"Слагаемые. Состав чисел 5 и 6"
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Слагаемые. Состав чисел 5 и 6.
Цель урока: познакомить с терминами «слагаемое», «сумма», учить использовать их при чтении записей. Познакомить с составом чисел 5 и 6.
Тип: изучение нового материала.
Форма: путешествие по сказкам.
Технология: игровая.
Ход урока
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встречи здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас ребята, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Мне очень приятно приветствовать каждого из вас на уроке.
- Анита, поприветствуй гостей от всего нашего класса.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали:
Хорошо ли мы умеем
И писать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного. (Садятся)
- Ребята, я сегодня получила письмо от одного сказочного персонажа, он сообщил, что попал в беду и ему нужна помощь. О ком идет речь?
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
С новой азбукой подмышкой -
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ... (Буратино)
- Знаете ли вы автора этой замечательной книги? (Алексей Николаевич Толстой). Эта книга обязательно дождется вас на полках нашей классной библиотеки.
- Ребята, из письма я узнала, что Буратино потерял свой золотой ключик, а Карабас-Барабас и Дуремар его нашли. Каждый хотел взять ключик себе, и когда они его тянули друг у друга, ключик лопнул и рассыпался на части.
- Буратино просит о помощи, он бы хотел чтобы мы отправились по страницам сказки и помогли ему найти части от ключика. Возможно тогда можно будет собрать ключик и открыть потайную дверцу в мир знаний.
- Ребята, поможем Буратино? Хотя путь к нему будет труден, тернист, полон заданий и приключений. Как вы думаете, справимся с заданиями ? Тогда поехали: (встают)
Паровоз
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места! (Дети садятся за парты)
Ребята, наш паровоз прибыл "В страну Дураков", но встречает нас ни Буратино. А кто же?
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас-Барабас)
Карабас-Барабас говорит, что нет у нас пути ни назад, ни вперед, пока мы не выполним его задания. Он желает поиграть с вами в игру: «Поспевай, не зевай!» - дай ответ, не поднимая руки.
- Когда падает снег?
- Самое большое однозначное число?
- Сколько дней в неделе?
- Кто первым тянул репку?
- С чего начинается дружба?
- Какой гриб растёт под берёзой?
Карабас-Барабас говорит:
"У меня вопросов нет,
Вот вам всем один билет.
В страну Дураков поспешайте,
Буратино из беды выручайте."
Раз смогли ответить на мои задания, получайте часть от золотого ключика.
Не успели мы и шагу шагнуть,
Как перед нами вновь загорожен путь.
А ну, ребята, посмотри,
Кто же стоит у нас на пути?
Хулиганили в округе
Кот Базилио с подругой...
Притворялась доброй лиской
Хитрая лиса (Алиса)
Чтобы вас дальше пропустить опять
Надо вам знания свои показать!
- Считаем от 3 до 8, от 9 до 4, от 5 до 10, от 7 до 2. - игра с мячом.
- Игра: Покажи цифры по порядку: - соедини линией
4 | 9 | 1 | 5 | |
6 | 10 | |||
7 | 2 | 8 | 3 |
- «Помоги Алисе» - подними карточку - вставь пропущенные числа - 1, 2, 3, _, 5, 6, 7, _, 9, 10.
Работа с математическими карточками (дети выкладывают на столе)
- Посчитайте, сколько вагончиков у вас в паровозике.
- какое число при счете стоит перед числом 9?
- какое число при счете следует за числом 5?
- какое число больше, чем 3, но меньше 5?
- какое число находится между числами 2 и 4?
- какое число стоит слева от числа 2?
- В каком порядке выстроились числа? (числа стоят в порядке уменьшения)
- По тропинке вместе с нами идут числа в два ряда.
Мы с лисой желаем знать, где здесь натуральный ряд?(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1
-Почему этот ряд № ? Что обозначают точки…?
-Сравните эти ряды, что вы заметили? (в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания. Во2-ом ряду в порядке убывания)
Справились с заданиями, пробегайте,
Буратино выручайте.
Раз смогли ответить на наши задания, получайте часть от золотого ключика.
Вот, ребята, путь открыт.
Мы шагаем дальше.
Только кто же там в кустах
Пиявок ловит второпях? (Дуремар)
Дорога Дуремара похожа на геометрические фигуры. Вспомним, как они называются?
Что ты знаешь о прямой?, Что ты знаешь о луче? Что ты знаешь об отрезке?, Что ты знаешь о ломаной?
Вы, ребята, молодцы
Я не буду стоять у вас на пути!
Часть от ключика получайте
И Дальше своею дорогой ступайте!
Итог устного счета: Молодцы, ребята. Отлично справились с заданиями. Я думаю, самое время отдохнуть!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, - видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Спасибо, ребята, садитесь.
- Ребята, мы уже почти пришли к домику Буратино и Мальвины, нас встречает верный пес Буратино - Артемон.
Он просит вас вспомнить, когда про запись можно сказать сумма чисел?
- На листах запишите:
- сумму чисел 1 и 2 - найди значение суммы/ чему равно значение суммы?
- запиши сумму чисел 3 и 1 - найди значение суммы/ чему равно значение суммы?
- запиши сумму чисел 2 и 2 - найди значение суммы/ чему равно значение суммы?
- Ребята, что мы только что делали с числами? (складывали).
- Правильно. Артемон решил нам раскрыть математическую ТАЙНУ, он говорит, что числа, которые складывают, называются иначе слагаемые.
- От какого слова образовали слово слагаемые? (слагать, складывать).
- Да поэтому числа при сложении иначе называю как? (сла-га-е-мы-е)
- Ребята, возьмем простой карандаш и в каждой сумме подчеркнем слагаемые.
Ребята, Артемон вас благодарит за ваши знания, оказывается, когда он бегал по лужайке, он тоже нашел часть от золотого ключика и он с радостью нам ее отдает.
- Ну, вот и домик Буратино с Мальвиной.
- Мальвина решила сварить ароматный вкусный суп для Буратино. Она пошла в огород за овощами. Предлагаю и нам прогуляться по огороду. Возьмите из лоточков картинку Мальвины и ее огород.
- Для супа ей понадобилась морковь.
-Начало пути с у Мальвины показано красной точкой, она находится в нижнем левом углу. Мальвина шла в таком порядке:
2 | 3 | 5 | 1 | 1 |
- К какой букве пришла Мальвина?
- Сколько морковок она собрала?
-Сколько сначала сорвала морковок,(1) сколько потом?(4)
-Запишите сумму чисел 1 и 4.
-Чему будет равно значение суммы (5).
-Запишите. Назовите слагаемые в этой записи.
-Подчеркните слагаемые простым карандашом.
- Затем Мальвине понадобилась капуста. Она вышла от буквы А. Куда надо переместить карточку Мальвины? Она прошла такой путь:
1 | 3 | 2 | 1 | 5 | 2 |
- Где оказалась Мальвина?
- Сколько кочанов капусты собрала Мальвина? (5)
-Сколько сначала сорвала кочанов? (3) Сколько потом? (2)
- Запишите сумму чисел 3 и 2.
-Чему равно значение суммы? (5)
- Мальвина очень рада, что мы помогли ей сосчитать овощи. У нее оказалась вещь очень похожая на часть от золотого ключика. Она ее нашла у себя в огороде. И без сожаления отдала такую красивую пирамидку.
- Пока Мальвина готовила суп, Буратино пригласил нас в дом. В доме было уютно, чисто. Самым интересным было то, что у Буратино было много аквариумов. Давайте их рассмотрим.
Откройте учебники на с. 97.
Как вы думаете, может ли быть среди этих аквариумов лишний?
Какие можете предложить решения?
- Один аквариум большой, а остальные маленькие.
- В 1 водоросли, а во всех остальных живые существа.
- В одном морские звезды одного цвета, а во всех остальных аквариумах разноцветные
- В одном меньше налито воды, чем во всех остальных.
- Во всех по три предмета, а в одном по 4.
- Во всех находятся представители одного класса, а в одном и рыбы и краб.
- Сколько больших аквариумов (1), сколько маленьких аквариумов? (5)
- как это можно обозначить при помощи карточек?
- запишем сумму, найдем ее значение. 1+5=6,
- подчеркните слагаемые
- Сколько рыбок в каждом из аквариумов?
- покажем разноцветными карточками,
- запишем сумму, найдем ее значение. 2+4=6,
- подчеркните слагаемые
- Сколько аквариумов в верхнем ряду и сколько в нижнем?
- покажем разноцветными карточками,
- запишем сумму, найдем ее значение. 3+3=6,
- подчеркните слагаемые
- Чем похожи все записанные равенства?
- Какие еще можем составить суммы с таким же значением?
- Буратино пригласил нас на лужайку, а на лужайке мы увидели вот такую картинку. Какой рассказ можно составить?
(На цветках сидело 4 жука, к ним прилетели еще 2. Сколько стало жуков?)
- Запишите сумму и найдите ее значение (4+2=6)
- Подчеркните слагаемые
Жук в благодарность прожужжал:
ЖУ-ЖУ-ЖУ
Я издалека ключик ви-жу-жу
Ребята, а вы видите ключик?
Может быть надо детали повернуть и ключик соберется? (собирают ключик)
Ребята, мы выручили Буратино из беды, помогли ему собрать ключик, теперь и он сможет отворить потайную дверцу в мир знаний. А нам пора возвращаться домой. Но Буратино хотел бы посмотреть, как каждый из вас работал на уроке. Возьмите из лоточков ключик такого цвета, который покажет ваше настроение и работу на уроке.
Зеленый – был настойчив в овладении знаниями, уверен в себе, активен.
Жёлтый – был активным, но устал на уроке.
Красный - работал "спустя рукава"
Буратино вас благодарит, он каждому на память оставил свой портрет. Вам можно будет дома раскрасить протрет Буратино яркими карандашами.
А сейчас Буратино приглашает вас всех на танец.
- Ребята, с каким новым математическим термином вас познакомил Артемон? Как называются числа при сложении? (слагаемые)
– Спасибо всем за урок. Детям – за работу, а гостям – за терпение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 58. Состав чисел 7, 8, 9, 10Связь чисел при сложении и вычитании
Презентация предназначена для использования на уроке математике в 1 классе УМК "Школа России" к учебнику Моро....
"Состав чисел от 0 до 10. Последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел"
Интегрированный урок: математика+информатика...
Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.» 1 класс Школа России
Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.»...
Конспект урока по математике на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. " (1 класс, "Школа России", ФГОС)
Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....
Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9."
Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9." Учащиеся научатся выполнять арифметические действия с опорой на знание состава чисел....
ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 8, 9. СОСТАВ ЧИСЕЛ 8,9.
Цель: создать условия для закрепления знания приема вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми....
карточки "Состиав состав чисел " 1 класс
Эти карточки можно использовать при закреплении состава чисел в пределах 10....