебно-значимую деятельность на личностно значимом уровне.

Результаты:

Личностные: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 

Метапредметные: самоконтроль

Предметные: готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Готовность класса к уроку. Психологический настрой.

- Доброе утро всем!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!

-А сейчас ребята откройте тетради и запишите дату и классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Выполняют действия.

2.  Актуализация знаний. Мотивация.

Цель:  готовность мышления и осознание потребности к нахождению нового способа действия.

Результаты:

Личностные: ЦО к самостоятельной практической деятельности.

Метапредметные: умение воспринимать задание.

Предметные:  выполненное или невыполненное задание.

 Деятельность учителя

Игра « Светофор»

6  ∙ 8 =  48  р               16 : 4  =  4  т                

4  ∙ 7 =  28  д!               81 : 9 =  9   л                

2  ∙ 9 =  18  о               35 : 7 =  5    м              

21 : 3 = 7   ы                6  ∙ 7 =  42   ц              

Ответы в ленте: 48, 28, 18, 7, 9, 5, 42, 32, 8. Ловушка- «4»

 Ответы на доске.

5

18

9

18

28

42

7

М

о

л

о

д

ц

ы

 

 ЗАДАЧА

8 яблок   разделили между двумя братьями. Сколько яблок получит каждый брат?

 

ЗАДАЧА

2 брата разделили  между собой 1 яблоко. Сколько получил каждый?

-Как вы узнали?

-Каков ответ?

- А как на языке математики сказать?

 

Деятельность обучающихся

 

  Обучающиеся показывают карточку с соответствующим ответом на ленте  

4 яблока

- Каждый из братьев возьмёт себе одну из двух одинаковых частей. –

-Разрезали пополам.

-пол-яблока.

Не знаем.

3. Постановка учебной задачи

Цель: продолжить обучению умения разграничивать свою область знания и незнания, осознавать постановку учебной задачи, формулировать проблему.

Результаты:

Личностные: ЦО к умениям самостоятельно определять познавательную цель, предполагать свои действия.

Метапредметные: умение целеполагать на уровне принятия практической задачи.

Предметные: представление о неизученном предметном содержании и способах его применения, определение области «незнания». 

Деятельность учителя

-Какую сказку вы вспомнили?

- Как они разделили?

-Чего им хотелось?

 

 Приходилось ли вам делить что-то на части?

- А целое?

- А как по-другому называют части?

Самая известная доля – это, конечно, половина.

-Мы будем делить поровну.

Мама испекла торт. Его разделили поровну между четырьмя детьми. Какую часть торта получил каждый?

Запишите решение и ответ.

-С чем столкнулись в ходе работы?

- Что знаем?

- Чего не знаем?

- Какая цель урока?

- Тема урока?

Деятельность обучающихся

-Два жадных медвежонка.

- Не поровну.

- Поделить поровну.

- Делили конфеты…

- Делили апельсин, мандарин.

- Дольки. Доли.  

 Рисуют на доске.

Не знаем, как записать.

Ответы детей.

- Знаем, как разделить.

- Не знаем, как записать.

-Научиться  получать доли, решать такие задачи.

-Доли.

5.  «Открытие» детьми нового знания.

Цель: формирование и развитие ЦО к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Результаты:

Личностные: ЦО к умению создавать зрительный образ понятия.

Метапредметные: умение самостоятельно определять способы достижения цели, исследование, понятие способа, алгоритма, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Предметные: знание в виде понятия, понимание нового способа деятельности.  

Деятельность учителя.

Практическая работа. Работа в группе.

Каждой группе дается круг и конверт с сюрпризом.

Это пирог. Разделите его на 2 равные части.

 Сколько  частей  в целом круге? Целый круг это 1, а половина?  

Как бы вы записали решение?                                                  

 -На сколько частей разделили?

-Сколько взяли?

- Что значит эта запись?

1 : 2 = 1   

           2

-Черта – знак деления        

- Вернемся к задаче о яблоках.

- Какое будет решение?

- Откройте конверты… и найдите целое, состоящее из двух долей.

Разрежем каждую часть на 2 равные части.

- На сколько частей разделили?

Сколько взяли?

Как запишем?

-Получили ответ на задачу о торте, который делили на четверых?

 

 -Что это значит?

-Найдите на столе целое, состоящее из четырёх долей.

 

- Что значит 1 ?

                      3

-Найдите на столе целое, состоящее из трёх  долей.

-Где нам понадобятся такие схемы?

-Научились находить и записывать доли?

Деятельность обучающихся

Выполняют практическую работу.

 

Предлагают свои варианты.

 

1 : 2

На 2

1 из 2

-Разделили на 2 части и взяли 1.

Подписывают части

1   

2

Прикрепляют к доске.

На 4.

1 из 4

1

4

Да.

 

-Разделили на 4 части и взяли 1.

Прикрепляют к доске.

-Разделили на 3 части и взяли 1.

 

 

Прикрепляют к доске остальные доли целого из  1 ,   1 .

                             5     6

-При решении задач.

-Да.

6. Физминутка.  

Цель: умение задавать вопросы, запрашивая недостающую информацию.

Результаты:  

Личностные: контроль, коррекция, оценка.

Метапредметные: анализ, внимание.

Предметные:  верно выполненное задание по алгоритму.

         

Деятельность учителя

 Опора на доли.

  

-Если  показываю ½, то приседаете,

Если – 1/6, прыжки,

Если 1/4 - игра в ладоши с соседом.

Ловушка – погрозить пальчиком.

 ½, 1/6, ¼, ½, 1/3, ¼ ,1/6.

Деятельность обучающихся

 

 

 1/3 – задания не было. Ловушка.

7.  Первичное закрепление.  

Цель: применение открытого знания в практической деятельности.

Результаты:

Личностные: ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Метапредметные: анализ, построение речевых высказываний, контроль, коррекция, оценка.

Предметные: сравнение долей, верно выполненные задания по алгоритму.  

Деятельность учителя

 4) -Что можете сказать о долях? На доске

         

ВЫВОД:

Работа по учебнику. С. 80-81

  1. Чтение правила вверху с.80  

2)  № 2 устно

       

Работа в тетрадях.

 С 81, № 3.

Сравним доли:

ВЫВОД:

  

Деятельность обучающихся

Ответы детей.

-Чем меньше долей, тем она больше.

Фронтальная работа.

Работают по учебнику.

1        1

9    <  3

-Чем меньше долей, тем она больше.

8. Самостоятельная работа.

Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.  

Результаты:

Личностные: ЦО к умению выполнять задания на закрепление знаний и способов действий.  

Метапредметные: умение выполнять задания на закрепление знаний и способов действий.  

Предметные:  верно выполненное задание по алгоритму.

Деятельность учителя

 

-У кого все правильно, поднимите руку.

У кого 1-2 ошибки?

Деятельность обучающихся

Выполняют на карточках

 Самопроверка.

Ставят оценки.

9. Включение в систему знаний.

Цель:  включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Результаты:

Личностные: умение выполнять задание  на повторение, включая новые знания.

Метапредметные: умения выполнять задания, развитие мышления.

Предметные: верно выполненное задание.  

Для чего мы находили доли?

Работа в паре.

ЗАДАЧА  на смекалку.  

Шоколадку данной формы разломили на 3 равные части. Как это сделали?

- Закрасьте каждую часть.

- Какую часть составляет каждая закрашенная часть?

-Чтобы решать задачи.

Предлагают варианты ответов.

1        

3

10. Рефлексия деятельности.  

Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Результаты:

Личностные: ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметные: учебно-познавательный интерес, самоконтроль, самооценка.

Предметные: прочные знания и умения по изученной теме.

Деятельность учителя

-С какой конкретной задачей столкнулись?

- Решили ли учебную задачу?

 

Как вы думаете, осталось ли что-то, что нужно выяснить на следующих уроках?

-Понравился вам урок?

  Выставление оценок.

Деятельность обучающихся

Научиться получать доли, записывать их, сравнивать.  

 

-Решили.

 

- Решать задачи с долями.

 

11. Домашнее задание. 1 мин

С. 81, № 3, № 6, задания на смекалку - по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...