Урок математики на этапе адаптации в 1 классе Тема: Обобщение.Однозначные числа, числовой ряд УМК "Гармония"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Обобщение знаний учащихся по теме: «Однозначные числа. Числовой ряд».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnoznachnye_chisla_chislovoy_ryad_obobshchenie_urok_matematiki_na_etape_adaptatsii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики на этапе адаптации в 1-г классе
Тема: Обобщение.Однозначные числа, числовой ряд
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме: «Однозначные числа. Числовой ряд».
Задачи
Образовательные:
- Проверить знания последовательности чисел в числовом ряду.
- Закрепить усвоение операций присчитывания и отсчитывания.
- Совершенствовать приобретенные навыки и умения по изученной теме.
Развивающие:
4. Прививать у учащихся познавательный интерес к знаниям, к предмету математика; развивать творческие и познавательные способности (память, внимание, речь, мышление).
Воспитательные:
5. Формировать трудовые, учебные и нравственные качества личности: уважение друг друга, взаимопомощь; умение работать в коллективе, прилежание и трудолюбие; радости успеха, ответственность, дисциплинированность.
Здоровьесберегающие:
6. Предохранять детский организм от утомления и повышения функционального напряжения, т.е. строить учебную работу с учётом динамики работоспособности (3–5 мин – врабатывание; 10-15 мин – оптимальная работоспособность; 5-7 мин – неустойчивая работоспособность, утомление).
Оборудование: мультимедийная презентация, опорные карточки-сигналы, цифры, иллюстративный материал, учебники, рабочие тетради.
Ход урока
Слайд 1 («Математика»)
1.Организационный момент
- Ребята, наш урок сегодня несколько необычный: к нам пришли гости. Повернитесь к ним. Поздоровайтесь (Дети хлопают). Улыбнемся гостям и друг другу. Скажем любимое наше утреннее приветствие:
Я с улыбкой, песней утром
Выйду к травам, людям, птицам-
И веселым, интересным
День мой должен получиться.
- Повернулись к доске. Садитесь. Ребята, постараемся наш урок сделать интересным, т.е. таким, чтобы он всем понравился! Согласны? (Ответы детей)
Ну а чтобы урок удался, нам никак не обойтись без важных правил.
Слайд 2 («Правила посадки при письме», «Правила ответа стоя у парты»)
- Вспомнили эти правила?
- Из правил хорошей работы назовите главные слова (Дети называют слова: «Тихо» - «Работаем тихо», «Дружно» - «Играем дружно», «Говорим по очереди» - «Один говорит, другие слушают». Учитель обращает внимание детей на опорные карточки «Правила хорошей работы»).
- Итак, все готовы!
- Ладошки потираем!
Слайд 3
Обобщающий урок математики начинаем,
И «Шапочку размышлений» надеваем. (Проводится упражнение мозговой гимнастики «Шапочка для размышлений». Упражнение улучшает внимание, ясное восприятие, речь.)
2. Сообщение темы урока и его задач
(Учитель продолжает)
- «Шапочку не снимаем» и считаем: (при счете дети используют жесты, указывающие на присчитывание и отсчитывание предметов).
Дети считают: 1,2,3,4,5,6,7,8,9; 9,8,7,6,5,4,3,2,1.
- Что мы назвали, ребята? (Числовой ряд)
(На доске открывается опорная таблица числового ряда)
- Молодцы! Вы его узнали.
- Скажите, что обозначали ваши жесты? (Приемы присчитывания и отсчитывания по одному)
- Кто догадался, что является на уроке сегодня самым главным? (Числовой ряд)
- Значит, ваша главная задача на этом уроке вспомнить изученное о числовом ряде и проверить себя, все ли будет понятно на уроке. А помогать вам будет ваш друг Циферка. (На доске иллюстрация математического мальчика – Циферки, в руках которого карточки: «Соображайка», «Поиграйка», «Думайка», «Угадайка», «Вспоминайка»).
3.Закрепление изученного материала
1) «Соображайка»
- Когда мы пользуемся числовым рядом? (При пересчитывании предметов)
- Как получается числовой ряд? (Добавляли по 1)
2) «Поиграйка»
Слайд 4
- Узнали русскую народную песенку-потешку? Но почему ее циферка назвал еще и математической? (Проводится игра-физминутка)
На горушке
Три забора,
Три избушки,
Три Егора.
Справа - дедушка Егор,
Слева – дядюшка Егор,
А у среднего забора
Не Егор, а пол-Егора,
Потому что он пока –
От горшка два вершка.
- Что же в ней – «математическое»? (Дети называют: понятия «справа», «слева»; числа 2, 3 (3 Егора, 3 забора, 3 горушки, 3 избушки); 4 («вершок» - старая русская мера длины, равная чуть-чуть больше 4 см – 4,4 см).
(На доске модели цифр: 3,2,4)
- Вспомните, ребята, в каком порядке эти числа находятся в числовом ряду?
(Ученик у доски выставляет цифры в нужном порядке: 2,3,4)
- Как называется такой порядок чисел? (Порядок возрастания)
- Назовите эти числа в порядке убывания. (Дети называют: 4,3,2)
3) «Думайка»
(Учитель обращает внимание детей на слайд 4)
- Ребята, представьте, что мы оказались на берегу этого озерца. А там…
Мокренькие спинки,
Ножки как пружинки.
- Кто это? (Лягушки) (На доске открывается рисунок озера, на середине которого карточка с цифрой 4; на берегу озера сидит в травке 3 лягушки (аппликация «Лягушки в травке».)
- Сколько лягушек нырнуло? (Учитель показывает на цифру 4)
- А на берегу ещё остались … (Открывается аппликация «Лягушки в травке», 3 шт.)
- Сколько их станет, когда они все окажутся в воде? Как это узнать? (Присчитать к четырём по одной)
(Учитель показывает на 4, затем – на лягушек; дети присчитывают по 1 и считают вслух все вместе: 5, 6, 7)
- Будет 7!
- Как узнали? (Присчитывали по 1)
(Учитель открывает вторую иллюстрацию на доске: озеро, на нём цифра 7, к берегу «направляются» 2 лягушки)
- А если 2 лягушки вернутся на бережок, сколько других лягушек останется в воде? Как узнать?
(Отсчитать две лягушки: 7, 6, - впереди ещё 5. Значит, осталось 5.)
- Как же мы узнали? (Отсчитывали по 1)
Физминутка
- А теперь вы - не ребята, а дружные весёлые …лягушата!
-Встали!
- Лиля – лягушонок, помоги, пожалуйста, нам провести «Отдыхайку»!
(Выходит девочка-ученица и проводит физминутку «Лягушки-попрыгушки»)
Мы - лягушки-попрыгушки,
Неразлучные подружки.
Животы зелёные,
С детства закалённые.
Не грустим мы и не плачем,
Дружим, не ругаемся,
Целый день по лужам скачем,
Спортом занимаемся.
- Садитесь. Спасибо, Лиля! Да, спорт – это сила, здоровье и красота!
- Кто из вас, ребята, тоже спортом занимается: делает по утрам зарядку, бегает на лыжах зимой? Как ещё можно укреплять здоровье? (Ответы детей)
4) «Угадайка»
Ростом малы, да удалы.
Мячом в них бросаю
И всё сначала начинаю!
- О чём спрашивает вас Циферка? (Отгадка: кегли)
- Кто сбивал кегли мячом?
- Ребята, сегодня кегли – математические! Нужно выполнить задание в учебнике №116 на с. 53.
(На доске заранее сделана запись:
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7)
- Рассмотрите четыре картинки и подумайте, какой картинке соответствует каждый ряд чисел.
(Дети самостоятельно, затем в парах выполняют задание. После – варианты ответов обсуждаются во фронтальной работе.)
В завершении работы проводится итоговое упражнение:
- Ребята, что интересного заметили? (Рядов – 3, а табличек – 4)
Давайте восстановим справедливость: запишем в тетради ряд и для оставшейся группы предметов. Каким он будет? Подумайте самостоятельно.
(Проводится самостоятельная работа. После – работа проверяется. При письме учитель следит за посадкой, обращает внимание детей на опорные таблицы «Сиди правильно».)
4. Итог урока
Слайд 5 «Вспоминайка»
- Давайте, ребята, Циферке расскажем, что на уроке вспомнили и повторили?
(Сначала дети вспоминают и называют то, что им запомнилось с урока. После открывается слайд, позволяющий детям вспомнить все вопросы повторения.)
Слайд 6
(вершок (4); 3 4 ; высокий – низкий; вправо, влево, между; 1 2 3 4 5 6 7 8 9)
Слайд 7 («Молодцы»
- Как много вы вспомнили и повторили! А ведь главным должен был быть числовой ряд! Зачем же нам всё остальное? (Учитель держит карточку с вопросом «Зачем?». Ответы детей.)
(Учитель обобщает)
- Зачем важно повторять, вспоминать то, что учили раньше?
(Больше будешь знать. Лучше запомнишь изученное. Знания нужны в жизни!)
- Кому понравилось трудиться?
- Было ли что-то непонятно?
Всем спасибо за совместную работу и, конечно же, ребята, не забудем поблагодарить и Циферку. Спасибо!
Самоанализ урока математики в 1-г классе
на этапе адаптации
Методическая тема, над которой работаю в течение 3-х лет и по которой аттестуюсь, - «Психофизиологические основы эффективной организации учебной деятельности младших школьников». Определение целей и задач данного урока (как и всех других), построение содержания, выбор форм и приёмов работы с учебным материалом осуществляю с опорой на основные принципы и условия эффективной организации учебной деятельности младших школьников: создаю детям такие условия работы, в которых ребёнок не испытывал бы чрезмерного напряжения и утомления для достижения главной цели обучения – качество; методики и технологии обучения соотношу с возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; соблюдаю адекватность требований возрастным возможностям и индивидуальными особенностями учащихся.
/С этой целью (что очень важно на этапе адаптации) провела диагностическое обследование первоклассников «Готовность к школе», «Уровень адаптации». К этой работе привлекла родителей и воспитателей ДОУ; обработку некоторых результатов проводила с участием школьного психолога./
Тема: Обобщение Однозначные числа числовой ряд
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме: «Однозначные числа. Числовой ряд».
Задачи
Образовательные:
- Проверить знания последовательности чисел в числовом ряду.
- Закрепить усвоение операций присчитывания и отсчитывания.
- Совершенствовать приобретенные навыки и умения по изученной теме.
Развивающие:
4. Прививать у учащихся познавательный интерес к знаниям, к предмету математика; развивать творческие и познавательные способности (память, внимание, речь, мышление).
Воспитательные:
5. Формировать трудовые, учебные и нравственные качества личности: уважение друг друга, взаимопомощь; умение работать в коллективе, прилежание и трудолюбие; радость успеха, ответственность, дисциплинированность.
Здоровьесберегающие:
6. Предохранять детский организм от утомления и повышения функционального напряжения, т.е. строить учебную работу с учётом динамики работоспособности детей данного возраста (3–5 мин – врабатывание; 10-15 мин – оптимальная работоспособность; 5-7 мин – неустойчивая работоспособность, утомление).
Тип урока
Обобщение и систематизация знаний и умений
Дидактическая цель
Создать условия для систематизации учебного материала, выявления уровня овладения системой знаний по теме «Однозначные числа. Числовой ряд».
Подготовительный этап учебного занятия
Для создания оптимальных условий взаимодействия с учащимися:
- продуман план урока,
- составлен подробный конспект занятия, что позволяет увидеть и проанализировать используемые формы преемственности обучения на конкретном материале;
- обеспечена готовность каждого ученика к уроку (первоклассники имеют всё необходимое для работы: учебники с закладками, тетради, ручки, карандаши);
- для организации индивидуальной работы ученику (Тарасову С.) заранее объясняется дополнительное задание (чтобы на инструктаж не терять времени на уроке и не создавать ситуацию ненужных вопросов, которые могли бы травмировать ребёнка);
- классное помещение для детей и взрослых подготовлено (обязательное проветривание на перемене, организовано дежурство по классу).
Анализ структуры и организации урока
- Структура и организация урока соответствует его целям;
- прослеживается целостность, логическая последовательность и соотношение частей урока, их взаимосвязь;
- организационное начало служит созданию эмоционального настроя, показывает значимость учебного труда, обеспечивает желание детей заниматься трудным для них делом, особенно на данном этапе – этапе адаптации, - учиться учиться;
- плотность, насыщенность, темп, распределение времени урока между его этапами соответствуют возрасту, интеллектуальным и психофизиологическим возможностям и особенностям первоклассников.
Анализ содержания учебного материала
- Избранная последовательность реализации учебного материала объясняется индивидуальными и возрастными особенностями организма учащихся;
- учебный материал соответствует программе и уровню требований по данной теме;
- выдержано соотношение практического и теоретического материала;
- имеет место связь изучаемого с жизнью.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку
- Выполняемая на уроке работа соответствует поставленным целям;
- выбор методов работы (наглядно-иллюстративный, практический - работа с учебником, дидактическим материалом и т.д., словесный - беседа, частично-поисковый (проблемный) - вопросы, требующие решение проблемы) соответствует возрасту учащихся, особенностям их развития, содержанию учебного материала;
- выбор форм работы – коллективная, дифференцированная (индивидуальная) – определился структурой урока и содержанием учебного материала;
- особенности иллюстративно-наглядного материала (опорные карточки, модели цифр, сказочный герой Циферка, мультимедийная презентация, счётный материал – аппликация) – это яркость и новизна. Смена видов деятельности оказывает положительное влияние на внимание учащихся. Используемая наглядность способствует запоминанию учебного материала.
- На уроке используются возможности образно – слуховой памяти, а также таких видов памяти, как зрительная и моторная с учётом личностных особенностей памяти детей 7-летнего возраста;
- в ходе работы дети обучаются приёмам логической обработки материала;
- преобладает практически-действенное и наглядно-образное мышление, что характерно для данного возраста учащихся;
- дети учатся оценке и самооценке мыслительной деятельности;
- на уроке имеют место индивидуализация и дифференциация в обучении и воспитании;
- осуществляется взаимосвязь образовательных, воспитательных, развивающих и здоровьесберегающих аспектов урока.
Деятельность учителя осуществляется с учётом методики работы адаптационного периода учащихся:
- продумывается закрепление и обобщение изученного материала;
- число видов учебной деятельности (норма: от 4-х до 7) – соответствует норме; продолжительность и частота разных видов учебной деятельности – в достаточной мере;
- имеют место и наличие эмоциональных разрядок, чередование поз, физпаузы.
На данном уроке преобладают положительные эмоции, что подтверждает достаточный психологический климат.
Вывод
Урок поставленных целей достиг, соответствует условиям здоровьесберегающей педагогики.
Самоанализ урока провела Дармограй В.И.
Октябрь, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе (УМК "РИТМ") "Сравнение чисел. Числовые лучи с разными шагами (единичными мерками)"
Урок математики был проведен в 1 классе по УМК "РИТМ" (автор Э.И.Александрова). Учащиеся научились строить числовой луч и с его помощью сравнивать числа. Дидактическая цель: создать услови...
Урок математики в 1 классе по теме "Выражение. Значение числового выражения".
Урок математики в 1 классе по теме "Выражение. Значение числового выражения"....
Конспект урока математики в 1м классе по теме "Состав числа 7. Числа 1-7"
Урок математики составлен по программе "Школа 2100"...
Урок математики в 4 классе "Арифметические действия над числами. Умножение на двузначное число."
Тема :: " Арифметические действия над числами. умножение на двузначное число"...
Конспект урока математики в специальной коррекционной школе 8 вида "Число и цифра 4. Числовой ряд"
Конспект урока математики в 1 классе специальной коррекционной школе 8 вида. Тема: Число и цифра 4. Числовой ряд 1- 4.Тип урока: Урок изучения нового материала.Образовательные задачи: формировать у уч...
Разработка урока математики школьного этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2021" на тему:"Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида + 5,+6,+7,+8,+9"
Урок по математике был проведён учителем во время школьного этапа конкурса "Учитель года 2021" 27 января 2021 года...
Презентация к уроку математики во 2 классе на тему: ""Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа действием делением"
Данная презентация была составлена как дополнение к уроку № 1 из раздела "Таблица умножения однозначных чисел" . Предназначена для использования на отдельных этапах урока: при оф...