"Виды треугольников"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса (незрячие, по программе 3 класса, УМК " Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Тема урока:«Виды треугольников» 4класс,

                                             (по программе 3 класса, незрячие)

Цели урока:

  Образовательная:  познакомить детей с разными видами треугольников, научить детей классифицировать треугольники по признаку «длина сторон»

Развивающая:  развивать  логическое мышление и сообразительность, наблюдательность, внимание, математическую речь.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, аккуратность и самостоятельность. Развитие  коммуникативных  функций  речи.

Коррекционные задачи урока:

развитие  образного  мышления; формирование  эталонов цвета, формы, размера  в процессе восприятия  контурных  геометрических  фигур.

Развитие  пространственного восприятия  и зрительно-моторных  координаций, развитие  понимания  пространственных  отношений  на микроплоскости..

Тип урока:Урок-путешествие.

Методы обучения:

частично-поисковый,

проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

работа в парах

Оборудование:  прибор ориентир, геометрические фигуры из разных материалов, плакат с геометрическими фигурами по Брайлю,  аппликации из треугольников, аппликации из геометрических фигур, «планета» из треугольников.

Ход урока:

  1. 1. Орг. момент.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам прочитает Надя.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает!

Вы с ним согласны?

А вы готовы не лениться, а трудиться?  (Готовы!)

  1. 2. Мотивация на познавательную активность на уроке.

Ребята, сегодня у нас будет необычный урок – мы полетим в космос, на неизведанную планету. Проверьте свои рабочие места – для урока нам понадобятся: учебник, геометрические фигуры,  линейка, грифель и тетрадь. А как она называется, вы узнаете, если выполните правильно задание.  Вы готовы? Тогда в путь.

Блиц-турнир:

- Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером? (Точку).

- Какой линией можно соединить три точки?  (Ломаной)

- Линия, ограниченная точками с двух сторон.  (Отрезок)

- Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности. (Луч)

- Что это за линия: вправо и влево - бесконечность.  (Прямая)

- Что это за фигура: четыре стороны и все равны.  (Квадрат)

- Как называется фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны.

2.Сообщение темы и цели урока. Постановка задач урока учениками

Молодцы, вы верно выполнили задание. И, наверное, догадались, куда мы отправимся в путешествие? В страну Геометрия (раздел математики, который изучает фигуры, их свойства и т.д.).

- Послушайте стихотворение, определите, о какой семье идет речь?

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе  - друзья.

Дружнее  - не сыскать.

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать!

      Да, вы правы, и мы  побываем сегодня на планете Треугольников. Удивительно, но треугольник, несмотря на свою кажущуюся простоту, является неисчерпаемым объектом изучения - никто даже в наше время не осмелится сказать, что изучил и знает все свойства треугольника. Действительно, кто не слышал о Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолёты? А ведь сам треугольник таит в себе немало интересного и загадочного.

   Что мы уже знаем про   треугольники?(Три стороны, три угла, 3 вершины,  мы умеем

    находить его периметр…)

Сделав вывод из всего сказанного,  кто сформулирует тему и цель нашего урока?  

     Чему мы должны научиться на уроке?

Определите цель нашего урока. (узнать какие виды треугольников бывают)

Ребята, как всегда, используя наши слова-помощники, давайте поставим перед собой задачи урока

Научиться….. Научиться различать виды треугольников.

Развивать…..умения сравнивать, делать выводы

Воспитывать….

Ребята, будьте при этом внимательны, активны, математика — наука точная. Она требует, что бы мы   грамотно, четко, ясно излагали  свои мысли.

Если вы готовы, в путь!

(музыкальный фон «Земля в иллюминаторе»)

3. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний.

Вот мы и долетели до планеты. Но кто это преградил нам путь? Это стражники, требуют пропуск. Они хотят проверить, умеете ли вы различать геометрические фигуры и найти среди них жителя планеты.

Работа в парах.

У вас на столе фигуры, нужно обследовать их и найти лишнюю.  Работаем в парах, обсуждаем свои варианты ответов.

Квадрат     круг трапеция    треугольник  

(все варианты)

Квадрат  -все стороны равны;  круг – нет углов,  треугольник –из другого материала, трапеция – размером.

Какая фигура будет пропуском на планету?  Почему именно эта фигура?(3 угла, 3 стороны и 3 вершины)

- Это свойства треугольников.

Вы хорошо справились с заданиями и двери распахнулись.  

4. Открытие нового знания.  Работа с геометрическим материалом.

Нас встречают жители планеты Треугольников. На этой планете архитекторы так спроектировали город, что все дома, растения, животные, жители и даже  окна и двери треугольные.    Сейчас мы с вами поможем жителям планеты спроектировать новые дома.                                                                                                              

Прибор ориентир.

Практическая работа:  построение треугольников из магнитных  полосок разной длины.

У вас на магнитной доске прибора «Ориентир» в каждом углу лежат полоски.

         Возьмите в руки полоски, лежащие в левом верхнем углу  на  магнитной доске , сравните их длину.

Полоски какой длины ? (одинаковой длины)

Как сказать по-другому? (Равные)

Сложите из них треугольник. Каждая полоска –сторона треугольника. Полоски равные.

 Подумайте, как на планете Треугольников зовут  данный треугольник?

РАВНОСТОРОННИЙ, повторите и запомните.

         Возьмите в руки полоски, лежащие в правом верхнем   углу   магнитной доски, сравните их длины,  сложите из него треугольник.

Полоски какой длины вы использовали? (две длинные, одну короткую)

Чтобы правильно назвать этот треугольник, мы с вами узнаем, как правильно называются стороны этого треугольника.

Покажите нижнюю сторону –это основание.

Проведите рукой по двум другим сторонам . Это боковые стороны.

Две стороны – боковые (бедро), а третья сторона – основание. Какое имя носит этот треугольник, как вы думаете?  В геометрии этот треугольник называют

 РАВНОБЕДРЕННИЙ

Повторите.  Это слово вам нужно запомнить!!

        Возьмите в руки полоски, лежащие в правом верхнем   углу    магнитной доски, сравните,  сложите из него треугольник.

Полоски какой длины вы использовали? (разной)

Как называется этот треугольник?

РАЗНОСТОРОННИЙ

Это слово вам тоже нужно запомнить!!

Создание проблемной ситуации: построить треугольник из   2-х коротких и одной длинной полоски.

           И, наконец, берем полоски в правом нижнем углу. Строим из него треугольник.

Выявляем место и причину затруднения: Почему не получается?

Что такое треугольник? (замкнутая ломаная линия из 3 звеньев)

Почему ломаная линия не замыкается? (2 короткие, вместе взятые, короче длинной стороны.)

(в диалоге учителя и обучающихся выяснилось, что ломаная не замыкается, известные нам способы построения треугольников не подходят).

Докажите. (Дети для сравнения на длинную полоску накладывают две другие, и делают вывод)

Какой же можно сделать вывод? (вывод пробуют делать дети)

Вывод: не из всех отрезков можно построить треугольник. Никогда нельзя построить треугольник из 2-х коротких и одной длинной полоски, если их сумма меньше длины 3-й стороны.

Учитель: сумма любых двух сторон   длиннее третьей.

Можно ли назвать все построенные нами  треугольники братьями?  (Да)

По какому признаку? (По длинам сторон).

Как вы думаете, понравятся ваши дома жителям планеты?

5. Физминутка: Наше путешествие продолжается . Я вижу полянку для отдыха. Давайте немного отдохнем и сделаем космическую зарядку.         

Мы ногами – топ-топ.

Мы руками – хлоп-хлоп.

Мы глазами – миг-миг.

Мы плечами – чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к солнышку подняли!

                               

6. Первичное закрепление знаний. Работа с учебником.

- Итак, ребята, мы с вами провели исследование и дали название треугольникам. А  где мы можем убедиться в том, что мы сделали правильные выводы? (в учебнике)

- Верно. Чтобы продолжить наше путешествие и не заблудиться на чужой планете  нам поможет учебник. Сегодня он будет нашим путеводителем.

- На планете треугольников много птиц. Все они живут вот в таких домиках. Какие это геометрические фигуры ?

Ваша задача: распознать их по видам.

6.1 Работа с набором треуг-ов.(умение распознавать)

Покажите мне равнобедренный треугольник,

Почему именно этот?  Покажите равносторонний, разносторонний. Почему?

А теперь проверим, как вы запомнили их названия.Возьмите в руки самый маленький  треугольник.  Как он называется? (развитие математической речи).

 Аналогично 2 других треугольника.

6.2  Прочитать определения в книге.

Работа по готовым чертежам (отработать умение распознавать на чертежах виды треугольников)  С.61

-Определить по чертежам, какой из треугольников является равнобедренным, (разносторонним, равносторонним). Ответ обосновать.

-Как точнее доказать? (Измерить длины сторон)

6.2 На с.      Учебника:  Попробуйте распределить  треугольники   на группы  по номерам.

Ученики выполняют  задание.

- На какие группы вы разделили треугольники?

- Равносторонние (1, 4) и разносторонние (2, 3, 5)

- Верно. А может кто-то разделил на 3 группы? (если таких учеников нет, учитель сам делает объяснение)

- Из группы разносторонних треугольников можно еще выделить группу- равнобедренные треугольники. Кто скажет, какие это будут треугольники (3 и 2)?

6.3 Дифферинцированная работа : карточки с разноуровневыми заданиями.

Базовый уровень:

Сторона равностороннего треугольника равна 5 см,  найти его периметр.

Повышенный уровень:

Дан треуг. АВС. О нем известно: АВ=ВС=СВ = 5см.Что это значит? Как называется такой треугольник? Найти его периметр.

- Дан треуг. КМО. Известно, что КМ=МО =8 см, КО=4см.. Как назовем такой треугольник?

- Равнобедренный.

- Самостоятельно, найдите периметры этих треугольников.

Периметр вы находить умеете, а как найти площадь треугольника? Об одном из способов нахождения площади треугольника узнаете при изучении темы «Измерение площади фигуры с помощью палетки.

6.4. (На аппликации изображены деревья из треугольников, дети находят виды «по сторонам»)

К сожалению, у них на планете мало растительности. И жители просят помочь посадить у них  космодеревья? Поможем?

Ребята, а нет ли у нас готовых саженцев? Да, мы их «вырастили на уроках труда», только еще не знали имена треугольников. Сейчас мы высадим саженцы на планете, повторим, обобщим наши знания о видах треугольников.

Домашнее задание.  

Обязательный уровень: с.47 (по Брайлю) №4, распределить треугольники на 3 группы.

Творческий уровень:   составить карточки  для одноклассников, по 2 задачи  «Задачи на готовых чертежах».

Итоги урока. (3 мин.) Релаксация  и рефлексия детей.

 Наше пребывание на   планете Треугольников подходит к концу и нам пора расставаться с их жителями. Но о ней мы не раз еще вспомним!  

- Давайте подведем итоги путешествия. Закройте глаза и в полной тишине вспомните приятные моменты нашего урока.

- На какую планету мы летали?

- Что нового мы на ней узнали?

- Что особенно запомнилось?

Сегодня на уроке:

Я  узнал …..

Я  научился…

Мне  понравилось ….

Я бы хотел ….

Новые знания мне пригодятся…..

Где  в быту могут пригодиться знания о треугольниках, людям каких профессий? Приведите примеры использования этой фигуры в быту, в технике,  в промышленности…

Архитектору, повару, портнихе, инженеру…

(Обучающиеся могут привести  различные примеры: металлоконструкции  мостов и линий электропередач,  знаки дорожного движения, мостовая плитка, крыши домов, выпечка, сервировка стола и т.д.)

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны, сосредоточены на поставленной проблеме.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

- Спасибо за урок. Ребята, вы – молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)» (УМК «Начальная школа 21 века»)

   Тема: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)». Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, туп...

презентация "Геометрия вокруг нас" по теме "Треугольник, Виды треугольника" 2 класс

В данной презентации коротко и интересно дано представление о треугольнике, способах построения треугольников, видах и типах треугольника; также в презентацию включены  занимательные задания...

Урок геометрии 2 класс по теме Треугольник. Виды треугольников.

Урок разработан в рамках общеобразовательного модуля "Мир геометрии"...

Математика 3 класс "Виды треугольников.Треугольники в архитектуре".

Тема урока : Виды треугольников.( Треугольники в архитектуре.)Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.Цели урока:1.Познакомить с разными видами треугольников.2.Треугольники в жизни  (архит...

Урок математики в 4 классе. Виды углов, виды треугольников

Урок математики в 4 классе. Виды углов, виды треугольников...