Фрагмент открытого урока по математике для 1 класса по теме: "Секрет сложения", по программе "Планета Знаний".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Фрагмент открытого урока по математике для 1 класса по теме: "Секрет сложения", по программе "Планета Знаний".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 13 г. Азова
КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема урока | Секрет сложения. Перестановка чисел в сумме. |
Предмет, тип урока | Математика. Открытие нового знания. |
Класс, УМК | Урок проводится в первом классе, УМК «Планета знаний». |
Цель урока | Познакомить с правилом перестановки слагаемых. |
Задачи урока на формирование у учащихся УУД | Личностные: Воспитывать трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь. Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке; отслеживание правильности работы товарища. Познавательные: Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, составлять равенства по рисунку, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Коммуникативные: Приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре. |
Оборудование | Презентация, набор геометрического и наглядного материала для каждой пары, наборное полотно, счётный и раздаточный материал, мячи и кегли. |
Методические рекомендации | |
На какое количество учебных часов рассчитана тема урока | 1 час |
Время проведения фрагмента урока | 25 минут |
Методические и учебные материалы, рекомендуемые для подготовки к проведению урока | «Математика» Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. |
Ход урока:
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Это учителя нашей школы.
- Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поздороваемся.
- И вам ребята, доброго утра и хорошего настроения.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Поприветствуйте друг друга.
(Соединяют пальчики по очереди, приговаривая….
Желаем успеха большого всегда, во всём и везде)
- Актуализация знаний:
- Ребята, нам сегодня пригодится знание компонентов при сложении. (2 щелчка)
(на интерактивной доске появляется пример:
4 + 3 = 7
- Как называется эта математическая запись? (сумма)
- Прочитайте её, пожалуйста.
(Дети читают разными способами).
- А кто может назвать компоненты при сложении?
(Дети называют компоненты при сложении (первое слагаемое …, второе слагаемое, значение суммы). (3 щелчка)
Появляется памятка с названием компонентов.
- Ребята, сегодня, по дороге в школу я встретила Карлсона и Малыша. (щелчок)
Они поссорились. (щелчок) (аудиозапись «Не реви…..»)
Я позвала их с собой и обещала, что мы с вами сможем их помирить и открыть им один «секрет». Как вы думаете, у нас это получится? (Да).
- Хотите узнать из-за чего они поссорились?(ДА)
- Послушайте….
- Вчера они ходили на рыбалку. (щелчок)
- Малыш поймал 5 рыбок, (щелчок) а Карлсон поймал 3 рыбки. (щелчок)
- Им стало интересно, сколько рыбок они поймали всего.
И каждый из них записал своё решение.
- Они устроили спор. Малыш утверждает, что верное решение
(прошу прочитать детей) 5+3 = 8, а Карлсон, что (читают дети) 3+5 = 8. (щелчок по звуку вверху)
- Как вы думаете, кто из них прав? (Выслушиваю ответы детей)
(Если дети говорят, что правы оба, то я …..
- Давайте узнаем, доволен ли Карлсон нашими ответами? (щелчок по звуку внизу)
(аудиозапись «Ну, я так не играю») (Мы его не убедили)
3. Постановка проблемы.
- Мнения разделились. Какая проблема у нас возникла?
(Ответы детей)
(На доске появляются записи:
- Проблема: (2 щелчка)
Кто прав?
5 + 3 = 8
3 + 5 = 8
-Рассмотрите записи. Подумайте и скажите, что изменилось?
(Слагаемые поменялись местами).
(На доске появляются записи:
- Что изменилось?
Слагаемые поменялись местами.
- А значение суммы изменилось?
- Сумма изменилась?
Нет.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Вывод: (щелчок)
От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
4. «Открытие детьми нового знания»
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых?
(Нет, не достаточно).
- Может быть только эти числа так себя ведут. Может только при их перестановке значение суммы не меняется. В математике много чисел.
- Напомните, пожалуйста, что нам надо доказать? Цель … (щелчок)
- Нам необходимо доказать, можно ли переставлять местами слагаемые.
- Как мы можем это сделать?
(Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы).
- Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование.
Исследовать – это значит понять, установить.
Каждый из нас – исследователь. Мы все равны. Мы - товарищи по работе.
- Докажем
- Я предлагаю вам поработать в парах. (щелчок)
- Вспомним правила работы в парах.
(Дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу).
- Когда работаем в паре, мы помогаем и объясняем друг другу, если возникли затруднения.
- Чтобы было наглядно, я приготовила для вас помощников.
На партах в конвертах лежат различные фигуры.
Каждая пара получает фигуры разных цветов:
1 - 3 пары: 1красный и 4 желтых кружочка;
4 - 6 пары: 5 желтых и 3 красных квадратика;
7 - 9 пары: 6 желтых и 2 красных треугольника;
10 - 13 пары: 3 красных и 4 желтых прямоугольника.
- Каждая пара с их помощью будет составлять схемы своих примеров и записывать их решения на магнитных досках. Затем мы проверим то, что получилось, у доски.
- Наметим план исследования. (появляется на доске) (2 щелчка)
(щелчок)
1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.
(щелчок)
2. Запишите выражения и сравните результат.
(щелчок)
3.Сделайте вывод.
- Договоритесь между собой, кто будет отвечать.
- Подготовьте свой ответ по образцу: (на парте)
У нас получились примеры…..
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..
- Чтобы выполнить эту работу у вас есть 2 минуты.
- Приступайте!
(Дети составляют и записывают примеры)
- Покажите свои записи.
(2-3 пары выходят к доске, выставляют на наборном полотне и записывают суммы, объясняя правило перестановки слагаемых по образцу: (4 щелчка)
Вывод:
- Так какой же вывод мы можем сделать по окончании нашего исследования? (щелчок)
(На доске появляется надпись: От перестановки слагаемых сумма не меняется).
- Подтвердилось наше предположение?
- Давайте ещё раз проверим наше утверждение.
- Сейчас я вам покажу сладкое правило.
(Показываю яблоко, разрезанное пополам. Соединим половинки, получим целое.
Поменяем половинки местами, снова целое то же самое яблоко.
- Где в жизни можем применить этот закон?
(Ответы детей)
- Кто может продемонстрировать это правило сложения на одноклассниках?
(1 ученик выходит к доске и выстраивает в нужном порядке детей)
- Выйдите к доске 3 мальчика и 2 девочки. Сколько всего детей у доски?
Поменяйтесь местами мальчики и девочки. А сейчас?
- Покажите мне свои ладошки. Сколько пальцев на одной руке? А на двух?
- Поменяйте ладошки местами. А сейчас?
Вывод: : От перестановки слагаемых сумма не меняется.
- Дети, как вы думаете, мы правильный вывод сделали? Мы не ошиблись?
- Где мы можем проверить, правильный ли вывод мы сделали?
(в учебнике). Откройте учебник по закладке. Прочитайте….
- А почему этот закон называется «секрет» сложения?
- Кто же из героев прав? (Оба)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется).
- Как можно изобразить это правило?
С помощью схемы.
Возьмите конверт № 2. Достаньте карточки.
Покажите с помощью этих геометрических фигур наше правило перестановки слагаемых. (Каждой паре даётся набор геометрических фигур – по 2 квадрата и 2 круга, 2 карточки со знаком +, 1 карточка со знаком =)
(Дети составляют памятки) На работу 2 минуты.
+ = +
+ =
+
Учитель:
– Как вы рассуждали при составлении памятки? (1 представитель от каждой пары отчитывается о работе своей пары)
Учитель:
– Какое правило вы использовали при составлении памяток?
Дети:
– Правило перестановки слагаемых. (щелчок)
Учитель:
– Вот, пожалуй, такую памятку мы и пошлём Карлсону и Малышу, чтобы они не ругались больше и помнили, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.(Закрепляю на доску памятки рядом с рисунками героев мультфильма)
- Проблема решена! Мы сделали открытие!!! Какое?
(4 щелчка)
- Посмотрите как радуются Карлсон и Малыш! Они благодарят вас за помощь!
Понимание смысла перестановки слагаемых. Для чего?
- Ребята, как вы думаете, а для чего нам надо это правило?
Чем оно нам может помочь? Давайте проведём эксперимент.
Вызываю к доске одного ученика.
- Перед ним две группы предметов (5 кегель и 1 мяч).
Надо сложить их в одном месте вместе.
- Как сделать удобнее? Быстрее (легче)?
(быстрее к 5 добавить 1)
Работа в парах.
- Дети, которые сидят на 1 варианте, возьмите 4 квадрата красного цвета.
А дети, которые сидят на 2 варианте, возьмите 2 синих квадрата.
Положите каждый свои квадраты перед собой. Надо сложить их вместе. Как это сделать быстрее, удобнее?
Вывод:
- Какой мы вывод можем сделать?
- Удобнее к большему числу прибавить меньшее.
- Что при этом происходит со слагаемыми? (меняются местами)
- А меняется ли значение суммы? (нет)
Первичное закрепление:
- Я хочу проверить, как вы уяснили «секрет» сложения.
(можно поработать с интерактивным учебником стр. 81, № 4, 5)
ИЛИ:
- Соедините равные суммы.
5 + 7 2 + 8
9 + 2 6 + 3
6 + 4 9 + 2
3 + 6 4+ 6
8 + 2 7 + 5
Игра «Ловушка»
3 + 4 = 4 +…
2 +1 = … + 2
5 + … = 3 + 5
Рефлексия.
Интерактивный метод «Интервью».
- Спросите друг у друга, с каким правилом мы сегодня познакомились? Какой «секрет» сложения раскрыли?
Наш урок заканчивается.
Оцените себя с помощью квадратов.
Синий – “Я – молодец, справился сам”
Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.
Спасибо за старание.
Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно.
Ребята, Карлсон и Малыш благодарят вас за помощь и обещают не ссорится.
Они просили меня передать вам эти конфеты. Вы же знаете как Карлсон любит сладкое!
Давайте встанем, поблагодарим наших гостей.
Дорогие гости, спасибо за внимание! Мы ждём вас в гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"
Открытый урок по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....
Открытый урок по математике 1 класс по теме "Сложение и вычитание чисел первого десятка"
Открытый урок по математике в 1 классе на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-147566-1356462599.jpg)
Открытый урок по математике 4 класс «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Систематизация теоретических знаний по изучаемой теме и проверка умения применять эти знания при решении практических заданий. Изучение правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинако...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/03/picture-1019063-1522765080.jpg)
Открытый урок по математике. 3 класс. Тема: Единицы массы. Грамм. УМК "Планета знаний"
Открытый урок по математике по теме " Единицы массы. Грамм" УМК "Планета знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-1202028-1577245904.jpg)
Фрагмент открытого урока по математике "Уменьшить на/увеличить на"
Представлен фрагмент открытого урока на тему "Уменьшить на.../увеличить на..."...
Открытый урок по математике 2 класс. Тема: «Закрепление пройденного. Сложение и вычитание в пределах 100»
Разработка открытого урока по математике для 2 класса. С презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/01/picture-871772-1483278484.jpg)
Фрагмент открытого урока по математике в 1 классе по ФГОС с элементами финансовой грамотности, с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление".
Фрагмент урока по математике в 1 классепо ФГОС с элементами финансовой грамотности,с использованием мультимедийной презентации "Число и счёт. Арифметические действия. Закрепление"...