«Измерение площади фигуры с помощью палетки» математика,4-й класс
Цель: -Найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки; Задачи урока: 1.Учить анализировать геометрические фигуры. 2.Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи. 3.Создать условия для самостоятельного поиска знаний. 4.Совершенствовать умение решать задачи. 5.Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе. Оборудование: Дидактические раздаточные материалы к учебному занятию, учебник "Математика", 4 класс, М. И. Моро; палетки. Ход учебного занятия: 1.Организационный момент: Учитель: Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Дети: Каждый хочет получать Лишь оценку "5". 2. Сообщение темы урока Учитель: Ребята, мы вновь погружаемся в мир нескучной математики. Сегодня познакомимся с геометрическими фигурами, площадь которых находим новым способом. А каким, узнаем на уроке. У нас всё получится. 3. Актуализация знаний Учитель: Что такое площадь? В каких единицах она измеряется? - Назовите, какие геометрические фигуры вы узнали? (квадрат, прямоугольник, овал, многоугольники и фигуры без углов.) -Площади каких фигур вы умеете находить? -Найдите площадь квадрата и прямоугольника. -Чему площади равны ?- Кто решил неверно? - Какая ошибка допущена? - Проверка решения по записи на доске. (самопроверка) Физминутка - Вы наверное устали? -Да! - И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш!" Пошипели, помолчали И как зайки, поскакали. Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. 4. Работа по теме урока а) Постановка учебной задачи. Учитель: Посмотрите на оставшиеся фигуры. - На какие две группы они делятся? (Многоугольники и фигуры без углов) - Где в окружающей жизни встречаем фигуры с кривой линией? - Как же найти площади оставшихся фигур? б) Практическая работа (проверка гипотез, методов решения проблемы) Учитель: Возьмем овал. -Как же найти площадь овала?
На партах у учеников тоже овалы. Ученики предлагают свои варианты нахождения площади данной фигуры. (учитель доказательно отвергает предложенные варианты):
1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки; 2)расчертить фигуру на квадраты; 3) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку.
- Тетрадный лист можно брать, когда овал кладем на лист. А если наоборот, то через тетрадный лист (показываю) не видно фигуры. Как быть?
Вывод: Значит, квадраты чертим на прозрачную пленку.
- Ребята такая пленка называется:( читаем определение в учебнике)-ПАЛЕТКА. Работа с палетками. - На какие квадратные единицы разделена ваша палетка? - Можно ли изготовить палетки в кв. мм, кв.дм, кв.м? в) Первичное усвоение знаний .
- Накладываем на фигуру палетку. - Считаем полные квадраты.
А как быть с неполными квадратами? Ученики предлагают свои варианты, среди них нужный ответ: - Считаем все неполные квадраты и делим их на 2. -Найдите площадь овала. г) Попробуем вывести алгоритм нахождения площади фигуры с помощью палетки. На доске: Алгоритм 1. Наложить палетку на фигуру. 2. Сосчитать число а целых клеток внутри фигуры. 3. Сосчитать число b клеток, входящих в фигуру частично. 4. Сосчитать приближенное значение площади. S » a + b : 2 (если число b нечетное, то увеличить или уменьшить его на 1). |
Д)А можно записать схематично:
V. Практическая работа 1. У. Нарисуйте на листе бумаги какую-нибудь замкнутую линию и найдите площадь фигуры, ограниченной этой линией. Дети выполняют задание в тетради, находят площадь, называют свои ответы. 2.У.– Начертите циркулем окружность радиусом 4 сантиметра, найдите с помощью палетки площадь получившегося круга. Дети находят площадь. VI. Закрепление пройденного материала 3. У. Найдите задание 265 на странице 50. Задание выполняем по вариантам: вариант 1 – первая часть номера, вариант 2 – вторая часть. Дети самостоятельно выполняют задание. У.– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу ваших соседей. Дети делают проверку. 4.У.– Вычислите периметр и площадь многоугольника. На доске: Ученики выполняют задание по вариантам: вариант 1 – находят периметр, вариант 2 – находят площадь. На доске: Р = 16 +15 +21 + 9 +7 + 36 Р = 104 дм S =15 х 16 + 21 х 9 S = 429 дм2 |
5.У.– Решите логическую задачу. Для каждой фигуры объясните, почему она лишняя. На доске: Д. -Сначала уберем фигуру В, так как среди четырехугольников – треугольник.-Затем уберем фигуру С, так как останутся фигуры с попарно равными сторонами. -Уберем фигуру D, так как в ней углы не прямые. VII. Самостоятельная работа У. Выполните упражнения 267 и 262. Дети выполняют работу и сдают тетради. VIII. Итог урока У.- С помощью какого инструмента вы научились находить приближенное значение площади фигуры? Д.- С помощью палетки. У. -Какой формулой вы пользовались? Д. -S = а + в:2 У. -Кто из вас научился выполнять приближенное вычисление площади фигуры?- Кто доволен своей работой?-Кому ещё нужно потрудиться? Дети поднимают руки. IХ. Домашнее задание. |