технологическая карта урока математики "Уравнение"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
технологическая карта урока математики "Уравнение" типа a+5=7 для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 916 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок 11
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б».
Основные цели:
1) сформировать представление о понятии «уравнение», «корень уравнения», умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части;
2) актуализировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9, умение решать составные задачи на нахождение целого.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) изображение 2 шагов учебной деятельности;
2) карточка с изображением отрезка для задания № 1 (этап 2):
3) эталон «Отрезок и его части» из урока № 1, часть 2, М-1:
4) примеры с «окошками» для задания № 2 (этап 2):
5) уравнения для задания № 3 (№ 1, стр. 20), (этап 2):
6) образец для проверки задания № 2 (этап 6):
7) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) карточка с уравнениями для задания № 3 (этап 2) как Д-5, только в уменьшенном виде;
3) карточка с заданием на пробное действие:
4) карточка для групповой работы:
5) эталоны к уроку 11, часть 3, М-1.
6) карточки с заданием № 2 (этап 6):
7) карточка с заданием для самостоятельной работы (этап 7):
8) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности: Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого; 2) определить содержательные рамки урока: сложение двузначных чисел. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: 1) актуализировать правила нахождения части и целого, решение примеров с «окошками» способом подбора; 2) сформировать представление о понятиях «уравнение», «корень уравнения», решение уравнения способом подбора; 3) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; 5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока; 6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; 7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения; 5.Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания. 6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать уравнения на сложение с неизвестным слагаемым. 8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать повторение составных задач на нахождение целого. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным слагаемым; 2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 3) оценить собственную деятельность на уроке. | Организация учебного процесса на этапе 1: На доске вывешены шагов картинки с изображением учебной деятельности (Д-1). - Ребята, что вы видите на доске? (На доске расположены 2 шага учебной деятельности.) - Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Будем открывать что-то новое.) - Какое главное умение вы развиваетесь на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.) - Сегодня вы продолжите работать с числами. Как вы думаете, зачем на доске зафиксированы эти два шага? (Мы должны постараться сами «открыть» новое знание.) - Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу. Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Актуализация правила нахождения «части и целого». На доске карточка с изображением отрезка Д-2. - Итак, первое задание на повторение. Перед вами отрезок. Необходимо составить все возможные равенства. Учащиеся работают самостоятельно на планшетках. Один ученик у доски. - Проверяем ваши результаты. Проводится фронтальная проверка. - Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».) Учитель открывает эталон Д-3. 2) Актуализация состава чисел 1-9, решение примеров с «окошками». - А сейчас, я вам предлагаю потренироваться в умение считать. Учитель открывает на доске задание 2 (Д-4). - Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов не известен.) - Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».) - Вставьте числа в «окошки». Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводиться фронтально. Пример комментирования: - Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2. Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров. - Чем вы пользовались, когда подбирали число? (Составом чисел 1-9.) - Выпишите числа, которые вы подобрали. Расставьте числа в порядке возрастания. Один ученик работает у доски. - Что вы можете сказать об этих числах? (Каждое число увеличивается на 2, это четные числа.) 3) Формирование представления о понятиях «уравнение», «корень уравнения». Учитель убирает с доски все решенные примеры, кроме первого. - Ребята, как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента рисовать «окошко». (Нет.) - В математике принято вместо «окошка» писать буквы латинского алфавита. Учитель стирает в примере «окошко», а на его месте записывает букву х. - Это буква «икс». Произнесите все вместе хором. - Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать? Несколько учащихся вслух читают получившееся равенство. - Это равенство получило специальное название – «уравнение». - Уточним, что же такое «уравнение». (Это равенство, в котором один компонент не известен, он обозначен буквой латинского алфавита.) - Как вы думаете, что, значит, решить уравнение? (Найти неизвестный компонент.) - Верно, это число еще называют «корень уравнения». - Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений.) Учитель открывает тему урока. - Давайте потренируемся решать уравнения, находить корень уравнения. Учитель на доске открывает задание из учебника № 1 на стр.20 (Д-1), у учащихся на толах – уменьшенный вариант этого задания (Р-2) Задание решается фронтально у доски способом подбора. Вариант комментирования: - Во втором уравнении неизвестный мешок (корень уравнения) состоит из зеленого квадрата, так как он есть в «целом» и нет в известной «части» - Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, узнали, что называют уравнением, потренировались решать уравнения.) - Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.) 4) Пробное действие. - Сейчас я вам предложу новое задание, как вы его называете? (Пробное задание.) - Почему оно так называется? - Достаньте карточку для пробного действия. Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия Р-3. - Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.) - Что нового в этом задании? (Пока не знаем, так как похожие мы решали.) - Решите это уравнение за 1 минуту. Для выполнения этого задания учитель ограничивает время. Это делается для того, чтобы учащиеся не смогли правильно подобрать ответ. - У кого нет ответа? Учащиеся поднимаю руки. - О чём говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение.)
Учитель фиксирует на доске полученные учащимися варианты ответов.
Организация учебного процесса на этапе 3: - Что надо сделать? (Остановиться и подумать.) - А как вы будете это делать? (Мы разберёмся, почему возникло затруднение.) - Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.) - Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.) - Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Не удобно подбирать неизвестный компонент.) - Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.) - Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.) Организация учебного процесса на этапе 4: - Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ решения уравнений.) - Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно слагаемое, часть.) - Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».) - Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.) - Составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.) - Какой будет следующий шаг? (Решим уравнение.) - Какой будет третий шаг? (Проанализируем наши действия, сформулируем способ.) Организация учебного процесса на этапе 5: - Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.) - Выполните в группах первый и второй пункты плана. Ответственные от каждой группы получают листы (Р-4), на которых будет выполняться указанные пункты плана. При применении правила, учащиеся могут воспользоваться волшебными нитями. - Какие результаты у вас получились? На доске выставляются результаты работы групп. - Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть.) - Чему равна неизвестная часть? - В какой группе были допущены ошибки? Проводиться рефлексия результатов. - Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.) - Какое уравнение вы решали? (Уравнение, в котором неизвестна часть.) - Что необходимо выполнить сначала? (Определить, какой компонент неизвестен.) - Чтобы было удобно, я предлагаю прямо в уравнении выделять «части» и «целое». Учитель на доске записывает уравнение в общем виде, выделяет на нем «части» и «целое». - Что в данном виде уравнения неизвестно? (Неизвестна «часть».) - Что необходимо сделать? (Применить правило нахождения части: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.) Учитель записывает это правило в общем виде. В итоге получается эталон: - Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.) Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 11. Проводиться сравнение эталона. Учитель обращает внимание детей на определение понятия «уравнение», на предлагаемый эталон решения уравнения вида х + а = б. Обращается внимание детей на наличие отрезка и записи правила в буквенном виде. При этом на уроке может быть оставлен эталон, составленный совместно с учащимися. Важно обратить внимание на план комментирования решения уравнения. Учитель может подготовить эталон на доску. - Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать уравнения данного вида.) Организация учебного процесса на этапе 6: - Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении уравнений.) № 3, стр. 20. - Откройте в учебнике № 2 на стр. 20. Первое уравнение один ученик комментирует решение с места. - Решаем первое уравнение. (Определяю неизвестный компонент. Выделяю «целое» и «части». Неизвестна часть. Применяю правило: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть. Нахожу неизвестную часть. Это мешок, состоящий из двух красный кругов.) Второе уравнение один ученик решает комментированием у доски. Учитель заранее переносит это уравнение на доску. - Далее я вам предлагаю потренировать при решении уравнений с числами. Учащиеся достают карточку с уравнениями для тренировки Р-6. Первое уравнение решается у доски с комментированием. - Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.) - Выполните два других уравнения в парах. Проверка проводиться по образцу Д-6. - Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.) - Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки. - Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.) - Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.) Организация учебного процесса на этапе 7: Учитель раздает детям карточку с заданием для самостоятельной работы Р-8. - Решите предложенное уравнение. На выполнение задания отводится 2–3 минуты. - Проверьте. Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-7. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений. - У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.) - Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.) - Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.) - У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.) Организация учебного процесса на этапе 8: - Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.) - Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить № 6, стр. 21. № 6, стр. 21. - Откройте в учебнике № 6 на стр. 21. Прочитайте задачу. - Что вам может помочь решить задачу? (Эталон с прошлого урока.) Учащиеся открывают план комментирования задачи (из эталона к уроку 10). Учитель заранее переносит эту задачу на доску. Важно помнить, что необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу задачи. - Проанализируйте задачу. (В задаче известно, что на катке катались 2 мальчика, а девочек на 4 больше. Необходимо узнать все количество ребят. Чтобы узнать все количество ребят, необходимо сложить количество мальчиков и девочек. Мы это сделать не можем, так как не знаем количество девочек.) - Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько девочек каталось на катке, вторым действием ответим на вопрос задачи.) В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами, которые представлены ниже. - Что известно в задаче? - Что надо узнать? - Как ответить на вопрос задачи? - Можете ли сразу ответить на вопрос? Почему?
Один из учеников выходит к доске и записывает решение с наименованием и пояснением. Организация учебного процесса на этапе 9: - Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.) - Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения уравнений с неизвестным слагаемым («частью»).) - Достигли ли цели? Докажите. - Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите. - Кому не удалось, почему? - Оцените свою деятельность на лестнице успеха. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся. - Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит? - Какие же трудности у вас еще встречаются? - Где можно над ними поработать? | Регулятивные Оценивает свою работу по заданным учителем критериям,используя оценочную шкалу. Предлагает 2-3 критерия для оценки освоенных действий. Познавательные Наблюдает зависимости между компонентами и результатами арифметических действий,использовать их для упрощения вычислений.Уметь проводить несложные наблюдения и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные -старается договариваться,умеет уступать,находить общее решение. Личностные -проявляет интерес к способам решения новой частной задачи -проявляет спокойное отношение к ошибке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...